будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Медленное чтение

Какие средства массовой информации предпочитают россияне?

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118;
факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
СМИ: предпочитаемые каналы информации : Политики: В. Рыжков : Профессия: риэлтор : Плата за электричество
 

СМИ: предпочитаемые каналы информации

Наши граждане активно интересуются новостями о событиях в России и в мире. Только 8% респондентов в ходе последнего опроса заявили, что новости их не интересуют.

Рейтинг тем, интересных нашим соотечественникам, возглавляет криминальная хроника вкупе с сообщениями о всяческих происшествиях – 51%. На втором месте по степени популярности – международные отношения (48%), на третьем – события из мира культуры и искусства (46%). Политические новости занимают четвертое место (43%), замыкая группу наиболее популярных тем. В "аутсайдерах" новостных тем и сюжетов оказались такие сферы, как компьютерные технологии (12%), наука (14%) и технические новинки (19%).

Отметим, что старшее поколение больше всего интересуется политическими новостями (51%), в то время как у молодежи политическая тематика находится по степени привлекательности на 6 и 7 местах, рядом с новостями светской жизни (35% и 34% соответственно).

Основным каналом получения информации о событиях в нашей стране безусловно является центральное телевидение – его отметили в этом качестве 90% опрошенных. Центральные газеты и передачи областного телевидения как источник новостей назвали 30% и 29% опрошенных соответственно. Интернет по степени использования остается пока второстепенным информационным каналом – его упомянули 9% опрошенных. Однако в Москве этот показатель составляет уже 36%. Москвичи чаще других россиян черпают информацию из центральных газет (41% против 30% в среднем по выборке) и центрального радио (35% против 26% в среднем). А вот телевидение как источник информации пользуется в Москве несколько меньшим спросом, чем по России в целом, – 82%.

Перейдем к обзору наиболее популярных информационных источников внутри отдельных СМИ.

Рейтинг чаще всего читаемых газет возглавляют – и с большим отрывом от других изданий – АиФ и "Комсомолка": 21 и 16% соответственно. В областных центрах повышенной популярностью пользуется газета «Жизнь» (11%). Местные газеты читают 40% россиян, причем в малых городах и селах этот показатель равен 50%. Однако в целом интерес к печатной периодике падает: четверть россиян, судя по результатам опроса, газет вообще не читают, и по сравнению с 2003 годом этот показатель вырос почти вдвое – с 15 до 27%.

Доля тех, кто не слушает радио, еще выше: она составляет сегодня в среднем по стране 36% (в 2003 году – 25%), а в селах достигает 46%. Наиболее популярны радиостанции "Русское радио" (20%), "Европа Плюс" (16%) и "Маяк" (13%).

В отношении телевидения респонденты оказались перед более жестким выбором: их попросили сказать, как бы они поступили, если бы им можно было оставить только один телеканал. Каждый третий опрошенный (35%) предпочел бы в такой гипотетической ситуации Первый канал, причем наиболее крепкая привязанность к нему проявилась у сельских жителей – 43%. "Россию" оставили бы на своих домашних экранах 22% опрошенных, причем обращает на себя внимание повышенная симпатия к этому телеканалу респондентов старшего поколения (31%). Добавим, что в отношении к Первому каналу значимых межпоколенческих различий не наблюдается. НТВ предпочли бы другим каналам 13% опрошенных, и доля его приверженцев достаточно равномерно распределена как по возрастным, так и по образовательным и географическим стратам.

Отдельное внимание в нашем опросе было уделено оценке респондентами того, как освещается на телеэкране политическая жизнь. 41% опрошенных удовлетворены объективностью подачи политической информации в телевизионных программах, 36% считают, что политическая жизнь освещается телевидением необъективно. Отметим, что всего за год, с прошлого лета, эти показатели существенно изменились в позитивную сторону: тогда они составляли 31 и 43% соответственно (то есть соотношение было обратным).

Наблюдается определенная связь между оценкой телевидения как объективного источника политической информации и отношением респондентов к В. Путину. Среди полностью доверяющих президенту соответствующий показатель составляет 47%, среди доверяющих частично – 32%, а среди не доверяющих – 21%. Чаще всего упрекают телевидение в необъективности при освещении политической жизни москвичи (46%) и респонденты с высшим образованием (44%).

