Крупнейшие розничные сети России решили вместе бороться с ростом цен и давлением со стороны чиновников. Ритейлеры из Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят, в числе прочих, «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Лента», направили в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проект соглашения, замораживающего розничные цены на социально значимые продукты, сообщают «Ведомости».
Как рассказал один из источников газеты, участвовавший в подготовке документа, торговые сети таким образом страхуются от обвинений в сговоре, и, как только ФАС одобрит соглашение, цены будут заморожены на два месяца. При этом в АКОРТ не сомневаются в том, что ФАС согласует предложения ритейлеров, В службе подтвердили, что положительно относятся к инициативе АКОРТ, и добавили, что ассоциация получит ответ в ближайшие дни.
По данным газеты, в проекте соглашения нет жесткого списка продуктов, на которые цены будут зафиксированы. «Сетям предложено отталкиваться от списка социально значимых товаров и самостоятельно формировать корзину», — пояснил изданию сотрудник одной из розничных компаний.
Сейчас в список социально значимых товаров входят, в частности, говядина, свинина, баранина, куры, неразделанная замороженная рыба, молоко и некоторые молочные продукты, сахар и соль, подсолнечное масло, крупы, картофель, капуста, морковь, яблоки.
Источники газеты отмечают, что пока сети фиксируют цены в одностороннем порядке, но готовы замораживать их и по договоренностям с поставщиками. Издание уточняет, что замораживание розничных цен одновременно всеми крупнейшими сетями может позволить избежать существенных убытков для них.
Впрочем, старший старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева отмечает, что на социально значимые товары у ритейлеров и так установлены минимальные наценки.
По ее словам, «доходность сетей формировали покупки сверх минимальной потребительской корзины — более маржинальных товаров». Колупаева пояснила, что «покупатели более маржинальных продуктов будут "субсидировать" социально незащищенные слои населения». Аналитик напомнила, что в 2009 году замораживание цен, инициированное государством, привело к отложенному росту потребительских цен, однако сейчас сети идут на замораживание добровольно, и есть вероятность, что они смогут удержать сбалансированную ценовую политику.
Ранее некоторые розничные сети уже объявляли о фиксировании цен. Например, 9 февраля «Дикси» сообщила о том, что приняла решение заморозить цены на базовый продуктовый набор - гречку, рис, пшено, макароны, подсолнечное и сливочное масло, муку, замороженную рыбу и пельмени - до 9 марта 2015 года. Еще на 13 наиболее востребованных товаров — сахар, соль, некоторые виды круп, муки, масла и куриные яйца — ритейлер пообещал держать наценку в пределах 15%. В компании уточнили, что соответствующее решение принято «в условиях ценовой нестабильности на фоне кризисных явлений в экономике».
«Это ответ компании на ожидания наших соседей-покупателей, а также подтверждение того, что именно торговые сети в текущей ситуации являются реальным инструментом торможения инфляции», — пояснил президент группы компаний «Дикси» Ильи Якубсон. Кроме того, о замораживании цен ранее объявляли в Metro Cash & Carry, Globus и «О'кей»
Резкий рост цен на продукты был зафиксирован в российских магазинах в конце 2014 года, в результате генпрокурор Юрий Чайка поручил провести в торговых сетях проверки. В итоге прокуратура обнаружила завышение цен на отдельные виды товаров в магазинах практически всех крупных торговых сетей, а СМИ даже сообщали, что результаты проверок могут обернуться уголовными делами против ритейлеров.
Так, в Москве после визитов прокуроров было возбуждено 418 дел об административных правонарушениях. Как сообщалось, «факты установления необоснованной торговой наценки» были выявлены в магазинах «Азбука вкуса», «Перекресток», «Магнолия», «Дикси», «Магнит», «Билла» и «Спар».
Прокуратура Пермского края, в свою очередь, потребовала провести доследственную проверку в отношении менеджмента двух крупнейших отечественных продуктовых сетей «Магнит» и X5 Retail Group, а также компаний «СемьЯ» и «Виват». Прокуроры установили, что рост цен на некоторые товары в январе превысил 150%.
Ранее, в январе, во время выступления в Госдуме вице-премьер Аркадий Дворкович признавал, что правительство не исключает замораживания цен, но опасается, что эта мера приведет к дефициту продуктов.
По данным Росстата, в январе 2015 года продовольствие в России подорожало на 20,7% по сравнению с январем прошлого года, а по итогам 2014 года продовольственная инфляция в стране составила 15,7%. По закону правительство может вводить госрегулирование цен в том случае, если продовольствие в каком-либо регионе за 30 дней подорожало более чем на 30%, при этом заморозка цен может длиться не более 90 дней.
Впрочем, как писал «Коммерсантъ» 18 февраля, пока правительство раздумывает о целесообразности введения госрегулирования цен на социально значимые продукты питания, к ограничению стоимости таких товаров уже приступил целый ряд регионов.
По данным газеты, чиновники договариваются с ритейлерами о минимальной торговой наценке, требуют отдавать предпочтение продуктам местного производства и зафиксировать цены на товары под собственным брендом сетей.
Как сообщалось, правительство Ростовской области 9 февраля издало распоряжение, в котором рекомендовало ритейлерам, сельхозпроизводителям и организациям агропромышленного комплекса работать с наценкой не более 10% на социально значимые товары. Заместитель директора департамента потребительского рынка региона Наталья Багрянова пояснила, что речь идет об ограничении наценки, которую магазин вводит хотя бы на один товар из категории социально значимых.
В свою очередь, губернатор Курганской области Алексей Кокорин подписал распоряжение о максимальной наценке не более 15% к отпускным и оптовым ценам от производителей и поставщиков продуктов питания. Ранее распоряжение о списке продуктов, наценка на которые не должна превышать 10%, подписал и глава Краснодарского края Александр Ткачев. В перечень вошли продукты, существенно подорожавшие в последнее время: гречка, рис, мука, соль, сахар, яйца, замороженные куры.
Тюменская область еще в конце декабря ограничила 15% наценку для торговых сетей и оптового звена на 15 социально значимых товаров (курица, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, мука, хлеб и другие).
Впрочем, тогда исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов отмечал, что многие требования, установленные регионами, не соответствуют законодательству, так как субъект не имеет права законодательно устанавливать наценку на какие-либо товары.
Согласно российским законам, возможность ограничивать цены на региональном уровне существует только в условиях Крайнего Севера или на территориях, которые приравнены к нему по статусу. В Минпромторге отмечали, что также против подобных региональных инициатив, так как это, «в первую очередь, является нарушением закона, а во-вторых, ограничивает конкуренцию».