Над темой номера работал Владимир Мукомель
![]() |
Урал Тансыкбаев Портрет Ташкенбаева (1927) |
В 90-е годы приток в Россию мигрантов избывших союзных республик СССР сократился
В 1990-е годы среди факторов, формирующихприрост населения России, необычно большоеместо заняла миграционная составляющая.Чистая миграция в Россию из новыхнезависимых государств, возникших прираспаде СССР, более чем вдвое превысиласоответствующий показатель предыдущегодесятилетия. Часто думают, что этот рост былследствием резко выросшего притоканаселения в Россию, однако такое мнениеошибочно. Необычно большим приток былтолько в 1994 году - в целом же за 1991-2000 годы изновых независимых государств в Россиюприбыло меньше иммигрантов, чем за 1981-1990, но,так как выбытие из России в эти государствасократилось еще больше, миграционныйприрост увеличился с 1,7 до 3,8 миллионачеловек. Общий же "оборот миграции" (суммаприбывших и выбывших) между Россией идругими бывшими республиками СССР сильноуменьшился (см. табл. 1 и рис.1).
Таблица 1. Миграционный оборот междуРоссией и другими бывшими союзнымиреспубликами СССР в 80-е и 90-е годы, вмиллионах человек
= | 1981-1990 | 1991-2000 |
Прибыло в Россию | 8,9 | 6,9 |
Выбыло из России | 7,2 | 3,1 |
Миграционный оборот | 16,1 | 10,0 |
Миграционный прирост | 1,7 | 3,8 |
Рисунок 1. Миграционный обмен междуРоссией и другими бывшими республикамиСССР, 1980-2000
Особенно большой спад миграционныхпотоков произошел в конце 1990-х годов: в 2000 г.в Россию прибыло 350 тысяч человек - в 3,3 разаменьше, чем в пиковом 1994 году (табл. 2).
Таблица 2. Миграционный обмен междуРоссией и другими бывшими республикамиСССР в 90-е годы, в тысячах человек, по годам
Год | Прибыло в Россию из стран СНГ и Балтии | Выбыло из России в страны СНГ и Балтии | Оборот миграции | Миграционный прирост |
1990 | 913 | 626 | 1541 | 287 |
1991 | 692 | 587 | 1281 | 105 |
1992 | 926 | 570 | 1498 | 356 |
1993 | 923 | 369 | 1294 | 554 |
1994 | 1146 | 232 | 1380 | 915 |
1995 | 842 | 229 | 1073 | 612 |
1996 | 631 | 191 | 825 | 440 |
1997 | 583 | 149 | 734 | 433 |
1998 | 495 | 133 | 630 | 362 |
1999 | 367 | 130 | 498 | 237 |
2000 | 350 | 83 | 433 | 267 |
Но новых иммигрантов пока ждать большенеоткуда
Несмотря на сокращение притокаприбывающих в Россию из стран СНГ и Балтии,эти страны все же остаются наиболеевероятными поставщиками иммигрантов наближайшие годы. Пока это единственныйреальный источник восполнениядемографических потерь России: вмиграционном обмене с развитыми странамиРоссия теряет население (см. рис. 2), афорсирование иммиграции из стран "третьегомира" возможно, но по совокупностиэкономических и политических условий вближайшем будущем маловероятно.
Рисунок 2. Россия в миграционном обмене состранами "ближнего" и "дальнего"зарубежья. Чистая миграция, 1980-2000, в тысячахчеловек
Сейчас большинство иммигрантов -русскоязычные, среди них преобладаютрусские и представители других народовРоссии. Главной причиной их иммиграции (репатриации)в Россию служат трудности адаптации к новымсоциально-политическим и экономическимреалиям в странах, где они оказались послераспада СССР. С другой стороны, отсутствиеязыковых и культурно-бытовых проблем,общность менталитета, образования и другиефакторы облегчают их адаптацию кроссийским условиям. Репатриацияроссийских соотечественников из новыхнезависимых государств стала важнейшейкомпонентой миграционных процессов России1990-х годов.
Насколько, однако, можно рассчитывать наприток иммигрантов из "ближнего зарубежья"в будущем? Ведь в действительности, как мывидели, он снижается.
Это снижение во второй половине 1990-х годовбыло вызвано рядом причин: относительнойстабилизацией в зонах этнополитических ирегиональных конфликтов, откуда в начале1990-х годов прибывала основная частьиммигрантов; ужесточением российскогозаконодательства, регламентирующегопредоставление статуса беженца ивынужденного переселенца; трудностями, скоторыми сталкивались переселенцы в ходесоциально-экономической адаптации в России;осознанием негативных последствийчрезмерного оттока эмигрантов дляобеспечения социально-политическойстабильности руководством новыхнезависимых государств; военнымидействиями в Чечне, отвратившими отпереезда многие семьи. Некоторые из этихпричин преходящие и со временем могутотпасть; другие, напротив, могутпревратиться в постоянно действующие, вустойчивый фактор сдерживания миграции вРоссию.
