будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Медленное чтение

Десять лет СНГ=? десять лет миграций между странами-участниками

Над темой номера работала Жанна Зайончковская

  • Свертывание миграций: временный кризисили новая логика миграционноговзаимодействия?
  • Иммиграция во все страны СНГсокращается
  • Эмиграция более чувствительна кконъюнктуре, но тоже падает
  • Сокращение иммиграции и эмиграции неслишком повлияло на общий миграционныйбаланс Содружества
  • Главная составляющая миграционныхпотоков - трудовая миграция
  • Не следует недооценивать миграционныйобмен стран СНГ с "дальним зарубежьем"
  • Объективная логика и субъективныеподходы

  • Аристарх Лентулов
    Мир. Торжество. Освобождение
    1917

    Свертывание миграций: временный кризисили новая логика миграционноговзаимодействия?

    Примем за точку отсчета 1989 год. Во-первых,это год переписи, что дает надежду на болееточный учет миграции. Во-вторых, хотя в 1989году уже сказалось влияние первыхэтнических конфликтов, миграционныепараметры этого года были обычны для 80-х.

    В 1990 году влияние перемен стало уже оченьзаметным, а между 1990 и 2000 годами в СНГпроизошло стремительное свертываниемиграций: количество мигрантов сократилосьболее чем в 4 раза (рис.1).

    Рисунок 1. Миграция между странами СНГ,1989-2000, в тысячах человек

    Если считать по регистрации прибытий, то в1989 году число переездов между странами СНГ- тогда союзными республиками СССР -составило 2 миллиона человек. Фактическиэто число было гораздо большим, так как еще1,6 миллиона человек переехали в неизвестномнаправлении и не были зафиксированы актамиприбытия. Это главным образомвоеннослужащие и заключенные, чьи маршрутыв то время не раскрывались. Хотяспецконтингент включал и внутреннихмигрантов (в пределах одной республики),ясно, что внешняя компонента в его составетоже очень большая. В 1990-1992 годах движениенаселения между странами СНГ удерживалосьпримерно в тех же рамках, что и в конце 80-х.Основную лепту в поддержание параметровмиграции в это время внесли "развод" армии,паническая репатриация сразу послеликвидации СССР и первые потоки армянскихбеженцев. После 1992 года объеммежгосударственной миграции в СНГнеуклонно сокращался и в 2000 году составилвсего 480 тысяч человек, то есть в четыре разаменьше, чем в 1989. Но поскольку в 90-е годыспецконтингенты уже включались в общеечисло мигрантов, данные не совсемсопоставимы. С учетом поправки,миграционный спад, по-видимому, будет неменее чем пятикратным.

    Что стоит за этой устойчиво нисходящейтенденцией: временный кризис или новаялогика миграционного взаимодействия напостсоветском пространстве?

    На наш взгляд, следует говорить именно окризисе, порожденном не толькоэкономическим спадом, но и ошибками вгосударственном строительстве в новыхстранах, в новых схемах взаимодействия ихдруг с другом.

    Попытаемся обозначить главныесоставляющие этого кризиса.

    • Резко сузилась миграционная емкость стран СНГ, вследствие: (а) падения производства и сокращения числа рабочих мест; (б) сокращения видов среднего технического и среднего специального образования; (в) уменьшения доступности образования на выезде из-за мизерности стипендий и дороговизны питания; (г) девальвации образования вообще. Все это очень сильно уменьшило возможности выезда молодежи, которая составляет основную часть мигрантов в условиях устойчивого развития. Например, в России доля молодежи в наиболее мобильном возрасте 14-29 лет во внутренних потоках упала с 70% и больше в 80-е годы до 46% в 2000 году, а среди прибывающих из стран СНГ - до 28%, при том что границы практически открыты.