Любопытно, что полнотой телевизионной политической информации россияне удовлетворены меньше, чем ее объективностью. Относительное большинство респондентов (45%) полагают, что политическая жизнь предстает на телеэкране недостаточно полно. Противоположной точки зрения придерживаются треть опрошенных. Но и здесь доля респондентов, удовлетворенных тем, как телевидение освещает политическую жизнь, за год также выросла, хотя и в меньшей степени, чем в ответах на предыдущий вопрос: с 29% до 34%.

Петр Бавин

наверх

Политики: В. Рыжков

Судя по данным опроса, знают Владимира Рыжкова – депутата Государственной думы от Алтайского края – примерно половина наших сограждан (45%), не знают его 55% участников опроса. Хорошо относятся к политику 10% россиян, плохо – 3%; характеризуют свое отношение к нему как безразличное 27% опрошенных.

Информированных респондентов спросили, каковы, по их мнению, политические взгляды В. Рыжкова, какие идеи он отстаивает. Как оказалось, имеют определенные представления о взглядах политика 8% участников опроса. Одни отмечали, что В. Рыжков хочет улучшить ситуацию в стране, повысить благосостояние людей ("за молодежь, обеспеченность, чтобы не было нищих пенсионеров"; "за хорошую жизнь для трудового народа"), борется за демократию и справедливость ("демократические, справедливые"; "за справедливость"); выражали общее положительное отношение к политику ("порядочный человек"; "одобряю его политику"). Другие говорили, что В. Рыжков преследует корыстные цели ("все политики о своем кармане думают, Рыжков – не исключение"; "беды народа его не волнуют"), что он популист, демагог ("пустое место – что нужно, то и скажет"); отмечали: "все его идеи мне не подходят". Некоторые не давали оценок, а обозначали идеологическую или политическую позицию В. Рыжкова, называли его коммунистом, либералом, правым, сторонником В. Путина и проч.

Всех респондентов спросили, какова, по их мнению, позиция В. Рыжкова по отношению к политике президента России. Считают, что В. Рыжков поддерживает политику В. Путина, 17% опрошенных; убеждены, что он находится в оппозиции, 12% респондентов (среди людей с высшим образованием – 18%). Остальные (71%) затруднились с ответом на этот вопрос.

Сообщения о В. Рыжкове в СМИ встречали за последнее время только 4% опрошенных. Тех, кому такая информация встречалась, спросили, что именно они в последнее время видели, слышали или читали о В. Рыжкове. Ответили на вопрос менее 1% респондентов, да и те часто говорили что-то неопределенное. Среди содержательных ответов – упоминания о высказываниях В. Рыжкова по поводу реформы ЖКХ, коррупции в стране, о его участии в "Марше несогласных".

Респондентов спросили, допускают ли они для себя в принципе возможность проголосовать за В. Рыжкова, если он примет участие в президентских выборах 2008 года. Утвердительно ответили на этот вопрос 12% респондентов. Заявили, что такую возможность они исключают, более половины участников опроса (55%), чаще других – мужчины (61%) и жители мегаполисов (76%). Затруднились ответить на этот вопрос 33% наших сограждан.

Светлана Климова

наверх

Профессия: риэлтор

Судя по данным опроса, слово "риэлтор" так или иначе знакомо большинству россиян: "знают" его 43% участников опроса, "слышали" – 33%. Впервые услышали это слово от интервьюера 22% респондентов.

Доля россиян, которым приходилось, по их словам, прибегать к услугам риэлторов, относительно невелика – 15%. Наиболее востребованы услуги людей этой профессии в Москве и среди высокообразованных граждан (примерно по четверти представителей каждой из указанных групп говорили, что они сами или члены их семьи пользовались услугами риэлтора). Имевшие личный опыт работы с риэлтором чаще довольны оказанными услугами, нежели выражают недовольство (8% против 5% соответственно).

