Институт демографии Государственный университет Высшая школа экономики | ||
![]() | ![]() | ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ БЮЛЛЕТЕНЯ |
101000, Москва, Покровский бульвар, д. 11; Факс (495) 628-7931 |
Представленное исследование было подготовлено Институтом региональной политики весной 2008 года. Этот период ознаменовался расцветом инвестиционных ожиданий: крупнейшие компании объявляли о запуске масштабных инвестиционных проектов, на федеральном уровне был принят ряд документов, регламентирующих многократное увеличение государственных инвестиций в инфраструктуру. Все приведенные в исследовании оценки актуальны для сценария экономического роста.
Текущие кризисные процессы в экономике, выражающиеся, в частности, в высокой стоимости денег, сводят рентабельность многих проектов с привлечением заемного финансирования к нулю или вообще делают их реализацию убыточной. В связи с этим многие инвесторы, среди которых есть и монополисты, уже заявляют о замораживании/переносе сроков/отказе от реализации инвестиционных планов.
Не потеряли ли выводы нашего исследования свою актуальность в нынешней кризисной ситуации?
Нам кажется, что нет. Все же кризис — явление временное. И сценариев посткризисного развития — множество. Один из вероятных вариантов развития событий после кризиса — оживление экономики, которое будет сопровождаться инвестиционным бумом. В этом случае выявленные в данном исследовании кадровые проблемы могут проявиться не менее остро, чем, если бы весь пул инвестиционных проектов был запущен сейчас.
В течение 90-х — начале 2000-х годов российские регионы конкурировали друг с другом в привлечении на территорию крупных инвесторов, а 2010-е — 2020-е годы, скорее всего, ознаменуются жесткой конкуренцией регионов и муниципалитетов Российской Федерации за трудовые ресурсы. При этом речь будет идти не только о недостатке профессионалов, а о физическом отсутствии рабочих рук любой квалификации. Предприятия и регионы окажутся перед выбором: либо резко повышать производительность труда, привлекать мигрантов, либо вообще отказаться от амбициозных инвестиционных проектов. Риски «кадрового дефицита», мало учитываемые в современных бизнес-проектах, приведут к их существенному удорожанию.
Институт региональной политики провел комплексное исследование инвестиционных планов российского бизнеса. Информационной базой предлагаемого исследования стала совокупность более чем 1400 проектов суммарной стоимостью более 560 млрд. долларов. При отборе проектов использовались данные из открытых источников (сайты компаний, отраслевые печатные и электронные издания, сайты регионов, сайты основных новостных агентств). В базу вошли только крупные проекты, с объемом инвестиций не менее 100 млн. долларов, запланированные к реализации на территории России в 2008-2020 годы. Все проекты прошли тест на реализуемость: наличие инвестора, адекватные технико-экономические показатели, наличие проектной документации и т.д.
Принятая методика отбора проектов накладывает ряд ограничений на информационную базу исследования. Во-первых, рассматривается условный, проектируемый на начало 2008 года вариант экономического будущего, возможный в случае, если до 2020 года будут реализованы все заявленные проекты и при этом не появятся новые. Очевидно, что в чистом виде реализация анализируемого сценария невозможна, однако на него приходится опираться, разрабатывая стратегии социально-экономического развития страны. Во-вторых, включение в базу только крупных инвестиционных проектов приводит к ее чрезмерной индустриальности, так как проекты стоимостью более 100 млн. долларов реализуются, преимущественно, в первичном и вторичном секторах экономики. Между тем, суммарный объем инвестиций по отсеченным мелким и средним проектам, направленным на развитие сектора услуг, информационного, инновационного сектора, сопоставим с объемом инвестиций по крупным проектам. Это допущение особенно критично при проектировании российского рынка труда, в котором в течение последних 15 лет произошли масштабные перетоки трудовых ресурсов из базового сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство) в сектор услуг.
Реализация инвестиционных проектов, как правило, приводит к улучшению социальной среды региона: появляются новые рабочие места, развивается социальная инфраструктура, повышается средний уровень доходов населения и т.д. В то же время в современной России реализация инвестиционных проектов находится под угрозой срыва из-за текущего состояния социальной среды регионов: наличия и качества трудовых ресурсов, уровня безработицы, сложившихся миграционных потоков, наличия площадок для строительства нового жилья, качества социального обслуживания и т.д.
В ходе реализации только крупных инвестиционных проектов к 2020 году будет создано 3,2 млн. новых рабочих мест (преимущественно, в индустриальном и инфраструктурном секторе). Сопоставимыми темпами будут создаваться рабочие места за счет реализации мелких и средних проектов (преимущественно, в секторе услуг). Таким образом, общее число рабочих мест, которые возникнут к 2020 году в экономике России, составит около 7 млн. На первом этапе темпы создания новых рабочих мест за счет крупных инвестиционных проектов будут максимальны (до 500 тыс. человек в год), и уже к 2011 году большая часть этих новых рабочих мест должна быть создана. В этот же период, согласно официальным прогнозам, страна будет терять более 1 млн. жителей трудоспособного возраста в год (рис. 1).
