На грядущем саммите Европейского союза, который пройдет 25-26 июня, может быть принято решение о продлении действия санкций в отношении России еще на полгода. Дипломатический источник The Wall Street Journal заявил, что речь идет как об индивидуальных санкциях против некоторых граждан России, так и о секторальных экономических санкциях.
Формально решение о продлении санкций на уровне Евросоюза еще не обсуждалось, но в Брюсселе уверены, что страны ЕС готовы продолжить давление на Россию, пока не будут полностью выполнены все положения Минских соглашений. Это решение, безусловно, усилит напряженность в отношениях между ЕС и Москвой. Как отмечает издание, в Кремле надеялись, что относительное соблюдение перемирия на востоке Украины позволит рассчитывать хотя бы на некоторое смягчение санкций, однако вчерашняя эскалация конфликта внесла свои помарки в этот сценарий.
Один из высокопоставленных чиновников ЕС в разговоре с WSJ признался, что в целом дискуссии об ослаблении санкций немного поутихли. Брюссель уверен, что Россия причастна к перманентным поставкам оружия на территории восточной Украины, которые находится под контролем сепаратистов, а это не позволяет говорить о подвижках в плане реализации Минских договоренностей.
На статью в The Wall Street Journal Москва ответила приемом уже избитым. Премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал, что все решения, принятые на саммите, будут встречены симметричной реакцией. Глава правительства многозначительно заметил: «санкции – это коллективная ответственность Евросоюза» и добавил, что все страны, входящие в ЕС, «должны это понимать».
Между тем в ночь на среду возобновились бои за Мариьнку – город районного значения в Донецкой области. Днем обоюдные обстрелы позиций продолжились. Стороны обвинили друг друга в использовании тяжелого вооружения, что запрещено Минскими соглашениями. Это косвенно подтверждает доклад мониторинговой группы ОБСЕ. Активная фаза боевых действий прекратилась только к вечеру. Периодически стрельба возобновлялась в районе других населенных пунктов, расположенных по линии фронта.
В самопровозглашенной ДНР утверждают, что жертвами вооруженного столкновения стали десять сепаратистов и пять мирных жителей. По данным Киева, в боях за Марьинку погибли трое военнослужащих, более 30 получили ранения. И без того непрочные Минские договоренности, которые выполняются в произвольном порядке, оказались под угрозой срыва.
В Госдуме эскалацию вооруженного конфликта напрямую связали с грядущим саммитом Евросоюза. Председатель парламентского комитета по международным делам Алексей Пушков заявил, что «чем ближе к дню, когда ЕС решает, продлить ли санкции против России, тем сильнее обстрелы Донбасса со стороны Киева». «Жесткая закономерность», - написал он в своем твиттере.
Вашингтон и Киев в возобновлении боевых действий в Донбассе обвиняют Россию. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что в преддверии саммита «Большой семерки» Москва «в очередной раз нарушила Минские договоренности», дав указания сепаратистам «начать военную операцию».
Информационное напряжение подогрел доклад «The Russian Challenge» об отношениях между Западом и Россией, подготовленный экспертами британского Королевского института международных отношений (Chatham House). Авторы доклада считают, что политический курс России безнадежно несовместим с интересами Запада, конвергенция провалилась, поэтому эксперты посоветовали готовиться к ухудшению отношений с Москвой, укреплять НАТО и противостоять кремлевской пропаганде. В докладе также говорится о необходимости сохранять санкции против России, пока кризис на Украине не будет окончательно урегулирован.
«Нельзя идти на уступки Владимиру Путина из боязни что его преемник будет еще хуже. Такой подход уже оказал свою несостоятельность. События последних 18 месяцев убедительно показали, что в отношениях с Россией оптимизм – проигрышная стратегия», - заключают авторы доклада, среди которых двое бывших британских послов в Москве – сэр Родерик Лайн и сэр Эндрю Вуд.
Аналитики допускают, что украинский конфликт в конечном счете может привести к прямому столкновению России и европейских государств. Пока же Москва ограничивается вегетарианскими мерами. С 4 июня запрещен импорт рыбной продукции из Латвии и Эстонии – под запрет попали в основном шпроты. Россельхознадзор выявил системные нарушения на рыбоперерабатывающих предприятиях Балтийских стран, а также содержание в продукции запрещенных и вредных веществ.
