В столице с 1 июля традиционно подорожают коммунальные услуги. В среднем тарифы вырастут на 10%, что заметно меньше инфляции. При этом что-то подорожает меньше, например, холодная вода и водоотведение всего на 5,9% (хорошая новость для обладателей газовых колонок), что-то больше, например, электричество при многотарифном учете на 13,4% (плохая новость для любителей запускать ночью стиральную или посудомоечную машину).
Но повышение тарифов на коммунальные услуги естественно в условиях скачка цен, который страна пережила в последние месяцы: с начала года цены выросли уже на 8,1%, а за 12 месяцев рост составил 16,4%. Вряд ли москвичи ждали, что коммунальные платежи внезапно сократятся. Намного более интересным и важным оказалось решение столичного правительства о постепенном реформировании института социального найма жилья.
Так сложилось, что в России квартира является чуть ли не самым защищенным от государства имуществом. Дом на своей земле можно снести для строительства дороги, деньги в банке находятся «под колпаком» у налоговой инспекции, бизнес может быть разрушен давлением администрации или правоохранительных органов. Квартиру, в теории, можно отнять за многолетние долги по коммуналке, но таких случаев — единицы по всей стране.
В этом смысле Россия — живое воплощение выражения «мой дом — моя крепость». Хочется вешать кондиционер на фасад — никто не помешает, остекление балкона — пожалуйста, даже после сноса стены, если она не несущая, вряд ли кто-то будет возмущаться.
Что характерно, в российском законодательстве прописаны два вида способа владения квартирой. Один — полноправная собственность, которая образовалась в результате приватизации недвижимости из государственного фонда или покупки квартиры в новостройке. Второй — социальный наем жилья, сохранившийся со времен Советского Союза институт квазисобственности.
В советские времена абсолютное большинство недвижимости в многоквартирных домах принадлежало государству, а люди как бы арендовали квартиры. При этом с годами гарантий того, что человека из квартиры никто не выселит, становилось все больше. Сейчас такую недвижимость можно завещать, просто вписав в договор соцнайма родственника, сдавать в аренду, существуют схемы и для продажи.
Одно из немногих существенных отличий «социальных» квартир от приватизированных — в размере расходов, которые несет наниматель или, соответственно, собственник. В случае с приватизированной квартирой это и налог на имущество, и плата за содержание дома и, уже скоро, плата за капитальный ремонт. В случае с «социальной» квартирой это только небольшая плата за наем, которая в разы меньше расходов полноправных собственников.
Притом никто не проверяет, является арендатор городского жилья нуждающимся в помощи или нет: получается, за человеком сохраняется право дешевого проживания исключительно в силу того, что он пока не приватизировал квартиру.
Во всем этом была бы логика, если бы город предоставлял квартиры исключительно нуждающимся. Но в реальности по договору соцнайма живут и вполне обеспеченные москвичи, которые просто хотят экономить тысячу-другую рублей в месяц. Более того, в преддверии введения платы за капремонт и увеличения налога на недвижимость некоторые решили воспользоваться закрепленным в законе правом на реприватизацию квартиры, с последующим съемом ее по договору соцнайма. По данным «Коммерсанта», такое решение приняли уже 10 тысяч человек. В масштабе Москвы число не очень большое, но хорошо показывает суть отношения граждан к собственности на квартиру.
Способ борьбы с таким отношением к социальному жилью, в принципе, только один — повышать за него плату до хоть сколько-нибудь адекватных величин.
Сейчас плата за соцнаем составляет 2,64 рубля за квадратный метр, подсчитанный правительством Москвы минимальный экономически обоснованный тариф — 60 рублей, а рыночная стоимость аренды жилья колеблется в районе 700 рублей за метр. Иными словами, сейчас в Москве есть вполне обеспеченные люди, которые арендуют у города жилье по цене на два порядка ниже рыночной.
Разница между стоимостью содержания жилья и размером платежей по соцнайму оплачивается из бюджета Москвы: на это уходит 18 млрд рублей в год, это почти 1% от городского бюджета. Для сравнения, на развитие наземного общественного транспорта в 2015 году планируется потратить 14,6 млрд.
Цель правительства Москвы сделать так, чтобы социальная поддержка касалась не тех, кто пока не приватизировал квартиру, а беднейших слоев населения. Поэтому ставки по договорам соцнайма будут расти: с 1 июля для льготных категорий тариф достигнет 2,9 рубля за квадратный метр в месяц, для остальных — 9 рублей. В следующем году тариф увеличится до 15 рублей за метр, а к 2018 году — до 21 рубля.
Одновременно город развивает адресную помощь тем, кто в ней действительно нуждается — за счет этого экономятся бюджетные ресурсы. В последние годы бюджет Москвы все меньше получает от нефтегазовых компаний, так что в конечном счете льготы напрямую оказываются связаны с налогами москвичей.
Хоть Москва и является одним из самых богатых регионов страны, но проблемы перед ней зачастую стоят достаточно типичные. Необходимость оптимизации социальных расходов, которые лежат на плечах региональных властей, осознают почти везде.
Очевидно, что если стоит выбор между сокращением дотаций обеспеченным квазисобственнкам социального жилья и сокращением финансирования медицины, образования и культуры, необходимо выбирать первый вариант. Проблема только в том, что никто в стране пока не осмелился влезать в эту историю, начинать конфликт с теми, кто сейчас привык получать субсидиии.
Так что Москва в очередной раз может стать примером для подражания для многих региональных администраций. Осталось только дождаться хотя бы первых результатов реформы, во многом ее успех зависит от поддержки москвичами. Лишенные необоснованных льгот будут громкой и сплоченной группой, мэрии нужна будет поддержка для того, чтобы доказать: этим деньгам необходимо найти лучшее применение.