К 2020 году общая численность населения России [1] сократится до 139 млн. человек, численность населения трудоспособного возраста уменьшится до 77,5 млн. человек, а накопленный дефицит кадровых ресурсов превысит 14 млн. человек. Даже при привлечении к трудовой деятельности всех безработных, дефицит будет закрыт лишь на 15%. На практике стопроцентное вовлечение безработных невозможно, так как их качественный состав не позволяет задействовать их на новых производствах, а зачастую сами безработные не готовы трудиться на условиях, предлагаемых работодателем. Выявленный дефицит грозит стать самым серьезным препятствием на пути реализации запланированных инвестиционных проектов в России. Уже в ближайшие годы российские регионы вступят в жесткую конкурентную борьбу за трудовые ресурсы.
Общий объем инвестиций по всем проектам, заявленным к реализации до 2020 года, превышает 13 трлн. рублей. Региональный срез совокупности инвестиционных проектов позволяет говорить о том, что их реализация будет способствовать в целом выравниванию уровня экономического развития регионов России и преодолению социальных диспропорций. При этом большая часть инвестиций в рамках крупнейших проектов будет направлена не в центральную, наиболее хозяйственно освоенную часть России, а в восточные регионы, испытывающие дефицит инфраструктурных и промышленных проектов. В ближайшей перспективе на Востоке страны будет идти индустриализация, а на Западе — терциализация экономики.
В региональной структуре крупных инвестиций на долю Дальневосточного и Сибирского федеральных округов приходится 46%, а доля западных регионов (Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Южный ФО и Приволжский ФО) не превышает 40% (рис. 2).
Масштаб инвестиционных проектов изменяется при движении с запада России на восток. В западных регионах предполагается осуществить большее число инвестиционных проектов, чем в Сибирском или Дальневосточном ФО, но при этом масштаб проектов, реализуемых на западе страны, значительно скромнее.
Это связано с отраслевой спецификой инвестиций: на востоке преобладают капиталоемкие проекты в добывающей промышленности и инфраструктуре, на западе — менее масштабные проекты, связанные со строительством, а также с электроэнергетикой и металлургией.
Дальневосточный и Сибирский федеральные округа благодаря реализации масштабных инфраструктурных проектов смогут преодолеть ограничения в своем развитии, при этом появление современных коммуникаций будет стимулировать приток инвестиций в эти пока еще слабо освоенные регионы России. В ближайшее время большинство проектов, реализуемых на Востоке, будет связано с освоением месторождений углеводородов, но можно ожидать, что развитие сырьевой базы будет способствовать развитию перерабатывающих отраслей с большей долей добавленной стоимости. Положительным элементом в реализации инвестиционных проектов в данных регионах является то, что многие проекты структурированы как комплексные, направленные на развитие как добывающих, так и перерабатывающих отраслей при одновременном развитии необходимой инфраструктуры. Это позволяет повысить эффективность функционирования предприятий, усилить мультипликационный эффект от реализации этих проектов для хозяйства региона.
В Уральском федеральном округе отраслевая структура инвестиций отличается большей диверсификацией. В Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах планируется освоение богатой ресурсной базы, на юге — в Томской области — будет создан крупнейший металлургический комплекс на базе Бакчарского железорудного месторождения. Уральские регионы будут постепенно избавляться от топливной специализации и сохранят свой статус лидеров российской металлургии, химии и энергетики. Активно будет развиваться первичная переработка ресурсов, добываемых на Востоке и в Западной Сибири, причем основной объем инвестиций будет направляться на глубокую модернизацию и техническое перевооружение производств, построенных еще до революции и в советский период. Машиностроение, являющееся для Урала отраслью специализации, пока «не дождалось» столь же масштабных финансовых вливаний.
Приволжский федеральный округ останется одним из важнейших центров отечественной химии и машиностроения. Масштабная модернизация в ближайшем будущем ожидает химические заводы и электростанции региона. Значение машиностроения несколько уменьшится, так как крупных инвестиций в данную отрасль не предполагается. Регионы Поволжья в своем развитии пойдут разными путями: одни из них усилят ориентацию на переработку ресурсов (как первичную, так и глубокую — пример Татарстана), другие сохранят свою машиностроительную ориентацию (Нижегородская и Самарская области).