    • Беспрецедентное значение в миграциях приобрел этнический фактор, что связано с легкостью его использования в качестве инструмента самоутверждения правящих элит и консолидации основной части населения страны в условиях развала экономики. Политические элиты активно использовали этнический фактор в борьбе за власть, за присвоение и передел бывшего государственного имущества и доступ к денежным потокам, что, в свою очередь, породило кризисные миграционные потоки. Национализм, территориальные претензии, сепаратизм и гегемонистские устремления обернулись в итоге этническими конфликтами и массовыми потоками беженцев и перемещенных лиц. Эти процессы отодвинули вглубь классические детерминанты миграций, такие, как урбанизация, рынок труда и образование. Их заменило стремление к этнической безопасности. Вынужденная репатриация стала доминирующим миграционным потоком, точно так же, как это было в первые годы после революции 1917 года.

    • Игнорирование интересов рядовых граждан бывшего СССР при его расформировании и образовании новых государств. Не была гарантирована (хотя бы на ограниченный срок) преемственность основных гражданских прав для желающих переехать из одной бывшей союзной республики в другую. То же относится к правовым гарантиям национальных меньшинств, диаспорных групп, вообще нетитульного населения, которое заранее не было ограждено от этнического произвола никакими взаимными обязательствами новых государств. Правовая неопределенность затронула интересы многих миллионов людей.

    • Последствия откровенного безразличия новых политических элит к собственному населению преодолеваются крайне медленно, этому препятствуют воинствующий сепаратизм, враждебное отношение к мигрантам, мелочная финансовая расчетливость новых государств. Кроме того, чем больше времени проходит от момента распада СССР, тем труднее подтверждать права его бывших граждан (например, на стаж, пенсию, квартиру и т.п.), так как законодательства новых стран все дальше расходятся друг от друга. Так что мигранты и меньшинства остаются одними из наименее защищенных в правовом отношении групп населения в постсоветских странах.

    • Ограниченное понимание роли миграционных процессов и мобильности населения для развития рыночных отношений вообще и в условиях глобализации, в особенности. Отсюда излишне жесткие требования к гражданству, непрекращающиеся попытки поставить заслоны на пути миграционных потоков между странами СНГ, расхождение между передовыми декларациями и консервативной практикой.

    • Крайне медленное развитие рынка жилья, почти полное отсутствие систем его кредитования, защиты, его высокая криминализованность - все это крайне затрудняет переезды между странами СНГ.

    Иммиграция во все страны СНГ сокращается

    В первой половине 90-х годов наблюдалсявсплеск иммиграции в некоторые страны СНГ,но он быстро окончился, и во второй половинедесятилетия все эти страны ощутилизначительное уменьшение притокаиммигрантов. В целом за десятилетие ихсокращение в наименьшей степени затронулоРоссию. Тем не менее и здесь иммиграцияуменьшилась по сравнению с 1989 годом болеечем в 2 раза. В Белоруссии сокращение былочетырехкратным, в Казахстане - более чемпятикратным, в Украине, Грузии, Киргизии,Таджикистане - десятикратным, иммиграция востальные страны упала до 4-6% от былогоуровня, то есть практически прекратилась.

    Таким образом, подавляющая часть странСНГ стала крайне непривлекательной дляиммигрантов, что само по себе являетсяярким симптомом кризиса.

    Рисунок 2. Число иммигрантов в страны СНГ впроцентах к 1989 году

    Эмиграция более чувствительна к конъюнктуре, но тоже падает

    Эмиграция по странам в общемдемонстрирует те же тенденции, что ииммиграция, но ее тренды значительно болеечувствительны к конъюнктуре. Они осложненыпротуберанцами, означающими внезапныепотоки беженцев или активизациюрепатриации.

    Россия и здесь занимает крайнюю позицию,но с противоположным знаком, сокращениепотока эмигрантов из России - наибольшее,почти десятикратное. Меньше же всегосократилась эмиграция из Казахстана - на38%. Эмиграция из Украины упала в 5 раз, изБелоруссии, Армении и Азербайджана - в 6 раз,из стран Средней Азии - в 3 раза (рис. 3).

