«Полит.ру» публикует эссе поэта и прозаика Алексея Цветкова «Корова соседа», вошедшее в цикл «Трансатлантический дневник». Он является своего рода продолжением передачи «Атлантический дневник», которую Алексей Цветков вел на радио «Свобода» в 1999–2003 годах, и представляет собой обзор интеллектуальной жизни США. В предлагаемом ниже тексте речь пойдет о некоторых особенностях российской журналистики, для которой событие зачастую становится только поводом для выражения собственных взглядов, а известное в советские годы равнение на США приобретает весьма причудливые формы. Материал опубликован на сайте русского проекта Института Катона.
Сейчас, наверное, об этом помнят немногие, но в годы перестройки некоторые из бывших советских газет пытались придать себе вид «настоящих». Они перешли на «смысловые» заголовки, а в тексте материалов старались по возможности избегать комментария.
Этот короткий период имитации западных стандартов быстро миновал, теперь практически все газеты, выходящие в России, перешли на привычный фельетонный формат, а употребление излюбленных терминов «якобы» и «пресловутый», приближается, в отличие от экономических показателей, к доперестроечному.
Самую резкую синусоиду проделала, пожалуй, газета «Известия» - в том смысле, что в течение какого-то времени ее даже можно было читать, но это время давно миновало. Деликатно напомню, что под газетой я подразумеваю ежедневное печатное издание, из которого можно узнать, что происходит в данный момент в стране и мире — не так оперативно, как скажем, по радио, но и не так поверхностно, как по телевидению.
Вот короткое сравнение. Зайдя 6 января 2009 года на сайт газеты New York Times, читатель мог почерпнуть оттуда, что главная мировая новость, по мнению редколлегии, состоит в том, что «По мере расширения израильского наступления в Газе число жертв возрастает». Это — точный перевод заголовка и одновременно сообщение о факте, как к нему ни относись. В том, что New York Times не пытался ввести нас в прискорбное заблуждение, можно было убедиться, открыв любую другую достаточно авторитетную газету, включая британские, немецкие, французские, а также израильские и арабские, какова бы ни была оценка событий.
Совсем иное дело — в альтернативной вселенной, где выходит газета «Известия». Там главная мировая новость в этот день была озаглавлена так: «Теперь и Америка знает, что ее ждет крах».
Неприятных для Америки новостей было в последние полгода немало, но, как явствовало из тонкой формулировки, имелось в виду нечто такое, о чем знал весь мир, кроме Америки. Речь, оказывается, идет о предсказаниях известного профессора Игоря Панарина — вот я и удержался от употребления слова «пресловутый», теперь надо уследить за «якобы».
У профессора в его странствующем цирке — всего один номер, с которым он гастролирует уже десяток лет. Он провозвещает конец Соединенных Штатов — не благостный какой-нибудь закат на покое и в скромном достатке, как это случилось с Великобританией, а гражданскую войну и распад страны. Притом в минимальные сроки: сейчас, когда подоспел глобальный экономический кризис, гражданская война по прогнозам Панарина начнется уже в текущем году, а распад он запланировал на будущий.
Новость, в качестве которой «Известия» подают панаринские пророчества, заключается в том, что о профессоре опубликована заметка в куда более респектабельной газете, Wall Street Journal. Новостная ценность этой заметки, как легко понять, не имеет отношения к глубине идей ее героя, а сводится к тому, что Панарину удалось выдать себя в России за «аналитика», представителя государственной мысли, и утвердиться в должности постоянного обитателя телеящика и газеты «Известия». Одно дело, когда речь идет просто о городском сумасшедшем, и совсем другое — когда он официально состоит в штате городских властей на должности идейного рупора, и на нем висит пожалованная бургомистром медаль. О неконтролируемых вспышках веселья, вызванных панаринскими идеями у большинства читателей WSJ, «Известия» деликатно умалчивают.
Не будучи отягощен личным знакомством с Игорем Панариным, я не берусь судить, какую долю в его аналитических выкладках, вернее выходках, составляет святая простота, а какую — чистое жульничество, но теоретически склоняюсь к мнению, что второе преобладает. Уж слишком все это напоминает традиционный русский способ разбогатеть: если у тебя нет ни одной коровы, а у соседа — одна, то падеж соседской равносилен тому, что у тебя стало на одну больше. Дело в том, что любой вариант краха США в мечтах Панарина неизбежно ведет к возвеличению России, поднятию ее с того или иного колена.
