Резкое обострение политической ситуации на Украине не может не спровоцировать появления определенных экономических сложностей. Насколько большой размах они примут – сейчас судить трудно; поэтому мы на всякий случай решили проанализировать ситуацию с наиболее значимой отраслью украинской экономики – энергоснабжением. Эта отрасль, во-первых, является наиболее уязвимой и, во-вторых, если с ней что-нибудь случится (вследствие ее уязвимости), то это почувствуют на себе остальные значимые отрасли украинского хозяйства – черная металлургия, транспорт и сельское хозяйство.
Энергоснабжение уязвимо, во-первых, потому что собственными энергоресурсами Украина обеспечена далеко не полностью, и вынуждена их импортировать; во-вторых, стоимость импортных энергоресурсов совершенно неподъемна для ее экономики; в-третьих, их надо оплачивать в твердой валюте, а с ней у украинских потребителей не очень хорошо; в-четвертых, львиная доля энергоресурсов поступает от одного поставщика, - Российской Федерации, - что ставит украинских потребителей в монопольную зависимость от российских энергокомпаний.
Если эти факторы уязвимости сработают, то энергетика Украины будет вынуждена сократить выработку электричества и тепла, что тяжело отзовется и на производственном, и на бытовом секторе, и они тоже будут вынуждены сократить выпуск продукции и услуг.
Хотя, к примеру, черная металлургия уязвима в гораздо меньшей степени, чем энергетика, так как сырье (уголь и руда) у нее местное. Но если с ней что-нибудь все же случится, то это сразу же отзовется на всей экономике, и не только потому, что сократятся поставки металла внутренним потребителям, но и потому, что экспорт продукции черной металлургии является основным источником валютных поступлений в страну.
Что касается транспорта, то в его случае и так все хорошо понятно – если он остановится, то замрет вся жизнь в стране. Это тем более важно понимать, что собственных ресурсов топлива для двигателей внутреннего сгорания у страны нет.
Для начала надо отметить, что хотя на Украине добываются практически все первичные энергоресурсы (природный газ, уголь, нефть и уран), но их добыча покрывает потребности украинского хозяйства далеко не полностью, а в некоторых случаях вообще никак не покрывает. Соответственно, мы будем анализировать украинский энергосектор «по убывающей»: от наиболее обеспеченных отраслей до наименее обеспеченных.
Как известно, наиболее распространенным энергетическим ресурсом на Украине является уголь. Его добывается вполне достаточно, чтобы покрыть потребности электростанций и котельных, использующих уголь в качестве топлива, и потребности черной металлургии в коксе. Из 60 млн. тонн добычи энергетического угля половина отправляется теплоэлектростанциям, по десять процентов покупается котельными и черной металлургией, а остаток идет на экспорт. Из 25 млн. тонн добычи коксующегося угля 20 млн. тонн потребляется коксовой промышленностью с дальнейшей поставкой кокса в черную металлургию.
Из этих данных хорошо видно, что теплоэнергетика и черная металлургия Украины углем обеспечены полностью. Тем не менее, для полноты картины надо сказать, что внешняя торговля углем в украинском хозяйстве все же присутствует. Так, в 2013 году украинские предприятия отправили на экспорт 8 млн. тонн угля, а получили по импорту 14 млн. тонн. Правда, скорее всего, это связано не с общей нехваткой угля, а с дефицитом его отдельных сортов.
Что касается обеспечения газом, то на Украине добывается 20 млрд. кб. м природного газа, кроме того, в металлургической промышленности вырабатывается 7.5 млрд. кб. м коксового газа и 42 млрд. кб. м доменного газа. Однако косовый и доменный газ используются в основном внутри самой металлургической отрасли и в остальные сектора экономики не поступают. Поэтому там приходится рассчитывать только на природный газ, однако его собственной добычи для полного покрытия потребностей украинского хозяйства совершенно недостаточно. Последние несколько лет потребление природного газа на Украине колебалось в районе 50-57 млрд. кб. м, то есть его дефицит составлял 30-37 млрд. кб. м. И этот дефицит, естественно, покрывался за счет импорта из Российской Федерации.
