![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118; факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
В ходе опроса, проходившего через несколько дней после утверждения и обнародования состава нового правительства, респондентам предъявили список министров и попросили отметить всех, кого они знают, о ком что-либо слышали.
Как выяснилось, самый известный министр - глава ведомства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. Шойгу: его знают 84% россиян. Первых вице-премьеров С. Иванова и Д. Медведева знают соответственно 71% и 69% респондентов. Условное третье место поделили министр финансов А. Кудрин и министр иностранных дел С. Лавров (соответственно 38% и 37%).
Наименее известными членами правительства оказались "министр без портфеля" В. Путилин и глава Министерства информационных технологий и связи Л. Рейман (по 3%). Кроме того, 6% опрошенных утверждают, что ни о ком из членов правительства они ничего не знают и не слышали.
Чаще всего среди министров, которым они доверяют, респонденты называют тех, кто им лучше всего известен. Так, половина участников опроса (49%) отметили, что положительно, с доверием они относятся к С. Шойгу, 28% выразили позитивное отношение к С. Иванову, 25% - к Д. Медведеву. 18% респондентов утверждают, что ни к кому из членов правительства не относятся положительно, с доверием.
Отвечая на вопрос "К кому из перечисленных людей Вы относитесь отрицательно, с недоверием?", треть респондентов заявили, что таких людей в новом правительстве нет (33%). По 4% назвали среди министров, которым они не доверяют, главного финансиста страны А. Кудрина и министра образования и науки А. Фурсенко. А 44% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.
Анна Петрова
Последний опрос (проведенный до того, как было объявлено, что В. Путин возглавит предвыборный список партии "Единая Россия") свидетельствует о росте доли позитивных оценок деятельности главы государства. Сегодня оценивают его работу на "хорошо" и "отлично" 61% россиян, при том что в 2005 году этот показатель равнялся в среднем 39%, в 2006-м - 47%, а в начале этого года он составил 53%. Доля оценок "удовлетворительно" за период с 2005 года сократилась с 44% до 33%, а оценок "плохо" и "очень плохо" - с 13% до 4%.
Сегодня две трети россиян (67%) уверяют, что деятельность В. Путина отвечает их интересам, утверждают обратное пятая часть наших сограждан (19%). Среди москвичей доля респондентов, которые считают, что деятельность В. Путина не отвечает их интересам, почти вдвое выше средней - 32%.
Заметно выросла и доля россиян, которые говорят, что стали лучше относиться к действующему главе государства за время его работы на этом посту. Если в 2005 году таковых было 30%, то сегодня - 43%. Доля заявляющих, что их отношение к В. Путину по сравнению с 2000 годом ухудшилось, за два последних года сократилась с 16% до 5%.
Сегодня три четверти россиян - 77% - уверены, что за время президентства В. Путина достижения в его работе превалировали над неудачами. Противоположную точку зрения разделяют 6% опрошенных. За два года - с сентября 2005-го - доля респондентов, отмечающих преобладание достижений над неудачами в работе В. Путина, увеличилась на 17 п.п.
В чем же респонденты видят сегодня главные положительные результаты работы президента? Чаще всего в заслугу ему ставится решение двух задач: рост зарплат и пенсий при их своевременной выплате - (11% опрошенных), а также обеспечение общей стабилизации жизни в стране (10%). Почти столько же респондентов (9%) выделяют внешнеполитические достижения: "постепенно Россию стали уважать за дело, а не за военную мощь и русскую дурь"; "престиж страны поднял, не топчут нас теперь"; "Россию в мире зауважали". Причем акценты в позитивных суждениях о внешней политике В. Путина расставляются иногда диаметрально противоположно: "не допустил войны с США, дружит с ними"; "проводит независимую политику по отношению к США и другими странам НАТО".
