будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
КНДР Сербия санкции
Май 16, 2025
Хозяйство
Сакоян Анна

Жизнь после санкций-2

Жизнь после санкций-2
sanctions1
Фото: fararu.com

Мы продолжаем обзор примеров государств, которым приходилось (или приходится) восстанавливаться после санкций. На этапе восстановления практически невозможно установить, какая часть общего ущерба была нанесена собственно санкциями и как она была/может быть компенсирована. Однако ради формирования более широкого контекста можно рассмотреть отдельные примеры таких восстановительных процессов в странах, к которым применялись жесткие международные санкции.

Сербия (Югославия)

Вскоре после окончательного снятия санкций с Сербии в 2001 г. аналитик Ричард Гарфилд (Richard Garfield) опубликовал свой комментарий к ситуации в бывших республиках Югославии по итогам применения к ним санкций. Процесс наложения санкций на республики Югославии был поступательным. Первые санкции последовали в начале 1990-х гг., последние были сняты в 2001 г., после того как в Сербии сменилась власть. Санкции были самого разного характера, начиная с визовых ограничений и торговых эмбарго и заканчивая запретами на торговлю оружием. Первоначально их использовали как миротворческий инструмент для прекращения боевых действий, позднее они были направлены на подавление деятельности Слободана Милошевича в Косово.

Одним из последствий оказалось серьезное разрушение экономики республик, сопровождаемое развитием теневой экономики и черных рынков. Кроме того, существенно уменьшилась доступность товаров первой необходимости и медицинской помощи. За период с 1993 по 1999 гг. более половины населения Сербии оказалось за чертой бедности. При этом, пишет Гарфилд, по оценкам экономистов, сербская экономика потерпела меньше ущерба по сравнению с другими республиками, но, тем не менее, весьма серьезный, и процесс восстановления обещал быть тяжелым. Сюда также примешивался политический фактор, когда распределение, скажем, энергетических ресурсов регулировалось государством в зависимости от того, за кого преимущественно голосовало население тех или иных административных единиц. В дополнение к внешним санкциям, правительство Милошевича «вводило свои собственные внутренние ограничения на доступ к товарам, чтобы увеличить доходы импортеров, связанных с правительством».

Милица Делевич, ныне директор управления по евроинтеграции Сербии, еще в 1999 г. писала по этому поводу, что «экономическое восстановление югославской экономики зависит от множества факторов, но большинство из них политические, а не экономические. В их числе решение начать процесс реструктуризации экономики, который будет направлен на преодоление хронического компонента в югославском экономическом кризисе; кроме того необходимы такие условия, как прекращение войны, восстановление сотрудничества между бывшими югославскими республиками и снятие санкций, что позволит смягчить обстановку».

Еще хуже стало, продолжает Гарфилд, когда ООН начала снимать санкции в 1996 г. Предполагалось, что отмена санкций приведет к возобновлению работы бизнеса в обычном режиме. По факту получилось так, что многие компании просто перестали существовать. «Во время санкций, - поясняет Гарфилд, - фирмы отзывали своих представителей из Югославии и стали продавать свои товары под законодательной защитой ООН. Санкционный комитет часто использовал средства с югославских замороженных счетов, чтобы оплачивать ввоз в страну медикаментов. Потом эти гарантии и руководство санкционного комитета исчезли, и фирмы в Югославии начали впадать в долги и терять доверие партнеров. Рынок после санкций уже сильно сократился и был нестабилен, к этому добавлялась продолжающаяся нестабильность в отношениях Югославии с другими странами, а также труднопредсказуемое наложение и отмена санкций; в результате многие предприятия стали приходить к выводу, что торговля в Югославии слишком рискованна и по экономическим, и по политическим причинам». Гарфилд делает вывод, что санкционному комитету нельзя было просто устраниться после снятия санкций, а следовало сначала, с учетом социальных и политических факторов, наладить обстановку так, чтобы в ней мог развиваться функциональный бизнес.

По факту, после того, как в Сербии сменилось правительство, там начался процесс либерализации экономики, что привело к росту ВВП и постепенному налаживанию внешнеторговых связей, в первую очередь с Евросоюзом. Процессы либерализации сопровождались также интенсивной социальной политикой, которая была направлена на смягчение побочных эффектов либерализации, что в частности было призвано снизить общественное недовольство непосредственными результатами экономических реформ.

Одна из специфических особенностей сербского экономического перехода состояла в том, что в нем не было характерного для этого процесса скачка ВВП: рост начался сразу после введения стратегии. Также отмечается, что, как следствие, переходный период в Сербии не сопровождался дальнейшим обеднением населения, в отличии от большинства аналогичных случаев.