Но помимо всего прочего не последнююроль в сокращении притока иммигрантовиграет и постепенное исчерпываниемиграционного потенциала в странах СНГ иБалтии, ведь значительная частьпотенциальных иммигрантов уже выехала вРоссию в предшествующие годы. Что мы знаемсейчас об оставшемся миграционномпотенциале?
Иногда приводятся очень высокие егооценки, говорят о 20 миллионах человек,готовых переехать в Россию, - такую цифруназывали бывший глава ФМС России С.Хетагурови нынешний министр по делам Федерации,национальной и миграционной политике А.Блохин(1). Насколько обоснованы такие оценки?
Миграционный потенциал новых независимыхгосударств
Миграционный потенциал "новогозарубежья" v максимально возможная наданный момент численность потенциальныхмигрантов, которые могут выехать из этихстран при сохранении значимости иструктуры выталкивающих и привлекающихфакторов.
Миграционный потенциал стран "ближнегозарубежья" определяется численностью иособенностями миграционных установокпредставителей различных этнических групп:русских, других этнических группроссийского происхождения, титульныхнародов стран СНГ и Балтии, живущих вне "своих"государств, коренных этносов страныпроживания.
Миграционный потенциал как некаявозможность миграционной активностинаселения и его реализация в миграционномповедении населения могут разительноотличаться: между стремлением выехать изстраны и возможностью его реализацииогромная дистанция. Многие потенциальныемигранты не могут покинуть государстворезиденции по экономическим, политическимили иным мотивам. В то же время вчрезвычайных обстоятельствах реальныемиграционные потоки могут превышатьрасчетный миграционный потенциал: вусловиях войны, вооруженного конфликта или,тем паче, погрома бегут все, включая и тех,кто и помыслить не мог о переезде.
Миграционный потенциал русских и другихроссийских народов
Основу миграционного потенциала странСНГ и Балтии составляют российскиесоотечественники v в первую очередьрусские и представители других российскихэтнических групп.
Под понятием "соотечественники за рубежом" (далее - соотечественники) подразумеваются:
Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24.05.99 ¦=99-ФЗ. Ст.=1 ч.=2.
В двух первых колонках табл. 3 приведеныоценки числа русских и представителейдругих российских этнических групп (ккоторым, наряду с коренными для РоссийскойФедерации, отнесены также немцы, евреи икорейцы), живущих сейчас в странах СНГ иБалтии. Эти оценки сделаны с учетомматериалов переписей, проведенных вАзербайджане, Белоруссии, Казахстане,Киргизии (1999), Латвии, Эстонии иТаджикистане (2000), а также последнихсделанных экспертами оценок числа русскихв "ближнем зарубежье".
Однако численность v это лишь один фактор,предопределяющий миграционный потенциалрусских и представителей других российскихэтнических групп. Другой, не менее важныйфактор v их установки на выезд из страныпроживания.
Такие установки изменчивы и определяются,в первую очередь, реальной ситуацией как всоответствующих странах, так и в России.Существенное влияние на миграционныеустановки оказывает и возрастсоотечественников: пожилые люди менееподвижны и многие из них, особенно одинокие,настроены дожить свой век на малой родине,где прошла их сознательная жизнь, гденаходятся могилы родных и близких.
Практически единственный источник оценокмиграционных установок v социологическиеобследования. Такие обследованияпроводились в разных странахпостсоветского пространства, но, ксожалению, сопоставимость результатовобследований, осуществляемых часто поразной методике, не всегда обеспечивается.Кроме того социологические опросызачастую дают завышенное представление оготовности респондентов к переезду.Выражая такую готовность, они могут непредставлять всех сложностей, связанных сосменой условий и образа жизни, а такжеподспудно надеяться на внешнюю поддержку - со стороны России, государства проживания,международных организаций и т.д. Cледуетсогласиться с В. Переведенцевым в том, чтопроективные вопросы, задаваемые в ходесоциологических исследований, даютнечеткую картину (2).
Учитывая вышесказанное, приводимые в табл.3 оценки миграционного потенциала русских идругих российских этнических групп встранах СНГ и Балтии могут рассматриватьсякак максимально возможная численностьпотенциальных эмигрантов из государств ихнынешней резиденции (3).