В Южном федеральном округе будет создана экономика, основанная как на нефтегазовых, так и на агроклиматических и рекреационных ресурсах. Первичную переработку нефтегазового сырья, добываемого в Каспийском регионе, будут осуществлять новые газохимические комплексы в Астраханской области и Калмыкии. Однако основные позиции в структуре промышленного производства после 2020 года займут топливная промышленность и энергетика — отрасли, в которых начинается реализация капиталоемких инвестиционных проектов. Развитие непроизводственного сектора будет стимулироваться подготовкой к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи.
В Центральном федеральном округе, за исключением Москвы, активное развитие получит энергометаллургический комплекс, который будет развиваться в новом для России формате — это заводы, специализирующиеся на сверхтонком литье, что позволит повысить их экономическую эффективность и снизить негативное влияние на окружающую среду. Традиционные отрасли специализации — машиностроение и пищевая промышленность — получат значительно меньше инвестиций.
В структуре инвестиций Северо-Западного федерального округа доминируют топливная промышленность, цветная металлургия, лесная промышленность и энергетика — отрасли, которые потеснят производства традиционной специализации — машиностроение и пищевую промышленность. При этом масштабные проекты крупнейших международных автопроизводителей в Ленинградской области позволят району стать одним из центров отечественного машиностроения.
В ходе реализации крупных инвестиционных проектов к 2020 году должно быть создано 3,2 миллиона новых рабочих мест (рис. 5). Вероятно, инфраструктурный сектор и сектор услуг тоже будут активно развиваться, создавая сопоставимое число рабочих мест в рамках проектов малого и среднего бизнеса, не учтенных в данном исследовании. Таким образом, можно ожидать, что общее число новых рабочих мест составит около 7 миллионов.
Общим трендом грядущего десятилетия станет усиление индустриальной профессиональной ориентации работников крупных проектов и специализация работников малого и среднего бизнеса в сфере услуг.
В 2008 году основной объем новых рабочих мест придется на лесопромышленный комплекс (37%), черную металлургию (23%) и химическую промышленность (11%).
Начиная с 2009 года, лидером среди прочих отраслей станет черная металлургия, где к 2020 году будет создано 745,8 тысячи рабочих мест (23% общего объема). Второе место после черной металлургии займет машиностроение (15%), третье — химическая промышленность (13%) (рис. 5).
Вновь созданные рабочие места крайне неравномерно распределятся по территории России (рис. 6). В первой десятке регионов будет создано около 40% новых рабочих мест, в первой двадцатке — 63%. При этом на последние 20 регионов остается менее 3% создаваемых рабочих мест, на последние 30 — 6,9%.
Насколько реально привлечь необходимое количество трудовых ресурсов в анализируемый пул инвестиционных проектов можно оценить, сопоставив:
Сравнительный анализ трех этих тенденций распределил регионы России по прогнозируемой глубине кадрового кризиса. Наиболее сложная ситуация сложится в регионах, которые должны будут пережить скачкообразное увеличение спроса на трудовые ресурсы. В табл. 1 представлено 15 регионов РФ, лидирующих по проектируемому приросту занятых. Эти регионы в кратчайшие сроки должны реализовать политику привлечения трудовых ресурсов.
Планируемый прирост занятых 2020/2006 (%) | Дефицит рабочих рук (число новых рабочих мест, тысяч) | Число безработных (тысяч) | Возможность заполнения безработными потенци- альных рабочих мест) (%) | Коэффициент миграци- онного прироста (чел. на 10000 жит.) | |
Республика Адыгея | 36,4 | 56,2 | 8,8 | 15,7 | 12,3 |
Ленинградская область | 31,0 | 227,2 | 10,1 | 4,5 | 76,3 |
Калужская область | 24,8 | 119,0 | 5,3 | 4,4 | 32,8 |
Амурская область | 23,0 | 97,5 | 18,5 | 19,0 | -36,8 |
Еврейская АО | 18,9 | 15,5 | 1,4 | 9,3 | -9,6 |
Республика Саха (Якутия) | 16,8 | 78,7 | 9,4 | 11,9 | -46,4 |
Камчатский край | 15,9 | 29,0 | 8,8 | 30,6 | -57,9 |
Костромская область | 14,9 | 48,4 | 6,3 | 13,1 | -7,1 |
Нижегородская область | 12,2 | 209,3 | 18,2 | 8,7 | 11,5 |
Воронежская область | 10,9 | 115,8 | 21,0 | 18,1 | 15,3 |
Сахалинская область | 10,6 | 29,1 | 6,8 | 23,3 | -57,8 |
Карачаево-Черкесская Республика | 10,5 | 16,0 | 5,8 | 36,2 | -67,2 |
Липецкая область | 10,3 | 56,8 | 4,8 | 8,5 | 19 |
Республика Карелия | 9,4 | 33,0 | 13,5 | 41,0 | 5,9 |
Пермский край | 9,1 | 121,8 | 20,0 | 16,9 | -9,1 |
Опыт зарубежных стран показывает,что проблема кадрового дефицита может решаться следующими путями: повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение производительности труда, вовлечение безработных, привлечение мигрантов из других стран.
