Цель данной статьи=? обзор реакций общественного мнения на иракскую проблему. В первой части работы рассматриваются данные ВЦИОМ об отношении граждан России к событиям в Ираке, начиная с 1990-х годов и до настоящего времени, то есть до весны 2003 года. Во второй части мы сравниваем общественное мнение в России с настроениями в различных частях мира, опираясь на материалы обследования 41 стран, проведенного в январе 2003=г. компанией Gallup International.
1. Материалы исследований ВЦИОМ по иракскому вопросу. Опросы населения об отношении к проведению американскими войсками операции в Ираке в 1990v1991 годах продемонстрировали, что в тот момент жителям РСФСР было не до событий на Ближнем Востоке=? примерно треть респондентов не могла определить собственное отношение как к агрессивным действиям Ирака по отношению к Кувейту и Израилю, так и к операции «Буря в пустыне», проведенной американскими войсками и возможности участия СССР в разрешении инцидента.
Большинство же давших определенный ответ (а это 43% респондентов) расценили действия Ирака как конфликт с большей частью остального мира, против 25% считавших происходившее исключительно ирако-американской проблемой. В соответствии с этой позицией разделились и мнения относительно оправданности применения военной силы против Ирака ввиду его отказа вывести войска из Кувейта: 35% отвечавших одобрили перспективу возмездия и 41% заняли противоположную позицию. При этом две трети респондентов высказались против вмешательства СССР в этот конфликт на стороне Ирака (1).
Следующий всплеск напряженности вокруг Багдада 1997v98 гг., связанный с отказом иракских властей предоставить доступ в президентские дворцы инспекторам ООН, расследовавших обстоятельства незаконного производства оружия массового уничтождения, в котором обвиняли Саддама Хусейна, позволил выявить значительные сдвиги в российском общественном мнении. В частности, в определении сторон конфликта мнения респондентов распределились зеркально в сравнении с данными 1991 года: 44% отвечавших считали, что речь идет о противостоянии Ирака США, тогда как 30% придерживались мнения, что эти события касаются всего мира (2).
С мнением о преимущественно американской «заинтересованности» в свержении Саддама Хусейна согласуется и распределение позиций наших сограждан относительно роли России в очередном иракском кризисе: идея о поддержке санкций Запада на протяжении всего шестилетнего периода наблюдений остается непопулярной, ее разделяют менее 10% опрошенных.
Основной и самой распространенной остается прагматическая точка зрения, в соответствии с которой Россия должна находиться вне схватки, извлекая возможную выгоду из американо-арабского противостояния. В то же время на фоне сокращения числа колеблющихся, вдвое увеличивается число сторонников более тесного сотрудничества с Сирией, Ливией и Ираком (Рис.1).
Рис. 1. Какая из этих точек зрения по отношению к странам Ближнего Востока Вам ближе? (% опрошенных) (3)

Обострение обстановки в Персидском заливе после сентябрьской атаки на США в 2001 году привело к необходимости более детального обсуждения роли России в неизбежном, по видению респондентов, военном конфликте в регионе. Как свидетельствуют данные, представленные на Рис.1, в течение всего описываемого периода наиболее распространенной остается прагматическая позиция; однако со временем доля разделяющих ее медленно, но неуклонно снижается. Одновременно число тех, кто считает необходимым дистанцироваться от действий США и оказать Ираку невоенную помощь, стремительно растет=? за год доля этой категории утроилась, в том числе и за счет сокращения числа затруднившихся с ответом. К последней категории относится значительная часть населения (45% в начале наблюдения), отличающаяся пониженной социальной активностью. Ее представители есть во всех социальный слоях, выделенных во возрастному, образовательному, имущественному, профессиональному и территориальному и прочим социально-демографическим признакам. Несколько чаще среднего в этой категории населения встречаются женщины, люди старшего возраста, не работающие (пенсионеры, домохозяйки, безработные), обладающие низким образованием и невысокими доходами, не имеющие выраженных политических пристрастий и редко смотрящие выпуски новостей. Участвуя в опросах, эти люди чаще других склонны воздерживаться от определенного ответа. Формирование какой-либо содержательной позиции у людей этого типа возможно лишь в случае ярко выраженного общественного мнения в окружающей их информационной среде. Если это происходит, то мнение, разделяемое активной частью общества, постепенно приникает и в его инертные группы.