Таблица 3. Оценка миграционногопотенциала русских и других российскихэтнических групп в странах СНГ и Балтии,тысяч человек
Страна прожи- вания | Численность российских этнических групп 2000 (1999) | Доля потенциальных эмигрантов, в процентах | Численность российских этнических групп - потенциальных иммигрантов в Россию | ||||
Русские* | Другие россий- ские этносы*** | Русские | Другие россий- ские этносы | Русские | Другие россий- ские этносы | Всего | |
Украина | 10800** | 350 | 5 | 5 | 540 | 18 | 558 |
Белоруссия | 1142 | 68 | 4 | 4 | 46 | 3 | 48 |
Молдавия | 501 | 30 | 12 | 12 | 60 | 4 | 64 |
Закавказье | 290 | 334 | = | = | 58 | 27 | 85 |
Армения | 8 | 1 | 20 | 20 | 2 | 0 | 2 |
Азербайджан | 142 | 303 | 20 | 7 | 28 | 21 | 50 |
Грузия | 140 | 30 | 20 | 20 | 28 | 6 | 34 |
Казахстан | 4480 | 750 | 38 | 24 | 1702 | 180 | 1882 |
Средняя Азия | 2061 | 627 | = | = | 615 | 133 | 748 |
Киргизия | 603 | 77 | 34 | 31 | 205 | 24 | 229 |
Таджикистан | 68 | 25 | 46 | 46 | 31 | 12 | 43 |
Туркменистан | 240 | 55 | 38 | 40 | 91 | 22 | 113 |
Узбекистан | 1150 | 470 | 25 | 16 | 288 | 75 | 363 |
Страны Балтии | 1340 | 55 | = | = | 101 | 5 | 107 |
Латвия | 700 | 30 | 8 | 10 | 56 | 3 | 59 |
Литва | 290 | 10 | 6 | 8 | 17 | 1 | 18 |
Эстония | 350 | 15 | 8 | 10 | 28 | 2 | 30 |
Итого | 20614 | 2214 | 3123 | 369 | 3492 |
Примечания:
* Источник: М.Тульский. Истинное лицо демографической катастрофы // "Независимая газета", 19 июля 2001, с.5.
**Источник: www.allworld.wallst.ru. Оценка М. Тульского (9,1 миллиона человек) представляется заниженной.
*** Оценка автора.
Таким образом, миграционный потенциалрусских, проживающих в новых независимыхгосударствах, составляет чуть более 3,1миллиона человек, других российскихэтнических групп - около 0,4 миллиона, общиймиграционный потенциал этих двух категорийнаселения - 3,5 миллиона человек. Эта оценка -скорее завышенная, чем заниженная: смомента проведенных обследований прошлозначительное время, и установки наэмиграцию, вероятно, снизились ввидуизменившихся социально-политических иэкономических условий, адаптации и отъездачасти потенциальных эмигрантов. Ясно,однако, что он достаточно далек от 20миллионов человек, называемых некоторымиполитиками.
Полученные нами оценки миграционногопотенциала не отличаются кардинально отоценок Ж. Зайончковской (4 миллиона человек,из которых на долю России можно отнести 3-3,5миллиона человек (4)).
Основной миграционный потенциалроссийских этносов сосредоточен кнастоящему времени в Казахстане, СреднейАзии и Украине. Особую значимость играетмиграционный потенциал Центральной Азии: вотличие от украинско-российскогонаправления, где приток иммигрантов вРоссию уравновешивается встречным потоком,иммиграция из Центральной Азии носитодносторонний характер. В 1990-1999 годах нетто-миграциярусских из бывших союзных республиксоставила 3 миллиона человек, из которых 1085тысяч приходится на Казахстан и 431 тысячи - на Узбекистан. В 1999 году в Россию прибыло 202тысячи русских и 30 тысяч представителейдругих народов Российской Федерации, из них138 тысяч - из Казахстана и Узбекистана.Встречный поток на порядок меньше - 22 тысячичеловек.
Ключевая проблема v оценка миграционногопотенциала русских и представителей другихроссийских народов в Казахстане и в СреднейАзии, в первую очередь v в Узбекистане. Ж.Зайончковская оценивает реальныймиграционный потенциал русских вКазахстане не более чем в 2 миллиона человек,государств Средней Азии v в 1,5 миллиона. Помнению Е. Садовской, потенциал миграциирусскоязычного населения из Казахстананесколько ниже - 1,5 миллиона человек. (Подругим данным v 1,2-1,5 миллиона человек, изкоторых 1-1,2 миллиона придется на Россию (5)).
Миграционный потенциал других народовстран СНГ и Балтии
По мере исчерпания миграционногопотенциала русских и представителей другихроссийских народов все большее значениеприобретает миграционный потенциалостальных народов стран СНГ и Балтии. Ужесейчас около 37% иммигрантов из новыхнезависимых государств составляютпредставители титульных и других народовэтих государств.
Особо мобильны этнические группы,принадлежащие к титульным национальностямгосударств СНГ и Балтии, но проживающие вдругих государствах (украинцы вУзбекистане, белорусы в Казахстане и т.д.).
К сожалению, их установки на эмиграцию изгосударств резиденции еще менее изучены,чем установки российских народов, а междуразными оценками существуют расхождения (например,согласно опросу Г. Витковской, миграционныеустановки украинцев Казахстана несколькониже, чем полученные при другом опросе,проведенном в то же время украинскимиисследователями (6)). Неизвестна и общаячисленность представителей титульныхнациональностей бывших союзных республик,проживающих в других государствах. Какизвестно, по переписи населения 1989 года, запределами "своих" союзных республик вСССР проживало, если не считать русских, 18миллионов представителей титульныхнациональностей союзных республик, в томчисле более 10 миллионов v за пределамиРоссии (7). Но после 1989 года имели местозначительные миграционные перемещения,стягивание населения в "свои" государства,и сегодня общая численность этой группынаселения в странах СНГ и Балтии составляет,вероятно, не более 8 миллионов человек, а еемиграционный потенциал (с точки зрениявозможностей его прибытия в Россию) можетбыть оценен примерно в 1 миллион человек.