    Рисунок 3. Число эмигрантов из стран СНГ впроцентах к 1989 году

    Сокращение иммиграции и эмиграции не слишком повлияло на общий миграционный баланс Содружества

    Итоговый баланс миграции по отдельнымстранам СНГ свидетельствует одновременно ио значительных изменениях и обопределенной преемственности по отношениюк тенденциям 80-х годов.

    Главными странами нетто-иммиграции в 1989году были 3 страны - Россия, Украина иБелоруссия, при этом нетто-иммиграция (положительнаяразница между прибывшими и выбывшими) в этистраны распределялась примернопропорционально их населению.

    К концу 90-х годов положительная нетто-миграцияотмечалась только в двух из них - в России иБелоруссии. При этом значительно возрослапритягивающая роль России, куданаправлялась большая часть выезжающих изстран СНГ. За 1990-2000 годы Россия получила засчет миграции 4,2 миллиона человек - в ихчисле 3 миллиона русских, околополумиллиона других россиян и околомиллиона человек титульныхнациональностей стран СНГ. В 1989 году на долюРоссии пришлось 42% иммигрантов в СНГ, а в 2000- 73% (рис. 4).

    Правда, в начале 90-х годов значительнаяположительная нетто-миграция отмечалась ив Украине, но позднее она сошла на нет, азатем и вовсе стала отрицательной.Белоруссия же восстановила свой статусстраны нетто-иммиграции с 1997 года и впоследние 4 года является единственнойстраной в СНГ, имеющей положительный балансв обмене абсолютно со всеми странамиСодружества, в том числе и с Россией. Но поабсолютной величине нетто-иммиграция встрану невелика, в 2000 году она была меньше,чем в 1989.

    Рисунок 4. Баланс миграции в странах СНГ в1989 и в 2000 годах

    Если не считать Украины, то нетто-миграция,иногда существенно изменившись в размере,нигде не поменяла свой знак. Страныэмиграции таковыми и остались, хотя в однихслучаях их эмиграционная ориентацияусилилась (например, в Казахстане), а вдругих - ослабела (например, в Узбекистане).Правда, надо делать поправку на то, что вомногих случаях реальная эмиграциярегистрируется лишь частично и потомунедооценивается. Таков, вероятно, случайАрмении. В 2000 году в странах эмиграции выездпревышал въезд в 4-11 раз, тогда как в 1989перевес был не болееем двукратным (заисключением Армении, откуда уже былибеженцы). В эмиграционном потоке в 90-е годынаиболее заметно возросла роль Казахстана:в 2000 году на него приходилось 28% общегочисла эмигрантов СНГ против 11% в 1989.

    Поразительно, что, несмотря на всеперемены, суммарный по СНГ объем нетто-миграции(то есть суммарное число людей, потерянныхстранами эмиграции и приобретенныхстранами иммиграции) в 1989 и 2000 годах почтисовпадает - (+-248 тысяч) и (+-275 тысяч) человексоответственно, но достигается он при резкоразличных уровнях оборота населения истоль же различных соотношениях иммиграциии эмиграции.

    Главная составляющая миграционных потоков - трудовая миграция

    Все, сказанное выше, относится кдокументированной, зарегистрированноймиграции, но кроме того между странами СНГсуществуют еще значительныенерегистрируемые миграционные потоки. Ониформируются прежде всего за счет трудовоймиграции. Распространено мнение, чтобольшинство трудовых мигрантов -незаконные (недокументированные). Согласнонашим исследованиям, это мнение верно лишьотчасти. В том или ином виде разрешения наработу имеют около половины мигрантов, авъезжает законно подавляющее большинство.

    Из-за сложностей переезда в Россию, кудастремится большинство мигрантов из странСНГ, иммиграция на постоянное местожительства частично трансформируется вовременные формы, что является средствомадаптации населения к специфическимусловиям в СНГ.

    Толчком к бурному развитию трудовоймиграции послужили признание свободывъезда и выезда, падение уровня жизни ибезработица, обусловившие необходимостьпоиска альтернативных заработков, ирыночные реформы, создавшие новыевозможности их нахождения.