Столь значительное усиление в российском общественном мнении стремления оказать невоенную помощь Ираку вызвано активным освещением СМИ хода подготовки США к вторжению в Ирак, сопровождавшегося демонстрацией пренебрежения мнением мирового сообщества в целом, и Росси, в частности. Ответом на этот вызов и стало стремление поддержать Ирак, чтобы хоть как-то обозначить свое неприятие происходящего. Интересно, что в некоторых аспектах образы антагонистов в ближневосточном конфликте=? США и Ирака=? занимают одинаковые позиции в российском общественном мнении: в ходе «молодежного» опроса в конце 2002 года, равное число респондентов назвали и Ирак и США в качестве потенциальных противников России (27%). Этот факт свидетельствует о том, что оба этих государства воспринимаются даже значительной частью молодежи как равно чуждые России, и поддержка той или иной стороны вызвана причинами, внешними к самой сути конфликта.
Рис.2. Какую позицию, на Ваш взгляд, следует занять России? (% опрошенных) (4)

Несколько менее определенным было отношение к возможной военной акции в промежутке между терактами в Нью-Йорке и началом непосредственной подготовки к удару по Ираку:
Таб.1. Поддержали бы Вы проведение Соединенными Штатами военной акции против других стран, в которых, по мнению США, находятся базы террористов=? таких, как Ливия, Сомали и др.?(N=1600)
 | 2001 | 2001 | 2001 | 2002 |
октябрь | ноябрь | декабрь | август |
да | 18 | 33 | 29 | 26 |
нет | 66 | 53 | 57 | 53 |
з/о | 16 | 14 | 14 | 21 |
Наиболее ярко антивоенная позиция была выражена сразу после терактов в Америке, однако широкое обсуждение источников терроризма и планомерные усилия США по обвинению арабских стран в укрывательстве организаторов нападения в сентябре 2001 года привели к смягчению поляризации общественного мнения по этому вопросу, одновременно с ростом числа колеблющихся. Правда, начало военной акции в Ираке выявило редкое единодушие в оценках россиян: известие об этом событии с возмущением и негодованием восприняли 83% опрошенных, тогда как лишь 2% одобрили действия США и их союзников.
Такое отношение к событиям в Ираке вызвано отнюдь не горячей симпатией к Саддаму Хусейну или уверенностью в его невинности или гуманности его режима: почти половина респондентов незадолго до начала операции США полагали, что обвиненияИрака в разработке оружия массового поражения небезосновательны, и ощущали угрозу миру и безопасности на земле, исходящие от Ирака (
5).
В то же время, сохраняется склонность россиян считать ближневосточный кризис делом, касающимся исключительно отношений Ирака и США, или Ирака и его непосредственных соседей.
Рис.3. Вы согласны или не согласны с тем, что Ирак представляет реальную и непосредственную угрозу-? (
6)

Одновременно, как «опасные» расцениваются и действия США: более половины опрошенных в конце марта 2003 года считали, что инициированная Америкой операция против Ирака может привести к развязыванию новой мировой войны (
7). Для граждан России определение собственной позиции в отношении иракско-американского противостояния происходит по правилам выбора меньшего из зол. Большинство респондентов искренне желали бы поражения Бушу-младшему, хотя и понимают всю несбыточность таких надежд.
Таб. 2. Отношение к перспективе американской военной акции в Ираке  | определенно да, скорее да | скорее нет, определенно нет |
Положа руку на сердце, хотели бы Вы, чтобы американцы добились успеха в своей военной операции против Ирака? | 13 | 74 |
А как Вы думаете, удастся ли американцам добиться успеха в своей военной операции против Ирака? | 46 | 33 |
В целом, предвоенные дискуссии вызвали стремительный рост антиамериканских настроений в России, охвативший все возрастные и образовательные когорты; когда же неминуемость вторжения США в Ирак стала очевидной, один из индикаторов восприятия международного положения России=? индекс отношения к США, упал почти до уровня югославского кризиса весны 1999 года (
8), а в дни проведения операции в Ираке достиг рекордно низкого уровня.
Помимо рутинного, традиционного антиамериканизма, на формирование позиций большинства россиян по иракскому вопросу существенное влияние оказывают соображения о собственной безопасности. Люди встревожены тем, что страна может быть вовлечена в международный военный конфликт=? 24% респондентов включили эту возможность в список наиболее вероятных угроз России (
9).
2.
Данные опросов службы Гэллапа. Критическое восприятие внешнеполитической деятельности США не является отличительной чертой только российского общественного сознания. Исследование, проведенное компанией Gallup International в разных странах мира и охватившее 30 тысяч их жителей демонстрирует ряд сходных тенденций в восприятии международной обстановки в разных уголках планеты (
10).
