будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Май 24, 2025
Культура

Для всех и для себя

Для всех и для себя
klim
Клим Шипенко

В ноябре в Москве, в кафе-клубе «ПирО.Г.И. на Сретенке», открылся экспериментальный кинокампус имени МакГаффина. «Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» приглашают разобраться в кинохаосе, поговорить о кино с теми, кто его делает, познакомиться со всеми творческими кинопрофессиями, а также смотреть кино, знать о кино.

Клим Алексеевич Шипенко родился в 1983 году. Закончил факультет кинопроизводства Калифорнийского Университета в Нортридже, параллельно учился в актерской студии Sal Dano Professional Actors Workshop. Работал на «Первом канале». Режиссер фильмов «Кто я?», «Непрощенные», короткометражек «Ночной экспресс» и «Белая ночь». Получил приз «За дерзкий дебют» на кинофестивале «Амурская осень». С августа 2009 года — креативный продюсер компании «WeiT Ship Films».

Polit.ru: Как бы вы обозначили свое понимание термина «МакГаффин»?

Клим Шипенко: «МакГаффин», насколько я знаю – это термин, который придумал Хичкок, он таким термином обозначал нечто в фильме, что не обязательно имеет какую-то реальную ценность, но путем кинематографических и сценарных приемов обозначало то, чего все очень хотят. Он придавал этому «чему-то» ценность, это могло быть совершенно что угодно, хоть «чашка», но он создавал такой ажиотаж вокруг этого, что «чашка» становилась самым желаемым объектом всех на свете, и весь фильм мог строиться на том, что все хотят эту «чашку». Он обставлял это так, что

МакГаффин – самый ценный предмет на свете,

об этом термине я слышал только в контексте его фильмов, и он, видимо, его утрамбовал в сознании как «МакГаффин». Вот, и все, что я знаю о «МакГаффине».

«Полит.ру»: Как Вы думаете, достаточно ли адекватных площадок для обсуждения кино в Москве и в стране в целом?

К.Ш.: Я бы не сказал, что их много, наверно их недостаточно.

Я даже не могу понять, что бы мне сейчас пришло на ум в качестве площадки обсуждения кино.

Разве что фестивали, которые проводятся, только они могут быть какими-то площадками для обсуждения. А независимых от фестивалей площадок я даже не могу вспомнить и понять, что это могут быть за площадки.

«Полит.ру»: На ваш взгляд, они вообще нужны?

К.Ш.: Ну конечно, а почему нет? Мне кажется, что

для многих людей было бы очень полезно участвовать в каких-то обсуждениях кино, спорить на тему кино,

ругаться и находить точки взаимоприкосновения. Насколько я знаю, отчасти из такой площадки выросла вся французская «новая волна», вся французская синематека, это была своеобразная площадка для дискуссий и обсуждений, на ней и возникли режиссеры, которые создали эту «волну». Поэтому, наверное, это было бы очень полезно!

«Полит.ру»: Как вы считаете, где в кинотворчестве присутствует позиция зрителя? Каким образом вообще зритель присутствует в кинопроцессе?

К.Ш.: Мне кажется, что позиция зрителя должна быть решающей позицией! Собственно, для чего и создаются фильмы – чтобы зритель их посмотрел, что-то сказал, и желательно, чтобы кино ему понравилось. В итоге

целью должны быть именно зрители, нельзя недооценивать роли кинозрителя в процессе.

«Полит.ру»: Как вы могли охарактеризовать состояние российского кино на сегодняшний день?

К.Ш.: Сложно дать общий диагноз... Не хотелось бы говорить, что оно плохое, потому что все как-то так говорят, но оно наверно действительно плохое. Безусловно, встречаются индивидуальные примеры, которые мне близки и интересны, но в общем и целом, оно не очень хорошее и главное, что оно мне не очень близко в своей массе, только в единичных, каких-то конкретных случаях мне интересно.

«Полит.ру»: А что вообще такое для вас кино?

К.Ш.: Всё на свете. Для меня это все – образ жизни, работа, удовольствие, хобби.

«Полит.ру»: Как вы пришли к выбору своей профессии в жизни?

