Может ли измениться принцип доступа к экспортным нефтепроводам?
На этот вопрос отвечают Сергей Генералов, депутат Государственной Думы, экс-министр топлива и энергетики, а такжеВладимир Носов,нефтегазовый аналитик компании "Flemings UCB",Константин Резников,нефтегазовый аналитик "Альфа-банка"
Войска ЕС не расколют НАТО
Хавьер Солана
В ХХ веке Европа пережила две ужасные войны. Особенно дорого они обошлисьстранам Европы и Северной Америки. С 1945 г. мы работали вместе, чтобыошибки прошлого никогда не повторились. Стабильность и процветание Европыстали беспрецедентным результатом этой работы. Мы успешно идем по путисоздания мирной, неделимой Европы. Залогом этого успеха сталисотрудничество в рамках НАТО и интеграция европейских стран в рамкахЕвросоюза. Углубление сотрудничества и сбалансированное распределениеответственности помогут нам в XXI в. достичь нашей цели - сделать Европуединой и свободной.
В декабре на заседании Совета Европы в Хельсинки лидеры стран ЕС приняливажные решения в области внешней политики и безопасности. Эти решения будутспособствовать углублению сотрудничества между странами Европы, в том числев таких сферах, как безопасность и оборона. Они также важны для США, Канадыи других стран НАТО, не входящих в ЕС.
Эти решения были приняты в условиях изменившейся международной обстановки.Нам больше не угрожает объединенный противник. Однако появились новыепроблемы. Они не угрожают нашему существованию. Но они угрожают нашемуобразу жизни, нашим ценностям и нашим интересам. Одновременно произошлоускорение экономической, финансовой и политической интеграции европейскихстран, что позволило ЕС играть более значимую роль на международной арене.Мы ответственны за то, чтобы в союзе с нашими партнерами реализовать нашиобщие цели, неся в мир добро.
Однако наши возможности по преодолению кризисов не настолько эффективны,как мы бы того желали. Хотя у ЕС уже есть набор мирных инструментов дляразрешения международных конфликтов, до сих пор Евросоюз не мог произвестимасштабного развертывания военных сил за пределами входящих в него стран,чтобы способствовать разрешению кризиса непосредственно в месте еговозникновения. Это важная составляющая эффективной внешней политики исистемы безопасности. Необходимость усиления наших возможностей, в томчисле военных, для урегулирования кризисов на территории Европы особенноявно проявилась в ходе косовского конфликта.
Поэтому на встрече в Хельсинки европейские лидеры решили создатьколлективные миротворческие силы для быстрого подавления конфликтов. К 2003г. страны ЕС должны быть готовы к быстрому развертыванию войсковойгруппировки численностью от 50 000 до 60 000 человек. Понадобятся такжеспециальные структуры для оказания консультативной поддержки с целью болееэффективного использования вооруженных сил в конфликтных ситуациях иосуществления политического контроля в ходе военных операций.Европейские лидеры дали понять, что все эти решения необходимореализовывать в тесном сотрудничестве с НАТО и в условиях полнойоткрытости. ЕС не собирается брать на себя функции по обеспечениюколлективной безопасности - это остается задачей НАТО. Европейские силыбудут проводить операции только в тех случаях, когда не потребуется участияНАТО в целом. Не будет создаваться никакой европейской армии; войска, окоторых идет речь, уже существуют и в большинстве своем входят в натовскиеструктуры. Эти войска просто будут лучше подготовлены и экипированы. И еслиальянс примет решение не участвовать в разрешении того или иного конфликта,они смогут действовать самостоятельно. Это будет и в интересах нашихамериканских союзников.
Каждый седьмой депутат хочет заниматься бюджетом
Сергей Кочетов
Первое заседание комитета Госдумы по бюджету и налогам запланировано набудущий вторник 1 февраля. Однако окончательной ясности о составе этогосамого многочисленного думского комитета пока нет. Вчера его новыйпредседатель Александр Жуков рассказал о своем видении нового комитета.
Индусы будут жить на деньги из норильского никеля
За 31 млн DM. Россия сделает для Индии 2 млрд. рупий
ПАСЕ играет со временем
На следующей сессии к Чечне вернутся
Анатолий Ходоровский
Об одном из ньюсмейкеров российской политической жизни этой недели -Парламентской Ассамблее Совета Европы - можно забыть до апреля. На сессии вСтрасбурге полномочия российской делегации подтвердили, а решение Россиейпроблем Чечни "взяли на контроль" до следующей сессии ПАСЕ, котораясостоится в апреле. Из выступлений сторон стало окончательно ясно, что впринципиальном плане у них расхождений нет.