    По развитию трудовой миграции СНГ быстродогоняет остальной мир. Исследования,проведенные в рамках Независимогоисследовательского Совета по миграциистран СНГ и Балтии, позволяют оценить числограждан стран СНГ, участвующих в трудовыхмиграциях (зарегистрированных и незарегистрированных), в 10 миллионов человекв год. Половину этого потока образуютграждане России. Из примерно 5 миллионовроссиян, вовлеченных в трудовую миграцию,1,5-2 миллиона выезжают за пределы СНГ, аоколо 3 миллионов находят работу внутриРоссии. Из стран СНГ в Россию приезжаетпримерно 3 миллиона мигрантов - оценка,совпадающая с оценками другихисследователей.

    В Молдавии, Армении, Азербайджанеработника на выезде имеет каждое третьедомохозяйство, в городах России в среднемкаждое десятое, столько же - в Алма-Ате. Впределах СНГ трудовые потоки, как ипостоянная миграция, направлены в основномв Россию, внешние направления для всехстран общие - Турция, Китай, страныСредиземноморья, Германия, АрабскиеЭмираты.

    Трудовая миграция в постсоветскомобществе выполняет исключительно важнуюроль социального стабилизатора, взначительной мере благодаря ее развитиюудалось предотвратить массовый голод инищету во многих странах СНГ, в том числе исреди беженцев. Кроме того, трудоваямиграция является гибким инструментомвключения СНГ в международную системумиграций и международный рынок труда,одновременно выполняя роль едва ли несамого эффективного интегратора СНГ.

    Часто полагают, что столь масштабноеразвитие трудовой миграции в СНГ носитвременный характер и обусловленоисключительно кризисом. Рядконтраргументов позволяет сомневаться вэтом. Назовем два из них. Во-первых, трудоваямиграция - обычный вид движения рабочейсилы, присущий открытым обществам. Во-вторых,ряд стран СНГ в скором времени будутощущать острый дефицит рабочей силы (Россияуже его ощущает) и неизбежно будутпривлекать трудовых мигрантов. Несомненно,будут меняться формы трудовой миграции,уровень ее организации, география,пропорции въезда и выезда, но едва ли можнорассчитывать, что уменьшатся ее размеры.

    Не следует недооценивать миграционный обмен стран СНГ с "дальним зарубежьем"

    Незначительные размерызарегистрированной иммиграции и эмиграцииза пределы СНГ способствуют недооценкесерьезного значения, которое эти процессыуже приобрели в странах Содружества.Регистрируются в основном этническиеэмигранты, выезжающие в Израиль, США, хотя иэта эмиграция постепенно утрачиваетэтнический характер. Например, в Россииэмигранты-русские превзошли по численностинемцев и в несколько раз евреев, на Украинеукраинцы также вышли на первое место средиэмигрантов. То же справедливо и в отношенииазербайджанцев, армян, грузин, но неотносится к центрально-азиатским народам,которые эмигрируют за пределы СНГ крайнередко. Потенциал "этнической" миграциипостепенно исчерпывается, поэтомудокументированная эмиграция из СНГ тожесокращается: она составляла около 300 тысяччеловек в год в 1991-1995 годах и около 200 тысяч в1998-2000.

    Незарегистрированная эмиграция, вероятно,больше. Основные ее каналы - учебный итрудовой. Только молдаван работает встранах Средиземноморья и в Израиле более100 тысяч. Широко распространена работа зарубежами СНГ среди населения Украины иЗакавказских стран. Продолжается иинтеллектуальная эмиграция, котораявызывает особую тревогу.

    Из-за резкого сокращения потоков впределах СНГ довольно сильно поменялисьпропорции между внутренней и внешней (поотношению к СНГ в целом) эмиграцией. В 2000году зарегистрированная эмиграция изРоссии достигла 75% по отношению к эмиграциив страны СНГ, в Украине и Белоруссии - 50%, вКазахстане 30%, в Киргизии - 17%, по СНГ в целом- 35%.

