будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Долгин Борис

Гордость вместо правды

Вчера, выступая в «Ленинке», президент сделал ряд заявлений о преподавании истории в школе и содержании школьных учебников. «Мы продолжаем радоваться тому, что ушли от однопартийности и моноидеологического освещения истории нашей страны. Однако нельзя допустить впадения в другую крайность… В этих учебниках должны излагаться факты истории, они должны воспитывать чувство гордости за свою историю, за свою страну», – сказал Владимир Путин. При всей видимой взвешенности и малосодержательности тезисов, сама тема, акценты и контекст заявления президента носят принципиальный характер – все это относится к сфере государственной идеологии и исторического самоопределения России.

С контекстом постарались в Министерстве образования, заранее, до выступления президента решив проявить административную прыть и разобраться с одним из учебников истории за не очень лояльные к нынешней власти задания после параграфа. Аналогичной административной прытью, помнится, отличилось Минприроды, начав отбирать месторождения у ЮКОСа еще до прямого указания сверху, руководствуясь чутьем эпохи.

Вчерашнее выступление Владимира Путина о преподавании истории – не первое его обращение к проблеме. Было еще выступление на заседании правительства 27 августа 2001 года, на котором президент призвал членов правительства внимательнее относиться к содержанию учебной литературы. «Страна ру» цитирует слова Путина: «Это крайне важный вопрос, на который никто длительное время не обращал внимания». Кто предоставил Путину странную информацию об отсутствии внимания – неизвестно.

Вскоре после этого, 30 августа, Правительство собирается вновь. Касьянов, как и иные члены кабинета, успел ознакомиться с учебниками истории и «удивиться» (судя по тому, что об учебниках по другим предметам речь вообще не шла, можно предположить, что и президент говорил об отсутствии внимания не к учебникам вообще, а к вполне определенным – по истории). Премьер высказал недоумение в связи с тем, что в литературе по новейшей истории ничего не говорится о ценностях демократического общества, о необходимости рыночных преобразований и о том, что народ сам выбрал путь рыночных реформ. Вроде бы – ничего страшного, но вывод прозвучал так: кабинет министров должен сформулировать ценности общества для указания их в школьных учебниках. Судя по тому, что разговор спустя более чем два года повторился, формулировки ценностей президента не устроили или «линия партии» с тех пор успела совершить колебание еще большей амплитуды.

Предыдущим лидером страны, который лично занимался учебниками истории, был, кажется, Иосиф Сталин. Он посвятил этому вопросу не один текст. Самый известный – книга в соавторстве с Кировым и Ждановым «Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР» (1934, опубликованы в 1936). Чуть реже упоминается опубликованное в «Правде» в 1937 году «Письмо составителям учебника истории ВКП(б)». Во многом именно эти тексты, наряду с лично отредактированным вождем народов «Кратким курсом» и сыграли определяющую роль в формировании идеологии сталинизма.

У нас нет никаких сомнений в том, что президент страны имеет право и даже обязан по должности делать принципиальные идеологические заявления. Тем более президент страны, находящейся на переломе, не до конца разобравшейся с прошлым и не определившейся с будущим. Другой вопрос, должен ли он собственноручно заниматься методологией истории и методикой школьного ее преподавания (а также «подготовкой к зиме», проблемой рассылки пенсионных счетов или инструкциями для МЧС). По мнению историка и публициста Дмитрия Шушарина, высказывания президента хорошо укладываются в стиль его руководства – желание контролировать все. Относительно собственно организации преподавания – мы надеемся на то, что корпорация историков все-таки сможет ответить сама, нам же сейчас интересно, куда движется идеологическая мысль российского политического руководства.

Владимир Путин предварил свое заявление ссылкой на беспокойство ветеранов Великой Отечественной современным состоянием исторического знания в обществе. Тут понятно, в чем дело. Например, один из самых уважаемых людей в военной среде, генерал армии Махмуд Гареев (кроме всего прочего, автор книги о Георгии Жукове и гневной полемики с Виктором Суворовым) неоднократно обращал внимание общественности и властей на следующую проблему. В случае, если – не дай бог – с Россией что-то случится, уже через не слишком длительное время мир не будет знать, скажем, кто именно внес решающий вклад в борьбу против фашизма. Такие вещи, в общем-то, и называются историческим поражением. Проблема понятная, но нынешние российские учебники истории (в отличие, например, от американских) эту информацию содержат. А то, что там еще есть и информация о пакте Молотова-Риббентропа, еще раз свидетельствует о мощности нашей исторической памяти.