Наконец, последняя группа потенциальныхмигрантов - коренные народы страныпроживания (например, казахи, дунгане и др. вКазахстане). В первую очередь кпотенциальным мигрантам относятсяпредставители русскоязычных группнаселения соответствующих стран, смешанныесемьи, один или несколько членов которых - русские или представители других народовРоссии, а также имеющие родственников вРоссии. Оценивая возможности этих стран какпотенциального источника иммиграции вРоссию, следует учитывать большие различиямежду ними. Особенно большой миграционныйрезервуар представляет собойЦентральноазиатский регион, переживающийдемографический взрыв. Сейчас подвижностькоренного населения здесь низка, однако онанаверняка будет увеличиваться, особенноесли будет расти экономическаяпритягательность России. В силузначительной численности населения этогорегиона (около 100 миллионов человек), егомиграционный потенциал довольносущественен. Другой возможный источникиммиграции в Россию v украинцы, особеннорусскоязычные, живущие в Украине, хотя покао перспективности этого источника судитьтрудно.
Миграционный потенциал коренныхэтнических групп государств СНГ и Балтиисоставляет, по нашей оценке, не менее 3миллионов человек.
В отличие от представителей российскихнародов, обычно стремящихся к переселению вРоссию на постоянное жительство,представители других народов стран СНГ иБалтии зачастую ориентированы на временнуюэкономическую миграцию, иногда сезонную.
Сколько потенциальных мигрантов сможет привлечь Россия?
Итак, эмиграционный потенциал стран СНГ иБалтии на ближайшие 6-8 лет, по нашей оценке,составляет 7,5 миллиона человек, включая 3,1миллиона русских, 0,4 миллионапредставителей других российскихэтнических групп, 1 миллион человек,принадлежащих к титульным национальностямстран СНГ и Балтии, но не страны резиденции,и 3 миллиона человек v других,преимущественно коренных этнических группстраны проживания.
Нельзя, однако, утверждать, чтомиграционные планы всех этих людейобязательно окажутся ориентированными наРоссию. Для потенциальных мигрантов,принадлежащих к коренным этническимгруппам стран Центральной Азии, значимымиявляются также и другие государства этогорегиона, для государств Балтии, Украины иМолдавии - страны "дальнего" зарубежья.Численность потенциальных иммигрантов вРоссию будет отличаться от полученныхоценок на число потенциальных мигрантов,которые могут переехать в другие страны СНГ(в первую очередь в Украину и Белоруссию) илив государства "дальнего" зарубежья.
Если исходить из того, что Россия сможетиспользовать миграционный потенциалроссийских народов на 85%, представителейтитульных национальностей стран СНГ иБалтии, но не государств резиденции - на 70% иэтнических групп государств проживания - примерно на половину, то "иммиграционныйресурс" России в бывших республиках СССРможно оценить в 5,2 миллиона человек, изкоторых 3 миллиона v соотечественники,имеющие этнические и культурные корни вРоссии (табл. 4).
Таблица 4. Миграционный потенциал странСНГ и Балтии, ориентированный на Россию
Этнические группы | Миграционный потенциал, всего миллионов человек | Максимальная доля ориентированных на Россию, в процентах | Миграционный потенциал, ориентированный на Россию, миллионов человек |
Русские | 3,1 | 85 | 2,7 |
Другие российские этносы | 0,4 | 85 | 0,3 |
Представители титульных этносов стран СНГ и Балтии, живущие вне своих стран | = 1,0 | = 70 | = 0,7 |
Коренные этносы стран СНГ и Балтии, живущие в своих странах | = 3,0 | = 50 | = 1,5 |
Итого | 7,5 | = | 5,2 |
В перспективе структура миграционногопотенциала будет меняться: по мереисчерпания миграционного потенциалаживущих в "ближнем зарубежье" российскихэтнических групп все большую его частьбудут составлять коренные этническиегруппы стран СНГ и Балтии.
Прогноз миграционного обмена России состранами СНГ и Балтии
При прогнозировании миграционного обменаРоссии со странами СНГ и Балтии наближайшие пять лет (2002-2006) были приняты трисценария, различающиеся темпамиэкономического развития России и новыхнезависимых государств, уровнемполитической стабильности напостсоветском пространстве. Все этиварианты v "стихийные", сценарийгосударственного стимулирования притокаиммигрантов в Россию не рассматривался.
Это объясняется тем, что Россия, по нашемумнению, пока не готова к такомустимулированию ни экономически, нипсихологически. Широко распространеномнение, что привлечение миграционногопотенциала соотечественников не требуетсущественных вложений. Министр по деламФедерации, национальной и миграционнойполитики России А. Блохин, например, заявилнедавно: "Именно в этом мобильномпотенциале, обустройство которогопотребует минимальных затрат,заинтересована Россия". Логика министратакова: во-первых, иммигранты располагаютопределенными средствами, во вторых,большинство из них (80%) не обращаются вмиграционные службы, а сами обустраиваютсяв России (8).
