Над темой номера работал Людмила Леденева
![]() |
Борис Иогансон Рабфак идет 1928 |
Российские студенты в зарубежныхуниверситетах - сколько их?
Либерализация миграционногозаконодательства в последнее десятилетиеХХ века дала российской молодеживозможность получать высшее образование иученые степени в зарубежных университетах.Понятно, что невозвращение молодых людейпосле окончания учебы ведет к потереРоссией части ее интеллектуальногопотенциала. Если же, окончив учебу, онивозвращаются домой во всеоружии новыхзнаний, Россия оказывается в выигрыше.
А что происходит на самом деле? И преждевсего, каково число россиян, обучающихся зарубежом?
На фоне отсутствия достовернойроссийской статистики ориентирами могутслужить зарубежные источники, в частностиданные ЮНЕСКО о численности иностранныхстудентов в странах-реципиентах заотдельные учебные годы, а также материалыамериканской статистики.
В середине 1990-х годов совокупнаячисленность студентов-россиян, проходящихкурс полного или включенного (1-2 семестра)обучения в зарубежных вузах, составляла наначало учебного года примерно 13 тысяччеловек (1). Выходцев из России удалосьобнаружить в университетах 33 стран, нобольшинство из них - свыше 10 тысяч, или около80% - обучались всего в 4 странах: США,Германии, Франции, Великобритании, а срединих выделяются США, которые в середине 1990-хгодов аккумулировали по меньшей мере до 40%российских студентов-мигрантов (Табл. 1).
Таблица 1. Численность российских студентов зарубежом
Страна-реципиент | На начало учебного года | Человек |
США | 1995/96 | 5589 |
Германия | 1995/96 | 3383 |
Франция* | 1993/94 | 784 |
Великобритания | 1995/96 | 497 |
Турция | 1994/95 | 408 |
Кипр | 1996/97 | 350 |
Польша | 1995/96 | 290 |
Финляндия | 1995/96 | 258 |
Китай | 1993/94 | 214 |
Австрия | 1995/96 | 188 |
Швейцария | 1995/96 | 184 |
Канада | 1993/94 | 179 |
Венгрия | 1994/95 | 138 |
Япония | 1994/95 | 122 |
Болгария | 1996/97 | 80 |
Италия | 1993/94 | 78 |
Швеция | 1995/96 | 75 |
Бельгия | 1994/95 | 65 |
Чехия | 1994/95 | 57 |
Норвегия | 1995/96 | 49 |
Египет | 1995/96 | 47 |
Саудовская Аравия | 1993/94 | 40 |
Румыния | 1996/97 | 37 |
Иордания | 1996/97 | 34 |
Дания | 1995/96 | 26 |
Корея | 1996/97 | 15 |
Словакия | 1996/97 | 9 |
Австралия | 1993 | 6 |
Новая Зеландия | 1996 | 6 |
Югославия | 1994/95 | 4 |
Куба | 1996/97 | 3 |
Хорватия | 1994/95 | 2 |
Сирия | 1994/95 | 2 |
* Только государственные университеты
Источники:
1996 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.14. Third level: foreign students bycountry of origin. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1997, p. 410.
1997 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.13. Education at the third level: number of foreign students enrolled. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1998, p. 392.
Динамика численности студентов-россиян вСША в 1990-е годы имела выраженнуюположительную тенденцию: 1993/94 учебный год -1582 человек, 1995/96 - 5589 человек, 1998/99 - 6900человек (Рис. 1).
Рисунок 1. Динамика численностироссийских студентов, обучающихся в США, 1990-егг.
* Данные за 1996/97 и 1997/98 учебные годыотсутствуют.
Источники:
Institute of International Education-s 1998-99 OPEN DOORS (2000). An Overview of the Moscow Education Information Center, p. 2.
OPEN DOORS 1994/1995: Report on International Educational Exchange (1995). New York: Institute of International Education, p. 44.
