будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Медленное чтение

Еженедельный бюллетень социологических сообщений ФОМ-ИНФО ¦42 (489) 2003 г.

информацию представляет Анна Петрова

В этом выпуске:

  • Теледебаты v в прямой эфир!
  • Что такое «предвыборная агитация»?
  • Кому нужна предвыборная агитация?
  • «Плакаты с честными глазами»
  • Бывший великий праздник
  • Что надо знать о 7 ноября?
  • Эхо «Исламской конференции»

ПОЛИТИКА

Теледебаты v в прямой эфир!

За месяц до выборов представители российских партий начнут участвовать в теледебатах. Интерес россиян к этой форме политических состязаний довольно высок: 55% опрошенных утверждают, что будут смотреть дебаты. Чаще других такое намерение обнаруживают респонденты с высшим образованием (72%) и сторонники КПРФ (62%).

Как известно, теледебаты планируется транслировать в записи, а не проводить в прямом эфире. Однако подавляющее большинство россиян (73%) предпочли бы увидеть их именно в прямом эфире, и только 4% считают, что дебаты между партийными лидерами следует показывать в записи. Чаще других за прямой эфир ратуют люди с высшим образованием (83%), сторонники «Единой России» (79%), а также ЛДПР и «Яблока» (82% и 78% соответственно).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ВЫБОРЫ

Что такое «предвыборная агитация»?

Респондентов спросили, как они понимают выражение «предвыборная агитация». Ответили на вопрос 68% участников опроса. Однако 12% при этом говорили не о смысле данного словосочетания, а выражали негативное отношение к предвыборной агитации, называя ее «болтовней», «трепологией», «очернительством», «подкупом», «растратой денег», «втюриванием нужного мнения», «бредом», «ярмаркой проходимцев». Остальные говорили в первую очередь о различных методах информирования избирателей о программах партии и о кандидатах в депутаты: распространение лозунгов, листовок, буклетов, газет; встречи с избирателями, публикации в СМИ, выступления лидеров партий по радио и на телевидении, организация митингов.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ВЫБОРЫ

Кому нужна предвыборная агитация?

Чтобы проголосовать на выборах осмысленно, необходима определенная осведомленность о партиях, их программах, идейных позициях, о кандидатах в депутаты. Достаточно ли сегодня такой информации?

45% участников опроса заявили, что с их точки зрения сегодня у избирателей достаточно информации, чтобы решить, за кого голосовать. Однако почти такая же доля опрошенных придерживается противоположной точки зрения (41%), причем чаще других сетуют на дефицит необходимой информации люди моложе 35 лет (54%).

Считают, что предвыборная агитация помогает людям определить свое отношение к баллотирующимся в Госдуму партиям, 42% опрошенных, что она только мешает v 19%; 22% наших сограждан уверены, что агитация никак не влияет на отношение избирателей к участникам предвыборной гонки.

Относительно того, нужна ли вообще предвыборная агитация, мнения распределились почти поровну: 43% считают, что она необходима, 39% v что без нее можно обойтись.

Когда же речь заходит об «электоральной стратегии» самого респондента, то 53% участников опроса утверждают, что «не будут обращать внимания на предвыборную агитацию при принятии решения, за кого голосовать» (будут обращать внимание v 37% респондентов). Чаще других заявляют, что лично им для принятия решения предвыборная агитация не нужна, сторонники КПРФ (68%). Отметим, что среди приверженцев «Единой России» больше «открытых» для восприятия новой информации, чем тех, кто в ней не нуждается (соответственно 49% и 42%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ВЫБОРЫ

«Плакаты с честными глазами»

По мнению большинства россиян, сегодня партии и кандидаты в ходе предвыборной борьбы чаще прибегают к нечестным методам ведения агитации (59%), чем к честным (9%).

Респондентов попросили пояснить, что они понимают под «честными» и «нечестными» методами предвыборной борьбы, и привести примеры.