Но какой резон обращаться за помощью, зная,что эти жалкие крохи не стоят времени,затраченного на их получение? И так ли ужмалы действительные "минимальные затраты"?
По расчетам самого же ведомства,возглавляемого А. Блохиным, стоимостьсоздания одного рабочего места составляетне менее 60 тысяч рублей в ценах 2001 года,стоимость строительства 1 кв. м общейплощади жилья v 4,4 тысячи рублей в ценах на1.01.2001 г. (9). Нетрудно подсчитать, что толькодля трудового и жилищного обустройства 1миллиона иммигрантов необходимо затратить102 млрд. рублей, в том числе 79 млрд. на жилье и23 млрд. рублей на создание рабочих мест (израсчета 1,5 рабочего места на семью). Этобольше, чем расходы федерального бюджета наобразование, здравоохранение,фундаментальные исследования, культуру иискусство вместе взятые.
Очевидно, что лишних 3,5 млрд. долларов вбюджете России в обозримом будущем не будет,а ведь потребуются еще затраты насоциальное обеспечение иммигрантов, ихмедицинское обслуживание, образование и т.д.Так что ни о какой целенаправленной иширокомасштабной миграционной политикеРоссии по привлечению соотечественников изстран СНГ и Балтии не может быть и речи вближайшие годы. (Хотя стимулированиепритока иммигрантов, на порядок меньшего,нельзя исключать.) ЛиквидацияПравительственной комиссии помиграционной политике и отказ отФедеральной миграционной программы (2001 г.)символичны: исполнительная власть нечислит миграционную политику в рядуприоритетов своей деятельности.
Этот вариант предполагает упрочениесоциально-политической стабильности напостсоветском пространстве, сохранениесложившихся различий экономическогоразвития России и других новых независимыхгосударств, наличие благоприятнойэкономической конъюнктуры и темпов ростаВВП, несколько меньших, чем в 1999-2000 годах.
Предполагается, что интенсивностьпритока иммигрантов и оттока эмигрантовразных этнических групп из стран СНГ иБалтии стабилизировалась, ее величинасохранится на уровне 1998-2000 годов. Социально-политическаяобстановка в странах СНГ и Балтии неподвергается серьезным изменениям иостается стабильной.
Таблица 5. Прогноз миграционного обменаРоссии со странами СНГ и Балтии на 2002-2006годы, инерционный вариант, в тысячахчеловек
Страна | Имми- гранты, всего | В том числе: | Эми- гранты, всего | Сальдо мигра- ции | |||
русские | предста- вители других этниче- ских групп России | титуль- ные народы, живущие не в своих странах | корен- ные народы страны прожи- вания | ||||
Украина | 395 | 230 | 14 | 11 | 140 | 281 | 114 |
Белоруссия | 55 | 30 | 2 | 4 | 19 | 90 | -35 |
Молдавия | 45 | 22 | 1 | 9 | 13 | 20 | 25 |
Закавказье | 235 | 38 | 31 | 33 | 133 | 42 | 193 |
Азербайджан | 73 | 15 | 7 | 3 | 48 | 18 | 55 |
Армения | 72 | 4 | 1 | 2 | 65 | 11 | 61 |
Грузия | 90 | 19 | 23 | 28 | 20 | 13 | 77 |
Казахстан | 668 | 475 | 70 | 95 | 28 | 122 | 546 |
Средняя Азия | 392 | 254 | 71 | 36 | 31 | 56 | 336 |
Киргизия | 50 | 35 | 6 | 6 | 3 | 18 | 32 |
Таджикистан | 58 | 25 | 9 | 7 | 17 | 8 | 50 |
Туркменистан | 40 | 26 | 6 | 6 | 2 | 6 | 34 |
Узбекистан | 244 | 168 | 50 | 17 | 9 | 24 | 220 |
Балтия | 16 | 14 | 0 | 1 | 1 | 8 | 8 |
Латвия | 9 | 8 | 0 | 1 | 0 | 3 | 6 |
Литва | 4 | 3 | 0 | 0 | 1 | 3 | 1 |
Эстония | 3 | 3 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 |
Итого | 1806 | 1063 | 189 | 189 | 365 | 619 | 1187 |
По инерционному варианту прогноза, втечение ближайших пяти лет в Россию будетпривлечена четвертая часть миграционногопотенциала стран СНГ и Балтии. Из 1,8миллиона иммигрантов из новых независимыхгосударств 1,25 миллиона человек v русские ипредставители других российскихэтнических групп. Среди эмигрантов в новыенезависимые государства они составляютоколо 370 тысяч человек. Наиболее мощныевстречные потоки ожидаются в Украину - около 155 тысяч человек, Казахстан v 95 тысячи Белоруссию v 50 тысяч человек.