Неестественный отбор
Александр Беккер
Придав правительству статус временного, Владимир Путин, по идее, дал шанскаждому стать кузнецом своего счастья. Отличишься - попадешь после выборовв состав устойчивого и наверняка "долгоиграющего" кабинета.Замысел понятен и как будто неплох. Но бюрократическая среда - это неспортивная арена, здесь понятия конкуренции преломляются удивительнымобразом. К тому же чиновничью жизнь исказил цейтнот. Когда до голосованияпо президенту всего 2-3 месяца, всякий старается извлечь быстрый и бьющий вглаза эффект. Дела, внешне не выигрышные, на перспективу отодвигаются всторону. В Белом Доме обратили внимание, что Михаил Касьянов, сменивНиколая Аксененко в главной правительственной комиссии по оперативнымвопросам, заново сверстал план заседаний. На первое из них вынесли"северный завоз" и метрострой. Вопросы важные по сути и, что называется, напублику. В то же время до 26 марта результат не "пощупаешь", и казнитьчиновника не за что.
А вот погашению долгов по зарплате в регионах Путин поставил конкретныйсрок - 15 апреля. Спрос - с вице-премьера Виктора Христенко. Бюджет первогоквартала, как известно, складывается очень тяжело. Неудача с зарплатнымпоручением ИО президента, пробуксовка на переговорах МВФ, за которые также отвечает Христенко, будут стоить ему дорого.
Вообще произведенная Путиным рокировка Христенко и Касьянова внесласумятицу в организацию работы. Еще 1 декабря, до перемещения обоих послужебной лестнице, у Путина прошло совещание, где Касьянов и ВалентинаМатвиенко крепко повздорили. Социальный вице-премьер обвинила Минфин вантисоциальном поведении. Она напомнила о задолженности по детскимпособиям, начислениям во внебюджетные фонды, задолженности по зарплатебюджетников. Премьер обязал тогда министра Касьянова найти развязкипроблем. Легко сказать: ведь стоят они казне 56 млрд. руб. Спустя месяцоказалось, что ответственность за социальный воз незаметно переложена наХристенко. При этом, как утверждают в Белом Доме, Матвиенкосамоустранилась, а минфиновский аппарат замкнут исключительно на Касьяноваи кому-либо другому в действенной помощи отказывает.
Способность бюрократии ставить на фаворита, целиком играть на него давноизвестна. Однако в нынешней ситуации далеко не все в аппарате правительствасчитают Касьянова фаворитом. С подготовкой нужных бумаг старожилы неспешат, документооборот, говорят, замедлился. Чиновники пересидели столькопремьеров, что сделались циничными. "Нам бы пережить перемены и не попастьв опалу", - открыто заявляют некоторые. На документ они смотрят не с точкизрения полезного результата, а сквозь прорезь политической конъюнктуры: "Вкаком ключе писать будем?". Аппарат пытается сейчас понять, что у Путина вголове, что он собирается делать со штатом Белого Дома. Чиновники знают,что ИО президента очень заинтересован в стратегической программе на 10лет. Вот они сидят и вычисляют: направлять документы через главу аппаратаКозака в стратегический центр замминистра Германа Грефа или посылатьКасьянову, который координирует вопросы экономического и социальногоразвития страны; а может быть, "сгружать" все материалы для страховки вдепартамент экономики Белого Дома.
Все эти ходы, игры, бумаги под сукно - вовсе не новость. Так было приЧерномырдине, Кириенко, Примакове. Кто-то, как Чубайс, "ломал" аппарат,заставляя его крутиться быстрее, кто-то, как Потанин, становилсязаложником бюрократических интриг. Так что сегодня, в общем, как всегда,только усугублено неопределенностью момента.
Недавно Путин обнародовал через Интернет статью "Россия на рубежетысячелетий". Один из аналитиков проштудировал ее и расставил приоритеты.Оказалось, что на первом месте у ИО президента "инвестиции иэкономический рост", затем - "промышленная политика", далее - "аграрнаяполитика", "международная интеграция", "структурная политика", "преодолениетеневой экономики". На последнем месте, не поверите, "финансовая система".Структура аппарата правительства совершенно не отвечает этим приоритетам,вней первая скрипка принадлежит, пожалуй, первому замглавы аппаратаэкономисту Мстиславу Афанасьеву. Из этого следует, что после выборов БелыйДом ждут серьезные потрясения. Думается, не менее радикально изменится ядроправительства. К весне-лету появятся проект бюджета на 2001 г. и первыйвариант стратегии на 10 лет. Вопросы финансовой стабилизации перестанутбыть столь же актуальны, как прежде. На первый план выйдут экономическийрост, промышленная политика. Под эти задачи Путин, скорее всего, и выберетпремьера. Не финансиста, а "от станка". Аполитичного профессионала, безолигархических привязок, настроенного на экономическую политикупрезидента.