Вчера правительство разослало для ознакомления в федеральные министерства,ведомства и законодательные органы проект десятилетней экономическойпрограммы России. Вместе с программой, над которой не один месяц трудилсяЦентр стратегических разработок Германа Грефа, разошлись и "Приоритетныезадачи правительства РФ на 2000-2001 гг.". Оба документа, но по отдельности,правительство намерено рассмотреть на своем ближайшем заседании 28 июня. Вслучае одобрения среднесрочной программы на ее реализацию останется 550дней, на 10% больше, чем у авторов так и не реализованной десять лет назадпрограммы "500 дней".
По мнению правительства комплекс мер в социально-экономической сфере доконца 2001 года "позволит России закрепить позитивные тенденции,наблюдающиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивогоэкономического роста" (изложение основных положений смотри в справке). Идеясократить сроки, на которые правительство планирует свои действия, не нова.В последнее время она звучала в основном из Совета Федерации, которыйактивно занят разработкой алтернативной программы. "Десятилетняя перспектива- это далеко, нас больше волнует следующий год, - говорил во времяпоследнего заседания верхней палаты зампред бюджетного комитета, губернаторТюменской области Леонид Рокецкий.
К временным претензиям, исполнительнаявласть прислушалась.Во всем остальном новый документ очень напоминает программу Грефа, толькосокращенную во времени и дополненную традиционными предложениями отраслевыхлоббистов. Например, в приоритетные задачи попали давние мечты нынешнегоминистра путей сообщения Николая Аксененко о комерциализациижелезнодорожного ведомства путем разделения государственных и хозяйственныхфункций.
Нашлось место в среднесрочной программе и подходам к проблемам приватизации,которые уже были озвучены при обсуждении изменений к приватизационномузаконодательству. В качестве мер предлагаются залог, доверительноеуправление и внесение прав пользования в уставный капитал.
Впрочем, говорить о том, что желающих реализовать свои инттерсы ожидаетлегкий успех пока рано. Своим приоритетом правительство определило "созданиебазовых законодательных основ, обеспечивающихблагоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, приведениеобязательств государства в соответствие с его ресурсами и концентрация этихресурсов на выполнении базовых государственных функций". Справится лизаконодательная ветвь власти с разработкой нормативной базы для масштабныхреформаторских планов в столь короткие сроки пока сказать сложно, как исложно ответить на вопрос: сумеет ли само правительство в короткий срокпредставить парламентариям большой объем добротных законодательныхинициатив.
Десять лет назад группа Шаталина-Явлинского, представившая программу "500дней", прилагала к ней весьма подробный план законодательной работы и сточностью до дня срок введения в действие каждого мероприятия. Разработчикинынешней программы среднесрочного развития конкретных дат не указывают, ноопределенный опыт предшественников учитывают. Программу "500 дней" погубилодлительное обсуждение, которое начало нарушать сами сроки ее исполнения, азатем и окончательно похоронило программу. Авторы "задач 550 дней" временина обсуждение не отводят - через неделю документ будет рассмотренправительством.
Основные положения программы "Приоритетные задачи правительства РФ на2000-2001 гг."
Естественные монополии
Реструктуризация отраслей естественных монополий с целью четкогоразграничения естественно монопольных и потенциально конкурентных видовхозяйственной деятельности.
Газпром
Финансовое разделение деятельности магистрального и распределительноготранспорта газа в рамках предприятий "Газпрома". Внутригазораспределительных организаций предусматривается разделение транспортнойи сбытовой функций. Разработка и введение в действие правил эксплуатацииЕдиной системы газоснабжения России, в которых будет определен порядокпредоставления сетевых услуг, и правила работы оптового рынка газа, которыерегламентируют взаимодействие участников торговли газом.
РАО "ЕЭС России"
Демонополизация производства электроэнергии должна проводится за счетстимулирования выхода независимых производителей электроэнергии на единыйоптовый рынок. Разработка и утверждение Сетевого кодекса РФ и обеспечениесоздания достаточного числа генерирующих компаний, что должно привести кпоявлению конкуренции на оптовом рынке электроэнергии. Формирование единойфедеральной сетевой и технологической инфраструктуры, в которую должны войтиосновные межсистемные связи и системообразующие сети ЕЭС России.Существенное сокращение списка неотключаемых потребителей и переход напринцип условного гарантированного энергоснабжения.
МПС
Разделение в системе железнодорожного транспорта государственных ихозяйственных функций. Государственные функции по управлению железнодорожнымтранспортом будут закреплены за МПС. Формирование на конкурентной основекомпаний по перевозкам грузов и пассажиров. Решение вопроса о допускеиностранных компаний-перевозчиков к работе на российском транспортном рынке.Поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок засчет грузовых.