2-й вариант: экономический бум в России
По этому варианту ожидается увеличениеразличий в экономическом развитии России идругих стран СНГ за счет опережающих темповроста российской экономики (на уровне 1999-2000годов, когда прирост объемов промышленногопроизводства составлял 8-9%, а ВВП - до 8,3%) вусловиях социально-политическойстабильности на постсоветскомпространстве.
В соответствии с такими ожиданиямиприняты следующие гипотезы:
Таблица 6. Прогноз миграционного обменаРоссии со странами СНГ и Балтии на 2002-2006годы, вариант российского экономическогобума, в тысячах человек
Территория | Имми- гранты, всего | В том числе: | Эми- гранты, всего | Сальдо мигра- ции | |||
русские | предста- вители других этни- ческих групп России | титуль- ные народы, живущие не в своих странах | корен- ные народы страны прожи- вания | ||||
Украина | 783 | 500 | 24 | 19 | 240 | 472 | 311 |
Белоруссия | 121 | 70 | 4 | 8 | 39 | 105 | 16 |
Молдавия | 78 | 45 | 2 | 13 | 18 | 34 | 44 |
Закавказье | 415 | 70 | 48 | 57 | 240 | 108 | 307 |
Азербайджан | 130 | 35 | 10 | 5 | 80 | 39 | 91 |
Армения | 118 | 5 | 1 | 2 | 110 | 32 | 86 |
Грузия | 167 | 30 | 37 | 50 | 50 | 37 | 130 |
Казахстан | 1045 | 720 | 120 | 145 | 60 | 230 | 815 |
Средняя Азия | 745 | 445 | 127 | 68 | 105 | 175 | 570 |
Киргизия | 93 | 55 | 9 | 9 | 20 | 41 | 52 |
Таджикистан | 111 | 40 | 18 | 13 | 40 | 22 | 89 |
Туркменистан | 107 | 70 | 15 | 12 | 10 | 20 | 87 |
Узбекистан | 434 | 280 | 85 | 34 | 35 | 92 | 342 |
Балтия | 46 | 27 | 5 | 6 | 8 | 33 | 13 |
Латвия | 23 | 14 | 2 | 3 | 4 | 15 | 8 |
Литва | 15 | 8 | 2 | 2 | 3 | 11 | 4 |
Эстония | 8 | 5 | 1 | 1 | 1 | 7 | 1 |
Итого | 3233 | 1877 | 330 | 316 | 710 | 1157 | 2076 |
Согласно расчетам, среди иммигрантовбудут преобладать русские и представителидругих этнических групп российскогопроисхождения. Однако неудовлетворенныйспрос на рабочую силу, особенномалоквалифицированную инеквалифицированную, привлекает в Россиюне только соотечественников: притокиммигрантов, принадлежащих к кореннымэтническим группам государств проживания,будет расти более высокими темпами, чемприток соотечественников. Особозначительно возрастет, по сравнению синерционным вариантом, приток украинцев,казахов, титульных народов государствСредней Азии.
Масштабное вовлечение в миграционныепроцессы все новых контингентов несколькоснизит адаптационные возможностииммигрантов, численность которых будетувеличиваться меньшими темпами, чемвстречный поток эмигрантов.
Огромную роль играют возросшие масштабымиграционного обмена с Украиной: в отличиеот Казахстана и среднеазиатских государств,откуда прибывают и будут прибывать восновном репатрианты, российско-украинскиемиграционные потоки будут формироватьсяпод влиянием социально-экономическойконъюнктуры в этих странах. Социально-экономическаяприрода миграционного обмена с Украинойопределяет соразмерный поток встречныхмигрантов, что характерно для стабильнойсоциально-политической и экономическойобстановки. Из 1,2 миллиона эмигрантов встраны СНГ и Балтии свыше 470 тысяч (40%), какпредполагается, выедут в Украину, в томчисле 245 тысяч русских и 200 тысяч украинцев.
Определяющий вклад в миграционныйприрост России в этот период внесутконтингенты русских из Казахстана (560 тысяччеловек, 27% миграционного прироста), изУкраины (255 тысяч человек, 12% сальдо миграции),из Узбекистана (225 тысяч человек, 11%миграционного прироста), титульные народыгосударств Закавказья (170 тысяч человек, 8%сальдо миграции), украинцы, корейцы и немцыиз Казахстана.
Увеличивающийся разрыв в уровне доходов,получаемых в России, по сравнению с другимистранами СНГ, стимулирует приток трудовыхмигрантов из государств Содружества.Численность последних возрастет до 4-6миллионов человек. (По оценкам, численностьнезаконных трудовых мигрантов - аподавляющее большинство трудовыхмигрантов из стран СНГ и Балтии работают вРоссии, не имея на то законных оснований -составляет от 2,5 до 3,5 миллиона человек, изкоторых около 1/3-1/2 v нелегальные мигрантыих стран дальнего зарубежья.)
3-й вариант: эскалация политическойнапряженности в Центральной Азии
К сожалению, нельзя исключить и такойвариант, предполагающий ростфундаменталистских и экстремистскихнастроений в центральноазиатскихгосударствах СНГ, вспышку и эскалациювооруженного конфликта (конфликтов) в этомрегионе; некоторое опережение социально-экономическогоразвития России по сравнению с другиминовыми независимыми государствами,незначительное возрастание различий вуровне жизни России и других стран СНГ.
