![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118; факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
Сегодня половина россиян (49%) относятся к "Единой России" положительно, а 18% – отрицательно; треть опрошенных (33%) затруднились выразить свое отношение к данной партии. В последнее время эти показатели довольно стабильны.
Почти равные доли россиян считают сейчас, что цели "Единой России" соответствуют интересам таких людей, как они (35%), заявляют о несоответствии ее целей своим интересам (31%) и затрудняются с ответом на этот вопрос (33%). Среди доверяющих В. Путину такое соответствие усматривают 46% опрошенных, а несоответствие – 23%, среди тех, кто президенту не доверяет, – 12% и 66% соответственно. Но стоит отметить, что за год с небольшим – в сравнении с ноябрем 2005 г., когда этот вопрос задавался респондентам в последний раз, – доля признающих совпадение целей партии и интересов граждан выросла довольно ощутимо: с 28% до 35%, а доля придерживающихся противоположного мнения – снизилась с 36% до 31%.
Вместе с тем, на открытый вопрос: "С какими лозунгами, призывами, обещаниями ассоциируется у Вас деятельность партии «Единая Россия»?" – смогли дать содержательные ответы лишь четверть (24%) опрошенных, остальные затруднились с ответом или заявили, что у них нет никаких ассоциаций.
Примерно половина ответивших на этот открытый вопрос связывают лозунги и обещания партии с улучшением жизни в стране в целом ("достойную жизнь людям"; "работать на благо народа" – 5% от всех опрошенных), с повышением пенсий и зарплат, ростом благосостояния граждан ("детские пособия и зарплата вовремя выплачивается и в будущем их увеличат"; "обещание повысить зарплаты бюджетникам и пенсии", "улучшение благосостояния граждан России" – 4%), с решением других конкретных социальных проблем ("доступное жилье молодым семьям, ветеранам"; "забота о матерях и детях"; "обеспечить работой" – 4%).
Стоит отметить, что шестая часть ответивших (4% по выборке в целом), делясь своими ассоциациями, критикует "Единую Россию", обвиняя ее в обмане и бездействии, в ухудшении жизни населения ("лозунг – все для народа, а на деле все делается против людей", "чтобы жизнь была лучше; но это – лозунги, а на деле жизнь тяжелее и тяжелее"), в бюрократизме и отрыве от народа, ("чиновничья партия"; "я не знаю их лозунгов, это их недоработка: раз мы не знаем, значит, так они работают").
Часть опрошенных "реконструируют" лозунги "Единой России", отталкиваясь от названия партии: "единение всего народа России"; "единство всей России, наверное"; "сплоченность, стремление сделать одно единое". Некоторые респонденты характеризуют партию как пропрезидентскую, партию власти ("доверяю Путину и связываю его с "Единой Россией"). В представлениях людей партия также ассоциируется со стремлением к стабильности и безопасности, борьбой с преступностью и коррупцией, решением экономических проблем.
"Единая Россия" представляется нашим согражданам влиятельной партией. Ее влияние на положение дел в стране признают 59% опрошенных, при этом 46% считают его сильным, а 13% - слабым. Шестая часть опрошенных (15%) полагают, что партия не оказывает влияния на положение дел, еще четверть (26%) – затрудняются с ответом. При этом 43% расценивают влияние "Единой России" на положение дел в стране как положительное и только 8% – как отрицательное, еще треть опрошенных (34%) затрудняются охарактеризовать его в этих категориях (тем, кто полагает, что партия вообще не оказывает влияния, этот вопрос, естественно, не задавался).
Подавляющее большинство россиян (78%) уверены, что "Единая Россия" преодолеет 7%-ный барьер на выборах в Государственную думу в декабре нынешнего года, и лишь 3% полагают обратное, 19% затруднились с ответом. Причем почти половина опрошенных (46%) в принципе допускают для себя возможность проголосовать на выборах в Государственную думу за "Единую Россию", а исключают такую возможность треть опрошенных (32%); остальные затрудняются с ответом.