Повышение рождаемости. Даже если существующие в России программы стимулирования рождаемости будут результативны, эффект от их реализации проявится через 20–30 лет, когда рожденные сегодня дети вступят в трудоспособный возраст. Значит, этот механизм не позволяет «перепрыгнуть через кадровую яму», хотя является необходимым заделом на будущее.
Снижение смертности. Ежегодно в России умирает около 2,1-2,3 млн. человек, при этом коэффициент смертности в 1,5 раза превышает коэффициент рождаемости. Между тем, основной акцент в демографической политике направлен не на снижение смертности, а на повышение рождаемости. Приоритет повышения продолжительности жизни до 75 лет заявлен в государственной политике, однако эффекты от деятельности в этом направлении также проявятся в долгосрочной перспективе.
Увеличение производительности труда. Модернизация производств высокозатратна и дает, как правило, лишь отсроченный эффект. Внедрение трудосберегающих технологий теоретически снижает потребность в трудовых ресурсах, но на практике происходит перераспределение занятых между отраслями: из промышленности люди перетекают в сектор услуг при общем сохранении или даже увеличении числа занятых. Долгосрочным конкурентным преимуществом новых инвестиционных проектов может стать внедрение трудосберегающих технологий еще на стадии строительства (линии высокой степени автоматизации, мобильные формы занятости и т.д.).
Вовлечение безработных теоретически может несколько уменьшить остроту проблемы дефицита рабочих кадров в Камчатском крае, республиках Карелия и Карачаево-Черкесия, Сахалинской области (где безработные могут занять от 20% до 40% новых рабочих мест — табл. 1). В остальных кадродефицитных регионах за счет безработных можно будет «закрыть» в лучшем случае 5-15% новых рабочих мест. На практике этот процент будет еще ниже в силу невозможности стопроцентного вовлечения безработных в трудовой процесс.
Привлечение мигрантов — основной механизм, используемый сейчас в растущих экономиках мира (в планах ЕС — привлечение до 2050 года 40 млн. мигрантов, США — до 100 млн.). В России этот процесс до сих пор не развернут, несмотря на его очевидную необходимость. Миграционные потоки последних лет могут быть использованы в качестве индикатора современной привлекательности российских регионов для приезжих. По итогам 2006 года, наиболее притягательными были Московская область (миграционный прирост составил 105,5 чел./10 000 жителей), Ленинградская область (76,3), Ямало-Ненецкий автономный округ (72,7), Белгородская область (72), Краснодарский край (52,2). Рассматриваемые первые 15 регионов, в которых проблема кадрового дефицита будет наиболее критичной (см. табл. 1), по их привлекательности для приезжих можно разбить на три группы:
При анализе кадрового предложения в России мы будем исходить из того, что этот сегмент рынка формируют студенты и выпускники вузов и учреждений среднего профессионального образования; безработные, в том числе состоящие на учете в службах занятости; специалисты, занятые в экономике, но желающие сменить работу.
Выпускники вузов составляют основную часть кадрового предложения на рынке труда. При этом студенты также формируют значительный сегмент кадрового предложения — число работающих студентов вузов составляет, в среднем, от 30% до 80% по возрастающей к последним курсам.
В современной России насчитывается около 1100 вузов, которые готовят более 7 миллионов студентов по более чем 600 специальностям. Около 400 вузов так или иначе дают техническое образование.
По данным Росстата за 2007 год, число выпускников государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования составило 1,1 миллиона человек, это на 5% превысило выпуск 2006 года (прирост в 2006 году по отношению к 2005 году равнялся 7,9%). Негосударственные вузы в 2007 году выдали дипломы 226,6 тысячи человек (на 13,8% больше, чем в 2006 году).
При этом численность студентов государственных вузов увеличилась на 1,2% по сравнению с 2006 годом и достигла 6,2 миллиона человек, негосударственных — на 6,5%, до 1,25 миллиона человек (рис. 7).
В 2007 году государственные и муниципальные вузы увеличили количество мест при зачислении абитуриентов на 0,5% (на 7,3 тысячи человек) по сравнению с 2006 годом — до 1,384 миллиона человек (количество студентов, зачисленных в вузы, на 275 тысяч человек превысило число выпускников 2007 года). Этот показатель вырос в основном за счет студентов заочной формы обучения, увеличение приема на которую составило 35,8 тысячи человек, или 6,6%. Число принятых на дневную форму обучения сократилось на 25,2 тысячи, или на 3,4%.
