будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Медленное чтение
Фрам Дэвид

Миф о моральном авторитете ООН

Россия в глобальной политике

Иракская кампания вместе с коррупционным скандалом вокруг программы “Нефть в обмен на продовольствие” вновь поставила под вопрос место и авторитет ООН – в ее нынешнем виде. Механическое большинство несвободных стран-членов организации может принимать сколь угодно безответственные резолюции. Благодаря сдерживающему механизму Совбеза с его постоянными членами, их реальное воздействие сводится на нет, но и его эффективность также крайне мала, поскольку не может быть принято ни одно решение, затрагивающее реальные интересы тех же постоянных членов и их “клиентов”. С разных стоорн слышны предложения расширения состава постоянных членов Совбеза, что неизбежно еще больше стреножит его функционирование. Публикуемая “Полит.ру” статья Дэвида Фрама из выходящего вскоре номера журнала “Россия в глобальной политике” посвящена деконструкции мифа ООН. Дэвид Фрам – сотрудник American Enterprise Institute (Американский институт предпринимательства), ведущего аналитического центра консервативной направленности, бывший спичрайтер президента США Джорджа Буша-младшего. Соавтор (вместе с Ричардом Пёрлом) книги An End to Evil: How to Win the War on Terror (“Конец зла: как победить в войне с террором”). Статья впервые опубликована в газете The Daily Telegraph 9 января 2005 года.

Мировое сообщество дружно откликнулось на беду государств Юго-Восточной Азии, на которые обрушилось смертоносное цунами. Страны, принимающие участие в оказании поистине масштабной помощи пострадавшим, из вежливости согласились признать “координирующую роль Организации Объединенных Наций”. Но что изменилось бы, если б на время спасательных работ чиновники ООН оставались в Нью-Йорке или если б этой организации и вовсе не существовало?

Свою роль в регионе, подвергшемся удару стихии, Организация Объединенных Наций определяет как “оценку” и “координацию”, но даже это многим кажется совершенно излишним. Решения об облегчении долгового бремени принимают министерства финансов стран “большой семерки” и их представители, а долговременными программами восстановления руководят Всемирный банк, государства-доноры, частные корпорации и, разумеется, сами местные правительства. Нам же постоянно твердят, будто без участия ООН нельзя рассчитывать на успех всего предприятия. Как такое может быть?

В примечательном интервью, данном 31 декабря 2004 года, Клэр Шорт, бывший британский министр по международному развитию, объяснила, что ООН обладает уникальным “нравственным авторитетом” и что без этого авторитета усилия по облегчению положения страдальцев окажутся тщетными, поскольку…”. Далее ее аргументация становится довольно туманной.

Очевидно, что вовсе не благодаря Организации Объединенных Наций такие страны, как Австралия, Великобритания, Германия, Индия, Соединенные Штаты и Япония, щедро помогают нуждающимся. И, что еще более очевидно, не благодаря усилиям ООН пострадавшие получают эту помощь. И вовсе не так называемый “авторитет ООН” убедил, например, Бирму принять помощь, которую ее правители отказывались принять по политическим мотивам.

На самом деле авторитет ООН — это одна из непостижимых и загадочных тайн. Кто-то из ранних отцов церкви сказал по поводу истории воскресения, что верит в нее именно потому, что она абсурдна. То же самое с куда большим основанием можно сказать о нравственном авторитете Организации Объединенных Наций.

Откуда исходят эти нравственные полномочия или авторитет? Каким образом ООН их получила? Может быть, когда отстаивала свободу, справедливость и другие возвышенные идеалы? Это звучит странно применительно к организации, которая в 2003 году проголосовала за то, чтобы Ливия во главе с Муамаром Каддафи председательствовала в Комиссии по правам человека.

Заслужила ли она эти полномочия эффективной гуманитарной работой? Напротив, деятельность ООН в Ираке привела к самому крупному финансовому скандалу в истории этой организации, когда она не смогла отчитаться за 20 миллиардов долларов, выделенных по программе “Нефть в обмен на продовольствие”. Деятельность ООН в Конго была запятнана обвинениями некоторых ее официальных лиц в растлении несовершеннолетних, а на Балканах — обвинениями в незаконной секс-торговле.

Защищает ли Организация Объединенных Наций слабых от агрессии сильных мира сего? В двух наиболее трудноразрешимых конфликтах на нашей планете небольшим демократическим государствам противостоят более густонаселенные соседние страны. В обоих случаях ООН обращается с этими демократиями, Израилем и Тайванем, как с париями.

Такой послужной список помогает понять, почему многие американцы не считают ООН нравственной или авторитетной организацией и почему лидеры обеих крупнейших партий отвергают попытки ООН контролировать действия США.

И в самом деле, говоря о полномочиях ООН, мы всегда имеем в виду ее полномочия в отношении Америки. Те, кто озабочен снижением влияния ООН, на самом деле беспокоятся в связи с ростом американской мощи.

Госпожа Шорт сетует, что “в то время как мир сталкивается с острыми проблемами нищеты, хаоса и ухудшения экологии, существует реальная опасность того, что действия американского правительства подорвут единственную остающуюся в нашем распоряжении легитимную систему международного сотрудничества”. Нелепо представлять Организацию Объединенных Наций единственной легитимной международной силой в мире, где, помимо всего прочего, существуют Европейский союз, НАТО, Всемирная торговая организация и в буквальном смысле сотни региональных и всемирных правительственных и неправительственных организаций. Но ООН, безусловно, единственная сила, которая упорно вступает в конфликт с Соединенными Штатами. Благодаря этой склонности ООН, а не только скудному перечню ее достижений, левые всего мира считают эту организацию легитимной. В данном случае они руководствуются теми же мотивами, что заставляют их отказать в легитимности международным договоренностям в области защиты авторских прав.

Европейцы часто истолковывают скептицизм Америки в отношении ООН как знак ее безразличия к мировому общественному мнению, хотя американцы относятся к нему крайне бережно. В отличие от европейских левых граждане США помнят о том, что Организация Объединенных Наций — это средство для достижения цели, а не самоцель.

Американцы относятся к ООН не как к какой-то непостижимой тайне, а как к организации, изобретенной шесть десятилетий тому назад людьми, которые не были мудрее их нынешних преемников.

Пора перестать смотреть сквозь пальцы на недостатки ООН и по мере их накопления реформировать или заменить ее. В определенных политических кругах Америки растет интерес к идее создания новой международной ассоциации, в которую войдут лишь страны, демократически избирающие своих лидеров. Как минимум, американцы ожидают прозрачности, отчетности и большей беспристрастности в подходе к урегулированию ближневосточного конфликта. Но главный вызов для всех нас, живущих в разных демократических странах, заключается в том, чтобы руководствоваться нынешними реалиями, а не фантазиями, особенно такими на редкость неубедительными, как якобы уникальный нравственный авторитет Организации Объединенных Наций.

Фрам Дэвид
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).