По мнению 22% участников опроса, партия поддерживает В. Путина безоговорочно и неизменно – ситуаций, когда ее позиция отличается от позиции В. Путина, полагают они, не бывает. Еще столько же считают, что такие ситуации бывают, но редко, и только 7% уверены, что подобное случается часто. Половина опрошенных (49%) затруднилась с ответом на этот вопрос.
Интересно, что при общей известности и популярности "Единой России" фигура политика, возглавляющего партию, известна лишь трети опрошенных: отвечая на соответствующий вопрос, Б. Грызлова назвали 32% респондентов, дали неверные ответы 11%, а остальные либо признались в неведении (43%), либо затруднились с ответом (15%). При этом наблюдается снижение информированности: в ноябре 2004 года верно отвечали на вопрос о лидере партии 42% опрошенных, в декабре 2005 года – 37%, сейчас, как уже сказано, – 32%.
В то же время отношение россиян к Б. Грызлову в последнее время улучшилось. После того, как респондентам сообщили, что именно этот политик возглавляет "Единую Россию", их попросили выразить свое отношение к нему. Четверть опрошенных (26%) заявили, что относятся к Б. Грызлову хорошо, и только 5% – что плохо (37% назвали свое отношение безразличным, 24% – сказали, что ничего о нем не знают, 8% – затруднились с ответом). В ноябре 2004 г. и декабре 2005 г. доля позитивно относящихся к лидеру "Единой России" составляла по 17%, а негативно – по 11%.
Марина Иванова
Инициатива по созданию родительских комитетов при воинских частях и военкоматах получила довольно широкую огласку: о соответствующем указании С. Иванова знают 28% участников опроса, еще 33% что-то о нем слышали (новостью известие об этом приказе оказалось для 36% опрошенных). И, судя по данным опроса, большинство россиян приняли эту инициативу весьма благосклонно: 71% опрошенных заявили, что относятся к решению создать родительские комитеты при воинских частях и военкоматах положительно; доля отнесшихся к нему отрицательно составляет только 9%. Последние объясняли свою позицию тем, что родительская опека, по их мнению, в армии не нужна – ибо там дети становятся мужчинами ("18-летнего юношу кормить из ложки"; "армия – это не санаторий"; "в армии становятся людьми, а это няньки опять лишние" – 3% по выборке), что родкомы будут мешать воспитанию солдат, пострадает дисциплина ("дезорганизуют призывников, будет больше жалобщиков"; "они будут в противовес командованию"; "расслабятся солдаты" – 2%), что армией должны заниматься специалисты ("каждый должен заниматься своим делом"; "родители некомпетентны в армейских делах" – 1%). Некоторые считают, что родительские комитеты бесполезны, не нужны и в любом случае ничего не смогут сделать (2%).
Но в целом, повторим, настрой общества в отношении родительских комитетов при воинских частях более чем позитивен. Это и неудивительно, учитывая, какие функции россияне приписывают создаваемому институту и какие надежды на него возлагают. Отвечая на открытый вопрос, какую цель преследует создание родительских комитетов при воинских частях, респонденты говорили о них как об органах, призванных искоренять недостатки российской армии и чуть ли не брать на себя часть функций по управлению ею. Так, четверть опрошенных (25%) считают, что родительские комитеты создаются для контроля за происходящим в армии и "наведения порядка": "будут наводить порядок, родители быстрее это сделают"; "контролировать будут, как служат солдаты"; "для контроля офицерского состава". Сходная доля опрошенных (22%) целью родкомов полагают искоренение дедовщины, неуставных отношений, насилия в армии: "ликвидация неуставных отношений в армии"; "попытка борьбы с дедовщиной". Некоторые считают, что родкомы призваны заниматься улучшением условий жизни солдат (7%), обеспечением безопасности их жизни и здоровья (3%), общим улучшением положения дел в армии (2%). Впрочем, часть респондентов очерчивали более узкий круг функций родительских комитетов при воинских частях: говорили, что они нужны для устранения бесправия солдат, как своего рода "жалобный" орган ("для защиты прав рядовых служащих"; "чтоб у солдат появилась возможность пожаловаться"; "чтобы выявить нарушение" – 10%), а также для того чтобы информация о службе в армии стала более открытой и достоверной ("прозрачность отношений между людьми и военными, меньше кривотолков"; "чтобы была достоверная информация" – 2%).