Доля зачисленных в негосударственные вузы в 2007 году увеличилась на 0,8 процентного пункта и составила 17,7%. Негосударственные учреждения высшего профессионального образования в прошлом году приняли на учебу 297,6 тысячи человек (на 5,9% больше, чем годом ранее).
Таким образом, по состоянию на 2007-2008 учебный год, в стране насчитывалось около 7,45 миллиона студентов вузов.
Предложение на рынке труда также формируют студенты и выпускники учреждений среднего профессионального образования. В 2007 году студентами таких учреждений были 2,29 миллиона человек (на 4,2% меньше показателя 2006 года). При этом ПТУ и техникумы сокращают как прием студентов, так и число выпускников: прием в 2007 году составил 730,1 тысячи человек, снизившись на 3,4% относительно 2006 года, число выпускников уменьшилось на 0,2% — до 656,7 тысячи человек.
Вследствие спада рождаемости в 1992-2005 годах уже многие годы сокращается число учащихся школ. В 2006 году их было 14,362 миллиона человек, в 2007 году — уже 13,766 миллиона (в том числе 71,3 тысячи учились в негосударственных дневных общеобразовательных учреждениях).
При этом в учреждения среднего профобразования поступает не более трети выпускников школ, и только половина из них выбирает технические специальности.
В ближайшие годы число поступающих в вузы будет сокращаться: численность населения возрастной группы 15-19 лет в 2007 году составляла чуть более 11 миллионов человек, 10-14 лет — уже 7,3 миллиона человек, а 5-9 лет — 6,4 миллиона.
Следовательно, при сохранении существующего процента поступающих в вузы можно ожидать, что к 2020 году дипломы о высшем образовании будут получать не более 700 тысяч человек в год (1,3 миллиона в 2007 году).
Число безработных в РФ по состоянию на апрель 2008 года составляла 5 миллионов человек против 4,8 миллиона в апреле 2007 года. Из этого числа в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано 1,48 миллиона и 1,64 миллиона человек соответственно. Средний возраст безработного — 34 года.
Основная доля безработных приходится на людей с законченным средним образованием — 35%, число безработных со средним специальным образованием составляет 19%. Около 10% безработных приходится на людей, имеющих высшее образование.
При этом в числе безработных Росстат учитывает лиц, которые не имели работы и занимались ее поиском, то есть обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали попытки организовать собственное дело. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.
В абсолютном выражении высока численность безработных в Москве, Московской области, Башкирии, Ростовской, Свердловской, Тюменской, Волгоградской и ряде других областей (рис. 8). Однако по отношению к численности экономически активного населения этих регионов количество безработных не столь велико, поэтому они не входят в список лидеров по уровню безработицы.
Анализ состояния кадровых ресурсов в целом по России дает только примерное представление о тенденциях на рынке предложения трудовых ресурсов. Общероссийский рынок труда формируется и существует в виде совокупности региональных и отраслевых рынков труда, которые имеют свою специфику, их состояние определяется многими факторами: структурой и уровнем развития экономики, мобильностью населения, развитостью инфраструктуры и т.п.
Из 1,3 миллиона выпускников вузов порядка 40% — юристы или экономисты (рис. 9). По прогнозу Минобрнауки, в ближайшее время число юристов и экономистов, которых и без того слишком много, будет расти. В 2004 году в вузы на экономические и юридические специальности поступили 231,1 тысячи человек (станут выпускниками в 2009 году), что составило 17% от общего числа принятых студентов против 20,5% годом ранее (данные Росстата).
По оценке главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, не всякий вуз способен подготовить хорошего профессионального экономиста. Эксперты называют в числе вузов, выпускники которых обладают системными знаниями, а учебные планы строятся с учетом современных тенденций развития экономики, МГУ, РЭА им. Плеханова, ГУ-ВШЭ. Остальным институтам не свойственны в полной мере названные характеристики, они недостаточно ориентированы на практическую работу, и работодателям значительно сложнее адаптировать их выпускников.
В вузах, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, число бюджетных мест по экономическим специальностям и управлению в 2008 году сократится на 8,4%, по гуманитарным специальностям, в том числе юридическим, — на 7,7%.
Одновременно будет увеличено количество бюджетных мест по специальностям, связанным с информатикой и вычислительной техникой, что отвечает тенденциям рынка, — специалисты IT-сферы являются одними из самых востребованных в течение последних пяти лет.
Пока разрыв между потребностями рынка и выпуском молодых специалистов в IT-отрасли небольшой, однако, по прогнозу ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего, Россия в ближайшие годы столкнется с нехваткой специалистов в области высоких технологий.
С 2004 по 2006 год число выпускников вузов по специальностям информатика и вычислительная техника увеличилось с 17,5 тысячи до 20,5 тысячи человек.