И все же нельзя исключать, что к саммиту коллизии вокруг сохранения санкций в отношении России среди членов ЕС могут обостриться. В первую очередь преградой на пути к консенсусу в этом вопросе стоят страны, резко критикующие политику Европейского союза, с которыми на этой почве Москва пытается выстроить стратегически-доверительные отношения. Главным образом это относится к новому правительству Греции, которое вступило с Берлином в отчаянную конфронтацию, пытаясь выровнять свое финансовое положение.
В апреле премьер-министр Греции Алексис Ципрас посетил Москву и отдельным топиком его выступления стали санкции Евросоюза в отношении России, которые нанесли ощутимый удар по национальной экономике из-за продовольственного эмбарго. Если не брать маргинальные политические силы Европы – правые и консервативные партии и организации Старого света, стоящие на позициях евроскептицизма – голоса поддержки в адрес России ориентируются по экономическому камертону.
Непримиримыми сторонниками санкций остаются Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, а также страны Балтии и Польша. Испания, Италия, Финляндия, Португалия, Швеция, Словения, Венгрия, Чехия – скорее за, чем против. Сомневаются в необходимости продления санкций Кипр, Люксембург, Словакия и Австрия.
Эксперт Института миграционной политики (Берлин) Ольга Гулина считает, что санкционная политика – прокрустово ложе для всех. Например, европейские эксперты говорят о позиционной ошибке канцлера Германии Ангелы Маркель, которая полагала, что российское руководство находится где-то в «другой реальности», когда «другая реальность» окружает лидеров стран ЕС. «Европеизации» России так и не произошло, экономика страны стремится к автаркии, а значит аргумент санкций недееспособен.
«С другой стороны, экономические санкции сегодня – пожалуй, последний разумный ответ, который остался у стран Запада в урегулировании конфликта на территории Украины. Санкции – это промежуточное звено между восстановлением связей или развертыванием военных действий. Это дорога с ограниченным движением, регулировщиком на которой выступает России, но лишь потому, что применение силы или военный путь разрешения конфликта на Украине неприемлемы для европейцев», - пишет Гулина.
Именно по этой причине с большой долей вероятности можно утверждать, что европейские санкции в отношении России будут продлены, хотя бы потому, что ни у одной из сторон пока нет по-настоящему действенной стратегии по урегулированию конфликта на Украине/конфликта между Россией и Западом, которая могла бы удовлетворить все заинтересованные стороны.
Плюс европейские чиновники сходятся в мнении, что санкции все же нанесли серьезный удар по экономике России, тем самым затормозив стремительное развертывание военной машины вглубь Украины. В распространенном не так давно документе ЕС приведен прогноз, согласно которому в этом году сокращение российской экономики составит 3,8%, в том числе по причине действия экономических ограничений.
Ответные санкции, запрещающие импорт сельскохозяйственной продукции из Евросоюза, тоже не прошли бесследно. По приблизительным оценкам, «продовольственная линия Маннергейма» обошлась этим странам приблизительно в пять миллиардов евро, что выразилось в протестах многих европейских фермеров, которые начали терпеть убыток, недополучая или вовсе не получая компенсации от своих правительств.
Секторальные санкции Евросоюза в отношении России были введены летом прошлого года, их действие истекает в конце июля. Ограничительные меры распространяются на торговлю, финансовую сферу и производство. Введено эмбарго на поставку вооружений в Россию, а также на вывоз оружия и материалов для его производства. Запрещен ввоз в РФ товаров и технологий двойного назначения, ограничено предоставление инновационных технологий в нефтедобывающей промышленности. В отношении ряда российских граждан (политики, бизнесмены, близкое окружение Путина) действуют индивидуальные санкции: им запрещен въезд на территорию Евросоюза, их зарубежные активы заморожены.
Президент США Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель во время своих последних выступлений включили российскую политику (присоединение Крыма) в список угроз мировому сообществу. В компании с Россией оказались террористическая группировка «Исламское государство» и вирус Эбола.