будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Медленное чтение
Вишневский Анатолий Андреев Евгений

Население России через 100 лет

Можно ли предсказывать на 100 лет вперед? : Сценарии изменений рождаемости и смертности : Сценарии изменений внешней миграции : Без миграции население России с высокой вероятностью сократится до 60-70 миллионов человек : При миграции, способной стабилизировать численность населения, более половины россиян составят мигранты и их потомки

Можно ли предсказывать на 100 лет вперед?

В Центре демографии и экологии человека разработан новый прогноз изменений численности и структуры населения России, на этот раз — до 2100 года [1]. Столь долгосрочный прогноз выполнен впервые, но он служит логическим продолжением серии аналитических прогнозов, разработка которых началась в ЦДЭЧ несколько лет назад и нашла отражение в ряде публикаций [2].

Попытка предвидеть демографическое развитие страны на 100 лет вперед может показаться слишком смелой, но она не противоречит мировой практике и не лишена определенных оснований, ибо накопленные к настоящему времени представления о демографических процессах и тенденциях позволяют предвидеть и предсказывать очень многое.

В конце 2003 года Отдел населения ООН опубликовал предварительный вариант сверхдолгосрочного прогноза изменения численности населения мира, его регионов и отдельных стран до 2300 года [3]. Разумеется, нельзя относиться к этому прогнозу как к попытке в деталях предвидеть демографическую динамику на 300 лет вперед. Для этого сейчас нет реальных оснований. Смысл такого рода перспективных оценок заключается в том, чтобы получить самое общее представление о возможных изменениях мировой, региональной и страновой демографической ситуации при определенных допущениях, касающихся базовых демографических процессов, таких, как рождаемость, смертность и миграции.

То же можно сказать и о нашем прогнозе для России. Как отмечалось и в более ранних публикациях, он составляется не для того, чтобы точно предсказать, как в действительности будет меняться численность и возрастная структура населения страны, а для того, чтобы проанализировать возможные траектории этих изменений при различных более или менее вероятных сценариях демографического развития. Подобный прогноз можно сравнить с разведкой в глубоком тылу противника накануне неизбежного сражения. Донесения разведчиков не предопределяют исход сражения, но они помогают понять, в каких условиях придется действовать после его начала.

Горизонт нашего прогноза для России отодвинут не столь далеко, как горизонт прогноза ООН, он ограничен 2100 годом. Продление перспективных исчислений населения России за пределы XXI века представляется мало оправданным, для этого нет даже минимальной исходной информации. Впрочем, прогноз ЦДЭЧ отличается от прогноза ООН и во многих других отношениях.

Прежде всего, эксперты ООН, возможно, по понятным для этой международной организации политическим соображениям воздержались от формулирования гипотез, касающихся миграции между странами. Но прогноз ЦДЭЧ такие гипотезы, конечно, содержит, ибо в демографическом развитии России внешняя миграция играет сейчас и будет играть в будущем весьма заметную роль.

Еще одно важное отличие заключается в том, что прогноз ЦДЭЧ — вероятностный. Если прогнозные сценарии ООН задают некоторые дискретные значения уровней рождаемости и смертности, то в прогнозных сценариях ЦДЭЧ определяются лишь верхняя и нижняя границы возможных изменений уровней рождаемости, смертности и миграции (сценарные переменные). Сам же прогноз представляет собой объединенный результат серии стохастических имитаций возможных комбинаций этих сценарных переменных. Каждая такая имитация есть независимый прогноз для комбинации сценарных переменных, возникающей в случайном порядке при условии нормального распределения вероятностей появления любого из сценариев их изменений.

Таким образом, преодолевается субъективизм при объединении различных не жестко зависящих друг от друга сценариев изменений каждой переменной, а результаты прогноза указывают не на одну единственную траекторию развития, а на «пучок» траекторий, каждая из которых может реализоваться с большей или меньшей вероятностью. Все вместе они покрывают область значений, за пределы которой с вероятностью 0,90 не выйдут будущие параметры воспроизводства населения России.

Для получения достаточно надежных результатов были выполнены 1000 стохастических имитаций прогноза.

Несмотря на существенные различия, в общей логике построения долгосрочных прогнозов ООН и Центра демографии и экологии человека есть много общего, поэтому в дальнейшем везде, где это возможно, результаты обоих прогнозов сравниваются между собой.

