будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 5, 2025
Медленное чтение

Единая Россия: кто и почему вступает в партийные ряды

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65;
факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru
Смена правительства : "Единая Россия": кто и почему вступает в партийные ряды : Рост цен на продукты питания : Медицина - сегодня и завтра : Бездетность и нежелание иметь детей
 

Смена правительства

Менее года провел на посту главы правительства РФ В. Зубков. Сегодня можно подвести итоги его деятельности в качестве премьер-министра.

В целом россияне позитивно оценили работу В. Зубкова в должности главы правительства: 27% считают, что достижения у него преобладали над неудачами, и только 10% опрошенных придерживаются противоположного мнения. Две трети участников опроса затруднились ответить на этот вопрос; еще меньше респондентов смогли назвать конкретные достижения и неудачи премьера в ответах на соответствующие открытые вопросы – 19 и 14% соответственно.

В заслугу В. Зубкову в первую очередь ставят стиль его работы, руководства кабинетом (точнее, то, как его представляло телевидение и другие СМИ). Он показался россиянам жестким и требовательным: «был требователен»; «жестко взялся за министров»; «жестко проверяет выполнение своих приказов, критиковал своих министров»; «жесткое, честное отношение к своим работникам, конкретный человек»; «изменил правительство, требовательный» (7%). Респонденты также отмечали, что экс-премьер уделял внимание сельскому хозяйству (3%), повысил зарплаты (2%), принимал меры для сохранения стабильности в стране (2%).

Говоря о неудачах В. Зубкова, респонденты – что неудивительно – чаще всего упоминали рост цен: «большая инфляция, повышение цен на продукты»; «все подорожало»; «цены на все выросли почти в два раза»; «цены растут, все дорожает, работы нет» (7%).

В сравнении со своим предшественником на посту премьер-министра М. Фрадковым В. Зубков представляется россиянам более успешным. Осенью 2007 г. 19% респондентов говорили, что у М. Фрадкова неудач больше, чем достижений, сейчас только 10% говорят то же о В. Зубкове.

Более позитивно участники опроса оценили и итоги недолгой работы правительства В. Зубкова в целом: 22% сказали, что этот кабинет работал «отлично» и «хорошо», 7% – что «плохо» или «очень плохо». Примерно равные доли респондентов поставили правительству оценку «удовлетворительно» (34%) и затруднились с оценкой (37%). Любопытно, что, несмотря на более долгий срок работы правительства М. Фрадкова, доля затруднившихся оценить работу этого кабинета осенью 2007 г. была ровно такой же – 37%. А вот доли положительных и отрицательных оценок тогда были примерно равны – 14% и 13% соответственно.

* * *

Обратимся теперь к составу нового правительства. Мы периодически тестируем уровень известности каждого из министров, а также выясняем баланс доверия / недоверия к ним. Поскольку состав нового кабинета в значительной мере совпадает с составом кабинета В. Зубкова, то для многих министров мы можем сравнить нынешние показатели с данными осени 2007 г.

Наибольшей известностью среди членов нового кабинета пользуется министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. Шойгу – 81%. Второе-третье места поделили бывший премьер В. Зубков и замглавы правительства РФ С. Иванов – по 61%. По сравнению с сентябрем 2007 г. С. Иванов, впрочем, значительно потерял в известности (снижение на 10 п. п.).

Не претерпел изменений уровень известности А. Кудрина, С. Лаврова, ряда других старожилов правительства. А вот о Т. Голиковой и Э. Набиуллиной сегодня знают заметно больше россиян, чем в сентябре 2007 г. (рост с 8 до 21% и с 6 до 18% соответственно).

Ни одна из фигур, впервые появившихся в правительстве, не набрала более 10% голосов участников опроса. Замыкают рейтинг И. Сечин и И. Щеголев – по 4%. Примерно такой же «стартовый» уровень известности был и у новых членов правительства в сентябре 2007 г.