    Внешняя миграция утрачивает (а, возможно,уже утратила) односторонний характер.Например, только за 1990-1997 годы в Россиювъехали на срок более 1 года с деловымицелями 1,1 миллиона иностранцев не из СНГ.Кроме того, в России, по разным оценкам,находится 1-1,5 миллиона незаконныхиммигрантов, из них примерно околополумиллиона китайцев (главным образом,торговцев). Иммиграция в Россию из "дальнегозарубежья", надо полагать, уже превышаетэмиграцию.

    Объективная логика и субъективные подходы

    Депутаты Госдумы высказали парламентскому корреспонденту ПРЕСС-ЦЕНТРА.РУ свое отношение к СНГ - по случаю 10-летия Содружества. Вот что они думают по поводу миграции между странами Содружества:

    Геннадий РАЙКОВ - председатель депутатской группы "Народный депутат"

    Сегодня миграция большая. Недаром миграционные дела переданы в МВД России. Был паспорт СССР, и пока остается паспорт СССР. Любой имеющий этот паспорт, вне зависимости от того, где живет, приезжает, спокойно ставит штампик, и становится на место жительства в Россию. Это - проблема для России сегодня, которая должна решаться.====

    Сергей ИВАНЕНКО - первый заместитель председателя фракции "Яблоко"====

    У многих были надежды на то, что СНГ хоть в какой- то степени заменит СССР, хотя бы в части тех вопросов, которые интересуют простых граждан. Это свободные границы, возможность свободно устраиваться на работу в разных странах, возможность учиться, а так же свободное передвижение товаров через наши границы. Одним словом, - общая жизнь.

    К сожалению, не все эти надежды сбылись. Сегодня перед СНГ стоят, практически, те же задачи, что и 10 лет назад. Мы должны сегодня решать, прежде всего, экономические вопросы, сделать так, чтобы жизнь для всех людей, которые живут в СНГ, не была обременена теми барьерами, которые сейчас есть между нами.

    Алексей МИТРОФАНОВ - заместитель председателя фракции "ЛДПР"

    Есть и положительные моменты. Удалось сбросить за борт мусульманские вагоны, 55 миллионов. Эти республики отрезаны и закрыты. Они не въезжают оттуда. Они - там -== Надо бы визы ввести в отношении среднеазиатских республик. Это неправильно, что их нет. Мы визы ввели с прибалтами, где как раз не надо было бы вводить. Они - Европа. С Грузией визы сделали из-за чеченцев. Но надо вообще всю Среднюю Азию отрезать. Оттуда идут наркотики, всякие таджики бегают по России. Надо все это закрыть. И тогда вообще все было бы нормально.

    Тали ЛАНГАММЕР. ПРЕСС-ЦЕНТР.РУ. 2 декабря 2001

    Накопившийся в странах СНГ опытпоказывает, что в большинстве случаевадекватное понимание новой миграционнойситуации и методов регулирования,соответствующих ей, еще не сформировалось.

    Миграция - один из важнейших социальныхмеханизмов перехода к рынку, высокаямобильность рабочей силы - неотъемлемоеусловие развития рыночной экономики.Сейчас мобильность населения в странах СНГупала практически до минимального предела,и при этом управляющие воздействиянаправлены, в первую очередь, насдерживание миграции.

    Не выработана политика регулированиямиграции в СНГ. Декларации и практикаСодружества находятся в резкомпротиворечии друг с другом. В декларацияхпризнается необходимость формированияединого рынка труда и обеспечения свободыпередвижения внутри СНГ, на практике подличиной борьбы с незаконной миграциейвводятся все новые и новые препятствия ктакому передвижению.

    Не изжито и допотопное отношение киммигрантам как к источнику зла. Отсюдасопротивление процессу натурализациииностранцев, медленная разработкасоответствующего законодательства (опятьже, в особенности, в России), что неизбежнопереводит иностранцев и лиц безгражданства в разряд незаконных мигрантов.

    Преодоление традиционного отношения кмиграции - это, возможно, самое главноеусловие решения ее современных проблем.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).