будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Медленное чтение

Интервью Кирилла Кабанова, члена президиума Национального антикоррупционного комитета, газете "Время новостей"



"За деньги можно купить любую должность"

Национальный антикоррупционный комитет (НАК) был создан 29 сентября 1999 года. Одним из инициаторов его создания и первым председателем был Сергей Степашин. В настоящее время комитетом руководит депутат Госдумы, экс-директор ФСБ Николай Ковалев. В комитет входят депутаты Госдумы, известные российские предприниматели и представители СМИ. С Кириллом КАБАНОВЫМ, в прошлом офицером органов безопасности v членом президиума НАК, заместителем руководителя антикоррупционного Центра (исполнительный орган НАК) беседует корреспондент газеты "Время новостей" Вера БРЫЧЕВА.

-Расскажите, пожалуйста, о целях создания комитета.

-Наша основная задача v выработка системных мер по противодействию коррупции. Мы v общественная организация, и пытаемся использовать все рычаги гражданского общества. По нашему мнению, проблему коррупции в нашей стране давно надо сделать гласной v это очень действенный способ борьбы с ней. Мы участвовали в создании комиссии по борьбе с коррупцией ГосДумы. Когда Сергей Степашин был председателем НАКа, он одновременно возглавлял комиссию в Госдуме.

-Как, по-вашему, учитывая размеры коррупции в стране, есть ли нужда в создании отдельного антикоррупционного ведомства?

-Несомненно. Но у исполнительной власти пока другое мнение. Мы подготовили законопроект о создании госоргана по борьбе с коррупцией, было заседание Совета безопасности по этому поводу, на который были приглашены руководители НАКа, однако нам было сказано, что необходимости в создании такого органа пока нет. Мы же считаем, что такой орган нужен. Пока же мы действуем через комиссию по борьбе с коррупцией Госдумы. Мы подготовили проект закона о парламентских расследованиях, пытаемся внедрить нашу идею обязательной экспертизы на «коррупционность» любого законодательного акта. Сейчас мы как раз проводим такую экспертизу проекта закона об аудите v как предложенном правительством, так и коллегией аудиторов. Другая, важнейшая часть нашей работы v наркокоррупция, по проблемам которой мы недавно проводили «круглый стол» с комиссией Думы.

-Что вы понимаете под коррупцией? Это просто дача взятки или нечто более широкое?

-Коррупция v несомненно, системное явление, возможное при существовании определенных условий, как законодательных, так и экономических, которые дают возможность для развития теневого бизнеса. Взятка v лишь одно из проявлений коррупции. Вот, например, гаишник стоит на улице, занимается поборами v это не системная коррупция, хотя, она, возможно и вырисовывается в систему, если он делится с начальником смены или еще кем-то. Но в принципе это так называемая низовая коррупция, которая не выстраивается в вертикаль и горизонталь. Наш теоретический гаишник вряд ли платит в службу собственной безопасности, райотдел ФСБ и т.д. Коррупция же всегда выстраивает четкие взаимоотношения, под которые подводится законодательная база, и создаются условия для теневого бизнеса.

-А конкретней?

-Вот, например, таможня, чрезвычайно показательная в этом отношении. С 1991 года, когда она создавалась, закладывались основы огромного таможенного бизнеса, в большинстве своем нелегального и построенного на коррупции, т.е. не безвозмездных отношениях с таможенниками, да и не только с ними, поскольку борьбой с контрабандой у нас занимается еще ФСБ и МВД. Нелегальный таможенный бизнес достиг апогея в 1993 году, когда был принят таможенные тариф, разнообразие ставок которого предоставляло возможности для ухищрений и злоупотреблений. Например, куриные окорочка v сравнительно недорогая пища, доступная большинству населения, ввозилась под видом индюшатины, и бюджет терял на этом огромные деньги.
Или возьмем действующий до сих пор Таможенный кодекс. В нем имеется статья о нарушении таможенных правил (НТП). Я коммерсант, и я попадаюсь с электроникой, причем не самой дорогой (не будем брать сигареты или другие акцизные товары). Стоимость груза v примерно 200 тыс. долларов. Заводится дело об НТП, и я попадаю к инспектору дознания. А он мне говорит: «У тебя по этой статье ответственность такая v штраф от 50 до 250% стоимости груза, с конфискацией или без, с задержанием или без задержания транспортного средства. И для начала разговора тебе 250% с конфискацией и с задержанием машины». Естественно, что коммерсант начинает биться, как рыба об лед, и он будет благодарен человеку только за то, что тот взял у него деньги и сделал ему 50% штрафа. Причем эту коррупционную схему отследить практически невозможно v коммерсант никогда не будет писать заявление, а у инспектора по документам все чисто. Поэтому наша позиция однозначна: у таможенного инспектора, как и любого другого чиновника, не должно быть возможности «вилки» в принятии того или иного решения. Единственное исключение v суд, публично выносящий приговор.