Если же говорить об отношении россиян к членам нового кабинета, то обращает на себя внимание тот факт, что значительное число положительных оценок получили лишь четверо политиков: С. Шойгу (57%), С. Иванов (25%), В. Зубков (21%) и С. Лавров (13%). В то же время и каких-то знаково отрицательных фигур, вызывающих неприятие у значительной части населения, в составе правительства нет: 6% опрошенных с недоверием относятся к А. Кудрину, 5% – к А. Фурсенко, и эти показатели в данной «номинации» – наивысшие. Для министров, входивших в состав правительства В. Зубкова, мы можем проследить динамику отношения к ним за последние 9 месяцев. Позитивные оценки работы кабинета оказали влияние и на отношение к отдельным министрам – доля положительных оценок выросла, хоть и незначительно, почти у всех (исключение – лишь С. Иванов, чей показатель снизился с 28 до 25%). Наиболее же заметно выросла популярность С. Шойгу: сегодня с доверием к нему относится 57% россиян – на 8 п.п. больше, чем в сентябре 2007 г.

Петр Бавин

наверх

"Единая Россия": кто и почему вступает в партийные ряды

Большинство россиян (62%) утверждают, что они хорошо относятся к партии «Единая Россия»; плохо относятся к ней 16% респондентов (23% затруднились ответить на этот вопрос). Считают «Единую Россию» популярной среди россиян партией 71% участников опроса. Раскрывая причины этой популярности[1], респонденты отмечают, что «Единую Россию» «поддерживает всеми любимый бывший президент» (24%). Говорится также, что известности партии способствует интенсивная пропаганда в СМИ (6%): «благодаря средствам массовой информации, все говорят о "Единой России"»; «более разрекламированные». Столько же респондентов, отвечая на данный вопрос, говорили о близости этой партии к народу и привлекательности ее посулов: «выдвигают лозунги, близкие людям»; «делает для народа много»; «"Единая Россия" обещает улучшить жизнь»; «нравится людям своими идеями». Полагают, что залог популярности «Единой России» – в том, что «вся власть у них», 5% участников опроса («много руководителей в ней»; «она правящая партия»). Столько же респондентов думают, что партия завоевала популярность благодаря хорошей работе («больше всего сделала для нашей страны»; «видны успехи ее деятельности»). Остальные мнения звучали реже.

Считают «Единую Россию» непопулярной среди россиян партией 5% респондентов. Четверть наших сограждан (24%) затруднились сказать, популярна она или нет.

Утверждают, что они состоят в «Единой России», 2% опрошенных, у 8% среди родственников и знакомых есть члены этой партии, 85% сказали, что в партии не состоят ни они сами, ни их знакомые (6% затруднились ответить на этот вопрос). При этом заявляют, что хотят вступить в «Единую Россию», 7% респондентов, а 70% такого желания не испытывают. Пятая часть участников опроса (21%) определиться не смогли.

Желающие стать членами «Единой России» в качестве мотива указывали стремление поучаствовать в жизни страны: «для борьбы с недостатками в нашей жизни»; «чтоб поучаствовать в жизни России»; «чтобы им что-то подсказать, что делать». Некоторые объясняли свое желание симпатией к партии, ее идеям: «мне нравится работа и программа партии, в такую партию можно вступать»; «доверяю»; «нравится она мне». Есть среди желающих пополнить ряды партии и те, кто руководствуется личными интересами: «корыстные цели».

