![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118; факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
Наши граждане активно интересуются новостями о событиях в России и в мире. Только 8% респондентов в ходе последнего опроса заявили, что новости их не интересуют.
Рейтинг тем, интересных нашим соотечественникам, возглавляет криминальная хроника вкупе с сообщениями о всяческих происшествиях – 51%. На втором месте по степени популярности – международные отношения (48%), на третьем – события из мира культуры и искусства (46%). Политические новости занимают четвертое место (43%), замыкая группу наиболее популярных тем. В "аутсайдерах" новостных тем и сюжетов оказались такие сферы, как компьютерные технологии (12%), наука (14%) и технические новинки (19%).
Отметим, что старшее поколение больше всего интересуется политическими новостями (51%), в то время как у молодежи политическая тематика находится по степени привлекательности на 6 и 7 местах, рядом с новостями светской жизни (35% и 34% соответственно).
Основным каналом получения информации о событиях в нашей стране безусловно является центральное телевидение – его отметили в этом качестве 90% опрошенных. Центральные газеты и передачи областного телевидения как источник новостей назвали 30% и 29% опрошенных соответственно. Интернет по степени использования остается пока второстепенным информационным каналом – его упомянули 9% опрошенных. Однако в Москве этот показатель составляет уже 36%. Москвичи чаще других россиян черпают информацию из центральных газет (41% против 30% в среднем по выборке) и центрального радио (35% против 26% в среднем). А вот телевидение как источник информации пользуется в Москве несколько меньшим спросом, чем по России в целом, – 82%.
Перейдем к обзору наиболее популярных информационных источников внутри отдельных СМИ.
Рейтинг чаще всего читаемых газет возглавляют – и с большим отрывом от других изданий – АиФ и "Комсомолка": 21 и 16% соответственно. В областных центрах повышенной популярностью пользуется газета «Жизнь» (11%). Местные газеты читают 40% россиян, причем в малых городах и селах этот показатель равен 50%. Однако в целом интерес к печатной периодике падает: четверть россиян, судя по результатам опроса, газет вообще не читают, и по сравнению с 2003 годом этот показатель вырос почти вдвое – с 15 до 27%.
Доля тех, кто не слушает радио, еще выше: она составляет сегодня в среднем по стране 36% (в 2003 году – 25%), а в селах достигает 46%. Наиболее популярны радиостанции "Русское радио" (20%), "Европа Плюс" (16%) и "Маяк" (13%).
В отношении телевидения респонденты оказались перед более жестким выбором: их попросили сказать, как бы они поступили, если бы им можно было оставить только один телеканал. Каждый третий опрошенный (35%) предпочел бы в такой гипотетической ситуации Первый канал, причем наиболее крепкая привязанность к нему проявилась у сельских жителей – 43%. "Россию" оставили бы на своих домашних экранах 22% опрошенных, причем обращает на себя внимание повышенная симпатия к этому телеканалу респондентов старшего поколения (31%). Добавим, что в отношении к Первому каналу значимых межпоколенческих различий не наблюдается. НТВ предпочли бы другим каналам 13% опрошенных, и доля его приверженцев достаточно равномерно распределена как по возрастным, так и по образовательным и географическим стратам.
Отдельное внимание в нашем опросе было уделено оценке респондентами того, как освещается на телеэкране политическая жизнь. 41% опрошенных удовлетворены объективностью подачи политической информации в телевизионных программах, 36% считают, что политическая жизнь освещается телевидением необъективно. Отметим, что всего за год, с прошлого лета, эти показатели существенно изменились в позитивную сторону: тогда они составляли 31 и 43% соответственно (то есть соотношение было обратным).
Наблюдается определенная связь между оценкой телевидения как объективного источника политической информации и отношением респондентов к В. Путину. Среди полностью доверяющих президенту соответствующий показатель составляет 47%, среди доверяющих частично – 32%, а среди не доверяющих – 21%. Чаще всего упрекают телевидение в необъективности при освещении политической жизни москвичи (46%) и респонденты с высшим образованием (44%).
