Тариф на автогражданку снизят. Вопрос в том - когда и на сколько.
Снижение тарифов на страхование автогражданской ответственности автовладельцев, видимо, все-таки станет реальностью - как бы страховщикам ни хотелось сохранить status quo. По итогам вчерашнего совещания (совещания, прошедшего в четверг) в Минфине первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов дал департаменту страхового надзора поручение в ближайшие две недели подготовить предложения по корректировке тарифов. С другой стороны, это совсем не означает, что водители, которые пока не приобрели полисы ОСАГО, могут расслабиться. До реального снижения цен пройдет не менее полугода, и штрафы за отсутствие полиса никто отменять не собирается. А о размере возможного "дисконта" можно только гадать.
Минфин всегда боролся против снижения тарифов по ОСАГО, о чем неоднократно заявлял депутатам. Однако после того, как в декабре Владимир Путин, отвечая на вопросы россиян, заявил в прямом эфире о необходимости установить более гибкие подходы к определению тарифов, перемены стали делом времени. Вопрос в том, насколько "гибко" Минфин подойдет к этому вопросу, чтобы соблюсти баланс и, выполняя социальное поручение президента, не загубить саму идею автогражданки, сделав ее убыточной для страховщиков.
Из чего складывается стоимость страховки?
Базовый тариф страхования автогражданской ответственности составляет 1980 руб. Также правительство в мае 2003 года утвердило ряд повышающих коэффициентов. Жителям крупных городов приходится платить за то, что машина зарегистрирована в мегаполисе, где машин много, поэтому аварии на дорогах случаются часто. Так, в Москве повышающий тариф равен двум, в Московской области и Санкт-Петербурге - 1,8. Кроме коэффициента за регион существует коэффициент за мощность двигателя. Этот коэффициент правительство назвало социальным - было решено, что водитель иномарки должен платить за страховку дороже, чем водитель отечественных "Жигулей". Так, за двигатель в 100 л.с. водитель платит в 1,3 раза больше, чем базовый тариф, а за двигатель в 200 л.с. - в 1,9 раза.
Сейчас идут разговоры, что правительство может отменить повышающие коэффициенты за мощность двигателя. Самое интересное в том, что страховые компании, которые по сути и являлись всегда лоббистами автогражданки, никогда не настаивали на том, что за больший объем двигателя человек должен платить больше. Нет никакой статистики, которая свидетельствовала бы о том, что машины с большим объемом двигателя попадают в аварии чаще, чем машины с маломощными двигателями.
Суета вокруг тарифов
Во время выборов в Думу и накануне выборов президента автогражданка стала разменной монетой в борьбе за голоса избирателей. Весь конец ушедшего года инициаторы отмены страхования автогражданской ответственности призывали автомобилистов не страховаться. Лозунг кампании был под стать революционным временам - "Долой грабительскую автогражданку!" А в ответ правительство отвечало, что закон, быть может, и плох, но выполнять его надо.
Поверившие лозунгам тех, кто пообещал отменить закон, не застраховались и до сих пор ездят на свой страх и риск, пытаясь уворачиваться от бдительного ока сотрудников ГАИ. Законопослушные (их также можно назвать напуганными) застраховались, скрипя зубами и утешая себя мыслью, что, может, они сейчас и переплачивают за полис, но их не заставят за его отсутствие платить штрафы, а затем выкупать свои машины со штрафных стоянок за безумные деньги.
Сплетни и слухи
Слухи о снижении тарифов глава Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль назвал в беседе с "Известиями" "уткой". "В ходе обсуждения вопроса об ОСАГО на недавнем рабочем совещании в Минфине говорили в том числе и о тарифах, - говорит Коваль. - Звучало мнение о том, что тариф, быть может, и велик. Но также, может быть, тариф и мал. Документов, которые подтвердили бы то или другое мнение, нет. Речи о том, что тарифы будут снижены, не шло". Он также сообщил, что Минфин поручил союзу подготовить статистику по ОСАГО за второе полугодие 2003 года. Генеральный директор страховой компании "Согласие" Игорь Жук отметил в беседе с "Известиями", что ему хотелось бы знать, на основании чего и какой статистики хотят снизить тарифы. "Мы, страховщики, законопослушны, но конечно же мы будем считать и думать, стоит ли нам продолжать работать по ОСАГО, если тариф снизят. Есть некий размер, меньше которого страховые компании не будут заниматься этим видом страхования. Вообще эти разговоры я слышу последние 8-9 месяцев, к выборам они приняли истерический характер. Да, есть мнение, что тариф нужно снизить, но, уверяю, когда и на сколько, страховщиков не спросят. Все решения принимает правительство. Сейчас мы гадаем на кофейной гуще, а вот когда будут скорректированные тарифы, будет тема для разговора".