Те, кто не хочет вступать в «Единую Россию», чаще всего объясняли свое нежелание отсутствием интереса к политике (19%): «мне это не нужно»; «это не моя сфера»; «аполитичные взгляды»; «ведем мещанский образ жизни»; «да я не интересуюсь политикой!» Еще 5% сказали, что их занимают другие проблемы, и на политику времени не остается: «без партии у меня хлопот хватает»; «времени нет»; «другие заботы»; «за детьми смотрю»; «мне некогда и неинтересно – у меня дача»; «надо ходить на собрания, а у меня времени нет». Части респондентов вступать в партию «возраст и здоровье не позволяют» (13%). Существенная доля опрошенных (9%) объяснили свое нежелание пополнить ряды «Единой России» плохим отношением к этой партии: «мне они противны»; «не уважаю эту партию, одна ложь у них»; «не доверяю им»; «она ничего для народа не сделала»; «их политический курс не совпадает с моим». Некоторые респонденты (5%) просто предпочитают оставаться беспартийными: «беспартийному лучше – ни нашим, ни вашим. Работаю у себя дома, и все»; «лучше быть беспартийным»; «не люблю партийность, я неформал». 4% участников опроса сказали, что не видят смысла и пользы в партийной деятельности вообще и считают, что лично им в партии делать нечего: «а зачем, что от меня зависит, где?»; «нет, не вижу для себя смыла: я простой гражданин, и влиять на политику по большому счету не могу»; «нет смысла»; «я не смогу сделать ничего полезного»; «нечего мне там делать»; «я простой тракторист, мне там нечего делать». Некоторые сказали, что поддерживают другие политические партии (2%): «доверяю коммунистам»; «другую партию поддерживаю». Были высказаны и иные соображения.

Представления россиян о том, кто, какие люди вступают в «Единую Россию», чрезвычайно разнообразны. Так, 14% респондентов считают, что ряды партии составляют люди корыстные, карьеристы и подхалимы: «быть ближе к госкормушке»; «которые хотят карьеру сделать»; «кто хочет заработать легких денег»; «лизоблюды»; «те, кто хочет нахапать в карман». По мнению 6% опрошенных, в партии, наоборот, состоят те, кто неравнодушен к судьбе России, думает о будущем: «которые желают добра России»; «надеюсь, что патриоты Родины»; «навести порядок в стране хотящие». Такая же доля респондентов (6%) считают, что в «Единой России» состоят бизнесмены, богатые люди: «богатые люди, на кого эта партия работает»; «зажиточные»; «коммерсанты», а 4% полагают, что в ней состоят руководители и чиновники: «в основном руководители, верхушка, люди, которые занимают руководящие посты». Часть опрошенных (5%) отмечают, что «единороссы» – это «сподвижники Путина»: «единомышленники Путина, Медведева»; «кто верит Путину и идет за ним». 3% считают, что в «Единую Россию» вступает молодежь. Что касается личностных качеств членов «Единой России», то одни респонденты характеризовали их как людей умных и «продвинутых», активных и целеустремлённых, порядочных и честных (по 4%), другие – как болтунов и бездельников, аферистов и обманщиков, воров и коррупционеров (по 1%). Кто-то полагает, что в «Единую Россию» вступают самые разные люди: «в основном разный народ»; «все желающие»; «все, кому не лень» (4%).

Елена Васильева

наверх

Рост цен на продукты питания

По данным Росстата, инфляция в России за первые четыре месяца 2008 года составила 6,3%; цены на продовольственные товары за этот период выросли на 8%[2]. ФОМ регулярно отслеживает мнения россиян по поводу инфляции, и недавно мы в очередной раз поинтересовались у респондентов, как они ощущают рост цен на продукты питания в своей повседневной жизни.

Подавляющее большинство опрошенных замечают рост цен на продукты. Лишь 2% респондентов заявили, что там, где они живут, за последний месяц цены на продовольствие не выросли. 66% участников опроса заявили, что в этом месяце цены на продовольствие росли быстрее, чем в предыдущем, 24% убеждены, что темпы роста были примерено такими же, и лишь 2% сочли их более низкими. Отметим, что по сравнению с аналогичным замером в конце марта, доля тех, кто говорит о более быстром росте цен, чуть сократилась (на 6 п.п.), зато выросла доля тех, кто считает его таким же, как в предыдущем месяце (на 4 п.п.).

Большинство респондентов (75%) говорят о значительном росте цен, и всего 17% – о незначительном.