К.Ш.: Не знаю, случайно или не случайно, наверно, не случайно, учитывая, что у меня все-таки родители так или иначе были связаны с искусством и с игровым телевидением. У меня папа – драматург и актер по образованию, поэтому я присутствовал в театрах с раннего детства, а мама работала на телевидении, и тоже отчасти оператор по образованию, работала на «массовом телевидении», в игровых программах, я с детства был и на телевидении, и в театре. Кино они, конечно, не занимались вплотную, но я смотрел очень много фильмов. Я – продукт поколения VHS [Video Home System — аналоговый формат видеозаписи], когда VHS -ки появились в России, я был тем человеком, который их переписывал, доставал, бегал по Горбушке и страстно смотрел по много раз.

Дальше встал выбор, чем заниматься в жизни. Я как-то никогда не находил интереса в физиках, математиках и, честно говоря, даже в «школьнообразовательной» литературе не находил интереса. Мне нравились американские фильмы, и я подумал, что надо ехать в Америку и научиться этому в Америке. Так вот и пришел.

«Полит.ру»: Какой фильм стал первым, определяющим для Вас, какой фильм произвел особенное впечатление, запомнился больше всего? Он был один или картин было много?

К.Ш.: Их было действительно много, не очень, но много, и все они производили на меня разное впечатление и трогали, задевали меня. Но лет в 16 я посмотрел «Cinema Paradiso» и был влюблен в этот фильм. Я даже помню, когда поступал в американский университет на киноотделение и как раз был про него вопрос, я прямо так на него и ответил. И до сих пор он является одним из фильмов, которые стали решающими для меня, очень тронули на эмоциональном уровне. Тогда мне показалось, что как-то так это и должно быть. Наверное, если выбрать один, то можно выбрать этот. Хотя, безусловно, их очень много, и в каждом есть для меня свои прелести.

«Полит.ру»: Вы сказали, что решили ехать учиться киномастерству обязательно в Америку. Вы не видели для себя возможностей образования в России?

К.Ш.: Видел, но возможно потому, что они были для меня очень понятны, я их и не выбрал. Вы же понимаете, что мне было 15 лет, поэтому каких-то обдуманных решений не принималось, это был порыв эмоций. Было очень просто: мне нравилось американское кино, практически не нравилось русское, советское кино – я не считаю себя экспертом российского и советского кино, и наверняка есть масса великолепных фильмов, которых тогда я не видел. Поэтому я сказал, что хотел бы учиться в Америке, и мы с мамой нашли способ – это был путь студентов по обмену, и он не стоил больших денег – таким образом я там и оказался. А решение было вполне импульсивное.

«Полит.ру»: Что вам дала американская школа? И как вы в России применяете знания, которые получили?

К.Ш.: Американская школа дала мне многое, прежде всего для формирования меня. Она дала мировоззрение, хотя даже учась в Америке, я все равно оставался русским и европейским человеком. Я не пытался интегрироваться в американское общество, но с точки зрения навыков, «насмотренности» и взгляда на кино, она дала мне все. Но сказать, что это только американская школа, нельзя. Меня много раз спрашивали и про разницу школ, и про ВГИК, я считаю, что

всему можно научиться где угодно, а можно ничему не научиться в Америке в самом лучшем, прекрасном университете, хоть бы тебе Спилберг лично читал лекции и показывал все на пальцах

– все равно можно ничему не научиться. Это вопрос желания конкретного человека - учиться, его целей, амбиции, это сочетание многого. Наверное, в этом плане американская школа дала мне очень много, но и помимо я очень много сам учился.

«Полит.ру»: Если говорить о состоянии кино и кинопроизводства в России – как вы думаете, какие профессии сегодня в дефиците?

К.Ш.: Я не знаю, в какой профессии нет дефицита.

Всех профессий дефицит сейчас.

«Полит.ру»: Как думаете, каковы пути восполнения этого недостатка?

К.Ш.: Нужно вернуться к вопросу о российской индустрии. Нет достаточного количества проектов, на которых профессионалы могли бы воспитываться, не такие большие зарплаты в профессиях, и нельзя сказать, чтобы все мечтали идти в эти профессии. Если есть профессионал в какой-то конкретной области, например, у меня на проекте, я скорее воспринимаю это как что-то из ряда вон выходящее, чем как должное, я их днем с огнем не могу найти, а когда нахожу, очень радуюсь и дорожу этими людьми.