Президент Буш показал всем прилив нежности к Луне
В среду в штаб-квартире НАСА президент США Джордж Буш выступил с речью, в которой обнародовал новую программу американских космических исследований. Такой программы мир не видел: здесь и создание новых аппаратов, и десанты на Луну и Марс, вплоть до колонизации планет. Речь совпала с началом удачной работы на Марсе робота "Дух", что эмоционально подкрепляло амбициозность космических прожектов Буша. Другое дело, насколько реализуема такая программа и насколько велика в этих планах примесь предвыборной рекламы.
Для любого путешествия надо обладать транспортным средством. Тем более для космического путешествия. А транспортного средства не то что для пилотируемых полетов на Луну и Марс, даже вокруг Земли у США сейчас нет. После того как в феврале 2003 года потерпела крушение "Колумбия", оставшаяся флотилия шаттлов прочно встала на земной прикол. Президент Буш заявил, что на смену шаттлам придет новый корабль. Испытания должны состояться не позже 2008 года, а в 2014 году он совершит первый полет. Понимая сложность намеченных задач, Буш пригласил все космические державы принять участие "не в гонке, а в совместном дружеском путешествии".
На 2020 год по президентской хронологии намечено возвращение человека на Луну, которую последний американец по завершении программы "Аполлон" покинул в 1972 году. Луна станет трамплином для отработки технологий для пилотируемого полета к Марсу. Луна, где сила гравитации в 6 раз меньше, чем на Земле, станет промежуточной базой, где могут собираться марсианские модули.
Но пока США играют ключевую роль в строительстве международной космической станции. Означает ли новая программа, что Америка выйдет из проекта МКС, как она ранее вышла из Киотского протокола и международного проекта термоядерного реактора ИТЭР? Президент подчеркнул, что первоочередной задачей НАСА остается завершение строительства МКС. Для нас особенно лестно, что докладчик выразил благодарность России, которая в кооперации с 15 странами строит орбитальную станцию. МКС будет достроена к 2010 году, далее - новые и пока самостоятельные рубежи.
Жюль Верн написал "Из пушки на Луну". Мастера каламбуров не отходя от кассы предложили новый вариант - "Из бушки на Луну". Шутки шутками, но откуда деньги? Бюджет НАСА на 5 лет утвержден - 86 млрд долл. Президент обратился к конгрессу с просьбой ежегодно в течение 5 лет расширять бюджет на 200 млн долл. и, кроме того, за счет сокращения других научных программ перебросить на Луну и Марс еще 11 млрд долл.
Не успел президент закончить речь, как комментаторы ехидно увязали ее с началом предвыборной кампании. (К слову, Буш начал свое президентство с сокращения бюджета так полюбившегося ему нынче НАСА.) Едва ли не каждый президент использовал космические просторы для расширения своей привлекательности в глазах земного электората. Джон Кеннеди придумал догнать и перегнать в космосе СССР. Линдон Джонсон высадился на Луну. Ричард Никсон пообещал самый надежный и экономичный космический шаттл. Рональд Рейган по примеру СССР задумал обзавестись орбитальной станцией. Самое забавное, что президент Буш-первый в 1989 году уже говорил о земной колонии на Луне и десанте на Марс. По расчетам Буша-отца, Америка должна была высадиться на Марсе в 2019 году. Должно быть, интерес к колонизации далеких земель - родовая черта Бушей.
А что же Россия? Ведь Луна вдоль и поперек изъезжена советскими автоматическими аппаратами. Именно нашей стране принадлежит приоритет в исследованиях спутника Земли: первый спутник, первая фотография обратной стороны, первый атлас, первая мягкая посадка, первый луноход. В институтах РАН до сих пор изучают доставленный роботами лунный грунт. Наша лебединая песня на Луне прозвучала в 1976 году, когда на Землю была доставлена последняя посылка с лунной пылью. Америка пришла на Луну позже и ушла раньше.