Среди неудач в работе В. Путина респонденты прежде всего отмечали нерешенные социальные проблемы: "низкие зарплаты воспитателей детских садов и учителей школ"; "плохо с лекарствами стало очень"; "после школы очень трудно поступить учиться в вуз на бесплатное отделение"; "ЖКХ не работают, а цены на их услуги растут с каждым месяцем"; "безработицу не ликвидировал"; "неудача в осуществлении пенсионной реформы, в монетизации льгот" (7%). На недостатки в работе "президентской команды", а также на то, что В. Путин не контролирует, как выполняются его распоряжения, указали 5% опрошенных: "его окружают неправильные люди, плохая команда"; "его распоряжения не выполнялись - и оставались безнаказанные"; "мало контролировал выполнение своих указов". По 5% отмечали в качестве неудач президента низкий уровень жизни населения ("бедно живет народ"; "не растет уровень жизни людей - нищета кругом"), нерешенные проблемы экономики ("не смог вывести экономику из кризиса"; "слабый подъем производства, ставка на продажу нефти"; "ограничение экономической свободы, нет конкуренции"), наличие коррупции в стране. Говорилось также о высоких ценах (4%) и низких зарплатах (3%).
Сегодня в обществе преобладает представление, что сам президент доволен результатами своей деятельности. Если в 2005 году 38% считали, что он удовлетворен итогами своей работы, и 38% разделяли противоположную точку зрения, то сегодня первый показатель составляет 44%, второй - 25%.
Большинство россиян убеждены, что у В. Путина есть программа действий - это мнение разделяют 64% опрошенных, и подавляющее большинство из них - 77% (или 49% по выборке в целом) - полагают, что данная программа рассчитана на срок, превышающий срок его президентских полномочий.
Напомним, что опрос проводился до съезда "Единой России", на котором президент отчасти озвучил свою программу, так что это событие на распределение ответов повлиять никак не могло.
Петр Бавин
Согласно данным опроса, молоко и молочные продукты - одна из основных составляющих рациона россиян. В подавляющем большинстве семей (88%) молочные продукты едят по крайней мере раз в неделю - причем, как правило, эти продукты присутствуют на столе либо каждый день (так говорит каждый второй из опрошенных - 50%), либо хотя бы три-четыре раза в неделю (об этом говорит каждый пятый - 21%). Реже раза в неделю молочные продукты потребляют немногие - всего 8% опрошенных; еще 4% утверждают, что в их семье молочные продукты не едят вовсе.
Респонденты, в чьих семьях едят молочные продукты (29% по выборке в целом), заявили, что вынуждены ограничивать себя в их потреблении; большинство из этой группы опрошенных (22% по выборке) утверждают, что поступают так из экономии, на иные соображения ссылаются 5%.
Любопытно, что в столице и мегаполисах люди потребляют молочные продукты чаще, чем в селах. Так, среди сельских жителей только половина (50%) сообщили, что в их семье молочные продукты входят в ежедневный рацион, тогда как среди опрошенных жителей мегаполисов эта доля составила без малого две трети (60%), а среди жителей Москвы - три четверти (76%).
Как и следовало ожидать, большинство россиян покупают молочные продукты в магазине - соответствующий вариант ответа выбрали 67% опрошенных (в мегаполисах и больших городах - 80–90%). У частников - на рынках, на улице, у знакомых молочников - их покупают 20% респондентов; львиную долю этой группы составляют, конечно, жители сел и малых городов; в мегаполисах у частников отовариваются немногие - всего 8% (среди москвичей - лишь 1%). 8% опрошенных заявили, что молочные продукты в их семье не покупают; в основном об этом говорили жители сельской местности.
Большинство покупателей молочных продуктов (70% опрошенных по выборке) говорят, что их удовлетворяет качество приобретаемого товара, но и доля неудовлетворенных не столь уж мала - она составляет 18% по выборке, или примерно одну пятую от всех покупателей молочных продуктов. Отметим, что уровень удовлетворенности качеством молочных продуктов среди тех, кто покупает их в магазинах и у частников, почти одинаков.
Участников опроса спросили, растут ли, по их наблюдениям, в последние месяц-два цены на молочные продукты. Большинство респондентов (72% по выборке) утверждают, что там, где они живут, цены на молочные продукты действительно выросли, причем четверо из каждых пяти (59% по выборке) говорят, что выросли существенно (и клиенты частных продавцов говорят об этом даже несколько чаще покупающих молочные продукты в магазинах - 69% против 62%). Только 6% опрошенных заявили, что там, где они живут, цены на молочные продукты остались на прежнем уровне.