Сильней всего, по мнению россиян, за последний месяц подорожали молочные продукты (сыр, творог, масло, сметана, кефир), хлеб и хлебобулочные изделия – о значительном росте цен на эти группы товаров говорят 62 и 63% респондентов соответственно (отметим, что в конце марта хлеб и хлебобулочные изделия упоминались в этом контексте чуть реже – 54%). Как и в марте, 43% опрошенных говорят об ощутимом росте цен на молоко, 41% – на мясные продукты (колбасы, сосиски, копчености и пр.), причем последнюю группу товаров респонденты на этот раз стали упоминать в полтора раза чаще. Каждый третий (как и в марте) говорит о заметном увеличении цен на свежее мясо. Чуть чаще, чем в марте, россияне говорят о росте цен на муку (23%) и крупы (21%), чуть реже – на свежие фрукты (16%) и овощи (19%).

Почти две трети опрошенных (60%) заявляют, что рост цен значительно ухудшил их материальное положение, особенно часто сообщают об этом представители наиболее социально уязвимых слоев: женщины, люди старшего возраста, малообразованные и малообеспеченные россияне. 24% опрошенных говорят, что рост цен лишь незначительно ухудшил их материальное положение; 10% заявили, что на их благосостоянии инфляция никак не сказалась (среди москвичей таковых 22%, среди высокообразованных граждан – 20%, среди тех, чьи доходы превышают 6 тыс. рублей, – 18%).

Мы поинтересовались у респондентов, жалующихся на ухудшение уровня жизни из-за роста цен, что они намерены в связи с этим предпринять. Наиболее «популярными» оказались пять возможных стратегий – в целом по выборке их называли от четверти до пятой части опрошенных[3], однако частота упоминания каждой из них заметно варьировалась в зависимости от возраста, пола, образования, доходов респондентов и типа их населенного пункта.

Первую стратегию – «буду покупать меньше продуктов, отказываться от каких-то продуктов» – выбрали 29%; она оказалась наиболее характерна для пожилых, малообразованных респондентов (по 48%), людей с доходами до 3000 руб. (38%), женщин (36%) и жителей сел (35%).

Вторую стратегию – «буду покупать более дешевые продукты, чем покупаю сейчас», – предпочли 24% опрошенных; она также чаще озвучивалась пожилыми, малообразованными и малообеспеченными гражданами.

Другой вариант адаптации к инфляции – «буду искать продукты по более низким ценам, в более дешевых магазинах» – предпочли 26% россиян; чаще прочих – москвичи, жители мегаполисов и больших городов, т. е. тех населенных пунктов, где торговая инфраструктура развита хорошо и допускает возможность подобного выбора.

Еще один способ приспособиться к росту цен – «буду стараться заработать больше денег, найти другие источники дохода, чтобы сохранить прежний уровень потребления», – выбрали 25% опрошенных; самым популярным вариантом он оказался у молодежи (33%) и людей среднего (31–54 года) возраста (31%), а также высокообразованных респондентов (31%).

Наконец, каждый пятый участник опроса отметил такую позицию, как «буду стараться меньше покупать продуктов, больше выращивать или производить их у себя на даче/огороде/приусадебном участке»; вполне ожидаемо, что эта стратегия оказалась наиболее популярной среди сельских жителей (37%).

Прочие варианты адаптации к подорожанию продуктов нашли среди опрошенных немного сторонников: намерение покупать продукты впрок выразили 4%, выйти на улицу с протестами – 3%, обращаться в суд или к местным властям собираются менее 1%. Еще 8% россиян заявили, что не собираются ничего предпринимать.

Между тем, потенциал протестной активности в связи с ростом цен на продукты в обществе имеется, и ощутимый: на прямой вопрос, допускают ли они для себя возможность принять участие в акциях протеста против роста цен на основные продукты питания, 29% опрошенных ответили «да» (а среди малообеспеченных россиян – 37%); 62% такую возможность для себя исключили.

Мы поинтересовались у россиян их соображениями относительно того, почему растут цены на продукты.