1996 UNESCO Statistical Yearbooks (1997). 3.14. Third level: foreign students by country of origin. UNESCO Publishing and Bernan Press, p. 410.
1997 UNESCO Statistical Yearbooks (1998). 3.13. Education at the third level: number of foreign students enrolled. UNESCO Publishing and Bernan Press, p. 392.
Если кое-какую информацию об общем числеобучающихся за рубежом россиян удалосьнайти, то получить более подробные данные оних можно только с помощью специальныхисследований. В частности, такую информациюдало проведенное в 2000/2001 учебном году врамках проекта "Российские студенты зарубежом: перспективы возвращения в Россию"(2) социологическое исследованиепрофессионально-миграционного поведениястудентов-россиян, обучающихся взарубежных университетах по широкомуспектру специальностей. В исследованиииспользована сравнительно новая дляроссийских социологических проектовтехника получения эмпирических данныхпутем опроса через интернет. По каналаминтернета была сформирована выборка иразосланы анкеты по электронным адресам (3).Ответило 100 респондентов, обучающихся вуниверситетах США и Европы. Посколькувыборка носила чисто целевой характер,жестких требований к ее объему ирепрезентативности не предъявлялось.Проведенное исследование можнорассматривать как своего рода научнуюразведку социального явления.
Как показало исследование, женщиныучаствуют в международной учебной миграциине менее активно, чем мужчины (48% и 52% соответственно).
Возрастной диапазон составляет от 19 до 35лет, при этом каждый второй студент имеетвозраст 23-25 лет. Средний возраст россиян,обучающихся за рубежом, - 25 лет.
До выезда за границу 43% респондентовпроживали в Москве и 16% - в Санкт-Петербурге;остальные - в областных, краевых иреспубликанских центрах (31%), и редко кто - вмалых городах (6%) (Рисунок 2). Представленыпрактически все регионы России:Архангельск, Ярославль, Краснодар,Волгоград, Самара, Казань, Уфа, Новосибирск,Красноярск, Улан-Удэ, Магадан, Владивосток идр.
Рисунок 2. Место жительства в России довыезда за рубеж
Ведущий маршрут международной учебноймиграции российской молодежи: Москва -университеты США (трое из четырехреспондентов-москвичей учатся в США). Почтиполовина респондентов, обучающихся вамериканских университетах, - выходцы изМосквы. Выходцы из Санкт-Петербурга иобластных/республиканских центров отдаютпредпочтение европейским университетам:таковыми являются трое из четырехреспондентов, обучающихся в Европе.
По уровню образования, полученному вРоссии, это представители молодежнойэлиты: каждый второй учебный мигрант имеетза спиной законченное высшее российскоеобразование, каждый десятый окончиласпирантуру без защиты диссертации, а рядлиц даже защитили кандидатскую диссертацию(рис. 3). Лишь один из четырех человек передвыездом из России не имел высшегообразования, то есть являлся собственностудентом. Около 70% учебных мигрантов,исходя из российского понимания, уже можнос полным правом назвать молодыми ученымиили специалистами.
Рисунок 3. Уровень образования, полученного в России
Где, на кого и на какие средства учатся зарубежом
Опросом были охвачены студенты,обучающиеся в университетах США (58%) иЕвропы (42%) - рис. 4. В сумме доля респондентовиз США, Великобритании, Германии и Франциисоставила 84%.
Спектр специальностей, по которымроссияне проходят обучение за рубежом,достаточно широк: физика, математика,компьютерные технологии, химия, биология,экология, экономика, история, социология,политология, право, филология, педагогика.Студенты естественно-технического профилясоставили 28%, студенты общественно-гуманитарногопрофиля - 72%. Таким образом, подтвердиласьуже ранее отмечаемая закономерность: вмеждународной учебной миграции россиянбольше задействованы представителиобщественно-гуманитарных специальностей,чем естественно-технических (4). Во многомэто объясняется традиционно высокимкачеством российского образования поестественным и техническим дисциплинам инесколько худшей ситуацией в областисоциально-политических и экономическихспециальностей. Представители естественно-техническихобластей знания чаще всего выезжают зарубеж не с учебными целями, а с цельютрудовой деятельности на Западе.