Фраза Владимира Путина о том, что история должна вызывать гордость, ничего бы не значила, если бы мы не знали, как именно у нас в стране проводится работа в идеологической сфере. Широко известна история зачистки на телевидении. В тени остается механика организации или попыток организации сериального дела и массовой литературы (пока что эта область идеологически слаба). Но уже по телевидению понятен тренд: всех гаек закручивать не будут – или пока не будут, – но депрессивности, конфликтности и проблемности обсуждаемых тем на телевидении уже не хотят. Самый мощный и неагитпроповский продукт на телевидении среди аналитических программ – это «Намедни». Но какие бы неприятности там ни описывались, это глубоко оптимистическая и не слишком политизированная программа. Тренд – в оптимистичности, как у советской литературы, как в известном анекдоте Довлатова: лорд Байрон – знатный, богатый, талантливый – был пессимистом, а ты – безроден, беден и бездарь, и – оптимист.

Спору нет, идеологическая сфера важна, и бывшие сотрудники КГБ это понимают лучше многих. Правда, последний раз именно на этом поле они и проиграли, причем вчистую – сразу огромную страну. Замалчивание и ретуширование – очень слабый прием в современной идеологической борьбе, любой сколько-нибудь сильный соперник – победит. Поэтому и Матвиенко еле-еле прошла в губернаторы, и «Единая Россия» будет иметь проблемы, несмотря на все задействованные ресурсы. А если ставить вопрос об историческом выживании, то замалчивание и ложь – это самоубийство для страны. Возьмем, например, историю про святых мучеников Бориса и Глеба – неприятный эпизод в истории Киевской Руси, гордости за княжескую фамилию не вызывает. Но позднейшая Россия приняла эту историю как один из главных духовных символов страны, как мощный ресурс духовного и идеологического развития. Страна была не на стороне убийц, а на стороне святых, одних Борисоглебских церквей было множество. Позже Сталин предпочел Ивана Грозного.

Как формулировал Юрий Лотман, каждая культура «создает» себе традицию, отбирая подходящее в своем прошлом. Но из этого следует, что чем больше она набирает, тем богаче становится. Причем присвоение – не обязательно принятие. Можно присвоить традицию и отрицая ее. Папа Иоанн Павел II извинился за преступления инквизиции и за крестовые походы, но этим самым только усилил авторитет и влияние католической церкви. Извинение – один из способов присвоения истории: да, крестоносцы громили на своем пути все что ни попадя, но это тоже – наша живая история, а не просто научные труды на пыльных полках.

Большинство эпизодов истории любой страны – хороший материал для трагедий (иногда – анекдотов), а не для воспитания гордости. При этом всегда можно найти то, что достойно гордости, но не менее важно знать и факты, заслуживающие стыда. Мысль об очищении страданием принадлежит отнюдь не заморскому мудрецу.

Длительный процесс осмысления истории – непременное условие дальнейшего развития общества. Послевоенная Германия не стала бы без этого одним из мировых лидеров, да и французская республика была бы гораздо слабее, если бы не извлекла уроки из режима Виши. У России тоже есть Сталин, но есть и люди, действительно сохранившие внутреннюю свободу, человеческое достоинство, защищавшие родину и развивавшие ее культуру. А то, что они оказались современниками – не повод замалчивать преступления тиранов или подвиги великих людей. Один из простейших способов освоения страной истории – стыдиться преступлений («Граждане, Отечество в опасности! – Наши танки на чужой земле») и гордиться ее героями. Одно без другого бессмысленно, потому что только история во всей своей сложности и противоречиях дает силу развития, а заретушированный лубок – развлекает или наводит скуку.

Как бы мы ни относились к тому, что власти вновь занялись идеологией, очевидно, что им не обойтись без некоторого повышения квалификации – гэбешной явно не хватит. Как не обойтись без качественного повышения уровня честности и ответственности за страну.

И все-таки не следовало бы президенту России заниматься проблемами методики. Особенно до тех пор, пока он не сделал своего главного дела – не принял самых принципиальных политических решений.

Долгин Борис
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).