Тут важны не теории, а сам способ их построения, в котором, конечно, важнейшую роль играет выстраивание несуществующих аргументов. Интернет дает простой способ решения проблемы источников: ссылка. Но «Известия» предпочитают ссылаться исключительно на себя, по формуле Звонаря в «Охоте на Снарка» у Льюиса Кэррола: то, что я скажу трижды — правда.
Уже упомянутая заметка от 6 января содержит ссылку на интервью Панарина угадайте какой-газете, в котором тоже есть ссылка на заметку Анастасии Савиных о докладе Национального совета США по делам разведки с прогнозами на 2025 год. Никакой ссылки на сам доклад в заметке, конечно, нет. Зато приводится, якобы из него (увы, все-таки «якобы»), утверждение о том, что «через каких-то 17 лет Россия в компании Китая и Индии может оттеснить Америку и ворваться в пятерку самых мощных и влиятельных держав мира».
Даже среди читателей «Известий» может порой отыскаться кто-нибудь дотошный вроде меня, кто учинит поиск и убедится, что подобного утверждения доклад не содержит. Вот что в нем сказано на самом деле.
«При высоких ценах на нефть и газ крупные экспортеры, такие как Россия и Иран, существенно повысят уровень своей национальной мощи, и ВВП России потенциально может приблизиться к уровню Соединенного Королевства и Франции. Продолжительное падение цен, к которому может привести фундаментальный переход на новые источники энергии, может послужить причиной долгосрочного упадка для стран-производителей как игроков на международной и региональной сцене».
То есть, как у Ильфа и Петрова, не в лотерею, а в преферанс, и не выиграл, а проиграл. Но все-таки близко.
В целом аргументация теории Игоря Панарина делает честь интеллекту аксолотля, но я вовсе не склонен доказывать здесь свое превосходство над аксолотлями. Меня, скорее, интересует вот аргумент от прибавочной коровы: каким образом падеж захворавшей американской мог бы пойти на пользу воображаемой российской?
Вот опять же этот доклад разведки, вернемся к нему на минуту. Там действительно описывается вариант выхода России в ряды самых развитых стран мира, и даже не обязательно за счет иссякновения американской говядины. Просто если Россия будет способствовать свободному развитию бизнеса и диверсификации, такой вариант исключить нельзя. Но Анастасию Савиных с панаринской дистанции не собьешь: «Такими «страшилками» нас не запугаешь». И то правда — с чего это вдруг работать, диверсифицировать там чего-то? Савиных ссылается все на ту же американскую разведку, по предположению которой всемирное потепление «подкачает сдувшиеся было сырьевые мускулы» России. Вот где спрятан секрет поднятия с колен. Это в каком же органе такие мускулы дислоцированы?
Я — не американская разведка, и у меня нет никакой охоты прогнозировать будущее страны, которая надеется выйти в мировые лидеры посредством всемирного потепления, то есть путем лежания на печи, что уже не раз промелькнуло в народных мечтах в былые времена. Но я помню кое-что из прошлого. Тогда мы подозревали, что у нас в стране что-то не так, что наши газеты нам многое недоговаривают, и что в окружающем мире происходит не совсем то, о чем эти газеты пишут. Некоторые из нас даже получили возможность убедиться в справедливости этих подозрений. Но все же я отчетливо помню, что Хрущев Никита Сергеевич, к примеру, мечтал о временах, когда Россия обгонит Америку по производству молока и масла, хотя, конечно, весь секрет опять-таки к коровам не сводился. Если бы ему какой-нибудь референт предложил план построения коммунизма путем сокращения американских надоев, такого наверняка отправили бы на Канатчикову дачу, и это в лучшем случае.
Сегодня потенциальные пациенты моей юности делают ставку именно на такие варианты, закрывая глаза на тот факт, что Америке придется изрядно потрудиться, если она всерьез намерена пропустить Россию вперед. По последним статистическим данным, экономический кризис в самой России американскому ничем не уступит, и траектория экономического спада сравнима с первыми годами войны, а заместитель министра внутренних дел обещает гражданские беспорядки. Можно, конечно, пообещать курицу в каждом горшке. А можно утешить дешевле, намекнув, что и другим ничего, кроме капусты, не светит.
У меня нет гарантий, что Америка выйдет из нынешнего кризиса невредимой, а ее мировое лидерство в любом случае величина переменная. Но у меня есть вера, потому что я хорошо помню, что из предыдущих кризисов, в том числе и более жестоких, Америка все-таки выходила не путем всемирного потепления или подкачки сырьевых мускулов. И я, конечно же, уверен, что никто в США не желает россиянам ни голода, ни холода, ни гражданской войны ради вероятного поднятия с собственных американских колен.