наверх

Сценарии изменений рождаемости и смертности

В табл. 1 представлены максимальные и минимальные значения коэффициента суммарной рождаемости на начало, середину и конец XXI века, принятые в прогнозах ЦДЭЧ и ООН. Эксперты ООН, как уже отмечалось, фиксируют три дискретные траектории возможных изменений рождаемости, проходящие через указанные в таблице точки (высокий, средний и низкий сценарии), прогнозисты ЦДЭЧ указывают лишь верхнюю и нижнюю границы области возможных изменений (см. также рис. 1).

Таблица 1. Коэффициент суммарной рождаемости в России по прогнозным сценариям ЦДЭЧ и ООН
СценарииАвтор сценария2000-20052045-20502095-2100
СреднийООН1,141,852,08
ВысокийЦДЭЧ1,352,142,50
 ООН1,172,352,35
НизкийЦДЭЧ1,130,950,95
 ООН1,111,351,85

Как следует из таблицы 6.1, средний вариант прогноза ООН предполагает, что к концу века рождаемость в России достигнет уровня простого замещения поколений (с учетом снижения смертности к тому времени он определяется в 2,08 рождения на одну женщину), по высокому варианту прогноза рождаемость существенно превысит этот уровень, по низкому — не достигнет его, хотя и заметно повысится по сравнению с теперешним уровнем.

Сценарные варианты ЦДЭЧ допускают изменения коэффициента суммарной рождаемости в расширяющемся интервале, причем расширение видится возможным в основном за счет постепенного повышения верхнего предела изменений до 2,5 рождений на одну женщину, тогда как снижение нижнего предела, даже если бы оно и имело место в нынешнем десятилетии, после 2010 года не предполагается. Принятый в качестве минимального нижнего предала уровень 0,95 ребенка на одну женщину означает, что 30% женщин вообще бездетны, причем для 25% отказ от рождения детей — сознательное решение.

Рисунок 1. Сценарии изменений коэффициента суммарной рождаемости на период до 2100 года

В отношении изменений ожидаемой продолжительности жизни эксперты ООН ограничились единственным сценарием: предполагается, что она будет постепенно повышаться и достигнет в России к концу XXI века 80 лет для мужчин и 85 для женщин.

Таблица 2. Ожидаемая продолжительность жизни в России по прогнозным сценариям ЦДЭЧ и ООН
СценарийАвтор сценария2000-20052045-20502095-2100
Мужчины
ЕдинственныйООН607180
ВысокийЦДЭЧ61,273,886,5
НизкийЦДЭЧ58,257,057,0
Женщины
ЕдинственныйЦДЭЧ737785
ВысокийООН61,583,994,8
НизкийООН59,871,571,5

Прогнозные гипотезы ЦДЭЧ рассматривают больший диапазон возможностей: они не исключают и некоторого роста смертности в ближайшие годы, хотя все же предполагается, что он не может быть неограниченным. При самом худшем варианте пороговой представляется ситуация, когда разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин достигнет 15 лет (примерно в 2008 году). При этом продолжительность жизни мужчин опустится до 57 лет и станет ниже, чем в 1955 году. В дальнейшем рост смертности взрослых продолжится, но будет очень медленным, а смертность детей по-прежнему будет снижаться, так что продолжительность жизни меняться не будет. В конце XXI в. она составит у мужчин 57 лет, у женщин -71,5 года, а коэффициент младенческой смертности сократится до 1,7 на 1000 новорожденных. Этот весьма пессимистический вариант развития очерчивает нижний предел изменений ожидаемой продолжительности жизни.

Рисунок 2. Сценарии изменения ожидаемой продолжительности жизни на период до 2100 года

Ее верхний предел определяется, исходя из оптимистического предположения о том, что в ближайшие годы восстановятся позитивные тенденции динамики продолжительности жизни 1994-1998 годов, а затем продолжительность жизни для мужчин и женщин суммарно будет расти тем же темпом, что в странах Европейского Союза в 1970-2000 годах (прирост на 0,23-0,24 года за 1 год). Предполагается, что темп роста у мужчин будет несколько выше, а у женщин — несколько ниже, чем в странах ЕС, так что к 2050 году разрыв в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами не будет превосходить 10 лет. В период 2050-2100 годов сохранится рост продолжительности жизни теми же темпами, и к концу столетия она составит более 87 лет у мужчин и более 95 - у женщин. Это — оптимистический сценарий, предполагающий возможность гораздо больших успехов, чем допускают эксперты ООН.

Коэффициент младенческой смертности по этому предельно оптимистическому сценарию сократится до 0,4 на 1000 новорожденных (рис. 3).