Рисунок 4. Распределение респондентов попрофилю и регионам обучения
Что касается целей учебы за рубежом (рис.5), то среди опрошенных 8% обучались попрограммам подготовки бакалавров, 34%проходили последипломное обучение вмагистратуре, 48% - в докторантуре, 3%находились на стажировке. Таким образом,преобладающей целью учебы россиян зарубежом является получение докторскойстепени Ph.D.
Рисунок 5. Цели учебы за рубежом
Цели учебы за рубежом в большой степенизависят от профиля и региона обучения.Наиболее амбициозны в отношении высшихступеней обучения, то есть получениястепеней магистра и доктора, студенты,обучающиеся в США, а также студенты,обучающиеся по естественно-техническимдисциплинам.
Причины принятия решения о продолженииобразования за границей перечислены суказанием средних значений на рис. 6. В целомпо всей совокупности опрошенных важностькаждого из доводов примерно одинакова, науровне 50-60%, за исключением одной причины -достижения большей конкурентоспособностина российском рынке труда, которую назваломинимальное число студентов (35%), тогда какбольшей конкурентоспособностью назападном рынке труда озабочены 53%опрошенных. Это свидетельствует, по крайнеймере косвенно, об ориентированности плановучащихся за рубежом скорее на западный,нежели на российский рынок труда.
Рисунок 6. Причины принятия решения обучебе за рубежом
Молодые россияне, обучающиеся в США, поряду показателей выглядят более зрелыми ипрагматичными, чем те, кто учится в Европе:для них главнейшая причина учебы заграницей - достижение большейконкурентоспособности на западном рынкетруда. По-видимому, они чаще рассматриваютобучение за рубежом как ступень кдальнейшему трудоустройству на Западе. Дляних также очень важен фактор благополучия:хорошие условия труда и высокий уровеньжизни за рубежом.
Студенты же, обучающиеся в Европе, учебуза рубежом воспринимают несколько иначе, уних чаще преобладают чисто "студенческие"соображения: возможность увидеть мир,заиметь новых друзей, их также привлекаетвысокое качество обучения.
Источником финансированияобучения российских студентов за рубежомнаиболее часто является полнаяуниверситетская стипендия - 31% (рис. 7).Распространены также частичнаяуниверситетская стипендия, дополняемаяставкой ассистента на кафедре (20%), и грантна обучение от какого-либо фонда илиспонсорской организации (18%). Оплата учебысвоими собственными средствами в целомнаблюдалась лишь в каждом шестом случае (15%).Что касается доли учебных поездок в рамкахобмена между российскими и зарубежнымиуниверситетами, то, к сожалению, онаминимальна (менее 5%).
Таким образом, при поездке для обучения зарубеж ведущую роль играет не столькоматериальный достаток семьи, сколько наборличных качеств самого студента (высокийуровень подготовки, профессионализм,инициативность и т.п.), позволяющих емууспешно привлекать внешние источникифинансирования.
Рисунок 7. Источники финансирования учебыза рубежом
Учеба закончена: где работать?
Во время учебы в университете большинствообучающихся (62%) уже предпринимаютпрактические шаги по поиску будущего местаработы (рис. 8). Чаще всего работа ищетсяодновременно и за границей, и в России (каждымтретьим) или исключительно за границей (примернокаждым четвертым). Исключительно на работув России ориентируется минимальное числоопрошенных студентов (6%). Чащеориентированы на работу исключительно зарубежом молодые россияне, обучающиеся в США,а по специальностям выделяютсяпредставители естественно-техническихобластей знаний.