Существенную долю выпусков вузов по-прежнему составляют педагоги (11,4%) и гуманитарии (14,6%).
Вузы страны готовят достаточно большой контингент инженеров по всем специальностям. Однако подавляющая их часть не идет по окончании учебы на производство по ряду причин:
В стране относительно слабо поставлена система стажировок, а также передача практических знаний, опыта от старого поколения новому.
В наследие от Советского Союза России досталось несколько десятков профильных вузов, занимающихся подготовкой инженеров-металлургов. Сейчас их около 40 и среди них нет частных высших учебных заведений. После кризиса середины 1990-х годов, в конце 1990-х — начале 2000-х годов студенты опять потянулись в индустриальные вузы, численность студентов буквально за несколько лет выросла более чем в 1,5 раза. Достигнув к середине 2000-х порядка 25 тысяч человек, она стабилизировалась. Таким образом, в конце 2000-х в России вузы ежегодно будут заканчивать 5 тысяч инженеров-металлургов -важнейший кадровый источник растущей металлургической отрасли страны. Сейчас в цветной и черной металлургии в России занято около 1,2 миллиона человек, из которых высшее образование имеют около 100 тысяч человек. Инженеров-металлургов, как правило, готовят вузы, расположенные в регионах с крупными металлургическими комбинатами (Новокузнецк, Липецк, Магнитогорск).
В России в настоящее время функционируют 8 головных вузов и 22 их филиала, готовящие инженеров-путейцев по строительству железных дорог и путевому хозяйству. Головные вузы находятся в каждом федеральном округе (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Хабаровск) — в городах, где расположены наиболее крупные отделения железных дорог.
Подобно другим техническим вузам многие «транспортные» вузы переориентировались, открыв новые непрофильные направления и введя платное обучение. К примеру, Ростовский государственный университет путей сообщения имеет сейчас 10,1 тысячи студентов, при этом на непрофильных факультетах учится более 3 тысяч студентов. Специальность «строительство железных дорог и путевое хозяйство» получают всего около 800 человек, из которых около половины обучается заочно и платно. Качество образования соответственно низкое, хотя прибыль у вуза высокая. А рынок труда в итоге получает недоученных «специалистов».
Аналогичная ситуация и в Сибирском университете путей сообщения, где более половины студентов учатся не по профилю вуза.
Всего в России по специальности «строительство железных дорог и путевое хозяйство» обучаются около 10 тысяч человек, из которых половина учится заочно и еще 40% на платных отделениях. Соответственно, на рынок труда ежегодно поступает с очного отделения около 1 тысячи инженеров-путейцев. И такая ситуация сохраняется в течение последних 5-7 лет.
В России 24 вуза готовят специалистов в области автомобилестроения. По специальности «автомобилестроение и тракторостроение» обучается около 8 тысяч студентов. Их число за последние годы выросло незначительно за счет увеличения количества студентов заочной формы обучения, на которых приходится около 40% от всех будущих инженеров-автомобилестроителей.
Основная часть получает образование на платной основе. Ежегодный выпуск составляет около 1,5 тысяч человек.
Ведущие центры подготовки кадров — Московский государственный индустриальный университет (около 1,6 тысячи студентов) и Московский государственный технический университет «МАМИ» (1,4 тысячи студентов). Вузы, имеющие автомобилестроительные специальности, расположены практически в каждом городе России, имеющем крупное автосборочное предприятие (Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ульяновск, Ижевск, Курган, Набережные Челны, исключение составляет Тольятти), а также центрах тракторостроения (Волгоград, Липецк, Челябинск и др.). В отличие от московских вузов число студентов в вузах этих городов стабильно, хотя в ряде случаев существующие специальности закрываются. Распространенный тезис о том, что отечественный автопром нежизнеспособен, соответствует реальности, учитывая тенденции в подготовке технических кадров отрасли.
В настоящее время очные отделения вузов, призванных обслуживать такую сложную отрасль, как электроэнергетика и энергетическое машиностроение, заканчивает около 5-6 тысяч инженеров в год, что явно недостаточно как для современной России, так и для реализации будущих масштабных проектов. Характерно, что в России практически прекращен выпуск инженеров-гидроэнергетиков, так как на рубеже тысячелетий новые гидроэлектростанции не строились. В российских вузах также практически отсутствует подготовка инженеров по специальности «нетрадиционные и возобновляемые источники энергии».
С 1998 по 2003 годы произошло практически удвоение числа студентов по специальностям «электрические станции», «электроэнергетические системы и сети», «тепловые электрические станции», «промышленная теплоэнергетика», однако основной рост пришелся на заочников и экстернов, тогда как увеличение числа студентов очной формы обучения составило не более 30%.