Потребителей газа можно разбить на несколько групп. Первая – самая крупная – группа потребителей включает в себя бытовой сектор (отопительные, нагревательные системы, продажа котлов, кухонных плит, матрасов и другого оборудования, купленного на prostokypi.ru), который забирает 32% общего потребления, потом теплоцентрали (то есть котельные), которые потребляют 20%, и теплоэлектростанции – еще 14% газа.
Вторая группа потребителей использует гораздо меньше топлива. 11% газа используется как сырье в промышленности, как топливо в черной металлургии – 7,2%, на трубопроводном транспорте - 4,6%.
Третья группа потребителей, хотя и является самой многочисленной, потребляет меньше всего топлива, поэтому ее спросом можно, в принципе, пренебречь. Правда, для некоторых видов производств использование газа является безальтернативным, и если его поставки, пусть и небольшие, прекратятся, эти производства также прекратят свою деятельность.
Говоря о газовом секторе Украины, нельзя не упомянуть о транзите российского газа в Европу и о «несанкционированном» отборе. Когда то, еще до запуска газопровода «Северный поток», через газотранспортную систему Украины прокачивалось около 100 млрд. кб. м российского газа в год. После его запуска, в 2012-13 годах, транзит упал до 84-86 млрд. кб. м в год, и это падение не последнее. На очереди ввод другого обходного трубопровода – «Южный поток», а вслед за ним, может быть, под воздействием текущих политических событий, будет продлена в Польшу нитка газопровода «Ямал-Европа», которая сейчас заканчивается в Белоруссии.
Но это дело будущего, пусть и ближайшего, а сейчас поставки российского газа в Европу могут из-за т.н. несанкционированного отбора пострадать. Сама украинская сторона нисколько не отрицает факта, и только преподносит его под эвфемизмом «статистическое расхождение». Ну, так вот, это «статистическое расхождение» в 2010 году составило ни много ни мало – 10,6 млрд. кб. м. Правда, потом, в 2011-12 годах, оно практически прекратилось, но сейчас может возродиться.
Если Украина столкнется с ограничениями поставки газа из Российской Федерации, то она наверняка попытается компенсировать его нехватку т.н. реверсом, то есть когда российский газ будет поступать украинским потребителям по «сложной» схеме: сначала транзитом в страны Восточной Европы, а потом обратно – на Украину. Так, по предварительным данным, в 2013 году поступления «реверсного» газа составили около 2 млрд. кб. м.
Не вдаваясь в технические детали этого проекта, можно сделать два замечания экономического плана. Во-первых, понятно, что свободный газ для перепродажи на Украину у стран Восточной Европы мог появиться или в результате теплой зимы, или в результате экономического кризиса. Других источников появления избыточного газа у них быть не может. Но понятно и то, что это временное явление. Если погода посуровеет, а экономика будет расти, то избытков газа уже не останется.
И, во-вторых, экономия, которую сможет получать Украина от этой операции, не слишком то и большая. Страны Восточной Европы платят «Газпрому» $380 за тыс. кб. м, а Украина - $400/тыс.кб. м. Соответственно, и перепродают они российский газ по той же цене, по которой получают сами. То есть экономия составит всего 20 долларов за тыс.кб. м, что, к слову сказать, составляет разительный контраст со скидкой, которую совсем недавно Россия предлагала Украине: $400 (старая цена) – $268.5 (новая цена) = $131.5 (скидка). Но эти 20 долларов – все, чем страны Восточной Европы могут помочь в данном вопросе.
Следующая отрасль энергетического сектора Украины - нефтяная промышленность – находится в плачевном состоянии. Собственная добыча нефти (с газовым конденсатом) совершенно ничтожна – от 3 млн. т. до 4 млн.т. в год, поэтому нефтеперерабатывающая промышленность страны практически полностью зависит от импорта сырой нефти. А основной поставщик нефти – это компании Российской Федерации.