Уже в четверг представители нескольких российских космических предприятий, некогда задействованных по советской лунной программе, выступили с заявлениями о готовности оперативно реанимировать положенные в сейфы проекты и расчехлить наши лунные автоматы. И каждый при этом добавлял условие: пусть только казна выделит деньги. И будто бы все можно сделать быстрее и дешевле, чем планирует Америка. Первый заместитель директора Росавиакосмоса Николай Моисеев заявил, что к концу 2004 года будет разработана федеральная космическая программа до 2015 года, где, не исключено, найдет отражение какая-то из многих российских инициатив по организации экспедиций на Луну и Марс.
Каждому, кто хоть немного знаком с бюрократическими иносказаниями, ясно, что российские экспедиции на Луну и Марс вряд ли состоятся. Остается откликнуться на любезное приглашение мистера Буша. Если, конечно, по завершении предвыборных речей он не забудет о своих космических прожектах.
Хотелось как лучше, а получилось как всегда. Первый этап пенсионной реформы можно считать успешно проваленным.
Прием заявлений от работающих граждан, имеющих накопительную часть пенсии, закончился 31 декабря. За истекшие полмесяца января Пенсионный фонд так и не завершил подсчет, скольких же людей заинтересовала возможность самим решить судьбу своей будущей пенсии. По предварительным оценкам специалистов управляющих компаний, свою пенсию частным компаниям доверили 700 тыс. человек.
На середину декабря прошедшего года своими пенсионными накоплениями распорядились всего порядка 50 тыс. человек из примерно 40 млн человек, принимающих участие в пенсионной реформе. А сейчас уже эта цифра возросла почти в 20 раз. Такое ощущение, что две последние недели уходящего года трудящиеся только и делали, что осаждали территориальные отделения Пенсионного фонда.
Примечательно, что даже Пенсионный фонд России, рассылающий работающим гражданам извещения о состоянии их накопительных счетов, так и не называл окончательную цифру людей, которым "светит" прибавка к будущей пенсии в виде накопительной части - в словах чиновников фигурировала то цифра 38 млн человек, то 40 млн, то и вовсе 42. Поэтому и подсчитать, какой же процент людей поверит в пенсионную реформу, не представляется возможным. Приходится гадать и приблизительно считать, что 700 тыс. человек - это примерно 1,5% от всех застрахованных граждан.
На самом деле большинство граждан, желающих передать свои накопления в руки частных управляющих, занялись выяснением того, в чем же заключается пенсионная реформа, лишь в последние дни года. Но не они составили большую часть тех сознательных, которые дотянули цифру до 700 тыс. человек. Просто в конце года управляющие компании, входящие в состав финансово-промышленных групп, перестали, что называется, "миндальничать" с работниками, которые трудятся на предприятиях, входящих в конкретную группу. По словам генерального директора одной из управляющих компаний, четыре месяца поездок по стране и лекций рабочим коллективам ничего не дали - люди сонно выслушивали заезжего лектора из Москвы и выбрасывали свои "письма счастья" как ненужный хлам. В конце же декабря управляющим удалось достучаться до владельцев своих холдингов, которые дали прямое указание руководителям своих предприятий - собрать трудовые коллективы и настоятельно им рекомендовать отдать пенсионные накопления в указанную управляющую компанию. Так сказать, чтобы все деньги оставались "в своей хате".
Поэтому цифру в 700 тыс. человек нельзя считать показателем заинтересованности населения в пенсионной реформе. Сознательных граждан, то есть тех, кто сам интересовался сутью реформы, искал адреса и названия управляющих компаний, задавал чиновникам пенсионного ведомства неудобные вопросы, на 40 млн застрахованных граждан единицы. Именно поэтому первый этап реформы все же придется признать неудовлетворительным - ни государство, ни частные управляющие так и не смогли достучаться до людей, чтобы объяснить им, что же они теряют или выигрывают, делая выбор будущего своей пенсии или отказываясь от него.
На наступивший год все, кто хоть как-то связан с реформированием отрасли, возлагают большие надежды. Сделать предстоит много как государству, так и предпринимателям, и все опасаются повторения ошибок, которые были допущены в 2003 году. Это замалчивание сути реформы и затягивание сроков ее реализации.
Поэтому пресса будет делать то, что зависит от нее, - то есть информировать население о том, что реформа началась и идет. Больше от журналистов ничего не зависит. О том, как со своими задачами будет справляться государство и частные структуры, пресса напишет. А вот сделать свой выбор каждый человек должен сам. Напоминаем, что каждый работающий человек каждый год может изменить свое решение по поводу накопительной части своей пенсии - как передать ее в частную компанию, так и вернуться в управление государственной компании.