Те респонденты, кто положительно отнесся к идее создания родительских комитетов, верят, что последние справятся с вышеперечисленными задачами – наладят контроль за армией, обеспечат ее "прозрачность", устранят дедовщину, дисциплинируют офицеров и т. д.
В целом по выборке две трети респондентов (67%) ожидают, что создание родительских комитетов при воинских частях и военкоматах положительно скажется на положении рядовых (об отрицательном влиянии говорят только 4%, об отсутствии какого-либо влияния – 10%). Более половины опрошенных – 56%, – считают, что создание родкомов позитивно скажется и на дисциплине в армии (ухудшения ее ожидают только 5%, еще 16% считают, что в этом отношении ничего не изменится). Более того, половина респондентов (52%) предполагают, что – несмотря на исключительно консультативный статус родкомов – руководство воинских частей и военкоматов будет в своей работе учитывать их позицию; доля тех, кто выражает сомнения в этом, более чем вдвое меньше – 21%.
* * *
Вообще нельзя не отметить, что за последнее время (предыдущий раз вопросы на эту тему задавались в конце мая прошлого года) представления россиян о ситуации в российской армии заметно улучшились. Сегодня положение дел в армии оценивают как "отличное и хорошее" 10% опрошенных, как "плохое и очень плохое" – 44% (в предыдущем опросе – 7% и 49% соответственно); 33% отзываются о нем как об удовлетворительном. При этом треть респондентов (31%) считают, что сегодня ситуация в армии улучшается, и втрое меньшая доля (11%) говорят о его ухудшении (в мае прошлого года соответствующие доли были практически равны – 20% и 18%).
В целом сегодня 18% опрошенных считают, что в российском обществе преобладает позитивное отношение к армии (это не лучше, но и не хуже, чем в предыдущие годы – с 1998 года данный показатель держится на уровне 16-22%, и только единожды, после случая с А. Сычевым, снизился до 12%), 41% – что негативное (здесь наблюдается заметное снижение – в феврале 2005 года эта доля составляла 49%), 30% – что нейтральное.
Елена Вовк
Судя по данным опроса, отдельный телефон есть у 54% россиян, еще у 4% – спаренный. Чем больше город, тем выше доля обладателей телефонов. Они есть у 93% москвичей, у 77% жителей других мегаполисов, у 67% тех, кто живет в иных больших городах, у 54% обитателей малых городов и у 24% сельчан.
Нет телефона у 42% опрошенных россиян. При этом 57% из них (или 24% от всех опрошенных) говорят, что телефон им и не нужен. Чаще это жители сел, люди с образованием ниже среднего и с низкими доходами. Но 38% не имеющих телефона (16% от всех опрошенных) сказали, что телефон им нужен.
Владельцев телефонов спрашивали, насколько важен для них телефон, как часто они им пользуются. Две трети из них (64%) сказали, что не смогли бы сейчас обходиться без домашнего телефона (34% – что смогли бы). Чем крупнее город, тем чаще люди воспринимают телефон как насущную необходимость.
Люди пользуются своими домашними телефонами довольно интенсивно: 61% телефоновладельцев разговаривают по нему каждый день (чаще это жители мегаполисов и больших городов; люди с высшим образованием и сравнительно состоятельные). Несколько раз в неделю звонят или принимают звонки 28%, несколько раз в месяц – 9% имеющих телефоны. Практически никогда не пользуются своим телефоном лишь 2% их владельцев.