Рисунок 8. Поиск будущего места работы
Ориентация на западный рынок трудаподкрепляется более высокой оценкой своихшансов на успешное профессиональноетрудоустройство на Западе по сравнению сРоссией. По мнению почти половиныреспондентов (42%), спрос на ихпрофессиональные знания выше на западномрынке труда, чем на российском; 16%придерживаются противоположной точкизрения, и 29% считают, что спрос равный.Уверенность в своей конкурентоспособностина западном рынке труда сильнее выраженасреди студентов, обучающихся в США, иособенно сильно - среди студентов,специализирующихся в естественно-техническихобластях знаний. Женщины на западном рынкетруда ощущают себя вполнеконкурентоспособными: оценки мужчинами иженщинами спроса на их профессиональныезнания и квалификацию практическиодинаковы.
Большинство респондентов (68%)поддерживают профессиональные связи сколлегами на родине, но примерно у каждоговторого это слабые контакты, и лишь укаждого пятого - тесные. У третипрофессиональные контакты с Россиейотсутствуют. Несколько выше объемпрофессиональных контактов с родиной,особенно тесных, у студентов-гуманитариев иу студентов, обучающихся в Европе, - то естьтех, у которых наблюдается относительноповышенная ориентация на российский рыноктруда.
Кто вернется, а кто эмигрирует?
Четкой ориентации на жизнь и работу вРоссии во всей совокупности опрошенныхпридерживается лишь один человек из пяти.Твердо намереваются остаться жить иработать за рубежом вдвое меньше, примернолишь каждый десятый. В целом же преобладаютгибкие миграционно-возвратные ориентации:возвращение в Россию с целью будущейпрофессиональной деятельности возможнолишь при определенных условиях, касающихся прежде всего профессиональныхвозможностей в России, - об этом заявили 60%респондентов.
Более конкретные профессионально-миграционныенамерения - непосредственно послеокончания данной программы обучения зарубежом - выявляют гораздо более явнуюпредпочтительность заграничных перспектив:45% опрошенных студентов определеннозаявляют, что намерены остаться работать, иеще 19% - продолжить образование за рубежом.Таким образом, 64% намерены остаться и лишь18% - вернуться вРоссию в ближайшей будущем.
Судя по конкретным планам в отношениитрудовой деятельности после окончанияданной программы обучения, молодыеспециалисты, подготавливаемые в США, иособенно молодые специалисты,подготавливаемые за рубежом по естественно-техническимдисциплинам, видят больше перспектив дляначала своей профессиональной карьеры зарубежом, чем молодые специалисты,подготавливаемые в Европе илиподготавливаемые по общественно-гуманитарнымдисциплинам (рис. 9). Поэтому возвращение народину непосредственно после окончанияданной программы обучения будет чащенаблюдаться среди двух последних категорийстудентов.
Рисунок 9. Конкретные профессионально-миграционные намерения после окончания данной программы обучения по профилю и регионам обучения
Можно выделить несколько стратегиймиграционно-профессионального поведенияроссийских учебных мигрантов за рубежом (Рисунок10):
российская стратегия - постоянноепроживание и постоянная работа в России (7%).
Рисунок 10. Стратегии миграционно-профессионального поведения международных учебных мигрантов
Таким образом, оптимальная, с точки зрениябольшинства респондентов (61%), модельпрофессионально-миграционного поведенияучебных мигрантов может быть обозначенакак выраженная ориентация на проживание зарубежом с возможностью профессиональнойдеятельности в России посредствомвременной работы по трудовому контрактуили же кратких профессиональных визитов.Особенно высока доля лиц, отдающихпредпочтение именно такой стратегии, средистудентов, обучающихся в США, и средистудентов, обучающихся по естественно-техническимспециальностям.
Эмиграционный потенциал и "потенциалвозвращения" - оценка
Полученные результаты позволяютпроизвести ориентировочные оценкимасштабов потенциала возвращения имасштабов эмиграционного потенциала (утечкиумов) вследствие международной учебноймиграции. Максимальный уровень потенциалавозвращения на родину после окончанияучебы за рубежом очень низок - примерно 25% (минимальный- 18%). Максимальный же уровеньэмиграционного потенциала очень высок -почти 70%. При этом строго эмиграционнуюпозицию, то есть полное географическое ипрофессиональное отчуждение от России,занимает лишь каждый десятый опрошенный -это минимальный, базовый уровеньэмиграционного потенциала.