Россияне стали менее бедными и более счастливыми
Счастье или радость жизни - вещи загадочные и совершенно ни от чего не зависящие. Одним народам они отпущены в полной мере, другим - очень экономно. Можно гадать, что послужило причиной оптимизма одних и пессимизма других - мучительная ли история, климат, наличие теплого моря, синего неба и виноградников, или же причины никакой нету вовсе, а просто одни уродились такими, а другие - эдакими. Русские, как сказал в одном интервью глава ВЦИОМ-А Юрий Левада, не относятся к веселым народам. А жизнерадостнее прочих в бывшем СССР, по мнению г-на Левады, грузины.
По данным организации World Values Survey, которая каждые четыре года проводит мониторинг удовлетворенности жизнью граждан 65 стран мира, самая счастливая страна - Нигерия. За ней следуют Мексика, Венесуэла, Сальвадор и Пуэрто-Рико. А вот в экономически благополучных странах со счастьем дело обстоит гораздо хуже. США занимают в "счастливом списке" лишь 16-е место, Австралия - 20-е, Великобритания - 24-е. Исключение составляет только Дания, где за последние 30 лет число счастливчиков возросло. Замыкают список Россия, Армения и Румыния.
Согласно другим исследованиям, самая жизнерадостная в мире страна - Венесуэла: 55 процентов ее жителей считают себя счастливыми. За Венесуэлой следуют Турция, Нигерия, Австралия, Пуэрто-Рико, Швеция и Филиппины. Но в целом тенденция та же - счастье не зависит от уровня жизни. В Норвегии счастливы 30 процентов жителей, в Финляндии - 24. Чуть менее счастливы китайцы и немцы из Западной Германии - 23 и 21 процент соответственно.
Но чем дальше на Восток, тем меньше счастливых людей встретилось социологам: 18 процентов в Польше и 16 процентов в восточных землях Германии. В бывших советских и югославских республиках люди в большинстве своем счастливыми себя не чувствуют. В России всего лишь шесть процентов опрошенных сказали, что они счастливы.
Дело не только в экономике - в Нигерии и уровень жизни весьма низок, да и продолжительность ее гораздо меньше, чем даже в России. Причем происходит это не только по естественным причинам, но и в силу воинственности народов, Нигерию населяющих. А вот поди ж ты - весело им.
В России за последний год тоже стало веселее. Экономика для нас - отнюдь не последнее дело, а с этой точки зрения жизнь в стране вроде бы налаживается. Во всяком случае, люди чувствуют себя лучше. По последним данным ВЦИОМ-А, за последний год людей, которым не хватает денег даже на еду, не стало больше (около 17 процентов), зато на 9 процентов, с 45 до 36, снизилась доля тех, кто относит себя к относительно бедным (это когда на продукты хватает, а, скажем, одежду купить затруднительно). Эти 9 процентов перешли наверх, в более благополучные категории.
Стал ли от этого наш народ счастливее? Пожалуй, стал. По опросам ВЦИОМ-А, 2002 год только шесть процентов респондентов сочли успешным, а 2003-й - уже 10 процентов, соответственно 24 процента в 2002-м и 29 процентов в 2003-м сказали, что уходящий год был спокойным. И, что очень важно, вместо 47 процентов в 2002 году 37 процентов в конце 2003-го решили, что год был тревожным, и если 2002-й показался страшным 13 процентам, то 2003-й - 5 процентам. Значит, в сумме на 18 процентов больше россиян стали спать спокойнее. Чем это вызвано - вопрос. Мы уже знаем, что экономика, конечно, важная штука, но не только она определяет, доволен человек жизнью или пребывает в печали. Есть еще такая вещь - привыкание, особенно к событиям, которые лично тебя не очень-то и затрагивают. Казалось бы, "Норд-Ост", а также теракты прошедшего года должны были обострить в соотечественниках чувство страха - но нет, привыкли. В общем, для 51 процента этот год был удачным (2002-й - для 50 процентов), неудачным он оказался для 34 процентов (позапрошлый - для 36 процентов), и еще 15 процентов (в позапрошлом году - 14 процентов) затруднились с ответом. Обычно когда социологи задают людям вопрос, а чем же был хорош уходящий год, многие говорят: да уже тем, что не случилось ничего плохого (таких было 29 процентов). Другие вспоминают разные приятные события - свадьбу, рождение ребенка, повышение по службе, крупные покупки. Если же спрашивать о том, почему год был для респондента плохим, он вспоминает о снижении доходов, неудачах, постигших его на работе, об утратах и болезнях.