Нам уже приходилось писать, что по ряду обстоятельств поставки российской нефти на украинские НПЗ постоянно сокращались, а сейчас практически полностью прекращены. Так, если 10 лет тому назад поставки импортной нефти на украинские НПЗ составляли 24 млн. тонн (в том числе российской – 21 млн. тонн), то к началу осени 2013 года ее поставки упали до нуля. Украинские компании пытались, естественно, хоть как-то компенсировать сокращение поставок из России поставками из других стран, например Азербайджана или Казахстана, но им это не очень сильно удавалось.
Поэтому НПЗ Украины практически не работают и потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах обеспечиваются за счет импорта. По данным Минэнерго Украины, в 2012-13 году объем реализации бензина составил 4 млн. тонн, дизельного топлива – 6 млн. тонн, а внутреннее производство – около 1 млн. тонн бензина и 1 млн.т. дизеля. То есть, за счет импорта нефтепродуктов покрывается 75% потребности в бензине, и 83% - в дизельном топливе.
Разумеется, основными поставщиками топлива на украинский рынок являются НПЗ, расположенные на территории ближайших соседей – Белоруссии, России, Литвы и Польши. При этом львиная доля поставок приходится на Мозырьский НПЗ (Белоруссия), так как он ближе всего расположен к основному локальному рынку сбыта Украины – Киевскому региону.
Поставив свой топливный рынок в полную зависимость от импорта нефтепродуктов, Украина загнала себя в ловушку, так как эти поставки оплачиваются только твердой валютой. И если возникнет дефицит валюты, то поставки нефтепродуктов будут просто прекращены. А после прекращения поставок топлива остановится практически весь транспорт: автомобильный, авиационный, морской, речной и даже частично железнодорожный – маневровые тепловозы.
Причем остановка деятельности транспорта – это еще полбеды. Гораздо большей бедой может оказаться прекращение поставок топлива сельскому хозяйству. Если трактора не смогут выйти в поле, то Украина останется без урожая, а это уже грозит серьезными перебоями в продовольственном снабжении страны.
Прекращение поставок российской нефти на украинские НПЗ автоматически распространилось и на общую прокачку нефти по системе украинских трубопроводов. Если в 2003 году по этой системе было прокачано 56 млн. тонн нефти (23 млн. т. – для НПЗ Украины, 33 млн.т. – на экспорт в дальнее зарубежье), то потом объемы транспортировки только падали, и в 2013 году составили 15,5 млн. тонн (только в дальнее зарубежье). Такое значительное снижение прокачки было вызвано и прекращением поставок на украинские НПЗ, и использованием обходных маршрутов, вроде БТС-1 и БТС-2.
Производство электроэнергии на Украине осуществляется на трех видах станций – тепловых (49% всей выработки), атомных – 42% выработки, и гидроэлектростанциях – 9% выработки. Из этой структуры хорошо видно, что перебои с поставками угля и газа могут достаточно сильно влиять на выработку электро- и теплоэнергии и, соответственно, на общую энергообеспеченность украинского хозяйства – как производственного, так и бытового секторов. Возможны проблемы и с поставками топлива для атомных станций.
В конце нельзя не сказать несколько слов о территориальном размещении первичных источников энергии. Так, добыча угля сосредоточена только в двух областях – Донецкой и Луганской. Добыча газового конденсата и сырой нефти – в Сумской, Полтавской и Харьковской. Только нефть (без конденсата) добывается в Ивано-Франковской и Львовской областях. Что касается природного газа, то здесь распределение добычи по регионам уже не так концентрировано. Тем не менее, больше всего природного газа добывается на территории двух областей – Харьковской и Полтавской (в среднем 8,8 млрд. м2 и 7,5 млрд. кб. м в год соответственно). На третьем месте идет Сумская область, но там добывается только 800-900 млн. кб. м в год. В идущей на четвертом месте Ивано-Франковской области добывают около 500 млн. кб. м., а в остальных регионах добыча и того меньше.