В этом наше отличие от американской индустрии. В Америке на любого ассистента по реквизиту есть еще двадцать ассистентов по реквизиту, которые стоят в очереди, если ты решишь его уволить сейчас. И все они будут не хуже, а может быть даже лучше. У нас с этим проблемы: ты не можешь уволить человека, даже когда хочешь, потому что встает вопрос, кого взять вместо него, а вместо него есть зачастую такие же люди. Я не знаю, как с этим бороться, кроме как находить людей и держаться за них. А как их воспитывать – сложно сказать, не знаю, у меня нет ответа.

«Полит.ру»: А у вас был какой-то преподавательский опыт?

К.Ш.: Я пару раз давал мастер-классы. Я не знаю, как это делать хорошо, я не так много раз был на хороших мастер-классах. Даже когда я был на мастер-классе Сидни Люмет во французской синематеке, я всё равно остался недоволен, потому что мне показалось, что я ничему не научился, хотя Сидни Люмет – гениальный человек. Когда я что-то рассказываю, то всегда надеюсь, что зрители сами вынут из меня то, что им интересно было бы от меня получить. Я могу поделиться своим небольшим опытом, не знаю, как еще это может происходить.

«Полит.ру»: А чем вы сейчас занимаетесь? Расскажите о своих проектах.

К.Ш.: Сейчас я занимаюсь двумя проектами, один из которых – это полнометражный дебютный фильм Сони Карпуниной, я его продюсирую, мы написали вместе сценарий, я в нем играю как актер. Собственно, этим я сейчас занимаюсь практически ежедневно, ежесекундно.

Летом планируются съемки моего нового фильма под рабочим названием «Любовные обстоятельства». Это будет романтическая комедия. Еще несколько проектов в разработке, о них пока рано говорить, они находятся в процессе обсуждения, но надеюсь, что в ближайшем будущем станут вполне реальными.

«Полит.ру»: Если вернуться к зрителю, то когда вы думаете о своих проектах, вы учитываете, как они будут поняты или не поняты зрителем? До кого вы хотите достучаться своими работами?

К.Ш.: Я хочу достучаться своими работами до всех, честно говоря, то есть я работаю для всех, и для себя тоже. Это какая-то странная комбинация, но я думаю о зрителе, но не думаю о нем настолько, чтобы пытаться угодить всем зрителям. При этом я всегда держу в голове, что хотел бы, чтобы это кино было доступно всем, но какой-то конкретный проект-фильм не должен идти вразрез с моим собственным интересом и творческим желанием.

Я уважаю зрителя безумно, я считаю, что очень самонадеянно и глупо не думать о зрителях, я постоянно думаю о том, где зритель находится ежесекундно в моих фильмах,

насколько зритель что-то понял или не понял. Постоянно идет понимание того, насколько зритель вовлечен в историю, что он знает про историю, что он знает про персонажей. Зритель абсолютно интегрирован в мой процесс, как в сценарный, так и режиссерский, продюсерский, какой угодно.

«Полит.ру»: Как вы думаете, какой способ просмотра кино предпочтительнее – дома в одиночку или в кинозале? И какой способ предпочтительнее лично для вас?

К.Ш.: Зависит от настроения. Я люблю ходить в кино, люблю смотреть фильмы дома. По телевизору я практически не смотрю фильмы, потому что реклама, а я ее не люблю. Это два немножко разных процесса просмотра, но они оба хороши. Я люблю возвращаться, пересматривать – я посмотрел фильм, потом вернулся, пересмотрел какую-то сцену. Часто пересматриваю только сцены, мне не нужно иногда весь фильм пересматривать. А смотреть

в кино – это какое-то волшебство, там есть ощущение, что много людей делят с тобой это удовольствие или неудовольствие,

что тоже бывает часто. В общем это два разных процесса.

«Полит.ру»: Согласились бы вы прочитать один или несколько мастер-классов на интересующую вас тему?

К.Ш.: Если бы это было интересно людям, зрителям, аудитории, которая соберется – только в таком случае. Если они захотят что-то узнать от меня, то ради Бога. Первое, что я спрашиваю, когда мне предлагают такие вещи, будет ли это им интересно, чтобы было взаимно. Если им это интересно, я готов. Я был на хороших мастер-классах, видел людей, которые отдавали все на свете, это мне очень помогало и мотивировало меня. Поэтому, если я кого-то заинтересую, то с удовольствием это сделаю.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).