В соответствии с этим вариантомпредполагается следующий сценарийразвития событий:
Такой сценарий предполагает всплесквынужденных миграций в субрегионе и за егопределы, в первую очередь v в Россию, нарядус русскими и представителями другихроссийских этносов активно выезжаеткоренное население Центральной Азии .
Таблица 7. Прогноз миграционного обменаРоссии со странами СНГ и Балтии на 2002-2006годы, вариант эскалации политическойнапряженности в Центральной Азии, в тысячахчеловек
Территория | Имми- гранты, всего | В том числе: | Эми- гранты, всего | Сальдо мигра- ции | |||
русские | предста- вители других этниче- ских групп России | титуль- ные народы, живущие не в своих странах | корен- ные народы страны прожи- вания | ||||
Украина | 589 | 365 | 19 | 15 | 190 | 377 | 213 |
Белоруссия | 88 | 50 | 3 | 6 | 29 | 98 | -10 |
Молдавия | 62 | 34 | 2 | 11 | 16 | 27 | 35 |
Закавказье | 325 | 54 | 40 | 45 | 187 | 75 | 250 |
Азербайджан | 102 | 25 | 9 | 4 | 64 | 29 | 73 |
Армения | 95 | 5 | 1 | 2 | 88 | 22 | 74 |
Грузия | 129 | 25 | 30 | 39 | 35 | 25 | 104 |
Казахстан | 1180 | 780 | 130 | 170 | 100 | 215 | 965 |
Средняя Азия | 1306 | 700 | 183 | 163 | 260 | 184 | 1122 |
Киргизия | 245 | 120 | 25 | 30 | 70 | 50 | 195 |
Таджикистан | 150 | 40 | 15 | 15 | 80 | 23 | 127 |
Туркменистан | 146 | 90 | 18 | 18 | 20 | 16 | 130 |
Узбекистан | 765 | 450 | 125 | 100 | 90 | 95 | 670 |
Балтия | 31 | 21 | 3 | 4 | 5 | 21 | 11 |
Латвия | 16 | 11 | 1 | 2 | 2 | 9 | 7 |
Литва | 10 | 6 | 1 | 1 | 2 | 7 | 3 |
Эстония | 6 | 4 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 |
Итого | 3581 | 2003 | 379 | 414 | 786 | 996 | 2585 |
Иммиграция в Россию из новых независимыхгосударств делится на три соразмерныхпотока: снижающийся, по сравнению спредыдущим вариантом, приток иммигрантовиз европейских стран СНГ и Балтии,практически неизменный поток мигрантов изКазахстана и резко возросший притокмигрантов из государств Средней Азии.
Вынужденные миграции изцентральноазиатского региона с лихвойкомпенсируют снижение иммиграции изевропейских стран постсоветскогопространства: сальдо миграции составляетсвыше 2,5 миллиона человек (против 2,1миллиона человек по предыдущему варианту),из которых 80 % приходится на Казахстан иСреднюю Азию.
Социально-экономическая обусловленностьмиграций в европейской частипостсоветского пространства и отчасти вКазахстане повлечет всплеск трудовыхмиграций, хотя и не в таких масштабах, как попредшествующему варианту прогноза (до 3-3,5миллиона человек).
Сравнение трех вариантов прогноза
По нашим оценкам, при различных вариантахразвития миграционной ситуациисреднегодовое сальдо миграции РоссийскойФедерации со странами СНГ и Балтии можетварьироваться (округленно) в пределах от 240 до520 тысяч человек (табл. 8).
Таблица 8. Варианты прогнозамиграционного обмена России со странамиСНГ и Балтии в 2002-2006 годах, в среднегодовомисчислении, в тысячах человек
Этнические группы | 1-й вариант | 2-й вариант | 3-й вариант |
Прибыло | |||
Русские | 213 | 375 | 401 |
Представители других этносов России | 38 | 66 | 76 |
Титульные народы, живущие не в своих странах | 38 | 63 | 83 |
Коренные народы стран проживания | 73 | 142 | 157 |
Всего | 361 | 647 | 716 |
Выбыло | |||
Русские | 65 | 119 | 102 |
Представители других этносов России | 8 | 17 | 14 |
Титульные народы, живущие не в своих странах | 8 | 17 | 18 |
Коренные народы стран проживания | 43 | 79 | 66 |
Всего | 124 | 231 | 199 |
Миграционный прирост | |||
Русские | 147 | 256 | 299 |
Представители других этносов России | 30 | 49 | 62 |
Титульные народы, живущие не в своих странах | 30 | 46 | 64 |
Коренные народы стран проживания | 30 | 63 | 91 |
Всего | 237 | 415 | 517 |
По всем вариантам максимальный годовойприрост населения России за счет миграциивряд ли превысит 0,5 миллиона человек и,скорее всего, составит от 300 до 350 тысяччеловек. Много это или мало?
