Если «Газпром», как и запланировано, начнет строительство морской части «Турецкого потока» уже в июне, он совершит довольно смелый поступок, который может обернуться колоссальными убытками. Об этом предупреждает РБК, проанализировавший условия сделки между Москвой и Анкарой, которая, кстати говоря, все еще не заключена.
Основная проблема «Турецкого потока» в том, что формально его еще не существует: со стороны Турции пока ничего, кроме политический заявлений, слышно не было. Перед тем, как начать прокладывать трубу в турецких водах, необходимо получить разрешение всех заинтересованных ведомств и заключить межправительственное соглашение — пока не сделано ни того, ни другого.
Посол Турции в России Умит Ярдым заявил «Интерфаксу», что стороны «пока не достигли стадии начала проекта». По его словам, сейчас нельзя судить даже о сроках запусках проекта. «Будет неправильно назвать в качестве дат запуска газопровода конкретно 2016 или 2017 годы», — аккуратно сказал дипломат.
Все, что есть у «Газпрома» — подписанный с турецкой компанией Botas 1 декабря 2014 года меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода. Тут нужно понимать, что газопровода без меморандума быть не может, а вот подписать меморандум, но ничего в итоге не строить, никто не запрещает.
В «Газпроме» уверены в своих силах несмотря ни на что, в Черное море уже перебрасывается техника в те районы, где запланирована прокладка трубы. Российскую газовую монополию понять можно: до того законтрактованные для «Южного потока» недешевые суда-трубоукладчики несколько месяцев стояли в болгарской Варне, простой оплачивался, само собой, российской стороной.
Вторая проблема — сама цель существования «Турецкого потока». Изначально предполагалось, что он будет являться заменой «Южному потоку», который должен был поставлять газ в страны южной и центральной Европы в обход Украины.
Но в Европейском союзе ударными темпами идет очередная реформа энергетического сектора, основной смысл которой как раз заключается в том, чтобы не давать «Газпрому» свободы действий на рынке ЕС.
Если энергетическая реформа в ЕС будет осуществлена в полном объеме, то Еврокомиссия, например, сможет предварительно знакомиться с газовыми контрактами стран-членов ЕС с третьими сторонами, то есть в том числе и «Газпромом». Возможно, что европейские бюрократы получат право даже утверждать или, соответственно, не утверждать эти договоры — а для покупок поставляемого через «Турецкий поток» газа европейским компаниям придется заключать новые контракты. Более того, потребители газа в ЕС должны будут выстроить новую инфраструктуру для получения топлива, таким образом конкурентное преимущество «Газпрома», которое состоит в исторически сложившихся путях поставки газа, будет фактически уничтожено.
Впрочем, «Газпром» пока на Европу и не нацеливается. В ближайших планах российской газовой монополии, судя по всему, «минимальная конфигурация» «Турецкого потока», только одна ветка, пропускная способность которой вряд ли превысит 16 млрд куб. м в год. Такой объем газа вполне может потребить сама Турция, но и его «Газпром» сможет поставить далеко не сразу: необходимо еще экспортировать энергоносители в Китай, а нарастить добычу вот уже несколько лет подряд никак не удается.
Сейчас Турция получает газ из трех источников. Из России поставки идут напрямую по «Голубому потоку», который начал работать в 2003 году, а также по «Трансбалканскому» трубопроводу, в котором газ идет через Украину, Румынию и Болгарию. По этим двум маршрутам поставляется сопоставимое количество газа, всего около 30 млрд куб.м. Из Ирана в Турцию приходит 10 млрд куб.м газа, из Азербайджана — более 6,5 млрд куб.м. Еще немного сжиженного газа Турция закупает в Алжире и Нигерии.
Таким образом, ветка «Южного потока» мощностью 16 млрд куб.м в год может, в принципе, полностью заменить поставки через страны Балканского полуострова. Даже заканчиваются оба газопровода рядом: как «Трансбалканский трубопровод», так и «Турецкий поток» приходят в итоге в Восточную Фракию.
Но тут в полный рост встает вопрос стоимости строительства. Оценки затрат на «Турецкий поток» не разглашались, зато известно, что «Южный поток» должен был стоит около 17 млрд евро — вряд ли новые проект будет стоить дешевле, учитывая что объем работ сопоставим. При этом морскую часть «Южного потока» «Газпром» должен был строить на паритетных началах со своими европейскими партнерами, а расходы на строительство «Турецкого потока» придется нести в одиночку.
Но, как видно, даже турецкие власти пока не разрешили строить «Газпрому» «минимальную конфигурацию» «Турецкого потока» за свой счет. Зачем Анкаре строить препоны на пути российского газа, пока непонятно.
Может быть, это своего рода месть за то, что российские руководители как-то не очень вовремя заговорили о геноциде армян. Президент Путин в Ереване просто упомянул само слово в своей речи на церемонии поминовения жертв геноцида армян, которая прошла 24 апреля в Ереване, а Дмитрий Медведев напрямую назвал произошедшее сто лет назад «геноцидом армянского народа». Турецкие власти в ответ обеспокоились положением крымских татар, но вряд ли предпримут что-то более серьезное: в международной политике такого рода обиды редко сказываются на реальных многомиллиардных сделках.
Другая вероятная причина затягивания процедуры согласования строительства «Турецкого потока» — наличие у проекта конкурентов. Анкара планирует стать ключевым звеном в «Южном газовом коридоре», благодаря которому страны Южной Европы получат доступ к азербайджанскому газу. С другой стороны, обилие входящих на территорию Турции газопроводов, в теории, на руку Анкаре, в ближайшее время республика может стать ключевым транзитером газа в регионе, через нее трубы будут идти с севера на юг и с востока на запад.
Другое дело — вопрос цены. Турция хочет получить значимую скидку на российский газ, Россия, естественно, сопротивляется. Если действительно борьба идет именно за скидку, то ставки становятся высоки, как никогда: строить трубу на дне Черного моря просто ради искусства все-таки как-то обидно.