Практически всеобщей можно назвать негативную оценку влияния американских внешнеполитических инициатив на другие государства: общественное мнение лишь в четверти обследованных стран (включая самих США) расценивает это воздействие как «благотворное»:
Таб.3. Как Вы считаете, американская внешняя политика оказывает позитивное или негативное воздействие на Вашу страну, или не оказывает никакого воздействия? страна | индекс влияния США (11) |
Франция | v62 |
Югославия | v59 |
Германия | v56 |
Швейцария | v55 |
Нидерланды | v48 |
Испания | v48 |
Аргентина | v45 |
Люксембург | v44 |
Россия | v44 |
Дания | v41 |
Финляндия | v39 |
Пакистан | v38 |
Уругвай | v37 |
Канада | v31 |
Босния и Герцеговина | v30 |
Боливия | v30 |
Эквадор | v30 |
Македония | v29 |
Исландия | v28 |
Камерун | v21 |
Австралия | v20 |
Индия | v19 |
Новая Зеландия | v19 |
Малайзия | v17 |
Болгария | v16 |
Великобритания (кр. С.И.) | v12 |
Португалия | v3 |
Ирландия | v2 |
Уганда | 2 |
ЮАР | 3 |
Гонконг | 6 |
США | 7 |
Грузия | 11 |
Колумбия | 11 |
Кения | 13 |
Эстония | 14 |
Нигерия | 14 |
Румыния | 20 |
Албания | 78 |
Созвучно общей оценке американского влияния и отношение жителей обследованных стран к намечавшейся в момент опроса военной операции США против Ирака. Абсолютное большинство опрошенных заявили о категорическом неодобрении этой войны; еще больше людей по всему миру считало, что правительство их стран не должно поддерживать американцев в этой инициативе.
Результаты исследования Gallup International позволяют подтвердить существование своеобразного «синдрома кандидатов»=? особенности поведения стран, стремящихся к интеграции в общемировое политическое пространство, от которого они были отлучены, когда они входили в состав СССР или были членами социалистического лагеря. Многие из этих государств (Румыния, Албания, Эстония, Грузия, Босния и Герцеговина) находятся по сильным влиянием США и, одновременно, претендуют на скорое вступление в ЕС.
Резкое размежевание позиций между США, с одной стороны, и Францией и Германией, странами-лидерами европейского сообщества, ставшими противниками военных акций США против режима Саддама Хусейна, поставило вышеупомянутые страны в двойственное положение: присоединение к европейскому антивоенному блоку могло бы серьезно осложнить их дальнейшее экономическое развитие, зависящее от американских финансовых вливаний, а поддержка американских инициатив=? вызвать отторжение стран-членов ЕС (ярким примером может служить дипломатический скандал, разразившийся после присоединения четырех восточноевропейских стран к «письму восьми», выражавшему одобрение американского курса).
Этими обстоятельствами можно объяснить особую позицию граждан этих государств в вопросе о поддержке американских инициатив в Ираке. В большинстве стран, включенных в исследование, уровень личного неприятия опрошенных военной операции (вопрос А) ниже, чем неодобрение участия страны в конфликте в качестве союзника США (вопрос Б). В странах же, подверженных «синдрому кандидатов» ситуация обратная: граждане склонны не одобрять саму идею военной операции против Ирака, однако сравнительно большая часть считает, что стране следовало бы по политическим соображениям выступить в качестве союзника США.