Рисунок 3. Сценарии изменения младенческой смертности на период до 2100 года
наверх

Сценарии внешней миграции

Эксперты ООН в свои сценарных разработках для долговременного прогноза обошли вопрос о миграции молчанием. В нашем прогнозе используются два способа учета миграции при перспективных исчислениях населения России, которые, в конечном счете, определяют два варианта предлагаемого прогноза: экстраполяционный и стабилизационный.

Первый из них основан на экстраполяции нынешних тенденций динамики чистой миграции (разницы между эмиграцией и иммиграцией) в Россию, что не предполагает больших изменений в миграционной политике государства. При этом варианте сценарии прогноза различаются деталями экстраполяции в зависимости от оценки природы сокращения объемов миграции в самые последние годы. При определении верхнего предела возможных объемов чистой миграции это сокращение оценивается как кратковременная флукутация, и предполагается восстановление уровня, существовавшего до 1998 г. При определении нижнего предела, напротив, это сокращение рассматривается как закономерное и необратимое, так что сам этот предел устанавливается на крайне низком уровне, и, в соответствии с настроениями некоторой части российского общества, внешняя миграция перестает играть сколько-нибудь заметную роль в динамике численности населения России.

Собственно экстраполяция тенденций миграции охватывает период до 2015 г., а далее допускается, что отношение числа мигрантов к ожидаемой численности населения остается неизменным. Результаты расчетов представлены на рис. 4.

Рисунок 4. Максимальные и минимальные числа прибывших и выбывших по экстраполяционным сценариям прогноза, тысяч человек

Второй способ учета внешней миграции в долговременном демографическом прогнозе, дающий основание назвать такой прогноз стабилизационным, основан на предположении, что в результате активной миграционной политики государства ежегодные объемы иммиграции в Россию будут резко повышены. Достигнутый при этом уровень чистой миграции позволит полностью компенсировать убыль населения, неизбежную при экстраполяционном прогнозе, и стабилизировать его численность. При таком способе расчета объемы ежегодной чистой миграции определяются в процессе прогнозирования и потому не представляют собой заранее заданной дискретной величины, а принадлежат к области значений, каждое из которых реализуется с той или иной вероятностью. Полученные в ходе прогнозных расчетов объемы чистой миграции, необходимые для поддержания численности населения России на уровне 144 миллионов человек, в зависимости от того, какой сценарий экстраполяционного прогноза, служащего «базовым» для расчета стабилизирующей миграции, реализуется, представлены в табл. 3 и на рис. 5.

Таблица 3. Чистая миграция в Россию: фактическая в 1950-1999 и по стабилизационному прогнозу на 2000-2099 годы при разных доверительных вероятностях, в среднем за год, в тыс. человек
 ФактическаяПрогнозируемая при
Годмиграция или медианное значение прогноза60%-м доверительном интервале95%-м доверительном интервале
1950-1974-114  
1975-1999229  
2000-2024879615-1170307-1536
2025-20491222778-1730291-2458
2050-20741160561-178952-2750
2075-2099841178-150124-2591
Рисунок 5. Чистая ежегодная миграция в Россию: фактическая в 1950-2000 и по стабилизационному прогнозу на 2000-2100 годы при разных доверительных вероятностях, тыс. человек
наверх

Без миграции население России с высокой вероятностью сократится до 60-70 миллионов человек

Как и следовало ожидать, при экстраполяционных сценариях миграции численность населения России быстро убывает. Если на начало 2001 года она составляла 146 миллионов человек, то к началу 2051 она с 50-процентной вероятностью будет ниже 98 миллионов, а к началу 2101 г. — ниже 68 миллионов человек.

С повышением доверительной вероятности увеличивается и возможный разброс значений. С 60-процентной вероятностью можно утверждать, что численность населения России к началу 2101 года будет находиться в вилке значений от 40 до 91 миллиона человек, и только в 5% случаев она может опуститься ниже 19 или превысить 137 миллионов человек (табл. 4).

Таблица 4. Численность населения России: фактическая до 2000 года и по экстраполяционному и стабилизационному вариантам прогноза при разных доверительных вероятностях, млн. человек
 Медиана60%-й доверительный интервал95%-й доверительный интервал
ГодЭктраполя-ционный прогнозСтабилиза-
ционный прогноз
Эктраполя-
ционный прогноз
Стабилиза-
ционный прогноз
Эктраполя-
ционный прогноз
Стабилиза-
ционный прогноз
1950102102    
1975134134    
2000146146    
2025125144119-131144112-137144
20509814486-11214470-129144-145
20757614458-9814436-130144-149
21006414440-9114419-137144-167

Оценки ООН оказываются достаточно близкими к представленным в табл. 4 результатам экстраполяционного прогноза ЦДЭЧ, хотя несколько смещены в сторону более высоких значений и потому выглядят несколько более оптимистичными. По низкому сценарию ООН население России к 2101 году сократится до 53 миллионов человек, по высокому — до 116, по среднему — до 80 миллионов. Сравнение двух прогнозов представлено на рис. 6.