Любопытно, что полнотой телевизионной политической информации россияне удовлетворены меньше, чем ее объективностью. Относительное большинство респондентов (45%) полагают, что политическая жизнь предстает на телеэкране недостаточно полно. Противоположной точки зрения придерживаются треть опрошенных. Но и здесь доля респондентов, удовлетворенных тем, как телевидение освещает политическую жизнь, за год также выросла, хотя и в меньшей степени, чем в ответах на предыдущий вопрос: с 29% до 34%.
Петр Бавин
Судя по данным опроса, знают Владимира Рыжкова – депутата Государственной думы от Алтайского края – примерно половина наших сограждан (45%), не знают его 55% участников опроса. Хорошо относятся к политику 10% россиян, плохо – 3%; характеризуют свое отношение к нему как безразличное 27% опрошенных.
Информированных респондентов спросили, каковы, по их мнению, политические взгляды В. Рыжкова, какие идеи он отстаивает. Как оказалось, имеют определенные представления о взглядах политика 8% участников опроса. Одни отмечали, что В. Рыжков хочет улучшить ситуацию в стране, повысить благосостояние людей ("за молодежь, обеспеченность, чтобы не было нищих пенсионеров"; "за хорошую жизнь для трудового народа"), борется за демократию и справедливость ("демократические, справедливые"; "за справедливость"); выражали общее положительное отношение к политику ("порядочный человек"; "одобряю его политику"). Другие говорили, что В. Рыжков преследует корыстные цели ("все политики о своем кармане думают, Рыжков – не исключение"; "беды народа его не волнуют"), что он популист, демагог ("пустое место – что нужно, то и скажет"); отмечали: "все его идеи мне не подходят". Некоторые не давали оценок, а обозначали идеологическую или политическую позицию В. Рыжкова, называли его коммунистом, либералом, правым, сторонником В. Путина и проч.
Всех респондентов спросили, какова, по их мнению, позиция В. Рыжкова по отношению к политике президента России. Считают, что В. Рыжков поддерживает политику В. Путина, 17% опрошенных; убеждены, что он находится в оппозиции, 12% респондентов (среди людей с высшим образованием – 18%). Остальные (71%) затруднились с ответом на этот вопрос.
Сообщения о В. Рыжкове в СМИ встречали за последнее время только 4% опрошенных. Тех, кому такая информация встречалась, спросили, что именно они в последнее время видели, слышали или читали о В. Рыжкове. Ответили на вопрос менее 1% респондентов, да и те часто говорили что-то неопределенное. Среди содержательных ответов – упоминания о высказываниях В. Рыжкова по поводу реформы ЖКХ, коррупции в стране, о его участии в "Марше несогласных".
Респондентов спросили, допускают ли они для себя в принципе возможность проголосовать за В. Рыжкова, если он примет участие в президентских выборах 2008 года. Утвердительно ответили на этот вопрос 12% респондентов. Заявили, что такую возможность они исключают, более половины участников опроса (55%), чаще других – мужчины (61%) и жители мегаполисов (76%). Затруднились ответить на этот вопрос 33% наших сограждан.
Светлана Климова
Судя по данным опроса, слово "риэлтор" так или иначе знакомо большинству россиян: "знают" его 43% участников опроса, "слышали" – 33%. Впервые услышали это слово от интервьюера 22% респондентов.
Доля россиян, которым приходилось, по их словам, прибегать к услугам риэлторов, относительно невелика – 15%. Наиболее востребованы услуги людей этой профессии в Москве и среди высокообразованных граждан (примерно по четверти представителей каждой из указанных групп говорили, что они сами или члены их семьи пользовались услугами риэлтора). Имевшие личный опыт работы с риэлтором чаще довольны оказанными услугами, нежели выражают недовольство (8% против 5% соответственно).