Если говорить о том, чего люди ждут от будущего, то эксперты ВЦИОМ-А отмечают, что впервые за 16 лет, в течение которых они наблюдают за "новогодними" общественными настроениями, прошедший год показался людям более легким, чем предыдущий. Впрочем, есть и абсолютные пессимисты. Так, на вопрос о том, как изменилась за 2003-й ваша уверенность в будущем, 12 процентов ответили, что ее не было и нет (в 2002 году - 13 процентов), вера в людей напрочь отсутствовала у 6 процентов в конце 2003-го (и у 5 процентов в 2002-м), веры в себя нет у 3 процентов респондентов - как и год назад.
Капитана затонувшего танкера хотят признать "лучшим моряком"
Международный морской союз выдвинул кандидатом на звание "лучшего моряка" капитана танкера "Престиж", затонувшего у берегов Испании в ноябре 2002 года. Испанские власти возмущены этим решением - греческий капитан Апостолус Магурас до сих пор находится под следствием. Его обвиняют в "преступной халатности, противодействии властям и загрязнении окружающей среды, имевшем катастрофические последствия".
Катастрофа танкера "Престиж", которым командовал Магурас, произошла в 200 километрах от испанского побережья. Корабль, перевозивший 70 тысяч тонн мазута, в сильный шторм раскололся на две части и затонул в Атлантике. Сильному загрязнению подверглось около 3 тысяч километров европейского побережья. Всего же в воду попало 24 тысячи тонн нефтепродуктов, которые угрожают "черными приливами" побережьям Испании, Португалии и Франции.
После катастрофы Евросоюз утвердил список из 66 танкеров, которые считают небезопасными для перевозки нефтепродуктов. Этим кораблям чиновники запретили входить в "европейские воды". К числу таких не имеющих двойного корпуса судов и принадлежал "Престиж". В ходе следствия выяснилось, что в сильный шторм танкер налетел на дрейфовавший грузовой контейнер, который пропорол борт корабля. В результате образовалась сильная течь, через которую в море сразу же попало около 5 тысяч тонн мазута.
Оказавшись не в состоянии самостоятельно справиться с ситуацией, капитан Магурас подал сигнал бедствия. На помощь танкеру пришли спасатели из голландской компании "SMIT". С самого начала они предложили перекачать мазут из "Престижа" на другое судно. Но для этого требовалось подогнать танкер поближе к берегу. Однако испанские власти испугались возможной катастрофы у своих берегов и отказались пропустить в порт гибнущий корабль.
После нескольких дней буксировки полузатопленный "Престиж" оказался в территориальных водах Португалии. Новая просьба, теперь уже к португальским властям, приблизиться к берегу для перекачки нефти и новый отказ. Тогда спасатели решили вести корабль дальше к африканскому побережью. Но было поздно: под ударами волн "Престиж" разломился на две части и быстро затонул.
Первыми танкер покинули 27 членов команды. Последним на спущенной из вертолета лебедке с танкера забрали капитана Магураса. Но, оказавшись на испанской земле, он немедленно был арестован и помещен в тюрьму. На допросах капитан не признал свою вину. В знак протеста против своего задержания он отказался от свиданий с семьей. В заключении Магурас провел 88 дней. За его освобождение испанский суд назначил залог в 3 миллиона евро, которые заплатила одна из крупнейших лондонских страховых компаний. Тем не менее до завершения следствия испанские власти запретили капитану покидать Барселону, где каждый день он должен "отмечаться" в полицейском управлении. Правосудие стремится доказать, что Магурас "намеренно мешал спасению судна, а его некомпетентность стала причиной гибели танкера".
Иначе смотрят на катастрофу с танкером у берегов Испании в британском институте судоходства, который занимается переподготовкой и аттестацией персонала морских судов. Его руководители считают Магураса "полностью невиновным в катастрофе". По словам одного из представителей института, "танкер "Престиж" тонул пять дней, прежде чем были предприняты конкретные действия для его спасения. Причем капитан судна не только спас всех членов экипажа, но, как подобает моряку, последним покинул гибнущий корабль".
Поэтому шансы Магураса на звание "лучшего моряка" расцениваются достаточно высоко. Однако, по словам исполнительного директора британского морского института Филиппа Уэйка, окончательного победителя в этой номинации судьи назовут не раньше 18 февраля.