![]() | ![]() | Аналитический Центр Юрия Левады103064, Москва, ул. Тверская; тел. (095) 200-0027, (095) 229-5545; e-mail: inform@levada.ru, irina_p@levada.ru, savel@levada.ru; www.levada.ru |
10-14 июня 2006 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичного опроса, проведенного в мае 2000 года. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
Был составлен список качеств, которые многие родители хотели бы воспитать в своих детях. Респондентам было предложено назвать три из них, которые кажутся им самыми важными.
Россияне проявили большую заинтересованность в воспитании детей, и назвали в среднем в 2000 году 3,36 качества, а в 2006 еще больше — 3,64. На первом месте для россиян было и остается воспитание в детях умения добиваться своих целей. Шесть лет назад его считали одним из трех самых важных качеств 43% россиян, сейчас — 49%. На втором месте сейчас – воспитание чувства ответственности (40%), на третьем – умения постоять за себя (37%), на четвертом – добросовестности в работе (33%).
Шесть лет назад расстановка приоритетов была несколько иной. В «первую четверку» не вошли тогда умение постоять за себя (в 2000 году — 32%) и добросовестность в работе (30%). Предпочтение было отдано другим качествам. Почетное второе место (40%) занимали хорошие манеры и умение вести себя в обществе (сейчас – на шестом месте, 31%). А на четвертом месте (35%) было умение общаться с людьми (сейчас – на пятом месте, 32%).
Самое заметное изменение – в обесценивании хороших манер, умения вести себя в обществе. Оценка этого качества, согласно полученным данным, зависит от социального статуса. Чем он выше, тем большее значение придается хорошим манерам. В низшем социальном слое 24% считают это качество одним из самых важных в воспитании детей, в среднем слое, в его «нижней части» — 30%, в «средней части» — 32%, в «верхней части» — 38%. Таким же образом сведено социальным статусом и ценность умения общаться с людьми: 28-29-34-48%. Налицо обесценивание хороших манер, симптом ослабления ориентации детей на социальный рост, по крайней мере, на качества, важные при высоком социальном статусе.
А усилилась ценность профессионального роста. Заметно больше стали цениться стремление к знаниям (2000 год – 22%, 2006 – 29%), стремление к успеху (14% — 20%).
2000 | 2006 | Разница | |
Умение добиваться своих целей | 43 | 49 | 5 |
Чувство ответственности | 37 | 40 | 4 |
Умение постоять за себя | 32 | 37 | 5 |
Добросовестность в работе | 30 | 33 | 3 |
Умение общаться с людьми | 35 | 32 | -3 |
Хорошие манеры и умение вести себя в обществе | 40 | 31 | -10 |
Стремление к знаниям | 22 | 29 | 7 |
Терпимость и уважение к окружающим | 24 | 26 | 3 |
Стремление к успеху | 14 | 20 | 6 |
Независимость | 16 | 16 | 0 |
Верность и преданность | 11 | 14 | 3 |
Вера в Бога | 7 | 12 | 5 |
Послушание | 5 | 10 | 5 |
Бережливость | 7 | 9 | 2 |
Воображение | 2 | 3 | 1 |
Другое | 1 | 2 | 1 |
Затруднились ответить | 2 | 2 | 1 |