Над темой номера работала Жанна Зайончковская
![]() |
Аристарх Лентулов Мир. Торжество. Освобождение 1917 |
Свертывание миграций: временный кризисили новая логика миграционноговзаимодействия?
Примем за точку отсчета 1989 год. Во-первых,это год переписи, что дает надежду на болееточный учет миграции. Во-вторых, хотя в 1989году уже сказалось влияние первыхэтнических конфликтов, миграционныепараметры этого года были обычны для 80-х.
В 1990 году влияние перемен стало уже оченьзаметным, а между 1990 и 2000 годами в СНГпроизошло стремительное свертываниемиграций: количество мигрантов сократилосьболее чем в 4 раза (рис.1).
Рисунок 1. Миграция между странами СНГ,1989-2000, в тысячах человек
Если считать по регистрации прибытий, то в1989 году число переездов между странами СНГ- тогда союзными республиками СССР -составило 2 миллиона человек. Фактическиэто число было гораздо большим, так как еще1,6 миллиона человек переехали в неизвестномнаправлении и не были зафиксированы актамиприбытия. Это главным образомвоеннослужащие и заключенные, чьи маршрутыв то время не раскрывались. Хотяспецконтингент включал и внутреннихмигрантов (в пределах одной республики),ясно, что внешняя компонента в его составетоже очень большая. В 1990-1992 годах движениенаселения между странами СНГ удерживалосьпримерно в тех же рамках, что и в конце 80-х.Основную лепту в поддержание параметровмиграции в это время внесли "развод" армии,паническая репатриация сразу послеликвидации СССР и первые потоки армянскихбеженцев. После 1992 года объеммежгосударственной миграции в СНГнеуклонно сокращался и в 2000 году составилвсего 480 тысяч человек, то есть в четыре разаменьше, чем в 1989. Но поскольку в 90-е годыспецконтингенты уже включались в общеечисло мигрантов, данные не совсемсопоставимы. С учетом поправки,миграционный спад, по-видимому, будет неменее чем пятикратным.
Что стоит за этой устойчиво нисходящейтенденцией: временный кризис или новаялогика миграционного взаимодействия напостсоветском пространстве?
На наш взгляд, следует говорить именно окризисе, порожденном не толькоэкономическим спадом, но и ошибками вгосударственном строительстве в новыхстранах, в новых схемах взаимодействия ихдруг с другом.
Попытаемся обозначить главныесоставляющие этого кризиса.
Иммиграция во все страны СНГ сокращается
В первой половине 90-х годов наблюдалсявсплеск иммиграции в некоторые страны СНГ,но он быстро окончился, и во второй половинедесятилетия все эти страны ощутилизначительное уменьшение притокаиммигрантов. В целом за десятилетие ихсокращение в наименьшей степени затронулоРоссию. Тем не менее и здесь иммиграцияуменьшилась по сравнению с 1989 годом болеечем в 2 раза. В Белоруссии сокращение былочетырехкратным, в Казахстане - более чемпятикратным, в Украине, Грузии, Киргизии,Таджикистане - десятикратным, иммиграция востальные страны упала до 4-6% от былогоуровня, то есть практически прекратилась.
Таким образом, подавляющая часть странСНГ стала крайне непривлекательной дляиммигрантов, что само по себе являетсяярким симптомом кризиса.
Рисунок 2. Число иммигрантов в страны СНГ впроцентах к 1989 году
Эмиграция более чувствительна к конъюнктуре, но тоже падает
Эмиграция по странам в общемдемонстрирует те же тенденции, что ииммиграция, но ее тренды значительно болеечувствительны к конъюнктуре. Они осложненыпротуберанцами, означающими внезапныепотоки беженцев или активизациюрепатриации.
Россия и здесь занимает крайнюю позицию,но с противоположным знаком, сокращениепотока эмигрантов из России - наибольшее,почти десятикратное. Меньше же всегосократилась эмиграция из Казахстана - на38%. Эмиграция из Украины упала в 5 раз, изБелоруссии, Армении и Азербайджана - в 6 раз,из стран Средней Азии - в 3 раза (рис. 3).