Самая распространенная версия (ее придерживаются 21% опрошенных) – подорожание продуктов обусловлено ростом цен на газ, нефть, горючее, электроэнергию, и соответственно, перевозки: «повышение цен на топливо: газ, бензин, соляра»; «бензин дорогой, отсюда доставка дорогая, цена высокая»; «дорожает нефть и газ, вот цены и растут».

Еще 10% опрошенных связывают подорожание продуктов с инфляцией в стране в целом: «все дорожает, и продукты тоже»; «инфляция способствует этому». 3% объясняют это неблагоприятной ситуацией на мировых рынках и мировой инфляцией («всё дорожает не только у нас, но и в мире»; «мировой кризис»). 1% – ростом издержек производителей сельхозпродукции («в сельском хозяйстве работать тяжело, рискованно, поднимают цену, чтобы хоть как-то оправдать свои затраты»).

12% респондентов полагают, что причина роста цен на продовольствие – развал сельского хозяйства и недостаточное производство отечественных продуктов при засилье импорта: «видимо, сами производим мало, а закупаем много»; «все везут из-за границы, сельское хозяйство развалено».

Каждый девятый (11%) обвиняет в подорожании продуктов власти: их упрекают в отсутствии контроля над ценами («потому что раньше государство цены контролировало, а сейчас – никто»), в непродуманной экономической и социальной политике («нет ценовой политики»; «политика такая, вся против людей»; «правительству наплевать на народ»), в бездействии и плохой работе («потому что правительство принимает недостаточные меры по борьбе с инфляцией»; «от неправильных действий правительства»; «плохая работа министра сельского хозяйства»).

8% опрошенных усматривают причину роста цен на продовольствие в «произволе» и «сговоре» торговцев («как хозяин магазина захочет, такая цена и будет»; «перекупщики цены нагоняют»; «сговор поставщиков и торговцев»). 3% полагают, что инфляция стала следствием увеличения зарплат и пенсий («из-за повышения пенсии – тут же повышают цены на продукты»; «как только повышается зарплата и пенсия, сразу поднимаются цены»). Столько же респондентов убеждены, что цены «искусственно, специально повышают» и «кто-то на этом хочет заработать».

Кто-то объясняет подорожание продуктов неурожаем (2%), кто-то – высоким спросом на продукты питания («большая потребность в них, поэтому дорожают» – 1%), кто-то – сезонными факторами («весной всегда дорожают»; «всегда так: как лето, так цены подскакивают» – 1%). По 1% усматривают причины роста цен в политических факторах («выборы прошли – можно цены поднимать»), а также коррупции и беззаконии («коррупция в государстве»; «от безвластия»).

Мы также спросили у респондентов, могут или не могут, хотят или не хотят, по их мнению, власти, правительство сдерживать рост цен. Относительное большинство (41%) убеждены, что власти могут сдерживать рост цен на продовольствие, но не хотят этого делать. Каждый четвертый (26%) полагает, что власти хотят сдерживать рост цен, но не могут. Еще 15% уверены, что власти не могут и не хотят сдерживать рост цен на продукты, а 6%, наоборот, убеждены в противоположном: власти и хотят, и могут это делать.

Людмила Преснякова

наверх

Медицина - сегодня и завтра

Многие наши соотечественники уверены в эффективности современной медицины: более половины опрошенных (53%) считают, что сегодня медики могут справиться с большей частью существующих болезней (35% – что с меньшей; 12% затруднились с ответом). В эффективности современной медицины чаще убеждены представители высокоресурсных групп: молодые респонденты (64% из них), лица с высшим образованием (59%), высокими доходами (60%), а также жители мегаполисов и крупных городов (59 и 61% соответственно). Почти две трети участников опроса (62%) уверены, что в ближайшие 50 лет медики научатся лечить и болезни, сегодня считающиеся неизлечимыми; обратного мнения придерживаются лишь 17% опрошенных (21% затруднились с ответом). По оценкам 61% респондентов, за прошедшее десятилетие возможности медицины увеличились, по мнению 22% – не изменились, и лишь 8% полагают, что они уменьшились.