После того как всем участникам опроса пояснили, что риэлтор – это человек, который оказывает посреднические услуги по купле-продаже и аренде жилья и других видов недвижимости, их попросили описать типичного представителя данной профессии. Многие, отвечая на соответствующиц открытый вопрос, просто выражали недоверие к людям, занимающимся такой работой: "хапуга, обманывает клиентов и покупателей"; "жулики они же все, мошенники: люди им лишние деньги переплачивают – а они этим пользуются"; "люди, которые ищут, кого объегорить"; "это настоящий жулик в основном"; "врет в глаза и не краснеет"; "он должен уметь втюрить абсолютно все" (17%).
Впрочем, чаще респонденты называли положительные профессиональные и личностные качества, присущие сегодняшнему российскому риэлтору, – такие, как энергичность (8%), знание рынка жилья и Жилищного кодекса (7%), коммуникабельность и умение убеждать (5%), эрудиция и высокий уровень образования (4%).
Нередко звучали нейтральные суждения о риэлторе, в которых характеризовалась сама эта профессия: "человек помогает выбрать жилье, проверить правильность документов, помогает юридически правильно оформить документы"; "это человек, благодаря которому клиент приобретает жилье, помогает найти те варианты, которые ему подходят"; "обычный посредник между продавцом и покупателем квартиры" (13%).
Каждый второй респондент полагает, что работа риэлторов – трудная. Это мнение чаще других высказывали "опытные" респонденты (назовем так тех, кто пользовался услугами риэлторов и оценил их в категориях "доволен / недоволен") и "компетентные" (те, кто сказал, что знает смысл слова "риэлтор"): 65% и 61% соответственно. Считают, что у представителей этой профессии легкая работа, 18% участников опроса, а треть россиян (32%) затруднились с ответом.
Вопрос о материальном положении риэлторов вызвал у респондентов меньше затруднений. Почти две трети опрошенных (59%) убеждены, что материально риэлторы живут лучше большинства россиян, и лишь 1% – что хуже; 17% думают, что они живут, "как все" (это мнение чаще разделяют те, кому приходилось пользоваться услугами риэлторов, – 25%, а также "компетентные" респонденты – 22%). Не смогли ответить на вопрос 23% россиян.
В представлении 42% наших сограждан, работа риэлтора – "нужная, без нее в обществе не обойтись" (так считают 66% "опытных" и 55% "компетентных" респондентов); четверть (24%) опрошенных считают эту профессию ненужной, без нее, уверены они, общество может обойтись. Каждый третий опрошенный (34%) затрудняется сказать что-либо определенное на этот счет.
Респонденты, убежденные в нужности обсуждаемой профессии, аргументируя свою точку зрения (в форме ответа на открытый вопрос), говорили прежде всего о том, что без риэлтора "...было бы сложно купить и продать недвижимость": "люди нуждаются в консультациях"; "сам замучаешься продавать"; "трудно разобраться в современном жилье без него" (14%).
Все прочие доводы, которые приводили респонденты, фактически раскрывали эту мысль. Так, 8% отмечали, что работа риэлтора требует профессиональных знаний и навыков, которыми не владеют "простые люди": "знают оформление, стоимость квартир"; "он знает входы-выходы"; "должен заниматься профессионал".
Риэлтор, подчеркивали 5% опрошенных, обеспечивает юридическую безопасность сделки: "как можно без него продать дом, квартиру? Могут обмануть"; "меньше обмана, если к ним обратишься, не так страшно"; "потому что сейчас много всяких законов и проектов – людям в них не разобраться"; "при покупке жилья есть юридическое сопровождение документов, есть гарантия при покупке жилья, что тебя не обманут".
Для такой же доли респондентов (5%) существенным аргументом в пользу общественной значимости профессии риэлтора является то, что он экономит время клиента, освобождает его от необходимости изучения рыночной конъюнктуры, юридических аспектов сделок с недвижимостью и т. п. ("другим людям этим некогда заниматься – нужны посредники"; "люди не тратят лишнего времени"; "экономится время на сделку купли-продажи").