Рисунок 3. Число эмигрантов из стран СНГ впроцентах к 1989 году
Сокращение иммиграции и эмиграции не слишком повлияло на общий миграционный баланс Содружества
Итоговый баланс миграции по отдельнымстранам СНГ свидетельствует одновременно ио значительных изменениях и обопределенной преемственности по отношениюк тенденциям 80-х годов.
Главными странами нетто-иммиграции в 1989году были 3 страны - Россия, Украина иБелоруссия, при этом нетто-иммиграция (положительнаяразница между прибывшими и выбывшими) в этистраны распределялась примернопропорционально их населению.
К концу 90-х годов положительная нетто-миграцияотмечалась только в двух из них - в России иБелоруссии. При этом значительно возрослапритягивающая роль России, куданаправлялась большая часть выезжающих изстран СНГ. За 1990-2000 годы Россия получила засчет миграции 4,2 миллиона человек - в ихчисле 3 миллиона русских, околополумиллиона других россиян и околомиллиона человек титульныхнациональностей стран СНГ. В 1989 году на долюРоссии пришлось 42% иммигрантов в СНГ, а в 2000- 73% (рис. 4).
Правда, в начале 90-х годов значительнаяположительная нетто-миграция отмечалась ив Украине, но позднее она сошла на нет, азатем и вовсе стала отрицательной.Белоруссия же восстановила свой статусстраны нетто-иммиграции с 1997 года и впоследние 4 года является единственнойстраной в СНГ, имеющей положительный балансв обмене абсолютно со всеми странамиСодружества, в том числе и с Россией. Но поабсолютной величине нетто-иммиграция встрану невелика, в 2000 году она была меньше,чем в 1989.
Рисунок 4. Баланс миграции в странах СНГ в1989 и в 2000 годах
Если не считать Украины, то нетто-миграция,иногда существенно изменившись в размере,нигде не поменяла свой знак. Страныэмиграции таковыми и остались, хотя в однихслучаях их эмиграционная ориентацияусилилась (например, в Казахстане), а вдругих - ослабела (например, в Узбекистане).Правда, надо делать поправку на то, что вомногих случаях реальная эмиграциярегистрируется лишь частично и потомунедооценивается. Таков, вероятно, случайАрмении. В 2000 году в странах эмиграции выездпревышал въезд в 4-11 раз, тогда как в 1989перевес был не болееем двукратным (заисключением Армении, откуда уже былибеженцы). В эмиграционном потоке в 90-е годынаиболее заметно возросла роль Казахстана:в 2000 году на него приходилось 28% общегочисла эмигрантов СНГ против 11% в 1989.
Поразительно, что, несмотря на всеперемены, суммарный по СНГ объем нетто-миграции(то есть суммарное число людей, потерянныхстранами эмиграции и приобретенныхстранами иммиграции) в 1989 и 2000 годах почтисовпадает - (+-248 тысяч) и (+-275 тысяч) человексоответственно, но достигается он при резкоразличных уровнях оборота населения истоль же различных соотношениях иммиграциии эмиграции.
Главная составляющая миграционных потоков - трудовая миграция
Все, сказанное выше, относится кдокументированной, зарегистрированноймиграции, но кроме того между странами СНГсуществуют еще значительныенерегистрируемые миграционные потоки. Ониформируются прежде всего за счет трудовоймиграции. Распространено мнение, чтобольшинство трудовых мигрантов -незаконные (недокументированные). Согласнонашим исследованиям, это мнение верно лишьотчасти. В том или ином виде разрешения наработу имеют около половины мигрантов, авъезжает законно подавляющее большинство.
Из-за сложностей переезда в Россию, кудастремится большинство мигрантов из странСНГ, иммиграция на постоянное местожительства частично трансформируется вовременные формы, что является средствомадаптации населения к специфическимусловиям в СНГ.
Толчком к бурному развитию трудовоймиграции послужили признание свободывъезда и выезда, падение уровня жизни ибезработица, обусловившие необходимостьпоиска альтернативных заработков, ирыночные реформы, создавшие новыевозможности их нахождения.