Оценки нынешнего уровня развития российской медицины несколько менее радужны: около половины респондентов (53%) полагают, что он ниже, чем в передовых странах мира, четверть (25%) считают, что он такой же, и лишь 12% – что он выше. В то же время, перспективы отечественной медицины оцениваются достаточно позитивно: 38% опрошенных полагают, что спустя десятилетие уровень ее развития будет таким же, как в передовых странах мира, а 22% – что выше, и лишь 18% прогнозируют, что уровень нашей медицины будет ниже.

За последние полгода информация о новейших достижениях медицины встречалась в СМИ многим – 40% респондентов (не попадалась такая информация 46% опрошенных, прочие затруднились с ответом). Мы поинтересовались у этих респондентов, о каких именно медицинских достижениях они узнали из СМИ за указанный период (вопрос задавался в открытой форме). В ответах чаще всего упоминались достижения в профилактике, диагностике и лечении раковых (8%) и сердечно-сосудистых (5%) заболеваний, использование нового высокотехнологичного оборудования, развитие нанотехнологий («лазерный луч делает операции без крови, и не надо резать»; «лазер, пилюля-робот по крови плавает и доходит до нужного места» – 5%). Кроме того, говорилось об «открытии стволовых клеток», достижениях генной инженерии и клонировании (2%). Также упоминались успехи в лечении отдельных болезней («операции на печени», «о лечении астмы»; «о сахарном диабете»), трансплантологии, диагностике и лечении СПИДа и гепатита, появление новых медикаментов (по 2%).

Респондентов спросили, известно ли им что-либо о стволовых клетках, и, как оказалось, около половины опрошенных (52%) о них в той или иной мере осведомлены (знают – 15%, что-то слышали – 37%). Чаще прочих говорили, что знают о стволовых клетках, высокоресурсные группы респондентов: лица с высшим образованием (33%), высокими доходами (24%), а также жители Москвы и мегаполисов (28 и 23%). Как свидетельствуют ответы на открытый вопрос, участники опроса знают о стволовых клетках достаточно много. Чаще всего они говорили о том, что с помощью стволовых клеток «получают лекарства от неизлечимых болезней» (11%), также упоминались такие их функции, как омоложение и восстановление организма, замена других клеток («молодильные клетки»; «из них все другие клетки образуются» – 9%), а также использование их для «выращивания из них новых органов», клонирования (8%). У кого-то стволовые клетки ассоциируются с источниками их получения («костный мозг», «добываются из пуповины новорожденных» – 6%), у кого-то – с генной инженерией (2%), а также с их использованием в косметологии и пластической хирургии (1%).

Марина Иванова

наверх

Бездетность и нежелание иметь детей

Большинство людей рано или поздно обзаводятся детьми. Но некоторые остаются бездетными до конца своей жизни: одни – в силу проблем со здоровьем, другие – в силу жизненных обстоятельств, а третьи – потому, что просто не хотят иметь потомства. Причем, по представлениям россиян, нежелание иметь детей – не такая уж редкая причина бездетности. По крайней мере, каждый четвертый участник опроса (24%) считает, что среди людей, которые остаются бездетными до конца своей жизни, больше таких, которые никогда и не хотели обзаводиться детьми; а мнение, что основная причина бездетности – в другом, что среди бездетных больше таких, которые не смогли стать родителями по состоянию здоровья или иным причинам, прозвучало в половине случаев (54%).

При этом не сказать, чтобы сознательная бездетность однозначно вызывала общественное порицание. Только 27% опрошенных признали, что осуждают людей, которые вообще не хотят иметь детей, тогда как 60% утверждают, что относятся к таким людям без осуждения. Иначе говоря, многие россияне (если не большинство) исходят из того, что установка на сознательную бездетность достойна как минимум понимания. Это тем более любопытно, что среди причин и обстоятельств, подталкивающих людей к решению отказаться от рождения детей[4], наряду с эгоизмом и нежеланием обременять себя заботами респонденты называли не только тяжелые материально-финансовые условия, но еще и увлеченность работой, желание построить карьеру (причем, судя по распределению ответов на открытые вопросы, последняя причина признается достаточно серьезной).