После того как всем участникам опроса пояснили, что риэлтор – это человек, который оказывает посреднические услуги по купле-продаже и аренде жилья и других видов недвижимости, их попросили описать типичного представителя данной профессии. Многие, отвечая на соответствующиц открытый вопрос, просто выражали недоверие к людям, занимающимся такой работой: "хапуга, обманывает клиентов и покупателей"; "жулики они же все, мошенники: люди им лишние деньги переплачивают – а они этим пользуются"; "люди, которые ищут, кого объегорить"; "это настоящий жулик в основном"; "врет в глаза и не краснеет"; "он должен уметь втюрить абсолютно все" (17%).

Впрочем, чаще респонденты называли положительные профессиональные и личностные качества, присущие сегодняшнему российскому риэлтору, – такие, как энергичность (8%), знание рынка жилья и Жилищного кодекса (7%), коммуникабельность и умение убеждать (5%), эрудиция и высокий уровень образования (4%).

Нередко звучали нейтральные суждения о риэлторе, в которых характеризовалась сама эта профессия: "человек помогает выбрать жилье, проверить правильность документов, помогает юридически правильно оформить документы"; "это человек, благодаря которому клиент приобретает жилье, помогает найти те варианты, которые ему подходят"; "обычный посредник между продавцом и покупателем квартиры" (13%).

Каждый второй респондент полагает, что работа риэлторов – трудная. Это мнение чаще других высказывали "опытные" респонденты (назовем так тех, кто пользовался услугами риэлторов и оценил их в категориях "доволен / недоволен") и "компетентные" (те, кто сказал, что знает смысл слова "риэлтор"): 65% и 61% соответственно. Считают, что у представителей этой профессии легкая работа, 18% участников опроса, а треть россиян (32%) затруднились с ответом.

Вопрос о материальном положении риэлторов вызвал у респондентов меньше затруднений. Почти две трети опрошенных (59%) убеждены, что материально риэлторы живут лучше большинства россиян, и лишь 1% – что хуже; 17% думают, что они живут, "как все" (это мнение чаще разделяют те, кому приходилось пользоваться услугами риэлторов, – 25%, а также "компетентные" респонденты – 22%). Не смогли ответить на вопрос 23% россиян.

В представлении 42% наших сограждан, работа риэлтора – "нужная, без нее в обществе не обойтись" (так считают 66% "опытных" и 55% "компетентных" респондентов); четверть (24%) опрошенных считают эту профессию ненужной, без нее, уверены они, общество может обойтись. Каждый третий опрошенный (34%) затрудняется сказать что-либо определенное на этот счет.

Респонденты, убежденные в нужности обсуждаемой профессии, аргументируя свою точку зрения (в форме ответа на открытый вопрос), говорили прежде всего о том, что без риэлтора "...было бы сложно купить и продать недвижимость": "люди нуждаются в консультациях"; "сам замучаешься продавать"; "трудно разобраться в современном жилье без него" (14%).

Все прочие доводы, которые приводили респонденты, фактически раскрывали эту мысль. Так, 8% отмечали, что работа риэлтора требует профессиональных знаний и навыков, которыми не владеют "простые люди": "знают оформление, стоимость квартир"; "он знает входы-выходы"; "должен заниматься профессионал".

Риэлтор, подчеркивали 5% опрошенных, обеспечивает юридическую безопасность сделки: "как можно без него продать дом, квартиру? Могут обмануть"; "меньше обмана, если к ним обратишься, не так страшно"; "потому что сейчас много всяких законов и проектов – людям в них не разобраться"; "при покупке жилья есть юридическое сопровождение документов, есть гарантия при покупке жилья, что тебя не обманут".

Для такой же доли респондентов (5%) существенным аргументом в пользу общественной значимости профессии риэлтора является то, что он экономит время клиента, освобождает его от необходимости изучения рыночной конъюнктуры, юридических аспектов сделок с недвижимостью и т. п. ("другим людям этим некогда заниматься – нужны посредники"; "люди не тратят лишнего времени"; "экономится время на сделку купли-продажи").