Таб.4. Соотношение позиций личного осуждения операции США в Ираке и неодобрения участия своей страны в антииракской коалиции.  | А:«Одобряете ли Вы проведение военной акции против Ирака?» | Б:«В случае проведения военной операции против Ирака, считаете ли Вы, что Ваша страна должна принять в ней участие или не должна?» |
Ни при каких обстоятельствах | Не должна |
Дания | 45 | 51 |
Финляндия | 44 | 79 |
Франция | 60 | 61 |
Германия | 50 | 71 |
Ирландия | 39 | 69 |
Люксембург | 59 | 62 |
Нидерланды | 38 | 52 |
Португалия | 53 | 55 |
Испания | 74 | 73 |
Великобритания (кр. С.И.) | 41 | 41 |
Исландия | 49 | 64 |
Швейцария | 45 | 90 |
Норвегия | 53 | 57 |
Албания | 53 | 45 |
Босния и Герцеговина | 75 | 84 |
Болгария | 59 | 62 |
Эстония | 64 | 59 |
Грузия | 69 | 59 |
Македония | 76 | 77 |
Румыния | 42 | 41 |
Россия | 59 | 79 |
Югославия | 3 | 73 |
Аргентина | 83 | 89 |
Боливия | 62 | 76 |
Канада | 36 | 43 |
Колумбия | 54 | 58 |
Эквадор | 56 | 71 |
Уругвай | 79 | 84 |
США | 21 | 17 |
Австралия | 27 | 40 |
Гонконг | 47 | 78 |
Индия | 59 | 62 |
Малайзия | 45 | 78 |
Новая Зеландия | 32 | 51 |
Пакистан | 60 | 64 |
Камерун | 49 | 62 |
Нигерия | 51 | 81 |
Кения | 52 | 65 |
ЮАР | 63 | 68 |
Уганда | 44 | 74 |
Вышеприведенные данные позволяют судить о соотношении мнений тех, кто четко обозначил свое неприятие военных планов США или присоединения своей страны к антииракской коалиции. Однако немалое число опрошенных жителей 40 государств занимает не столь категорическую позицию и готово, с некоторыми оговорками, допустить возможность проведения операции в Ираке и участия правительства своей страны в коалиции. Учесть мнения этих категорий респондентов позволяет более взвешенный показатель=? индекс настроений, включающий весь спектр суждений по данному вопросу.
Материалы исследования Gallup International послужили основой для выведения двух переменных такого типа: индекса личной поддержки военной акции США (
12) в Ираке и индекса поддержки участия своей страны в операции (
13).
Полученные таким образом данные позволяют выстроить рейтинг стран, отражающий отношение населения каждой из них к военным акциям США в Ираке. Обобщить и комплексно проанализировать полученные данные позволяет производный от предшествующих «индекс антиамериканизма» (
14) (
рисунок 4).
Необходимо подчеркнуть, что рейтинг стран, построенный на основе «индекса антиамериканизма» имеет неоднородную структуру: присвоение той или иной стране определенного индекса, соответствующего ее месту на данной шкале, является результатом учета всех нюансов позиции ее граждан, так что соседство в рейтинге не может служить признаком равного отношения к США в двух странах, а свидетельствует лишь о степени напряженности восприятия образа сверхдержавы в массовом сознании этих стран и вовлеченности страны в орбиту интересов США. Сущностные различия в позициях стран, имеющих сходные значения индекса позволяет проследить классификация, приведенная ниже.
Диаграмма на
рисунке 4 иллюстрирует
структуру рейтинга антиамериканизма и проясняет оттенки настроений, определяющих место в нем каждой из обследованных стран. Анализ совокупностей значений по каждому из первичных индексов позволяет выявить несколько типов позиций отдельных стран. Классификации построена на учете значения каждой из составлющих индекс переменной для каждой из стран и их соотношения.
Отношение к США в странах
первого типа характеризуется сочетанием критического личного восприятия военной акции и еще более негативного отношения к перспективе участия своей страны в антииракской коалиции. Положение страны на шкале антиамериканизма определяется уровнем оценки влияния американской политики=? высокие значения этого индекса сглаживают влияние других факторов.
Эти страны располагаются на шкале антиамериканизма тремя группами, соответственно по одной в каждой терции. Среди государств, наиболее критично относящихся к США,=? представители Латинской Америки, активно выступающей за преодоление зависимости от США и развитие альтернативных экономических контактов=? Аргентина и Уругвай, а также балканские страны=? Босния и Герцеговина и Македония. В центре шкалы антиамериканизма расположились две африканские страны=? ЮАР, связанная с США сотрудничеством в экономической сфере, и Нигерия, разрабатывающая при участии американских компаний свои богатые нефтяные месторождения.
Кения и Колумбия, связанные с Америкой общими проблемами с терроризмом, а также Португалия, чья экономика довольно сильно зависит от американских инвестиций, располагаются ближе других стран первого типа к полюсу лояльности США.