Руководство страны определило развитие нанотехнологий одним из приоритетных направлений, по своей значимости равным национальным проектам. Для содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитию инновационной инфраструктуры, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии создана госкорпорация «Роснанотех». На ее финансирование предполагается выделить около 7 миллиардов долларов. Однако в России пока нет дипломированных специалистов в этой области.
Специальность как таковая появилась только в 2003 году и с того времени стала преподаваться в ряде вузов. В 2006 году на специальностях «нанотехнологии», «нанотехнологии в электронике» и «наноматериалы» училось порядка 770 человек в 19 вузах страны. Лидером по числу студентов является Кабардино-Балкарский государственный университет имени X.М. Бербекова (около 110 студентов), который в этом году первым в России выпускает дипломированных «нанотехнологов». Характерно, что на Юге России наблюдается наибольшая концентрация вузов, дающих образование по указанным специальностям (в Ставрополе, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Нальчике). В Москве четыре «нановуза» готовят пока 230 студентов в год.
Лидер среди федеральных округов РФ по числу студентов, получающих высшее образование, — Центральный федеральный округ, в 2006/07 учебном году там учились 2,3 миллиона студентов вузов, что составляет 31,5% от общего числа студентов по России.
Далее после ЦФО следует Приволжский федеральный округ с 1,46 миллиона студентов, Южный федеральный округ — 964,7 тысячи человек, Сибирский — 938,9 тысячи, Северо-Западный — 742,3 тысячи, Уральский — 586,3 тысячи.
Все федеральные округа из года в год увеличивают число студентов вузов в среднем на 3,5%, за исключением Дальневосточного округа, где высшее образование в 2006/07 учебном году получали 318,4 тысячи студентов против 319,5 тысячи годом ранее.
В Центральном федеральном округе лидеры по числу студентов государственных и негосударственных вузов — Москва (1,28 миллиона человек), Московская (165 тысяч) и Воронежская области (128,3 тысячи студентов).
В Северо-Западном федеральном округе по этому показателю лидирует Санкт-Петербург (439,5 тысячи студентов), за которым с большим отрывом следуют Вологодская (50,6 тысячи), Архангельская (48,1 тысячи) и Калининградская области (40,5 тысячи).
В ЮФО больше всего студентов вузов в Ростовской области (220,1 тысячи), Краснодарском крае (176,3 тысячи), Ставропольском крае (136,4 тысячи) и Дагестане (118,9 тысячи).
В Приволжском федеральном округе основная часть студентов приходится на Татарстан (228 тысяч человек), Нижегородскую область (192,4 тысячи), Самарскую область (177,5 тысячи) и Башкирию (161,5 тысячи).
В Уральском федеральном округе вузы сконцентрированы в промышленных регионах — в Свердловской области учится 211,1 тысячи студентов, в Челябинской — 171,1 тысячи.
В Сибирском федеральном округе по числу студентов вузов лидируют Новосибирская область (170,9 тысячи), Красноярский край и Иркутская область (по 130,6 тысячи).
В самом малочисленном по числу студентов Дальневосточном федеральном округе основная часть специалистов с высшим образованием готовится в Приморском крае — 101,9 тысячи человек.
Что касается среднего специального образования, то основная часть специалистов такого уровня (25%) готовится в Приволжском федеральном округе — 633,8 тысячи человек. Всего в РФ, по данным на 2006/07 учебный год, около 2,5 миллиона человек получали среднее специальное образование.
При этом абсолютно по всем федеральным округам численность студентов ПТУ из года в год сокращается, и такая тенденция наблюдается с 2003 года. В целом по РФ их число снизилось в 2006 году на 3%.
Таким образом, можно констатировать, что центрами сосредоточения новых кадров в РФ являются Центральный и Приволжский федеральные округа: в ЦФО учится треть российских студентов вузов и 22% студентов средних специальных учебных заведений, в ПФО — 20% и 25% соответственно.
Одним из необходимых условий лидерства регионов в грядущей конкурентной борьбе за трудовые ресурсы станет создание качественной среды обитания, и, в первую очередь, строительство современного жилья. При оценке потребностей в новом жилищном строительстве, мы исходили из того, что норматив жилой площади будет постепенно увеличиваться и достигнет к 2020 году если не 40 м2 на человека (как в Западной Европе), то хотя бы 30 м2 (вместо нынешних 18 м2). В соответствии с этими оценками [2], общий жилой фонд Российской Федерации должен составить к 2020 году 4356 млн. м2 — за 12 лет должно быть построено около 1375,3 млн. м2 жилья. Если исходить из задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному собранию в 2007 году («требуется предусмотреть рост жилищного строительства как минимум до 100–130 млн. м2 в год»), соответствующих мировым стандартам жилищного строительства, то за 13 лет вполне может быть построено 1,37 трлн. м2 жилья. Однако современные темпы жилищного строительства составляют порядка 50 млн. м2 в год, отставая более чем в два раза от заданных параметров. В десятке регионов, лидирующих по объему запланированных инвестиций, до 2020 года должно быть введено 222,6 млн. м2 жилья (табл. 2). Темпы строительства в Ямало-Ненецком АО должны будут в 1,3 раза превышать мировой стандарт, а в Республике Саха (Якутия), Ленинградской и Томской областях — соответствовать ему (0,9–1 м2 на человека в год). Для своевременной реализации инвестиционных проектов и создания необходимых условий для жизни работников указанные регионы (Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Ленинградская и Томская области) должны добиться темпов жилищного строительства, в 2–3 раза опережающих средние показатели по России.