О том, что с 1 февраля 2007 года введена новая система платы за домашний телефон, знают или хотя бы "что-то слышали" большинство имеющих телефоны (81% и 15% соответственно). И лишь 3% владельцев домашних телефонов узнали эту новость от интервьюера. Тех, кто знает или что-то слышал об этой новой системе, спросили, понятна она им или непонятна. Судя по ответам, трем четвертям опрошенных (77%) она понятна, шестой части (16%) – непонятна.
Тем не менее, всем участвовавшим в опросе владельцам телефонов интервьюеры объяснили, что с 1 февраля абоненты должны выбрать один из трех тарифных планов оплаты исходящих звонков: "Повременный", "Абонентский" или "Комбинированный", и коротко изложили суть каждого из планов. Затем был задан вопрос: "Вы уже выбрали тарифный план оплаты за домашний телефон или еще не выбрали? И если выбрали, то какой тарифный план?" Распределение ответов показывает, что многие владельцы телефонов пока еще не определились с тем, какой способ оплаты для них оптимален: значительная часть – 29% – сказали, что еще не выбрали тарифный план, еще 8% затруднились ответить. Выбрали "Повременный" тариф 25%, "Абонентский" – 26%, "Комбинированный" – 13% имеющих телефоны. "Абонентский" тариф наиболее популярен среди людей, обладающих большими социальными ресурсами, которые, соответственно, включены в большее количество контактов с другими людьми: его чаще выбирают москвичи; люди с доходом более 4000 руб. в месяц; респонденты с высшим образованием. Можно предполагать, впрочем, что выбор, сделанный владельцами домашних телефонов, не окончателен. Вполне вероятно, что люди – в особенности те, кто следит за своим домашним бюджетом и старается экономить, – через некоторое время захотят изменить тарифные планы.
Владельцев телефонов спросили, как они относятся к новой системе оплаты домашнего телефона. Отрицательное отношение выказала бóльшая часть – 44%; положительное – 24%. Многие затруднились выразить свое отношение к нововведению (32%).
Респонденты, воспринявшие нововведение положительно, чаще всего обосновывали свою позицию надеждой на то, что удастся сэкономить на телефонных разговорах (7% владельцев телефонов): "считаю, что сэкономлю"; "телефоном пользуюсь нечасто, знаю, что буду меньше платить". Называют новую систему оплаты более справедливой 6%: "все по справедливости: кто много говорит, много платит". Оценивают позитивно саму возможность выбора тарифа 3%: "люди могут выбрать приемлемую для себя систему оплаты, очень удобно сделали".
Свое отрицательное отношение к новым тарифным планам респонденты чаще всего аргументируют тем, что плата за телефон увеличится (31%): "в который раз нас обирают". Полагают, что это ограничит возможности общения, 4%: "пенсионеров и одиноких людей заставляют еще и молчать". Считают, что людей таким образом вынудят отказываться от стационарных телефонов и переходить на мобильные, 4%: "добиваются, чтобы все перешли на мобильную связь". Респонденты также сетуют на то, что цены растут, а качество связи не улучшается; жалуются на очереди и беспорядок на телефонных станциях; опасаются, что продолжительность разговоров будет при новой системе определяться неправильно.
Большинство владельцев домашних телефонов (54%) уверены, что за телефон теперь придется платить больше. Полагают, что удастся платить меньше, чем раньше, лишь 11%. Думают, что размер оплаты не изменится, 16%. Последнее мнение чаще разделяют наиболее состоятельные владельцы домашних телефонов (с доходом более 4000 руб. в месяц) и москвичи. Видимо, они считают возможное повышение тарифов несущественным.
Большинство опрошенных владельцев телефонов не намерены менять сложившийся режим пользования телефоном: 66% из них сказали, что введение новой системы оплаты не повлияет на продолжительность их разговоров. Готовы говорить меньше – 22%. Еще 2% намерены после введения новой системы говорить по телефону больше, чем раньше, остальные – затруднились ответить.
Светлана Климова