Финансовый блок правительства и глава государства, похоже, определили размер индексации пенсий в 2016 году. Антон Силуанов, конечно, так и не добился изначально поставленной цели в 5,5%, но и до варианта Ольги Голодец, 11,9%, оказалось далеко.
О том, что спор между финансовым и социальным блоками правительства предстоит разрешить именно президенту, стало понятно еще в конце июля. Сейчас в российском законодательстве прописано, что пенсии и социальные пособия должны каждый год повышаться минимум на размер фактической инфляции в прошедшем году.
В свое время такое правило было принято для того, чтобы пенсионеры могли быть твердо уверены в завтрашнем дне — вполне понятная цель для действующего правительства, которое хочет получать голоса пожилых людей на выборах.
Индексировать пенсию на уровень инфляции или даже больше легко, когда нефть стоит 100 долларов за баррель и больше, но когда экспортные доходы бюджета резко сокращаются, курс рубля по отношению к основным мировым валютам обваливается и происходит, соответственно, скачок цен, следовать ранее установленному правило очень сложно.
В феврале, несмотря на возражения финансового блока, пенсии уже проиндексировали на 11,4%, а не на 7,5%, как предполагал прогноз.
Ранее правительство в ходе обсуждения основных параметров бюджета уже решило, что социальные выплаты будут расти медленнее инфляции: в 2016 году на 5,5%, в 2017 году — на 4,5%, в 2018 году — на 4%. Эти цифры взяты не с потолка, именно таким был прогноз инфляции до обвала цены на нефть, введения санкций и контрсанкций и девальвации рубля. Хотя сейчас, конечно, эти цифры кажутся совсем оторванными от реальности.
Антон Силуанов настоял на таком решении, поскольку, по его словам, иначе пришлось бы проводить очередной секвестр бюджета или финансировать расходы правительства за счет эмиссии, то есть раскручивать инфляцию.
По такой же схеме необходимо было повышать и пенсии в 2016-2018 гг, уверен Антон Силуанов. Арифметика очень простая: при индексации на 5,5% рост расходов на пенсионное обеспечение в 2016 году составит 450 млрд рублей, при индексации на 11,9% — на 850 млрд рублей. Согласно действующему пока официальному прогнозу Минэкономразвития, инфляция в 2015 году составит именно 11,9%, при том, что уже сейчас, согласно данным Росстата, индекс потребительских цен вырос на 9,4%.
Разницу в 400 млрд, примерно 3% от всего бюджета, правительство может взять из нескольких источников — либо сокращать расходы на все остальные статьи, в том числе инфраструктуру, образование, медицину, оборону и т. д., либо в очередной раз изъять взносы на накопительную часть пенсии. Также можно начать пользоваться резервным фондом, но тогда он закончится уже в 2016 году, а в 2017-2018 гг дополнительные расходы составят 2,7 трлн, которые профинансировать будет уже совершенно точно неоткуда, так что этот вариант даже не рассматривался.
Сторонников у первого варианта не оказалось, а за второй вариант выступала «социальный» вице-премьер Ольга Голодец, которая, судя по всему, является противником накопительной пенсионной системы чуть ли не по идеологическим соображениям.
Но накопительную пенсию «не сдавал» Минфин — для него эти деньги принципиально важны в качестве потенциальных инвестиций, с которыми после введения секторальных санкций у России стало совсем плохо.
В результате, если верить газете «Ведомости», в Кремле приняли компромиссный вариант: повысить пенсии в 2016 году на 7%. Другой источник издания сказал более точную цифру: 7,1%. Именно таким рост цен ожидается в 2016 году — то есть пенсию собираются повышать не на уровень инфляции в предшествующем году, а на прогнозируемый уровень инфляции в текущем году. Это, конечно, потребует внесения некоторых правок в законодательство, но действующий состав парламента, как показывает практика, готов в случае необходимости прийти на помощь кабинету.
Впрочем, решение может внезапно стать не окончательным: как пишут «Ведомости», принято оно было на совещании президента, на котором присутствовал министр финансов Антон Силуанов, но не было вице-премьера Ольги Голодец, она сейчас находится в отпуске. Российская бюрократическая традиция предполагает согласование важных решений со всеми заинтересованными ведомствами, так что к концу августа мы можем внезапно узнать о какой-нибудь новой цифре.
Как бы то ни было, «компромисс» между двумя вариантами, в принципе, был ожидаем — логика обоих враждующих блоков правительства понятна и не исключает одна другую. При этом вариант повышения пенсий на 7%, если решение действительно принято окончательно, можно рассматривать скорее как победу Силуанова.
Во-первых ему удалось добиться пересмотра устоявшегося и прописанного в законе правила — а разрушить status quo, как показывает практика, сложнее всего.
Во-вторых, прогноз по инфляции в 2016 году, вполне вероятно, будет понижен. Министр экономики Алексей Улюкаев уже заявил, что по итогам этого года индекс потребительских цен может вырасти не на 11,9%, как записано в прогнозе, а на 10,5%. Соответственно и в 2016 году, если не произойдет ничего неожиданного, цены будут расти медленнее: ЦБ все еще ставит себе цель по инфляции 4% в 2017 году.
И, наконец, в-третьих, любое принятое доказательства нехватки денег на выплату пенсий Минфин может использовать для продавливания повышения пенсионного возраста. Если раньше эта идея однозначно отметалась руководством страны, то теперь на нее все чаще обращают внимание.
Действительно, в Советском Союзе пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин был установлен в 1932 году. Тогда не только пенсии платились далеко не всем, но и ожидаемая продолжительность жизни у мужчин составляла 30,5 лет, а у женщин — 35,7 лет. Сейчас ожидаемая продолжительность жизни при рождении перевалила за 70 лет, а в течении полутора десятилетий количество пенсионеров сравняется в количеством граждан трудоспособного возраста.
После внезапного роста смертности весной этого года Минздрав с Росстатом по поручению Ольги Голодец подготовили специальный доклад на эту тему, который, судя по всему, также может использоваться в качестве аргумента за повышение пенсионного возраста.
Сейчас, подсчитали в Минздраве, доля людей старшего возраста в стране составляет 23,5%, что на 3 процентных пункта больше, чем 10 лет назад, в 2006 году. Причем самочувствие пожилых людей постоянно улучшается: за последние 19 лет доля пожилых людей, оценивающих свое здоровье как плохое и очень плохое, сократилась с 40% до 30%. Соответственно и доля работающих пенсионеров постоянно растет: в ранних пенсионных возрастах (женщины 55-59 лет и мужчины 60-64 лет) меньше чем за 20 лет она выросла в полтора раза. Даже среди людей старше 65 лет работают 8% — примерно такая же ситуация, например, в Великобритании и Канаде.
Рост занятости среди пожилых стимулирует и сокращение экономически активного населения: на 800 тысяч человек с 2008 по 2012 годы. Скачка производительности труда за это время не произошло, а значит рабочие места доставались либо мигрантам, либо пенсионерам.
Не платить пенсии тем, кто может продолжать отлично работать — и есть главная идея Минфина, вопрос только в том, каким образом претворить ее в жизнь, просто повысив пенсионный возраст для всех, или стимулируя граждан откладывать выход на пенсию, благодаря чему ответственными за повышение пенсионного возраста, как бы, будут уже сами россияне.