-Однако на своей последней пресс-конференции председатель ГТК Михаил Ванин говорил о серьезных позитивных изменениях в борьбе с нелегальным таможенным бизнесом-

-И это действительно так. По нашим наблюдениям, нынешнее руководство ГТК всерьез обеспокоено этой проблемой и занимается ею не на словах, а на деле. Более того, таможня на сегодняшний день v единственный из правоохранительных органов, и я говорю это совершенно ответственно, кто начал подходить к проблеме борьбы с коррупцией системно. В управлении собственной безопасности таможни, на долю которой, кстати, сейчас приходится около 85% задержаний взяточников, создано специальное аналитическое подразделение, занимающееся отслеживанием коррупционных схем и участвующих в них таможенников.
Сейчас руководство таможни наконец-то поняло, что, сажая отдельных продажных инспекторов, проблемы решить нельзя v речь может пойти только о цене, поскольку за риск будут брать больше. Серьезным средством в борьбе с коррупцией является и стремление руководства ГТК к унификации таможенных тарифов. О том, что меры эти имеют смысл, свидетельствует противодействие, с которым сталкивается Ванин и его окружение. Оно выражается, прежде всего, в том, что останавливается импорт. А это означает, что рушится план по сбору пошлин, что болезненно бьет по бюджету и ставит под удар председателя ГТК, отставка которого, если она произойдет в ближайшее время, будет для меня чрезвычайно показательна.

-Ну что ж, с таможней все ясно. А как насчет коррупции в других правоохранительных органах v милиции и ФСБ?

-Коррупция там обусловлена тремя основными причинами: упадком престижа службы, слабым финансированием и недостаточной ответственностью самих работников. Вот приходит в милицию молодой оперативник. Его голова забита высокими идеями о служении родине и т.п. А через полгода он выясняет, что у всех, кто с ним работает, есть мобильные и пейджеры, а у него нет v не дают. А потом бывалые опера ему говорят: «Ну, вот у тебя дело, попался человек на контрабанде, ну так ведь он не наркотики в страну вез, а качественное масло. Ну, документы поддельные были, ну так ведь сам знаешь, какие у нас налоги, ему же тоже бесплатно работать не хочется. Да отпусти ты его, да еще и денежку на этом заработаешь». И вот так служба превращается в средство для решения собственных коммерческих интересов, а отсюда v один шаг до встраивания в коррупционную систему.
Сейчас в большинстве ведомств за деньги можно купить любую должность. В советские времена существовало так называемое «телефонное право» - тоже, кстати сказать, проявление коррупции. Теперь же вопрос решают деньги. Вот такой пример. В одном из московских УВД начальником отдела дознания работала до недавнего времени одна милая девочка, 28 лет. За полгода у нее было развалено восемь дел с наркоторговцами. А последнее ее дело v человека взяли с поличным с 800 граммами героина v просто исчезло из здания УВД. И вот этой девочке предлагают должность судьи в одном из межрайонных судов. Как известно, судей у нас назначает президент, и наша девочка отправляется в Главное управление кадров президентской администрации. Там она находит чиновника, которому платит 300 тыс. долларов за назначение. Но ведь она не просто пришла и заплатила v она нашла ходы, которые ей подсказали те, на кого она, по сути, работала, разваливая дела в УВД. Вот вам пример, как действует коррупционная система, как она проталкивает наверх «своих» людей, помогает им строить карьеру.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).