будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
инфляция ретейл цены
Июнь 30, 2025
Хозяйство

На прилавках местами заморозки

На прилавках местами заморозки
akort1
Совещание руководителей компаний членов АКОРТ. Источник: Фото: acort.ru

Крупнейшие розничные сети России решили вместе бороться с ростом цен и давлением со стороны чиновников. Ритейлеры из Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят, в числе прочих, «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Лента», направили в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проект соглашения, замораживающего розничные цены на социально значимые продукты, сообщают «Ведомости».

Как рассказал один из источников газеты, участвовавший в подготовке документа, торговые сети таким образом страхуются от обвинений в сговоре, и, как только ФАС одобрит соглашение, цены будут заморожены на два месяца. При этом в АКОРТ не сомневаются в том, что ФАС согласует предложения ритейлеров, В службе подтвердили, что положительно относятся к инициативе АКОРТ, и добавили, что ассоциация получит ответ в ближайшие дни.

 
Илья Якубсон на совещании руководителей компаний членов АКОРТ

По данным газеты, в проекте соглашения нет жесткого списка продуктов, на которые цены будут зафиксированы. «Сетям предложено отталкиваться от списка социально значимых товаров и самостоятельно формировать корзину», — пояснил изданию сотрудник одной из розничных компаний.

Сейчас в список социально значимых товаров входят, в частности, говядина, свинина, баранина, куры, неразделанная замороженная рыба, молоко и некоторые молочные продукты, сахар и соль, подсолнечное масло, крупы, картофель, капуста, морковь, яблоки.

Источники газеты отмечают, что пока сети фиксируют цены в одностороннем порядке, но готовы замораживать их и по договоренностям с поставщиками. Издание уточняет, что замораживание розничных цен одновременно всеми крупнейшими сетями может позволить избежать существенных убытков для них.

 
Наталья Колупаева

Впрочем, старший старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева отмечает, что на социально значимые товары у ритейлеров и так установлены минимальные наценки.

По ее словам, «доходность сетей формировали покупки сверх минимальной потребительской корзины — более маржинальных товаров».  Колупаева пояснила, что «покупатели более маржинальных продуктов будут "субсидировать" социально незащищенные слои населения». Аналитик напомнила, что в 2009 году замораживание цен, инициированное государством, привело к отложенному росту потребительских цен, однако сейчас сети идут на замораживание добровольно, и есть вероятность, что они смогут удержать сбалансированную ценовую политику.

Ранее некоторые розничные сети уже объявляли о фиксировании цен. Например, 9 февраля «Дикси» сообщила о том, что приняла решение заморозить цены на базовый продуктовый набор - гречку, рис, пшено, макароны, подсолнечное и сливочное масло, муку, замороженную рыбу и пельмени - до 9 марта 2015 года. Еще на 13 наиболее востребованных товаров — сахар, соль, некоторые виды круп, муки, масла и куриные яйца — ритейлер пообещал держать наценку в пределах 15%. В компании уточнили, что соответствующее решение принято «в условиях ценовой нестабильности на фоне кризисных явлений в экономике».

«Это ответ компании на ожидания наших соседей-покупателей, а также подтверждение того, что именно торговые сети в текущей ситуации являются реальным инструментом торможения инфляции», — пояснил президент группы компаний «Дикси» Ильи Якубсон. Кроме того, о замораживании цен ранее объявляли в Metro Cash & Carry, Globus и «О'кей»

 
Юрий Чайка

Резкий рост цен на продукты был зафиксирован в российских магазинах в конце 2014 года, в результате генпрокурор Юрий Чайка поручил провести в торговых сетях проверки. В итоге прокуратура обнаружила завышение цен на отдельные виды товаров в магазинах практически всех крупных торговых сетей, а СМИ даже сообщали, что результаты проверок могут обернуться уголовными делами против ритейлеров.

Так, в Москве после визитов прокуроров было возбуждено 418 дел об административных правонарушениях. Как сообщалось, «факты установления необоснованной торговой наценки» были выявлены в магазинах «Азбука вкуса», «Перекресток», «Магнолия», «Дикси», «Магнит», «Билла» и «Спар». 

Прокуратура Пермского края, в свою очередь, потребовала провести доследственную проверку в отношении менеджмента двух крупнейших отечественных продуктовых сетей «Магнит» и X5 Retail Group, а также компаний «СемьЯ» и «Виват». Прокуроры установили, что рост цен на некоторые товары в январе превысил 150%.

 
Аркадий Дворкович

Ранее, в январе, во время выступления в Госдуме вице-премьер Аркадий Дворкович признавал, что правительство не исключает замораживания цен, но опасается, что эта мера приведет к дефициту продуктов. 

По данным Росстата, в январе 2015 года продовольствие в России подорожало на 20,7% по сравнению с январем прошлого года, а по итогам 2014 года продовольственная инфляция в стране составила 15,7%. По закону правительство может вводить госрегулирование цен в том случае, если продовольствие в каком-либо регионе за 30 дней подорожало более чем на 30%, при этом заморозка цен может длиться не более 90 дней.

Впрочем, как писал «Коммерсантъ» 18 февраля, пока правительство раздумывает о целесообразности введения госрегулирования цен на социально значимые продукты питания, к ограничению стоимости таких товаров уже приступил целый ряд регионов.

По данным газеты, чиновники договариваются с ритейлерами о минимальной торговой наценке, требуют отдавать предпочтение продуктам местного производства и зафиксировать цены на товары под собственным брендом сетей.

Как сообщалось, правительство Ростовской области 9 февраля издало распоряжение, в котором рекомендовало ритейлерам, сельхозпроизводителям и организациям агропромышленного комплекса работать с наценкой не более 10% на социально значимые товары. Заместитель директора департамента потребительского рынка региона Наталья Багрянова пояснила, что речь идет об ограничении наценки, которую магазин вводит хотя бы на один товар из категории социально значимых.

 
Алексей Кокорин

В свою очередь, губернатор Курганской области Алексей Кокорин подписал распоряжение о максимальной наценке не более 15% к отпускным и оптовым ценам от производителей и поставщиков продуктов питания. Ранее распоряжение о списке продуктов, наценка на которые не должна превышать 10%, подписал и глава Краснодарского края Александр Ткачев. В перечень вошли продукты, существенно подорожавшие в последнее время: гречка, рис, мука, соль, сахар, яйца, замороженные куры.

Тюменская область еще в конце декабря ограничила 15% наценку для торговых сетей и оптового звена на 15 социально значимых товаров (курица, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, мука, хлеб и другие).

Впрочем, тогда исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов отмечал, что многие требования, установленные регионами, не соответствуют законодательству, так как субъект не имеет права законодательно устанавливать наценку на какие-либо товары.

Согласно российским законам, возможность ограничивать цены на региональном уровне существует только в условиях Крайнего Севера или на территориях, которые приравнены к нему по статусу. В Минпромторге отмечали, что также против подобных региональных инициатив, так как это, «в первую очередь, является нарушением закона, а во-вторых, ограничивает конкуренцию».

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).