Среди арабской прессы, которая так или иначе представлена в Интернете, иракская представлена достаточно плохо v во всяком случае, в своей арабской (некурдской) части. Это связано с определенными трудностями в работе и иракских СМИ, и иракского Интернета.
До начала операции союзников в Ираке существовало несколько достаточно авторитетных и крупных изданий, таких, как «Alif Ba'», «Babil» (ежедневная газета, ранее принадлежавшая Удею Хусейну, публиковавшая материалы, порой критические по отношению к официальной позиции руководства Ирака), «Al-Jumhuriyah», «Al-Thawra», «Az-Zaman». Существуют все они и сейчас v во всяком случае, они представлены в Интернет-каталоге арабской прессы, однако сайты недоступны. Известно, что в Багдаде продолжают выпускаться ежедневные газеты «Al-Jumhuriyah» (сейчас тираж ее составляет около 20 тысяч экземпляров) и «Al-Thawra» (последняя выражала интересы партии «Баас»; сейчас она выходит тиражом около 25 тысяч экз.), а также еженедельник «Alif Ba'». При этом кое-что в иракском Интернете все же найти можно.
Ресурс Uruklink.net объединяет в себе несколько информационных каналов, освещающих события в Ираке (в том числе и упомянутый «Az-Zaman»), хотя некоторые из них являются не собственно иракскими, а издаются в Европе. Однако в любом случае этот ресурс, ориентированный на отражение новых реалий послевоенного Ирака, дает возможность более широкого освещения событий, нежели сводки новостей из Ирака в прессе других арабских стран.
Издание «Ирак эль-йоум» («Ирак сегодня») публикует статью Халеда Каштини из «Аш-шарк аль-Аусат». «Аллах свидетель тому, что я говорю здесь, v пишет автор, v передо мной груда писем иракцев, осуждающих позицию арабской интеллигенции в целом, и в особенности палестинцев, которые поддерживают Саддама Хусейна». Вот выдержки из этих писем: «Я резко отрицательно отношусь к тому, что распространяет арабское телевидение, и к тому, как это отзывается в арабской общественности; в особенности среди палестинцев, из которых многие поддерживают Саддама Хусейна. Почему же, после того, что я увидел из преувеличений и клеветы, которую сейчас распространяют телеканалы «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия» об Ираке, я должен верить тому, что говорят они о происходящем в Палестине и сочувствовать палестинцам?», «Я уверен, что вы знаете о том, что говорят остальные арабы (в особенности арабы из исконно арабских областей «Плодородного Полумесяца») против иракцев, и знаю об их злобных нападках на нас. Я уважаю их, но упрекаю их в том, что они публикуют клеветнические статьи в наш адрес».
Но не едина и позиция самих иракцев. «Террористические акты, которые происходят в Ираке практически ежедневно, направлены в первую очередь на шиитов», v полагает «An-nabaa». Автор статьи рассматривает историю «конфликта», начиная едва ли не с раскола в мусульманской общине, который и предопределил разделение на суннитов и последователей имама Али, шиитов. Истоки нынешних разногласий между суннитским и шиитским населением Ирака v едва ли не в войне между войсками имама Али и Муавии. Эти противоречия существовали на протяжении всей истории Османской империи, существуют они и в настоящее время. Сейчас шииты Ирака составляют большинство исконного, коренного, как пишет «An-nabaa», населения этой страны, но они же подвергаются таким лишениям, «которые не претерпевали их предки со времени потомков Пророка». Современное иракское государство основано на том, что его граждане не избавлены от страданий, вызванных этими разногласиями, а режим баасистов только увеличил убийства, преследования и страдания этой части населения (впрочем, как и всех других). Ничего не изменилось в этом отношении и сегодня, после свержения диктатуры Саддама Хусейна. Как утверждает «An-nabaa», если достаточно бегло взглянуть на теракты, которые происходят в Багдаде и в других городах Ирака в течение двух последних месяцев, то становится очевидно, что террористы преследуют представителей шиитов в правительстве, а также особенно активны в городах, где преобладают шииты v было убито множество шиитов в различных правительственных организациях и шиитских представителей в южных мухафазах (провинциях), большинство пострадавших в результате терактов начала Рамадана также являются шиитами. Еще одной целью террористов являются священные для шиитов города Эн-Неджеф и Кербела. Шииты не могут избавиться от организованного и направленного против них террора, заключает «An-nabaa». Тем самым гражданская война, которая происходит сейчас в Ираке, приобретает окраску давнего конфликта между представителями различных мазхабов ислама.
В то же время существует и противоположный взгляд на единство нации, хотя бы признающий его необходимость для решения общих задач, стоящих перед послевоенным Ираком. «Мы должны быть все вместе одним народом, и нам следует благодарить американцев», v так полагает Самир Абид, автор достаточно патетической статьи, опубликованной также в «Ирак эль-Йоум». Саддама Хусейна свергли США и силы коалиции. «Разве я лицемер? Разве я занимаюсь пропагандой США? v вопрошает Абид. v Ведь армия США на нашей земле, в Багдаде, рискует своими жизнями для того, чтобы помочь нам, даже если пришли они ради нефти или же ради стратегических позиций. Нефть v это то, что заставило Саддама развязать три войны и продолжать эту, а также приносить в жертву иракский народ на протяжении более трех десятков лет, ведь все это время (да и поныне) 75% иракцев v за чертой бедности или близко к ней. Мы должны работать и восстанавливать нашу страну для того, чтобы уберечь ее и наш народ от гражданской войны, и мы благодарны США и арабским странам, которые поддержали нас и облегчили предприятие по свержению режима Саддама Хусейна».
Одна из постоянных тем практически всех газет в освещении иракской войны и послевоенного состояния Ирака v это возможность возвращения Хусейна. Все дело в полной неизвестности относительно его судьбы. Воскрешение Саддама «из пепла, подобно Франкенштейну», v это самое страшное, что только может произойти в данный момент, оно равносильно уничтожению Ирака,? говорит Халис Челаби. Кто-то желает возрождения режима, а для кого-то возможное, хотя и маловероятное, возвращение Саддама положит конец надеждам на нормальную жизнь в Ираке. Семья Саддама правила бы страной подобно тому, как управляла Ираком династия Хулагу, которая пришла на смену Аббасидам, v в течение более чем сотни лет. Если бы Саддам Хусейн остался на своем посту, то после него правили бы его преемники. Однако удел семьи Саддама, их рок в том, что они никогда не достигнут взаимопонимания и согласия с Америкой, в то время, как множество разумных людей в регионе «учитывают ее правила в политической игре». Саддам Хусейн напоминает Франкенштейна, которого Америка сотворила, а затем и уничтожила. Он был обращен в бегство, он не покончил жизнь самоубийством, подобно Гитлеру, не застрелился и не был захвачен. И до сих пор он распространяет новости для своих сторонников и товарищей по партии (похоже, сомнений в том, что бывший лидер Ирака до сих пор жив, у автора статьи нет), и «есть множество глупцов, которые с нетерпением ожидают его возможного возвращения».