Обнаруживается более высокий уровеньпотенциала возвращения студентов,обучающихся в Европе, и студентов,специализирующихся в общественно-гуманитарныхобластях знаний. И соответственно вышеэмиграционный потенциал студентов,обучающихся в США, и студентов,специализирующихся в естественно-техническихобластях знаний (рис. 11).
Рисунок 11. Эмиграционный потенциал ипотенциал возвращения по профилю и регионам обучения
Вместе с тем, если рассматриватьвозвращение и эмиграцию не как чистотерриториальное физическое перемещениелюдей, а как движение интеллектуальныхресурсов, то выявляется некотораяпозитивная тенденция. Существуетзначительный потенциал "интеллектуальноговозвращения" в Россию - в виде идей,профессиональных знаний техвысококвалифицированных мигрантов (ихбольшинство - около 60%), которые, не желаявозвращаться навсегда, тем не менее неисключают для себя в будущемпрофессиональное сотрудничество с родинойв какой-либо форме. А в свете современнойтеории глобализации интеллектуальныхресурсов возврат идей имеет не меньшеезначение для развития интеллектуального инаучно-технического потенциала страны-донораРоссии, чем физический возврат людей.
Выявляется важность и первичностьвозможности профессиональной реализации иудовлетворения профессиональных ожиданийи требований молодых интеллектуальныхмигрантов, с одной стороны, и вторичностьгеографического места приложения своихзнаний - с другой. Выбор миграционно-профессиональнойстратегии в первую очередь определяетсяпрофессиональными факторами. Наиболеесильно на профессиональную реализацию - внезависимости от географического местаприложения труда - настроены респонденты,специализирующиеся в естественно-техническихобластях знаний. Среди них не нашлось ниодного человека, который хотел бы выбратьпрофессионально не совсем удовлетворяющуюработу на Западе; в таком случае для нихпредпочтительнее возвращение в Россию дляработы по специальности.
В целом сформировалось отрицательноеотношение к России как к месту постоянногопроживания и более положительное отношениек России как к месту приложенияпрофессиональных знаний. Подтверждениемтому, что Россия не отвергается полностьюкак возможное место приложения труда,служит то, что подавляющее большинствореспондентов готовы рассмотреть и оценитьфакторы возвращения на родину. В то же времядля части опрашиваемого контингента (около10%) не существует ни одного значимогофактора с точки зрения возвращения в Россию.
Почему же их не тянет на Родину?
Создание определенных условий длявозвращения молодых специалистов в Россиюс целью будущей профессиональнойдеятельности опирается на анализпритягивающих факторов возвратноймиграции.
В табл. 2 представлен средний ранг каждогоиз факторов профессионального плана,оцениваемых по 12-балльной шкале (от 1-самоеважное до 12-наименее важно). Наиболеезначимым фактором в глазах молодыхспециалистов является материальный -высокая заработная плата (средний ранг -2,7). Вторым по значимости выступает наличиевысококлассной профессиональной среды (среднийранг - 3,6). В пятерку ведущих факторов такжевходит возможность быстройпрофессиональной карьеры (3,7), возможностьмеждународных профессиональных контактов,зарубежных поездок и т.п. (3,8), а также доступк современному оборудованию,информационные и коммуникационныевозможности (Internet, e-mail и т.п.) (средний ранг -4,4).