Агропромышленный комплекс
Финансовое оздоровление отрасли, в том числе за счет реструктуризациизадолженности сельхозпроизводителей бюджетам всех уровней, государственнымвнебюджетным фондам, поставщикам топливно-энергетических ресурсов. Созданиефедерального резервного фонда зерна и организация государственногорегулирования рынка зерна Подготовка юридических и экономических условий дляконцентрации земли и капитала в руках эффективных производителей, созданиеблагоприятных условий для привлечения частных инвестиций в производствосельхозтехники и расширение лизинга. Создания правовой и институциональнойинфраструктуры функционирования конкурентных и эффективных агрорынков,введение общегосударственного земельного кадастра. Стимулирование ипотечногокредитования с использованием в качестве обеспечения земельных участков идругих объектов недвижимости.Управление государственным имуществом и приватизацияРевизия государственной собственности и на ее основе принятие решений осохранении акций в собственности государства или передаче в собственностьсубъектов Федерации, а возможно, приватизации или ликвидации объектовгоссобственности. Создание правовой базы, позволяющей использовать различныеспособы распоряжения федеральным имуществом ? такие как залог, доверительноеуправление и внесение прав пользования в уставный капитал. Безусловноеприменение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, а такжевыравнивание ставки арендной платы, взимаемой за использованиегосударственной недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке.
Гарантии прав собственности
Исключение возможности конфискационной национализации и повышениестабильности прав собственности. Принятие федерального закона о принципахнационализации собственности, поправок в федеральное законодательство,которые обеспечат вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот,четко разграничат соответствующие права собственности между различнымиуровнями власти. Ликвидация индивидуальных налоговых льгот и искусственнойдифференциации цен и тарифов, исключение избирательности в проведениипроверок и инициировании процедур банкротства.
Экономическая политика
Создание благоприятного делового климата, предсказуемой и стимулирующей ростмакроэкономической политики. Создание базовых законодательных основ,обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат,приведение обязательств государства в соответствии с его ресурсами иконцентрация последних на выполнении базовых государственных функций.Постепенный отход от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, чтопозволит четко очертить сферу государственного регулирования, повысить егоэффективность. Радикальное упрощение регистрации и лицензирования бизнеса,экспертизы и согласования инвестиционных проектов, снятие всехадминистративных ограничений на движение товаров, капитала, рабочей силы,радикальное сокращение числа проверяющих и контролирующих органов (в первуюочередь для субъектов малого бизнеса), а также ограничение ведомственногонормотворчества. Введение международных стандартов финансовой отчетности инеукоснительного исполнения законодательства об обязательном раскрытииинформации о финансово-хозяйственной деятельности
Налоговая, бюджетная и таможенная политика
Установление закрытого списка налогов и сборов и единой ставки подоходногоналога, а также введение единого социального налога и отмена значительногочисла небольших налогов. Приведение обязательств государства в соответствиес его ресурсами за счет приостановки, сокращения или отмены не финансируемыхили частично финансируемых обязательств. Четкое разграничение расходныхполномочий между уровнями бюджетной системы, а также завершениереформирования системы финансовой поддержки регионов и увеличение ролисобственных источников бюджетных доходов.Создание таможенной системы, выполняющей стимулирующую и защитную роли. Вперспективе основной акцент будет делаться на применение нетарифныхинструментов внешнеторговой политики. Завершение переговоров о присоединенииРоссии к ВТО на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешнихрынках.
Жилищно-коммунальная сфера
Окончание бесплатной приватизации жилищного фонда в декабре 2002 года.Устранение перекрестного субсидирования и дотационности ЖКХ. Разграничениеразличных форм имущественного найма жилья, развитие долгосрочного ипотечногокредитования граждан на приобретение жилья и кредитования застройщиков настроительство жилья. Переход к конкурсному отбору организаций для управленияи обслуживания муниципального жилищного фонда, создание товариществсобственников жилья, юридическое оформление кондоминиумов, создание стимуловдля развития частного арендного сектора жилья. Реализация системы мер порегулированию на муниципальном уровне тарифов предприятий ЖКХ, являющихсялокальными монополистами.
Образование, культура и здравоохранение
Разработка федерального закона "О медико-социальном страховании". Завершитьпереход к системе подушевого принципа финансирования, добиться обеспеченияфинансовыми ресурсами государственных гарантий предоставления населениюбесплатной медицинской помощи и внедрения действенных механизмов контроля завыплатой пособий по временной нетрудоспособности. Формированиеорганизационно-экономических и правовых условий для последующего внедрениямеханизмов нормативного подушевого финансирования по принципу "деньгиследуют за учеником (студентом). Софинансирование на конкурсной основеинвестиционных образовательных проектов. Повышение прозрачность финансовыхпотоков в системе образования и привлечь в нее средств населения ипредприятий. Реорганизация учебных заведений профессионального образованияпутем их интеграции с вузами. Создание университетских комплексов,объединяющих структурные подразделения, реализующие образовательныепрограммы различных уровней, НИИ и КБ, как единого юридического лица.Реформирование организационно-экономического механизма сферы культуры,наращивая ее бюджетное финансирование. Внесение изменений и дополнений в"Основы законодательства о культуре", утверждение федеральной целевойпрограммы "Культура России", создание общероссийской системы мониторингасостояния и использования памятников истории и культуры, предметовмузейного, библиотечных и архивных фондов и кинофонда. Переориентациидеятельности региональных и местных физкультурно-спортивных государственныхучреждений и общественных организаций с развития спорта высших достиженийпреимущественно на массовое развитие физкультуры, спорта и туризма.