Положение на шкале антиамериканизма стран
второго типа характеризуется весьма критической оценкой воздействия США на ситуацию в данном государстве и нежеланием граждан видеть свое правительство в числе участников антитеррористической Антанты, которые соседствуют со сравнительное более сочувственным личным отношением к целям намечаемой операции. Именно последний фактор оказывается определяющим для локализации страны на шкале. Состав этой группы довольно разнороден. Умеренно негативное отношение европейцев к целям американской операции с лихвой компенсируется категорическим нежеланием участвовать ней, на фоне критического восприятия последствий американской внешнеполитической активности в целом. Аналогичная позиция присуща жителям
Малайзии, страдающим от терроризма, и, возможно поэтому испытывающим некоторую симпатию к американским инициативам в Ираке. Эквадор, Боливия и Россия демонстрируют не столь резкую, как в Западной Европе, оценку американского влияния, однако меньше сочувствуют идее войны в Ираке. Исландия, вообще не играющая ативной роли на международной арене, демонстрирует стабильное умеренно негативное отношение ко всему, что связанно с американской экспансией. Гонконг, Уганда и Ирландия в целом сочувствуют идее операции в Ираке и благожелательно-нейтрально воспринимают воздействие США на их страны, однако не допускают и мысли присоединиться к антииракской коалиции. Новая Зеландия, вовлеченная в орбиту мирового антитеррористического движения после недавнего взрыва на о. Бали, горячо поддерживает идею операции против С. Хусейна, хотя и скептически относится к внешней политике США в целом. Особенное место на шкале антиамериканизма занимает Югославия, демонстрируя полярные оценки: негативные=? воздействия американской внешней политике и перспектив участия в коалиции, и позитивные=? одобрения планов США в Ираке.
Страны, отнесенные по характеру ответов на исследуемые вопросы к
третьему типу, объединяет очень критичное восприятие влияния США в мире. Столь же отчетливо жители Франции, Люксембурга, Пакистана и Индии выражают нежеланием видеть свою страну вовлеченной в военные инициативы Америки, тогда как датчане и голландцы относятся к этой перспективе нейтрально, а родственные англо-саксонские державы Канада и Австралия совсем не против помочь США.
Грузия, Эстония, Румыния и Албания, образующие
четвертую типологическую группу, напротив, весьма высоко оценивают роль, которую играет США в их развитии. Общим для этих стран является также уже упоминавшийся «синдром кандидатов», который выражается в том, что в целях сохранения дружественных отношений с могущественным партнером они готовы поддержать даже те инициативы, которые не слишком одобряют.
Группу
пятого типа составили собственно участники антииракской коалиции=? США и Великобритания, которые одобряют и саму идею войны в Ираке, так направление туда войск. Включение в данную категорию Испании носило бы условный характер из-за равномерно низких значений по всем индексам=? половина населения этой страны одинаково активно отвергает как саму идею антииракской кампании, так и свое участие в ней; равно негативно воспринимают испанцы и влияние США на их страну.
Ограниченный набор переменных, иллюстрирующих различные аспекты восприятия роли США в мире в целом, и их отдельных инициатив, в частности, позволяет провести лишь самую обобщенную типологизацию общественного мнения в различных странах мира. Расширение объема и увеличение динамической составляющей анализируемых данных позволит глубже оценить механизмы формирования того или иного комплекса настроений в каждой из изучаемых стран.
Рис.4 Индекс антиамериканизма и его составляющие
Примечания 1=Приведены данные опросов ФАКТv91v1 (N=1048; проведен в январе 1991 г.) и ФАКТv91v2 (N=1025; проведен в феврале 1991 г.)
2=Блиц 98v5 (N=850; проведен 6.02.1998)
3=Экспресс 1997v2003 (N=1600). Здесь и далее (если не дается специальных усказаний) используются материалы регулярных ежемесячных общероссийских репрезентативных опросов, проводимых по технологии «Экспресс» (N=1600)
4=Экспресс 2002v2003 (N=1600)
5=2003-экспрессv2
6=2002-экспрессv12
7=2003-экспрессv3
8=
см. Мониторинг общественного мнения »2, 2003.
9=2002-экспрессv12
10=Iraq Poll 2003. Более подробную информацию об этом исследовании можно почерпнуть на
www.gallup-international.com 11=Индекс выведен путем сложения доли оценивших влияние внешней политики США на их страну как положительное (позитивные значения) и отрицательное (негативные значения). Соответственно, знак значения индекса для конкретной страны указывает на баланс мнений ее граждан по данному вопросу.
12=Выведен путем сложения доли отрицающих возможность какой-либо поддержки военной акции США (отрицательные значения) и долей, пришедшихся на прочие ответы, подразумевающие возможность поддержки с различными оговорками, а также не определившихся с ответом.
13=Выведен путем сложения доли считающих, что их страна не должна поддерживать акцию США (отрицательные значения) и долей тех, кто допускает такую поддержку, вкупе с затруднившимися с ответом.
14=Получен в ходе усреднения показателей каждой из стран по трем индексам: личной поддержки, поддержки страны и влияния США (
Таблица 4).