На вопрос о честной агитации ответили только 12% участников опроса. Они назвали такие методы: «встреча с избирателями, учет их мнений, требований»; «статьи в газетах, выступления по ТВ»; «выступления в прямом эфире, когда им задают вопросы»; распространение агитационных листовок, плакатов; «подробная информация о партии или кандидате»; «рассказ о проделанной работе в предыдущие годы» и «о своих реальных результатах».

Среди нечестных методов респонденты чаще всего называют подкуп избирателей, раздачу «денег и водки», проведение банкетов, на которых «поят бесплатно вином» (11%).

7% опрошенных считают нечестным методом агитации популистские высказывания, невыполнимые обещания («обещания сплошные, которые потом не исполняют, v они о них забывают сразу, как голоса набрали»).

Клевету на соперников назвали среди нечестных методов предвыборной борьбы 5% респондентов («интриги, черный пиар, очернение противника»; «выливать грязь, белое в черное переводить»).

Нечестно, считают 2% участников опроса, приписывать себе несуществующие достоинства и заслуги, «говорить, что они самые хорошие люди, хвалить себя».

6% причисляют к нечестным методам агитации любой обман v от «невинного», «когда людям лгут», до уголовного, когда совершается «подлог», «подтасовка», «шантаж», «нарушение закона».

1% респондентов считают нечестным использование некоторыми кандидатами «административного ресурса», своего служебного положения или публичную поддержку президентом определенной партии.

Какие же партии злоупотребляют доверием избирателей и используют нечестные методы ведения агитации v а какие ведут предвыборную борьбу в основном честно? «Лидером» по использованию нечестных методов оказалась, по оценке респондентов, ЛДПР, а «самой честной» v «Единая Россия» (данные в % от числа опрошенных):



Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ПРАЗДНИКИ

Бывший великий праздник

«ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВА "7 НОЯБРЯ"?» v спросили мы наших респондентов. 47% опрошенных отвечают: «Праздник». Для всех разный, но праздник: для одних «большой», «великий», для других v «бывший», «которого теперь нет», «советский», «времени коммунистов».

16% наших сограждан при словах «7 ноября» вспоминают праздничную атрибутику: «песни, флаги, демонстрации», «парады», «салют», «знамена», «застолье», «пьянку».

У 9% респондентов с этим днем связана лишь одна ассоциация v «добавочный выходной».

Вспоминают о поводе для праздника, об историческом событии, годовщина которого отмечается 7 ноября, о значении этой даты 16% опрошенных
(«17-й год, революция», «исторический факт», «красные; большевики», «Ленин», «государственный переворот в России»).

На 8% россиян слова «7 ноября» навевают воспоминания о молодости, о былых временах («как раньше было хорошо», «хорошую жизнь при социализме», «прошедшая молодость», «радужное детство»).

2% респондентов дают событиям 7 ноября и последовавшему затем историческому этапу негативную оценку: «преступный праздник», «ошибочный путь страны», «день траура нашей страны», «это несчастье России, слезы, кровь людей».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ПРАЗДНИКИ

Что надо знать о 7 ноября?

Как показывает опрос, для большинства россиян 7 ноября не является особенным, важным, значимым днем (56%). Чаще других заявляют об этом люди моложе 35 лет (77%).

В то же время более трети россиян считают этот день особым, важным, значимым (36%). Понятно, что чаще других так думают люди в возрасте старше 55 лет (55%).

Многие из тех, для кого 7 ноября v важный день, объясняют свое особое отношение к этой дате привычкой, воспитанной с детства («воспитаны так»; «заложено с детства»; «по привычке»; «большая часть жизни прошла под этой идеей»; «навевает воспоминания») v 21%.

Для 6% наших сограждан 7 ноября v значимый день, так как они помнят историю, и как бы они не оценивали Октябрьскую революцию, признают это событие выдающимся по своему масштабу и последствиям («дань прошлому»; «исторический день»; «это наше наследие»; «дата, когда народ повернул свою судьбу в новое русло»; «революция в октябре v одна из самых важных вех»; «печальная историческая дата для нашей страны»).