Таблица 2. Оценка значимостипрофессиональных факторов, содействующихвозвращению молодых специалистов в Россиюпосле обучения за рубежом
Факторы | Средний ранг |
Высокая заработная плата | 2,7 |
Наличие высококлассной профессиональной среды | 3,6 |
Возможность быстрой профессиональной карьеры | 3,7 |
Возможность международных профессиональных контактов, зарубежных поездок и т.п. | 3,8 |
Доступ к современному оборудованию, информационные и коммуникационные возможности (Internet, e-mail и т.п.) | 4,4 |
Работа в престижной фирме | 4,8 |
Независимость, свободный рабочий график | 5,0 |
Долгосрочная и стабильная занятость | 5,8 |
Возможность участвовать в выработке политики | 5,9 |
Возможность получить работу в определенном городе России | 6,3 |
Рейтинг перечисленных факторовпрактически не зависит ни от региона, ни отпрофиля обучения. Есть только однохарактерное исключение: молодыеспециалисты в естественно-техническихобластях знаний на второе место позначимости ставят наличия доступа ксовременному оборудованию, информационными коммуникационным возможностям (среднийранг - 3,2).
Главные и наиболее перспективныенаправления потенциальной деятельности пооказанию помощи молодым специалистам вначале профессиональной деятельности вРоссии - это в первую очередь мерыконсультационного и организационно-финансовогохарактера, которые можно предложить врамках специальной инициативы,направленной на возвращениеинтеллектуальных ресурсов в Россию.Наиболее перспективными и значимыми, сточки зрения почти половины респондентов,признаны возможность проведениякраткосрочного (1-2 года) исследовательскогопроекта в России и помощь в заключениидолгосрочного трудового контракта в России.Меньший, но все же существенный интерес длятрети респондентов вызвала помощь вполучении краткосрочного индивидуальногогранта (на 1 год) для началапрофессиональной деятельности на родине.
Примерно 2/3 опрошенных студентовотметили, что нуждаются вквалифицированных консультациях по рынкупрофессионального труда в России, что, по-видимому,говорит о плохом знании молодымиспециалистами, заканчивающими обучение зарубежом, российского рынка труда.
Интерес к специальным программам,ориентированным на возвращение учебныхмигрантов для работы в России, выразили дветрети обследуемой совокупности. Причетверти колеблющихся отказался от участиялишь один человек из десяти. Контингент,потенциально открытый для работы в рамкахтаких инициатив, в несколько большейстепени представлен студентами,обучающимися в Европе, а также студентами,обучающимися по общественно-гуманитарнымспециальностям.
Заинтересованность большей частиобследованного контингента в получениипомощи в реализации их профессиональныхстратегий, связанных с Россией,подтверждает необходимость выработкицеленаправленных программ индивидуальнойработы с российскими студентами,заканчивающими обучение за границей поразличным специальностям. Безусловно,эффективность таких программ в немалойстепени будет зависеть от возможностиманеврировать наиболее весомыми, с точкизрения адресата, профессиональными иорганизационно-финансовыми стимулами вусловиях социально-экономическойнестабильности в России.
Примечания:
1. Эти данные главным образом охватывают студентов, проходящих последипломное обучение в магистратуре и докторантуре.
2. Выполнен при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.
3. При помощи поисковых систем в Интернете был подготовлен список электронных адресов отделов международного образования (Offices of International Education), а также администраторов (University's officers) Ph.D.- и M.A.-программ большого числа зарубежных университетов, по которым в дальнейшем осуществлялась рассылка запросов о наличии студентов из России, анкет и сопроводительных писем, информирующих о цели опроса.
4. Анкетный опрос российских ученых и специалистов, проведенный в 1999 г. в рамках совместного проекта Лаборатории миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Центра международных исследований (C.E.R.I., F.N.S.P., Франция) при финансовой поддержке Национальным центром научных исследований (C.N.R.S., Франция), (Де Тинги А., Леденева Л. Российские ученые и специалисты: сотрудничество с Западом. / Миграция студентов и специалистов. Научные доклады. Вып. 5. Под ред. Ж. Зайончковской. Независимый исследовательский совет по миграции стран СНГ и Балтии. М., 2000, С.5-33).