По расчетам демографов, в первой четвертиXXI века только для восполненияестественной убыли населения Россиинеобходима среднегодовая чистая миграцияна уровне от 700 тысяч до 1 миллиона человек (взависимости от варианта прогнозарождаемости и смертности). Миграционныйпотенциал нового зарубежья,сформировавшийся на данный момент, непозволяет обеспечить такой прирост. Ни окаком сколько-нибудь значимом вкладемиграции в решение демографических проблемРоссии в ближайшие годы сегодня и речи бытьне может.
Приведенные оценки миграционного обменаРоссии со странами СНГ и Балтии достаточноусловны. Реальные миграционные потокибудут зависеть и от того, как сложится социально-экономическая иполитическая обстановка в странах СНГ иБалтии, и от миграционной политики России иее соседей, а здесь есть немалый элементнеопределенности. Кроме того нельзя невидеть шаткости базовых параметровпрогноза. Для их уточнения необходимысерьезные мониторинговые исследованиячисленности и миграционных установокпредставителей разных этнических групп,ориентаций на различные виды миграций (переселения,трудовая, сезонная, маятниковая миграция),мотивации мигрантов, переселяющихся встраны СНГ и Балтии, распространенности ипродолжительности трудовой деятельностинезаконных мигрантов. Пока такиеисследования не ведутся.
И все же попытки прогнозированиямиграционного обмена России с ееближайшими соседями необходимы уже сейчас=? хотя бы для того, чтобы привлечь вниманиек проблеме и подтолкнуть к ее исследованию,без которого место серьезного знаниязанимают ни на чем не основанные мифы.
Примечания.
1. "РосБизнесКонсалтинг", 3 марта 2000; Россия привлекает приезжих // "Коммерсантъ", N 130, 25 июля 2001, с.2.
2. Виктор Перевенденцев. Современная миграция населения России в освещении центральных газет // Миграция и информация, под ред.Ж.Зайочковской, М.:2000, с.72
3. При оценке доли потенциальных мигрантов использовались материалы социологических обследований, проведенных Г. Витковской (Казахстан, Киргизия и Узбекистан, 1997-1998 гг.), С. Олимовой (Таджикистан, 1996 г.), В. Мошнягой и В. Остапенко (Молдавия, 1998 г., 1996 г.), обследования Центра исследований русских меньшинств в странах ближнего зарубежья (Украина, 1996; Казахстан, Эстония, 1994) и ВЦИОМ.
4. Ж. Зайончковская. Россия: миграция в разном масштабе времени. М.: 1999, с.40-41.
5. Е.Садовская. Миграционные процессы и миграционная политика в Казахстане//Миграционная ситуация в странах СНГ. Под ред. Ж.А. Зайончковской, М.: 1999, с.132.
6. Эмиграционный потенциал лиц украинского происхождения и выходцев из Украины - жителей Республики Казахстан. Киев, 1998, с.32 (на украинском яз.).
7. Статкомитет СНГ. Демографический ежегодник 1991. М, без даты, с. 391; Российский статистический ежегодник 1994. М., 1994, с. 30-31.
8. Россия привлекает приезжих // "Коммерсантъ", N 130, 25 июля 2001, с.2.
9. Проект Федеральной миграционной программы на 2002-2004 годы. Приложение 2, Технико-экономическое обоснование важнейших показателей и расходования средств на реализацию мероприятий Федеральной миграционной программы на 2002-2004 годы., п.17, п.18.
Темы предыдущих номеров "Демоскопа"
1. Миграция на постсоветских просторахзамирает
2. Россияне под колесами автомобиля
3. Россия на чемпионате мира по абортам
4. Россия: демографические итоги XX века
5. Российские самоубийства и российскиереформы
6. В ближайшие полвека население Россииможет расти только за счет миграции
7/8. Новый официальный прогноз населенияРоссии
9/10. Отцы и дети после развода
11/12. Бедность в России
13/14. Сексуальное и репродуктивноеповедение подростков в России
15/16. Советские граждане в Рейхе: сколько ихбыло?
17/18. Как уйти от системы всеобщих льгот?
19/20. Алкоголь и смертность в России: 1980-е -1990-е годы
21/22. Младенческая смертность в России
23/24. Демографическая ситуация в развитыхстранах глазами их правительств
25/26. Сколько нас полегло? (К 60-летию началаВеликой Отечественной войны)
27/28. Эмиграция в дальнее зарубежье
29/30. Смертность от внешних причин. Часть I
31/32. Смертность от внешних причин. Часть II
33/34. Россия - страна горожан
35/36. Берегите мужчин!
Содержание ¦=37-38 Демоскоп Weekly
Номер выйдет 16 октября.
Тема номера: Кто приедет в Россию из "нового зарубежья"?
Другие рубрики номера
Российский демографический барометр
Евразийский Демоскоп
Предсказывать трудно-
Россия готовится к переписи
В стране и в мире
Газеты пишут о...
Новые публикации
Профессия: исследователь
Новое в Приложении