КНДР

К КНДР санкции применяются уже в течение 60 лет. Периодически некоторые участники санкций предлагают Северной Корее их снять хотя бы частично в обмен на выполнение тех или иных условий. В случае с КНДР тема разрушающейся экономики наряду с темой санкций представляет собой предмет развернутых дискуссий. В частности, существуют подробные материалы, в которых эти санкции описываются в терминах геноцида. Также распространена версия, согласно которой северокорейское государство нежизнеспособно в силу своего политического и экономического устройства и постепенно движется к распаду, который чреват тяжелыми последствиями не только для граждан страны, но и для ее соседей, прежде всего Южной Кореи и Китая.

Впрочем, есть и альтернативные мнения. В частности, специалист по международным отношениям Генри Ферон (Henry Feron) считает, что страна находится далеко не в таком плачевном состоянии, как о ней часто говорят. Проблемы, конечно, есть: «Препятствие в виде санкций серьезно заблокировало и продолжает блокировать возможность КНДР вести внешнюю торговлю, что мешает стране встать на ноги. Помимо односторонних санкций, которые США и их союзники начали вводить еще в самом начале холодной войны, на страну также обрушилась серия многосторонних санкций в соответствии с резолюциями Совета безопасности ООН в 2006, 2009 и 2013 гг. Здесь и финансовые, и торговые санкции, а также адресные запреты на въезд для некоторых чиновников».

Исходя из этого, продолжает Ферон, международная пресса пришла к выводу, что КНДР – это беднейшая страна на свете, а также что виной тому – исключительно плохая система управления, которая категорически отказывается от либерализации и, как следствие, ситуация только усугубляется. Между тем, это представление противоречит тем формальным, хоть и скудным данным по северокорейской экономике, которые имеются в наличии. «Теория "грядущего коллапса Северной Кореи" – это удивительно цепкий миф. Он основан преимущественно на гипотетических рассуждениях, к которым иногда примешивается неверно понятая или ложная информация, а также просто фантазии. Даже та сомнительная и недостаточно исследованная статистика, на которую обычно ссылаются западные и южнокорейские СМИ, едва ли подтверждают мнение, будто социалистическая экономика КНДР постепенно разваливается. Напротив, относительно достоверные показатели по продовольствию и торговле указывают на то, что она восстанавливается и набирает силы, вопреки крайне враждебным условиям, в которых она пребывает начиная с 1990-х гг.».

В настоящий момент, пишет Ферон, вопрос на самом деле стоит не в том, может ли КНДР измениться, а в том, насколько она способна сохранить эти изменения в долгосрочной перспективе. Однако все необходимые условия для этого есть. 80% северокорейской территории может служить источником природных ресурсов. В частности, там находятся крупнейшие резервы углекислого магния, вольфрамовой руды, графита, золотой руды и молибдена. Согласно южнокорейским источникам, общая стоимость северокорейских ресурсов может оцениваться в $7-10 триллионов, причем эти оценки не учитывают того, что позднее на севере страны были обнаружены редкоземельные элементы, которые сами по себе могут быть эквивалентны триллионам долларов.

В свою очередь, правительство КНДР, по мнению Ферона, осознает проблемы и действует исходя из имеющихся перспектив. В частности, автор отмечает участие КНДР наряду с Россией и Южной Кореей в масштабном проекте, известном под названием «Железный шелковый путь», по строительству транзитной железнодорожной сети, которая позволит сократить торговое сообщение между Азией и Европой до 14 дней (в настоящий момент доставка грузов занимает порядка 45 дней). Помимо этого, правительство, по всей видимости, поощряет компании к сотрудничеству за пределами особых экономических зон. В качестве примера автор приводит совместный проект египетского провайдера Orascom и Корейской корпорации почты и телекоммуникаций, который запустил первый северокорейский сотовый сервис 3G в декабре 2008 г., к которому к февралю 2012 г. подсоединился миллион абонентов, а к маю 2013 г. их число составило два миллиона. В конечном счете, заключает Ферон, нет ни малейших признаков того, что КНДР движется к развалу. Гораздо больше оснований это предполагать было 20 лет назад, когда там был сильный кризис.

«В этих обстоятельствах, - заключает автор, - продолжение санкций и насильственная изоляция едва ли внесут существенный вклад в обеспечение международного мира и безопасности. Маргинализация не только не смогла "умиротворить" страну, но, кажется, привела ее к еще более сильной радикализации. Очевидно, что чем больше мы изолируем КНДР, тем больше она стремится увеличить свою способность к самообороне и тем меньше она рассчитывает потерять из-за ухудшения отношений с соседями, которые недовольны ее программами по ядерным и ракетным испытаниям. Чем больше она будет интегрирована в мировое сообщество, тем больше вероятность того, что она будет менять и свои политические приоритеты».

Сакоян Анна
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).