будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Хозяйство

Не мешать тонуть плохим идеям

Не мешать тонуть плохим идеям
racine

Публикация продолжает цикл статей, посвященных поддержке инновационного предпринимательства. Этот цикл был начат докладами руководителя исследовательской группы Всемирного банка Жана-Луи Расина и участника исследования Алистера Бретта, которые были сделаны на семинаре Российской венчурной компании. Одним из важных тезисов докладчиков стал следующий: главный фактор успеха сетей по поддержке инновационного предпринимательства – социальный капитал ее лидеров. Кроме того, принципиальный момент – неиспользование таких программ в целях «спасения» инновационные идеи, у которых мало шансов на реализацию. Публикуем реплику на эту тему Жана-Луи Расина.

В России были случаи запуска программ поддержки инноваций, спонсируемых частным сектором, в основном – в области IT. Но важно ли это для российского госсектора? Интерес частного сектора к IT понятен – там обычно очень быстрые циклы разработки новых продуктов, капитальные требования минимальны. Наличие подобных частных программ не означает, что государству не нужно заниматься подобными вещами. Далеко не везде инвесторы получают возможность заработать на таких программах: вы можете много времени потратить на стартап, а потом он привлечет финансирование другого инвестора, и вы ничего не заработаете.

Одно европейское исследование показало, что компании практически не доверяют консультантам по управлению инновациями. Хотя есть и хорошие консультанты. Но, видимо, плохие настолько плохи, что портят репутацию всему рынку. Это явно не оптимальная ситуация: мало кто испытывает потребность в консультантах по инновациям. Вдобавок здесь очень важно набрать критическую массу: когда сеть по поддержке инноваций перешагнет определенный порог, дальше она может существовать и развиваться сама. Но до этого порога нужно дойти.

Поддержку инноваций нельзя свести к сводничеству. Недостаточно просто найти для компании ментора и надеяться, что у него все заладится с стартапом. Нужно следить, чтобы ментору эта работа нравилась. Поэтому приходится заниматься и культурной программой для менторов, следить за тем, чтобы люди в этой системе друг другу доверяли. Деньгами этого не добиться. Нужно найти людей, которые будут рады вести эту работу бесплатно. Из филантропических соображений, или потому, что они потом хотят заработать на таких проектах. Например, войдя в совет директоров компании.

И нужно иметь смелость как можно быстрее отказываться от слабых игроков. Здесь можно пользоваться той же самой гейтовой методологией. Оставляйте тех, кто готов учиться. После каждого гейта [отсева слабых] состав будет становиться сильнее; остальных гоните. Даже в госпрограммах, которые мы изучали, в ядре всегда есть человек, который работает своеобразным магнитом: притягивает к себе остальных, считается успешным, обладает большим социальным капиталом. Многие приходят именно к нему, «под руководителя».

Недостаточно просто найти хорошие технические идеи. Нужно, чтобы был рынок, готовый эти идеи поглотить. К примеру, в России достаточно много «айтишных» стартапов. Этому способствует огромный международный спрос на эти веб-приложения. А смотря на многие другие отрасли, мы видим, что реально рынки существуют только в некоторых странах: в США, Японии и т.д. И программы поддержки инноваций, работающие в этих отраслях, должны поэтому выходить за рамки локальной специализации. Они вынуждены работать на разных рынках, сводить разработчиков с компаниями, инвесторами, менторами из других стран.

 

 

Мы попробовали выделить 3 типа подобных сетевых программ. Если ставится задача как можно более быстрой коммерциализации результатов, то вам нужна достаточно мощная программа, большой штат. Вы выстраиваете службу одного окна, помогаете компании получать патенты, лицензии, берете на себя много брокерских функций. Зачастую приходится и отбирать идеи. На раннем этапе многим участникам программы приходится платить, хотя часть менторов удается привлечь бесплатно.

Другая модель представляется наиболее привлекательной, если ставится задача развития рынков, инвест-консультирования, особенно в сегменте малых и средних предприятий. Хороший пример такого подхода – программа Евросоюза, которая стоила 5 млн евро, на ее функционирование (например, есть своя база данных) уходит около 1 млн евро в год. Нужно постараться избежать европейских ошибок в области сертификации и консультирования. Они решили с самого начала привлечь как можно больше консультантов, чтобы сеть была большой. На входе к консультантам предъявлялись мизерные требования, что дискредитировало всю идею.

Третья модель нужна, если ставится задача выстраивания инновационной экосистемы в долгосрочной перспективе. А задачи создать ее как можно быстрее нет. В этом случае главное - используя нематериальные рычаги, найти людей, готовых работать за идею, на большую перспективу. Приступая к созданию подобной программы, можно воспользоваться этой методологией.

Для себя нужно ответить на вопросы, какие цели вы ставите, каков ваш горизонт инвестирования и бюджет, какие ставятся задачи в области управления инновационным процессом и т.д. Очень важно на самом раннем этапе найти людей, обладающих определенным социальным магнетизмом, и строить программу вокруг них.

 

 

Здесь перечислены многие риски, с которыми вы столкнетесь при создании подобных программ. Например, многие программы поддержки инноваторов (будь то грантовые программы или инкубаторы) пытаются поддерживать идеи, даже если они откровенно тонут. Хорошие сети ускорения инновационного развития такую задачу перед собой не ставят. Они не мешают плохим идеям тонуть.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).