Объем инвестиций (млн. долл.) | Объем жилья, которое нужно достроить (млн. м2) | Плановые темпы ввода жилья (м2 на чел. в год) | |
Республика Саха (Якутия) | 1470221,7 | 15,2 | 1,0 |
Сахалинская область | 1056857,1 | 4,0 | 0,6 |
Красноярский край | 895887,9 | 26,2 | 0,7 |
Ленинградская область | 882852,1 | 24,5 | 0,9 |
Свердловская область | 810041,5 | 43,0 | 0,7 |
Ямало-Ненецкий АО | 774395,8 | 11,7 | 1,3 |
Иркутская область | 507506,4 | 25,0 | 0,8 |
Томская область | 492875,0 | 12,2 | 0,9 |
Московская область | 457421,4 | 59,7 | 0,6 |
Мурманская область | 443750,0 | 1,1 | 0,1 |
Значительны различия между регионами и по необходимым темпам жилищного строительства (рис. 12). Для обеспечения реализации инвестиционных проектов в девяти регионах РФ эти темпы должны превышать мировой стандарт (1 м2 на человека в год).
В целом по стране для обеспечения жильем потенциальных работников заявленных крупных инвестиционных проектов, необходимо построить более 1 млрд. м2, что, по минимальным оценкам, потребует инвестиций более, чем в $ 0,8 трлн. Затраты на создание современной социальной инфраструктуры в районах нового освоения, необходимой для реализации заявленных инвестиционных проектов, и модернизация социальных учреждений в Европейской России могут достигнуть в период с 2008 по 2020 год $0,5 трлн. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособную социальную среду, критично необходимую для успешной реализации инвестиционных проектов, темпы жилищного строительства и создания учреждений социальной сферы должны возрасти как минимум в два раза.
Современная эпоха «бума инвестиционных проектов» отличается от этапа советской индустриализации Сибири и Дальнего Востока острым дефицитом трудовых ресурсов. Тогда бурный демографический прирост сочетался с активным социальным стимулированием работников («северные надбавки» к зарплате, обеспечение жильем, оплачиваемый проезд в отпуск и т.д.), что позволяло привлекать квалифицированные кадры в районы нового освоения. Сегодня, наоборот, наблюдается демографическая убыль населения и устойчивая тенденция к концентрации жителей в районах, благоприятных для проживания. Среди регионов, где в ближайшие 10 лет планируется развернуть масштабные инвестиционные проекты, наибольшие трудности в обеспечении персоналом будут наблюдаться в Республике Саха (Якутия), Сахалинской, Ленинградской и Амурской областях, Красноярском, Хабаровском, Камчатском и Пермском краях.
Кадровый дефицит — реальность сегодняшнего дня, которая станет основным ограничителем социально-экономического развития в ближайшее десятилетие. Решать эту проблему придется, действуя сразу по всем фронтам: стимулируя рост рождаемости, повышая производительность труда, привлекая мигрантов. Лидерами в социально-экономическом развитии станут те регионы, которые первыми сумеют обеспечить площадки для нового жилищного строительства, адаптируют учебные программы под потребности регионального рынка труда, разработают привлекательные миграционные пакеты и т.д. Эффективность этой деятельности существенно возрастет в случае скоординированных действий бизнеса и государства. Велика вероятность того, что в ближайшем будущем будут возникнуть новые инструменты государственно-частного партнерства, ориентированные уже не только на снятие инфраструктурных ограничений, но и на качественное улучшение ситуации на региональных рынках труда.
Примечания
Колесникова Ольга Вячеславовна, к.э.н., старший эксперт Института региональной политики.
Екатерина Соколова, заместитель главного редактора IT-дирекции АНО Институт региональной политики.
[1] Средний вариант прогноза Федеральной службы государственной статистики. «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года».
[2] При расчетах численности населения суммировалась прогнозная численность жителей России в 2020 году (по материалам статистического сборника «Предположительная численность населения до 2025 года») и потребность в новых трудовых ресурсах (вместе с семьями), необходимых для осуществления инвестиционных проектов.