Любой праздник или памятная дата так или иначе становятся темой телепередач и газетных публикаций. Респондентов, независимо от их отношения к 7 ноября, спросили, о чем, с их точки зрения, нужно рассказывать в связи с этой датой.

30% опрошенных считают, что важно рассказывать о революции то и так, как они сами всю жизнь слышали, видели в кино и читали («штурм Зимнего дворца, матросы, солдаты воевали против царя, капиталистов»; «о заслугах наших отцов»; «о подвиге людей»; «о Ленине»; «как завоевывалась она, власть, какими трудами»).

9% полагают необходимым рассказывать о счастливой жизни в советские времена, наступившие в результате революции 17-го года («рассказ о Советском Союзе»; «я считаю, нужно говорить о том, чего добились при социализме, а грязь v ни к чему»; «какая раньше была дисциплина, порядок»).

4% предлагают в этот день рассказывать только о хорошем или говорить на нейтральные темы, чтобы поддерживать у людей праздничное настроение («о добром и светлом»; «о чем-нибудь нейтральном»; «о радости»; «салют устраивать v чтобы молодежь чувствовала праздник»; «развлекать людей»).

15% респондентов полагают, что в связи с этой датой надо не развлекаться, а рассказывать о революции, о ее деятелях, причинах и последствиях всю историческую правду, показывать документальные фильмы, хронику («все хорошее и плохое рассказывать»; «говорить истинную правду»; «поднимать архивы»; «почему этот день был праздничным v и почему перестал быть»; «показывать хронику»; «о жертвах, принесенных системе»; «что революция была, а могла бы и не быть, не нужна она была v революция»).

2% предлагают «на примере 7 ноября показывать, как надо жить сейчас», рассказывать, «как мы будем жить дальше», «об актуальных проблемах современности», т.е. напоминать об исторических уроках, о связи времен и говорить о будущем.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Эхо «Исламской конференции»

О том, что недавно в Малайзии состоялся саммит организации «Исламская конференция», в котором приняла участие делегация России во главе с В. Путиным, в той или иной степени информированы 47% респондентов.

Хотя, по данным опроса, только 15% считают, что наша страна должна поддерживать наиболее тесные контакты со странами Востока, а не Запада (40% придерживаются противоположной точки зрения), 30% опрошенных полагают, что участие России во встречах стран - членов «Исламской конференции» принесет нашей стране больше пользы, чем вреда (только 1% говорят, что больше вреда, а 6% v что пользу и вред в равной мере).

О выступлении премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада на саммите «Исламской конференции», которое вызвало осуждение мирового сообщества и многократно цитировалось и комментировалось российскими СМИ, информированы, по их утверждению, лишь 14% наших респондентов.

Положительно отнеслись к речи премьер-министра Малайзии 5% опрошенных, отрицательно v 2%; восприняли услышанное с безразличием 4% респондентов. Однако, когда немногочисленных респондентов, которые сказали, что слышали о выступлении Махатхира Мохамада, спросили, о чем говорил этот политик, то картина получилась пестрая и противоречивая: 4% полагают, что он призывал к сотрудничеству с Россией, говорил о мире и «о путях достижения мира», «чтобы люди не воевали»; 1% запомнили, что звучали «призывы к войне», что премьер-министр Малайзии «поддержал терроризм», еще 1% опрошенных, напротив, поняли из речи, что «ислам и терроризм несовместимы» и что надо бороться с терроризмом совместными усилиями;
4% упомянули, что он призывал «мочить евреев», «критиковал Израиль» и говорил «о вреде еврейского народа».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса v интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).

Партии и политические блокиЧаще пользуются?
честными методаминечестными методами
«Единая Россия»124+8
КПРФ98+1
«Яблоко»47-3
СПС38-5
ЛДПР316-13
Аграрная партия33-
Блок «Родина»22-
Народная партия РФ13-2
Блок «Партия возрождения России v Российская партия жизни»13-2
Блок «Великая Россия v Евразийский союз»-3-3
Блок «Новый курс v Автомобильная Россия»-2-2