Подчеркнем: эгоизм и нежелание обременять себя лишними заботами, ограничивать свою свободу и потребление считается далеко не единственной, а может, и не самой распространенной из субъективных причин бездетности. Подчеркнем также: низкий уровень благосостояния, судя по всему, признается веской, достойной уважения причиной отказа от обзаведения детьми (факт, банальный только на первый взгляд, – он означает, как минимум, что довод о материальной невозможности обзаведения детьми не трактуется как эгоистический, а возможно – и то, что концепция родительской ответственности подразумевает обеспечение определенных стартовых условий ребенку). Кстати, некоторые респонденты говорили о нежелающих обзаводиться детьми как о людях ответственных, озабоченных будущим ребенка: «здравомыслящие, нормальные. При такой экономике, при таком отношении к людям – зачем?»; «когда у детей нет перспективы, потому и не заводят»; «кто не хочет, чтобы их дети прозябали в нищете»; «те, кто серьезно относится к будущему своих детей».

Вообще, невидно, чтобы в массовых представлениях установки на бездетность сколько-нибудь значимым образом соотносились с уровнем благосостояния человека. Так, по вопросу о том, каких людей больше среди сознательно бездетных в нашей стране, мнения респондентов разделились: по мнению 36%, среди них больше людей обеспеченных, по мнению 45% – необеспеченных.

Конечно, бездетность была и остается маргинальной стратегией, а бездетные люди, согласно общим представлениям, во многом обделены: они, говорят респонденты[5], лишены радости, счастья, положительных эмоций; чувства материнства и отцовства, возможности заботиться о детях; лишаются поддержки и заботы в старости и даже, по мнению некоторых, теряют цель и смысл жизни, ощущение полноценного существования. Вместе с тем респонденты признают, что бездетность имеет и свои положительные стороны[6]: у бездетных больше свободы и независимости, больше времени на себя, на свои интересы и увлечения, больше возможностей построить карьеру, они более благополучны в финансовом плане (причем, судя по количеству ответов на соответствующий открытый вопрос, эти преимущества признают довольно многие).

Конечно, когда речь идет о соотношении позитивных и негативных сторон бездетности, подавляющее большинство опрошенных (а именно – 78%) говорят, что преобладают негативные (доля респондентов, которые сочли что бездетный образ жизни таит в себе больше положительных моментов, составила 4%). И вместе с тем, решая вопрос в принципиальном плане – возможно ли взрослому, зрелому человеку быть по-настоящему счастливым, будучи бездетным, – 16% опрошенных отвечают положительно (мнения, что настоящее счастье без детей невозможно, отстаивают 64% респондентов).

В целом, судя по всему, сегодня в нашей стране на уровне ценностей бездетность признается легитимной репродуктивной стратегией. Впрочем, на уровне индивидуальных установок эта стратегия по-прежнему довольно маргинальна: доля тех, кто в принципе не хотел бы иметь детей, по результатам опросов составляет 3–4%.

Елена Вовк

наверх

[1] «Как Вам кажется, почему, по каким причинам партия «Единая Россия» популярна среди россиян?»

[2] http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=781146&ct=news

[3] Отметим, что респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа, поэтому сумма ответов превышает 100%.

[4] Задавался открытый вопрос: «Как Вам кажется, почему, по каким причинам некоторые люди вообще не хотят иметь детей?»

[5] Задавался открытый вопрос: «Как Вам кажется, что теряют люди, отказываясь иметь детей? Каких положительных сторон жизни, каких преимуществ они лишаются?»

[6] Задавался открытый вопрос: «Как Вам кажется, что приобретают люди, отказываясь иметь детей? Какие положительные стороны жизни открываются перед ними? Какие преимущества они имеют?»

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).