Тех респондентов, кто заметил рост цен на молочные продукты, спросили, почему, на их взгляд, это происходит (вопрос задавался в открытой форме). Как правило, участники опроса связывали рост цен либо с общим повышением стоимости жизни, либо со специфической ситуацией в российском животноводстве. Так, 16% опрошенных сказали, что цены на молочные продукты растут потому, что нет государственного контроля над ценами и дорожает все ("жизнь дорожает"; "без основания - инфляция, наверное"; "все подорожало в сентябре, значительно, молочные продукты в том числе"; "государство не контролирует цены…,"; "в связи с увеличением цен на хлеб"); 8% упомянули повышение цен на нефть, газ, бензин, ГСМ; 4% считают повышение цен на молочные продукты следствием повышения зарплат и пенсий.
С увеличением затрат на содержание скота рост цен на молочные продукты связывают 11% опрошенных (в частности, говорилось о повышении стоимости кормов, цен на электроэнергию, об увеличении транспортных расходов, арендной платы и в целом себестоимости продукции); еще 7% говорят об общем упадке животноводства - уменьшении поголовья скота, снижении объемов производства молока, уменьшении числа ферм и колхозов ("коровы плохо молочко дают"; "коров не осталось"), а 6% - о развале российского сельского хозяйства в целом. Кроме того, некоторые усматривают причину повышения цен на молочные продукты в том, что слишком длинна цепочка посредников между производителем и покупателем ("идет большая перекупка продуктов"; "много посредников, пока продукты придут к прилавку"; "за рубль купят, за десять продадут" - 2% по выборке); а некоторые - в ценовой политике, проводимой самими производителями ("выгодно производителю повышать цены"; "это все зависит от владельца молочных продуктов" - 1%) или продавцами ("растут в магазине, а закупочные у нас по-прежнему 6,5 рублей за литр"; "сами хозяева магазинов добавляют цены на молоко, как им вздумается" - 1%).
Елена Вовк
Согласно данным опроса, сегодня две трети россиян (66%) стараются экономить электроэнергию, в то время как треть (34%) - этим не озабочены. Среди людей старшего возраста стремятся экономить электричество 82%, среди тех, чей ежемесячный доход не превышает 4500 рублей, - 77%. Для опрошенных до 35 лет и людей с более высоким уровнем доходов это менее характерно: в данных группах стремятся экономить электричество лишь 51% и 54% соответственно. Отметим, что со времени опроса, проведенного год назад, доля заявляющих, что они не озабочены экономией, возросла на 11 п.п., и соответственно на 9 п.п. снизилась доля тех, кто экономит электричество. Частично такая динамика может быть связана с "сезонным" фактором: в прошлый раз вопросы на эту тему задавались в августе, в теплое время года, в этот раз - в конце сентября, когда температура воздуха заметно снижается, а отопительный сезон еще не открылся, и люди используют электричество более интенсивно, меньше думая об экономии.
Однако отметим, что по утверждению 22% опрошенных, они стали тратить за последний год больше электроэнергии, тогда как сократилось потребление, по субъективным оценкам, лишь у 9% респондентов (65% говорят, что уровень потребления не изменился). Эти данные косвенно подтверждают, что россияне стали меньше заботиться об экономии электроэнергии.
Одной из стратегий экономии электричества может быть приобретение электроприборов с низким уровнем потребления энергии. Более чем половине опрошенных (56%) важно, сколько электроэнергии потребляют приобретаемые ими бытовые электроприборы, треть участников опроса (33%), по их словам, не придают этому значения.
Респондентов, которые экономят электричество, попросили перечислить, что именно они для этого делают (вопрос задавался в открытой форме). Как следует из ответов, чаще всего люди просто стараются менее интенсивно использовать электричество ("выключаем лампочки вовремя, если можно потерпеть, то отключаем электроприборы" - 55%). Значительно реже назывались иные способы экономии: использование энергосберегающих лампочек и потребляющих мало энергии электроприборов (5%), отказ от использования электроэнергии в течение светового дня ("пользуюсь электроэнергией только по вечерам" - 2%), установка двухтарифных счетчиков ("купила и поменяла счетчик день / ночь" - 1%).
Марина Иванова