Рисунок 6. Численность населения России: фактическая до 2002 года и перспективная до 2100 года по экстраполяционному прогнозу ЦДЭЧ при разных доверительных вероятностях и по прогнозу ООН, млн. человек
наверх

При миграции, способной стабилизировать численность населения, более половины россиян составят мигранты и их потомки

Альтернативный стабилизационный вариант прогноза ЦДЭЧ, предполагающий высокий уровень чистой миграции, естественно, приводит к иным результатам. Если бы такой вариант полностью реализовался, сокращение численности населения России было бы остановлено, и на протяжении столетия она сохранялась бы неизменной.

Однако, в отличие от предыдущего, этот вариант чреват быстрым изменением состава населения России — в нем будет быстро нарастать доля мигрантов и их потомков (табл. 5, рис. 7 и 8).

Таблица 5. Доля мигрантов и их потомков в населении России по экстраполяционному и стабилизационному вариантам прогноза при разных доверительных вероятностях, в %
 Медиана60%-й доверительный интервал95%-й доверительный интервал
ГодЭктраполя-
ционный прогноз
Стабилиза-
ционный прогноз
Эктраполя-
ционный прогноз
Стабилиза-
ционный прогноз
Эктраполя-
ционный прогноз
Стабилиза-
ционный прогноз
20252,415,31,4-3,311,4-19,20,0-4,46,7-24,1
20504,934,63,0-6,625,5-43,50,2-9,115,2-53,8
20757,650,94,7-10,337,3-63,50,8-14,119,1-76,9
210011,260,86,7-15,443,5-75,51,2-22,321,2-89,4
Рисунок 7. Доля мигрантов и их потомков в населении России по экстраполяционному варианту прогноза при разных доверительных вероятностях, в %
Рисунок 8. Доля мигрантов и их потомков в населении России по стабилизационному варианту прогноза при разных доверительных вероятностях, в %

Как видим, при стабилизационной стратегии во второй половине XXI века мигранты и их потомки с высокой степенью вероятности могут превысить половину населения России.

Перспектива существенного изменения состава населения в результате миграции стоит не только перед Россией. Демоскоп уже писал однажды о подготовленном Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН в 2000 году докладе «Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?». Согласно приводившимся в этом докладе расчетам, чистый приток мигрантов, необходимый для того, чтобы предотвратить сокращение численности населения развитых стран после того, как естественный прирост населения в них станет отрицательным, должен привести к тому, что уже к 2050 году доля мигрантов и их потомков в населении во многих из этих стран станет очень высокой (табл. 6).

Таблица 6. Доля мигрантов, прибывших после 1995 года, и их потомков в общей численности населения некоторых стран в 2050 году при поддержании объемов чистой миграции, необходимых для стабилизации численности населения, в %
Страна или регионДоля в %
Россия27,6
Европа25,8
Европейский Союз25,7
   Великобритания13,6
   Франция11,6
   Германия36,1
   Италия38,7
США7,9
Япония30,4

Согласно нашему нынешнему прогнозу, учитывающему продолжающееся сокращение численности населения России, положение еще больше усугубилось, потребность в притоке иммигрантов для поддержания неизменной численности населения России на уровне 144 миллиона человек выросла. Поэтому если бы стабилизационный вариант прогноза реализовался, то доля мигрантов, прибывших после 2000 года, и их потомков в населении России уже к 2050 году приблизилась бы к 35 процентам.

наверх

Примечания

[1] Прогноз разработан в рамках проекта «Демографическое развитие России в глобальном контексте: анализ и прогноз», поддержанного Российским Фондом фундаментальных исследований (грант № 02-06-80242).

[2] Вишневский А.Г., Андреев Е.М. Население России в первой половине нового века // Вопросы экономики, 2001, № 1, с. 27-44; Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад. М., 2001, с. 136-151; Население России 2001. Девятый ежегодный демографический доклад. М., 2002, с. 151-193.

[3] World Population in 2300. Draft. Population Division of the Department of the UN Economic and Social Affairs (DESA), 9 December 2003.

наверх
Вишневский Анатолий Андреев Евгений
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).