По развитию трудовой миграции СНГ быстродогоняет остальной мир. Исследования,проведенные в рамках Независимогоисследовательского Совета по миграциистран СНГ и Балтии, позволяют оценить числограждан стран СНГ, участвующих в трудовыхмиграциях (зарегистрированных и незарегистрированных), в 10 миллионов человекв год. Половину этого потока образуютграждане России. Из примерно 5 миллионовроссиян, вовлеченных в трудовую миграцию,1,5-2 миллиона выезжают за пределы СНГ, аоколо 3 миллионов находят работу внутриРоссии. Из стран СНГ в Россию приезжаетпримерно 3 миллиона мигрантов - оценка,совпадающая с оценками другихисследователей.
В Молдавии, Армении, Азербайджанеработника на выезде имеет каждое третьедомохозяйство, в городах России в среднемкаждое десятое, столько же - в Алма-Ате. Впределах СНГ трудовые потоки, как ипостоянная миграция, направлены в основномв Россию, внешние направления для всехстран общие - Турция, Китай, страныСредиземноморья, Германия, АрабскиеЭмираты.
Трудовая миграция в постсоветскомобществе выполняет исключительно важнуюроль социального стабилизатора, взначительной мере благодаря ее развитиюудалось предотвратить массовый голод инищету во многих странах СНГ, в том числе исреди беженцев. Кроме того, трудоваямиграция является гибким инструментомвключения СНГ в международную системумиграций и международный рынок труда,одновременно выполняя роль едва ли несамого эффективного интегратора СНГ.
Часто полагают, что столь масштабноеразвитие трудовой миграции в СНГ носитвременный характер и обусловленоисключительно кризисом. Рядконтраргументов позволяет сомневаться вэтом. Назовем два из них. Во-первых, трудоваямиграция - обычный вид движения рабочейсилы, присущий открытым обществам. Во-вторых,ряд стран СНГ в скором времени будутощущать острый дефицит рабочей силы (Россияуже его ощущает) и неизбежно будутпривлекать трудовых мигрантов. Несомненно,будут меняться формы трудовой миграции,уровень ее организации, география,пропорции въезда и выезда, но едва ли можнорассчитывать, что уменьшатся ее размеры.
Не следует недооценивать миграционный обмен стран СНГ с "дальним зарубежьем"
Незначительные размерызарегистрированной иммиграции и эмиграцииза пределы СНГ способствуют недооценкесерьезного значения, которое эти процессыуже приобрели в странах Содружества.Регистрируются в основном этническиеэмигранты, выезжающие в Израиль, США, хотя иэта эмиграция постепенно утрачиваетэтнический характер. Например, в Россииэмигранты-русские превзошли по численностинемцев и в несколько раз евреев, на Украинеукраинцы также вышли на первое место средиэмигрантов. То же справедливо и в отношенииазербайджанцев, армян, грузин, но неотносится к центрально-азиатским народам,которые эмигрируют за пределы СНГ крайнередко. Потенциал "этнической" миграциипостепенно исчерпывается, поэтомудокументированная эмиграция из СНГ тожесокращается: она составляла около 300 тысяччеловек в год в 1991-1995 годах и около 200 тысяч в1998-2000.
Незарегистрированная эмиграция, вероятно,больше. Основные ее каналы - учебный итрудовой. Только молдаван работает встранах Средиземноморья и в Израиле более100 тысяч. Широко распространена работа зарубежами СНГ среди населения Украины иЗакавказских стран. Продолжается иинтеллектуальная эмиграция, котораявызывает особую тревогу.
Из-за резкого сокращения потоков впределах СНГ довольно сильно поменялисьпропорции между внутренней и внешней (поотношению к СНГ в целом) эмиграцией. В 2000году зарегистрированная эмиграция изРоссии достигла 75% по отношению к эмиграциив страны СНГ, в Украине и Белоруссии - 50%, вКазахстане 30%, в Киргизии - 17%, по СНГ в целом- 35%.