Полагающие, что риэлторы не нужны, аргументировали свое мнение прежде всего тем, что "можно и без них и купить, и продать"; "если надо, и сам все сделает человек"; "если быть чуть-чуть наглым и умным, то можно обойтись"; "если не спешишь, то лучше самому, с ними не связываться" (8%). Риэлтор – это профессия жуликов и аферистов, считают 6% респондентов ("аферисты, пользуются правовой неграмотностью населения"; "быстрее обманут, чем помогут"; "грабеж народа"; "они преследуют только личную наживу"). По мнению одного из опрошенных, эта профессия не только не нужна, но занятие ею даже должно быть уголовно наказуемо: "я считаю, что про них в Уголовном кодексе надо ввести статью и давать им не меньше десяти <лет>".

Риэлторы не нужны, потому что за их услуги приходится платить большие суммы, говорят 4% респондентов ("слишком много денег они берут за свои услуги"; "без них можно дешевле решить все вопросы"). Сред тех, кто говорит о дороговизне услуг риэлторов, есть люди, которые полагают что именно "риэлторы взвинчивают цены на рынке недвижимости": "если бы их не было, цены на жилье не стали бы так высоки".

Раньше обходились без такой профессии – значит, и сегодня она не нужна, заявили 2% респондентов ("зачем? При СССР были они, что ли?.."; "до этого без них обходились – меняли жилье, покупали"), а некоторые (1%) убеждены, что вопросы купли-продажи и аренды недвижимости должно полностью взять на себя государство ("ненужная, потому что это обязанность государства"; "заменить их госслужбами"; "государство должно заниматься этим").

Ирина Шмерлина

наверх

Плата за электричество

Как показывают данные опроса, две пятых наших сограждан считают, что их расходы на оплату электроэнергии чересчур велики: 42% опрошенных назвали сумму, которую им ежемесячно приходится платить за электричество, слишком большой (терпимой, приемлемой считает ее каждый второй – 50%). Любопытно, что различия между владельцами электрических и газовых плит здесь минимальны: среди первых чрезмерной свою плату за электричество считают 43% опрошенных, среди вторых – 41% (приемлемой – 47% и 51% соответственно). При этом, согласно данным опроса, наличие электроплиты существенно увеличивает реальные ежемесячные расходы на оплату электроэнергии: так, до 200 рублей в месяц существенно чаще платят за электричество владельцы газовых плит, тогда как сумму от 300 рублей – те, у кого в доме установлены электроплиты.

О двухтарифной системе расчетов за электроэнергию известно немногим: только 16% опрошенных сказали, что "знают" о ней, еще 18% "что-то слышали" об этом. Большинство же (две трети опрошенных – 64%) услышали о нововведении в ходе опроса. Впрочем, среди москвичей и жителей мегаполисов (где двухтарифная система расчетов уже активно внедряется) уровень осведомленности существенно выше: в той или иной мере об этой новации информированы соответственно 68% и 47% опрошенных.

Привлекает двухтарифная система расчетов далеко не всех: только треть (32%) опрошенных предполагают, что лично им она помогла бы снизить расходы на электроэнергию; при этом хотели бы установить двухтарифный счетчик 23% опрошенных, не хотят – 13%. Возможно, не последнюю роль здесь играет необходимость оплачивать сам прибор учета и работы по его установке (о том, что порядок именно таков, респондентам сообщали в ходе опроса).

Половина участников опроса (48%) склонны думать, что никакого снижения расходов новая система расчетов за собой не повлечет.

Отметим, что обладатели электрических и газовых плит продемонстрировали одинаковый уровень заинтересованности в переходе на двухтарифную систему расчетов за электроэнергию. Никаких значимых различий между теми, кто считает свои расходы на оплату электроэнергии слишком большими, и теми, кто считает их приемлемыми, также не выявлено. А вот уровень осведомленности о двухтарифной системе расчетов, согласно данным опроса, имеет важное значение: те, кто "знает" об этой системе, значительно чаще всех остальных говорили, что она позволила бы лично им снизить расходы на электроэнергию (60% против 32% по выборке) и значительно чаще выражали желание установить себе двухтарифный счетчик (42% против 23% по выборке).

Елена Вовк

наверх
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).