Полагающие, что риэлторы не нужны, аргументировали свое мнение прежде всего тем, что "можно и без них и купить, и продать"; "если надо, и сам все сделает человек"; "если быть чуть-чуть наглым и умным, то можно обойтись"; "если не спешишь, то лучше самому, с ними не связываться" (8%). Риэлтор – это профессия жуликов и аферистов, считают 6% респондентов ("аферисты, пользуются правовой неграмотностью населения"; "быстрее обманут, чем помогут"; "грабеж народа"; "они преследуют только личную наживу"). По мнению одного из опрошенных, эта профессия не только не нужна, но занятие ею даже должно быть уголовно наказуемо: "я считаю, что про них в Уголовном кодексе надо ввести статью и давать им не меньше десяти <лет>".
Риэлторы не нужны, потому что за их услуги приходится платить большие суммы, говорят 4% респондентов ("слишком много денег они берут за свои услуги"; "без них можно дешевле решить все вопросы"). Сред тех, кто говорит о дороговизне услуг риэлторов, есть люди, которые полагают что именно "риэлторы взвинчивают цены на рынке недвижимости": "если бы их не было, цены на жилье не стали бы так высоки".
Раньше обходились без такой профессии – значит, и сегодня она не нужна, заявили 2% респондентов ("зачем? При СССР были они, что ли?.."; "до этого без них обходились – меняли жилье, покупали"), а некоторые (1%) убеждены, что вопросы купли-продажи и аренды недвижимости должно полностью взять на себя государство ("ненужная, потому что это обязанность государства"; "заменить их госслужбами"; "государство должно заниматься этим").
Ирина Шмерлина
Как показывают данные опроса, две пятых наших сограждан считают, что их расходы на оплату электроэнергии чересчур велики: 42% опрошенных назвали сумму, которую им ежемесячно приходится платить за электричество, слишком большой (терпимой, приемлемой считает ее каждый второй – 50%). Любопытно, что различия между владельцами электрических и газовых плит здесь минимальны: среди первых чрезмерной свою плату за электричество считают 43% опрошенных, среди вторых – 41% (приемлемой – 47% и 51% соответственно). При этом, согласно данным опроса, наличие электроплиты существенно увеличивает реальные ежемесячные расходы на оплату электроэнергии: так, до 200 рублей в месяц существенно чаще платят за электричество владельцы газовых плит, тогда как сумму от 300 рублей – те, у кого в доме установлены электроплиты.
О двухтарифной системе расчетов за электроэнергию известно немногим: только 16% опрошенных сказали, что "знают" о ней, еще 18% "что-то слышали" об этом. Большинство же (две трети опрошенных – 64%) услышали о нововведении в ходе опроса. Впрочем, среди москвичей и жителей мегаполисов (где двухтарифная система расчетов уже активно внедряется) уровень осведомленности существенно выше: в той или иной мере об этой новации информированы соответственно 68% и 47% опрошенных.
Привлекает двухтарифная система расчетов далеко не всех: только треть (32%) опрошенных предполагают, что лично им она помогла бы снизить расходы на электроэнергию; при этом хотели бы установить двухтарифный счетчик 23% опрошенных, не хотят – 13%. Возможно, не последнюю роль здесь играет необходимость оплачивать сам прибор учета и работы по его установке (о том, что порядок именно таков, респондентам сообщали в ходе опроса).
Половина участников опроса (48%) склонны думать, что никакого снижения расходов новая система расчетов за собой не повлечет.
Отметим, что обладатели электрических и газовых плит продемонстрировали одинаковый уровень заинтересованности в переходе на двухтарифную систему расчетов за электроэнергию. Никаких значимых различий между теми, кто считает свои расходы на оплату электроэнергии слишком большими, и теми, кто считает их приемлемыми, также не выявлено. А вот уровень осведомленности о двухтарифной системе расчетов, согласно данным опроса, имеет важное значение: те, кто "знает" об этой системе, значительно чаще всех остальных говорили, что она позволила бы лично им снизить расходы на электроэнергию (60% против 32% по выборке) и значительно чаще выражали желание установить себе двухтарифный счетчик (42% против 23% по выборке).
Елена Вовк