Внешняя миграция утрачивает (а, возможно,уже утратила) односторонний характер.Например, только за 1990-1997 годы в Россиювъехали на срок более 1 года с деловымицелями 1,1 миллиона иностранцев не из СНГ.Кроме того, в России, по разным оценкам,находится 1-1,5 миллиона незаконныхиммигрантов, из них примерно околополумиллиона китайцев (главным образом,торговцев). Иммиграция в Россию из "дальнегозарубежья", надо полагать, уже превышаетэмиграцию.
Объективная логика и субъективные подходы
Депутаты Госдумы высказали парламентскому корреспонденту ПРЕСС-ЦЕНТРА.РУ свое отношение к СНГ - по случаю 10-летия Содружества. Вот что они думают по поводу миграции между странами Содружества:
Геннадий РАЙКОВ - председатель депутатской группы "Народный депутат"
Сегодня миграция большая. Недаром миграционные дела переданы в МВД России. Был паспорт СССР, и пока остается паспорт СССР. Любой имеющий этот паспорт, вне зависимости от того, где живет, приезжает, спокойно ставит штампик, и становится на место жительства в Россию. Это - проблема для России сегодня, которая должна решаться.====
Сергей ИВАНЕНКО - первый заместитель председателя фракции "Яблоко"====
У многих были надежды на то, что СНГ хоть в какой- то степени заменит СССР, хотя бы в части тех вопросов, которые интересуют простых граждан. Это свободные границы, возможность свободно устраиваться на работу в разных странах, возможность учиться, а так же свободное передвижение товаров через наши границы. Одним словом, - общая жизнь.
К сожалению, не все эти надежды сбылись. Сегодня перед СНГ стоят, практически, те же задачи, что и 10 лет назад. Мы должны сегодня решать, прежде всего, экономические вопросы, сделать так, чтобы жизнь для всех людей, которые живут в СНГ, не была обременена теми барьерами, которые сейчас есть между нами.
Алексей МИТРОФАНОВ - заместитель председателя фракции "ЛДПР"
Есть и положительные моменты. Удалось сбросить за борт мусульманские вагоны, 55 миллионов. Эти республики отрезаны и закрыты. Они не въезжают оттуда. Они - там -== Надо бы визы ввести в отношении среднеазиатских республик. Это неправильно, что их нет. Мы визы ввели с прибалтами, где как раз не надо было бы вводить. Они - Европа. С Грузией визы сделали из-за чеченцев. Но надо вообще всю Среднюю Азию отрезать. Оттуда идут наркотики, всякие таджики бегают по России. Надо все это закрыть. И тогда вообще все было бы нормально.
Тали ЛАНГАММЕР. ПРЕСС-ЦЕНТР.РУ. 2 декабря 2001
Накопившийся в странах СНГ опытпоказывает, что в большинстве случаевадекватное понимание новой миграционнойситуации и методов регулирования,соответствующих ей, еще не сформировалось.
Миграция - один из важнейших социальныхмеханизмов перехода к рынку, высокаямобильность рабочей силы - неотъемлемоеусловие развития рыночной экономики.Сейчас мобильность населения в странах СНГупала практически до минимального предела,и при этом управляющие воздействиянаправлены, в первую очередь, насдерживание миграции.
Не выработана политика регулированиямиграции в СНГ. Декларации и практикаСодружества находятся в резкомпротиворечии друг с другом. В декларацияхпризнается необходимость формированияединого рынка труда и обеспечения свободыпередвижения внутри СНГ, на практике подличиной борьбы с незаконной миграциейвводятся все новые и новые препятствия ктакому передвижению.
Не изжито и допотопное отношение киммигрантам как к источнику зла. Отсюдасопротивление процессу натурализациииностранцев, медленная разработкасоответствующего законодательства (опятьже, в особенности, в России), что неизбежнопереводит иностранцев и лиц безгражданства в разряд незаконных мигрантов.
Преодоление традиционного отношения кмиграции - это, возможно, самое главноеусловие решения ее современных проблем.