будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Медленное чтение

Изменения в потребительских планах россиян: покупать или нет?

Левада-Центр

Аналитический Центр Юрия Левады

Москва, ул. Черняховского, 16;
телефон: (495) 229-38-10;
факс: (495) 229-38-25;
e-mail: direct@levada.ru
 

12-15 декабря 2008 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов на некоторые вопросы этого исследования приводятся в процентах вместе с данными предыдущих опросов в процентах от общего числа опрошенных.* Статистическая погрешность не превышает 3%.

Наблюдаемые изменения в экономике, а также ожидания относительно ближайшего года, не могли не внести определенные изменения и в потребительские планы россиян. А именно, изучение потребительских планов дает наиболее общее представление, о том как формируется и будет в ближайшее время формироваться спрос в различных сегментах потребительского рынка. Что же происходит с потребительскими планами, а в данном случае речь идет не о планах повседневных («обычных») трат россиян, а о тех расходах, которые принято считать «крупными расходами» или «крупными покупками».

В конце ноября в ходе общероссийского опроса, репрезентирующего взрослое городское и сельское население России, мы уточняли у респондентов, какие планы по крупным приобретениям/расходам они строили еще летом на конец этого года, и смогут ли\смогли они реализовать эти планы сейчас. Причем среди «крупных» приобретений/расходов рассматривались, в частности, покупка мебели или бытовой техники, покупка автомобиля, приобретение жилья, расходы на обучение в платных учебных заведениях, расходы на платные медуслуги (например, операция), расходы на турпоездку или отдых за рубежом (см. табл.1). Оказалось, что еще несколько месяцев назад около половины опрошенных планировали на конец этого года или первую половину следующего года какие-либо из крупных расходов. Чаще всего планировали покупки мебели/бытовой техники — 32% опрошенных. А вот, например, приобретение автомобиля было в планах у 13% опрошенных, жилья – у 7% опрошенных, расходы на обучение в платных учебных заведениях – у 10% опрошенных.

Но на конец ноября сохранили планы крупных приобретений/расходов менее половины, задумавших какие-либо крупные расходы/приобретения. И, если посмотреть по отдельным товарным группам/видам расходов (см. табл.1), то доля отказов оказалась выше по планам приобретения автомобиля (около 70% среди тех, кто ранее имел планы приобретения, отказался от этих намерений), а также по планам приобретения жилья (около 75% среди тех, кто ранее имел планы приобретения, отказался от этих намерений).

И основной причиной сворачивания потребительских планов, отказа потребителей от «своей мечты», стал не расчет на то, что цены на эти товары/услуги будут снижаться, а недостаток имеющихся денежных средств (иными словами, неплатежеспособность потребителей) (см. Табл.1).

«Недостаток средств», о котором говорят респонденты, обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, сократились возможности взять «дешевый» (то есть, приемлемый по условиям возврата и процентной ставке) кредит. И это ярко это проявилось в масштабах отказов от планов покупки автомобиля или жилья (отметим, что согласно докризисной статистике, что значительная часть новых автомобилей в России покупалась в кредит).

Таблица 1.

Планировали ли Вы, Ваша семья этим летом сделать какие-либо из (перечисленных в таблице) крупных расходов или покупок в конце этого года или в первой половине следующего года? Если да, то сохраняете ли Вы в настоящее время эти планы приобретения или Вам придется (пришлось) отказаться, решили отложить эту покупку?Указана доля (в %) от числа опрошенных по столбцу.

Доля (в %) тех, кто…мебели / бытовой техникиавтомобиляжильяобучения в платных учебных заведенияхплатных мед. услуг (операция, страховка)турпоездки, отдыха за рубежом
не имели планов приобретения/расходов…688792909288
сохранили планы на покупку/приобретение…1542656
пришлось отказаться от планов приобретения/расходов…1696246
в том числе отказались от планов приобретения/расходов
из-за недостатка средств1285235
ожидая что будет дешевле 411<1 11
затруднились с ответом/отказались отвечать21<1 1<1 <1

N=1800

 

Другой фактор, который также оказывает влияние на потребительские планы по крупным приобретениям/покупкам, – это личные доходы людей, их платежеспособность. Кризис уже затронул часть работающего населения, их семьи, когда люди сталкиваются с невыплатами зарплат, с сокращениями рабочих мест, переводом на неполную рабочую неделю. В целом к декабрю (по сравнению с сентябрем) почти в полтора раза выросла доля семей, которые сообщили, что их материальное положение ухудшилось (см. табл.2). Но, помимо факта снижения личных доходов, также немаловажное влияние на принятие решения о покупке или отказе от покупки оказывают ожидания людей относительно будущих доходов, заработков. А ожидания людей весьма скромные, по сравнению с сентябрем в декабре выросла (с 10% до 23%) доля тех, кто считает, что в следующем году их материальное положение ухудшится.

 

Таблица 2.

 Время проведения опроса
мар. 08сен. 08дек. 08
КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?
скорее, улучшилось282518
осталось без изменения555347
скорее, ухудшилось172132
затрудняюсь ответить122
КАК, ПО-ВАШЕМУ, ИЗМЕНИТСЯ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ В БЛИЖАЙШИЙ ГОД?
скорее, улучшится292616
останется без изменения495143
скорее, ухудшится71023
затрудняюсь ответить151218

* по данным общероссийского опроса, N=1500

 

И тем не менее 32% опрошенных россиян сообщили, что потратились в последние 1-2 месяца или собираются потратиться в ближайшие в декабре-январе на какие-либо крупные покупки/приобретения, в том числе 19% опрошенных — на приобретение мебели/бытовой техники, 4% — на покупку автомобиля, 4% — на туристическую поездку (см. табл.3).

Таблица 3.

НА ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ВЫ (ВАША СЕМЬЯ) ПОТРАТИЛИСЬ В ПОСЛЕДНИЕ 1-2 МЕСЯЦА ИЛИ СОБИРАЕТЕСЬ ПОТРАТИТЬСЯ В БЛИЖАЙШИЕ 1-2 МЕСЯЦА? Указана доля (в %) от числа опрошенных.

Мебель, бытовая техника19
Автомобиль4
Жилье3
Обучение в платных учебных заведениях6
Платные медицинские услуги (операция, страховка)5
Туристическая поездка, отдых за рубежом4

* по данным общероссийского опроса, N=1800

 

Таким образом, поведение потребителей можно охарактеризовать как осторожное, выжидательное: многие среди тех, кто еще недавно планировал крупные покупки/приобретения, пока их отложили. В течение последних 1-2 месяцев в большинстве случаев не было панических желаний потратить накопленное, только, чтобы не потерять, не было и чрезмерно завышенного спроса на крупные приобретения. А если будут ухудшаться финансовые условия, а также ситуация на рынке труда, если будет оставаться общая неопределенность, то наиболее вероятно в ближайшие месяцы снижение потребительских настроений, сворачивание потребительских планов.

Наталья БОНДАРЕНКО, научный сотрудник отдела изучения доходов и потребления

* Напоминаем, что исследовательский коллектив Левада-Центра до 2003 года составлял ВЦИОМ. Подробнее об истории центра.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).