будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Медленное чтение

Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов?

Над темой номера работал Людмила Леденева

  • Российские студенты в зарубежных университетах - сколько их?
  • Кто обучается за рубежом?
  • Где, на кого и на какие средства учатся за рубежом
  • Учеба закончена: где работать?
  • Кто вернется, а кто эмигрирует?
  • Эмиграционный потенциал и "потенциал возвращения" - оценка
  • Почему же их не тянет на Родину?


Борис Иогансон
Рабфак идет

1928

Российские студенты в зарубежныхуниверситетах - сколько их?

Либерализация миграционногозаконодательства в последнее десятилетиеХХ века дала российской молодеживозможность получать высшее образование иученые степени в зарубежных университетах.Понятно, что невозвращение молодых людейпосле окончания учебы ведет к потереРоссией части ее интеллектуальногопотенциала. Если же, окончив учебу, онивозвращаются домой во всеоружии новыхзнаний, Россия оказывается в выигрыше.

А что происходит на самом деле? И преждевсего, каково число россиян, обучающихся зарубежом?

На фоне отсутствия достовернойроссийской статистики ориентирами могутслужить зарубежные источники, в частностиданные ЮНЕСКО о численности иностранныхстудентов в странах-реципиентах заотдельные учебные годы, а также материалыамериканской статистики.

В середине 1990-х годов совокупнаячисленность студентов-россиян, проходящихкурс полного или включенного (1-2 семестра)обучения в зарубежных вузах, составляла наначало учебного года примерно 13 тысяччеловек (1). Выходцев из России удалосьобнаружить в университетах 33 стран, нобольшинство из них - свыше 10 тысяч, или около80% - обучались всего в 4 странах: США,Германии, Франции, Великобритании, а срединих выделяются США, которые в середине 1990-хгодов аккумулировали по меньшей мере до 40%российских студентов-мигрантов (Табл. 1).

Таблица 1. Численность российских студентов зарубежом

Страна-реципиент На начало
учебного года
Человек
США 1995/96 5589
Германия 1995/96 3383
Франция* 1993/94 784
Великобритания 1995/96 497
Турция 1994/95 408
Кипр 1996/97 350
Польша 1995/96 290
Финляндия 1995/96 258
Китай 1993/94 214
Австрия 1995/96 188
Швейцария 1995/96 184
Канада 1993/94 179
Венгрия 1994/95 138
Япония 1994/95 122
Болгария 1996/97 80
Италия 1993/94 78
Швеция 1995/96 75
Бельгия 1994/95 65
Чехия 1994/95 57
Норвегия 1995/96 49
Египет 1995/96 47
Саудовская Аравия 1993/94 40
Румыния 1996/97 37
Иордания 1996/97 34
Дания 1995/96 26
Корея 1996/97 15
Словакия 1996/97 9
Австралия 1993 6
Новая Зеландия 1996 6
Югославия 1994/95 4
Куба 1996/97 3
Хорватия 1994/95 2
Сирия 1994/95 2

* Только государственные университеты

Источники:
1996 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.14. Third level: foreign students bycountry of origin. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1997, p. 410.
1997 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.13. Education at the third level: number of foreign students enrolled. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1998, p. 392.

Динамика численности студентов-россиян вСША в 1990-е годы имела выраженнуюположительную тенденцию: 1993/94 учебный год -1582 человек, 1995/96 - 5589 человек, 1998/99 - 6900человек (Рис. 1).

Рисунок 1. Динамика численностироссийских студентов, обучающихся в США, 1990-егг.

* Данные за 1996/97 и 1997/98 учебные годыотсутствуют.

Источники:
Institute of International Education-s 1998-99 OPEN DOORS (2000). An Overview of the Moscow Education Information Center, p. 2.
OPEN DOORS 1994/1995: Report on International Educational Exchange (1995). New York: Institute of International Education, p. 44.
1996 UNESCO Statistical Yearbooks (1997). 3.14. Third level: foreign students by country of origin. UNESCO Publishing and Bernan Press, p. 410.
1997 UNESCO Statistical Yearbooks (1998). 3.13. Education at the third level: number of foreign students enrolled. UNESCO Publishing and Bernan Press, p. 392.

Кто обучается за рубежом?

Если кое-какую информацию об общем числеобучающихся за рубежом россиян удалосьнайти, то получить более подробные данные оних можно только с помощью специальныхисследований. В частности, такую информациюдало проведенное в 2000/2001 учебном году врамках проекта "Российские студенты зарубежом: перспективы возвращения в Россию"(2) социологическое исследованиепрофессионально-миграционного поведениястудентов-россиян, обучающихся взарубежных университетах по широкомуспектру специальностей. В исследованиииспользована сравнительно новая дляроссийских социологических проектовтехника получения эмпирических данныхпутем опроса через интернет. По каналаминтернета была сформирована выборка иразосланы анкеты по электронным адресам (3).Ответило 100 респондентов, обучающихся вуниверситетах США и Европы. Посколькувыборка носила чисто целевой характер,жестких требований к ее объему ирепрезентативности не предъявлялось.Проведенное исследование можнорассматривать как своего рода научнуюразведку социального явления.

Как показало исследование, женщиныучаствуют в международной учебной миграциине менее активно, чем мужчины (48% и 52% соответственно).

Возрастной диапазон составляет от 19 до 35лет, при этом каждый второй студент имеетвозраст 23-25 лет. Средний возраст россиян,обучающихся за рубежом, - 25 лет.

До выезда за границу 43% респондентовпроживали в Москве и 16% - в Санкт-Петербурге;остальные - в областных, краевых иреспубликанских центрах (31%), и редко кто - вмалых городах (6%) (Рисунок 2). Представленыпрактически все регионы России:Архангельск, Ярославль, Краснодар,Волгоград, Самара, Казань, Уфа, Новосибирск,Красноярск, Улан-Удэ, Магадан, Владивосток идр.

Рисунок 2. Место жительства в России довыезда за рубеж

Ведущий маршрут международной учебноймиграции российской молодежи: Москва -университеты США (трое из четырехреспондентов-москвичей учатся в США). Почтиполовина респондентов, обучающихся вамериканских университетах, - выходцы изМосквы. Выходцы из Санкт-Петербурга иобластных/республиканских центров отдаютпредпочтение европейским университетам:таковыми являются трое из четырехреспондентов, обучающихся в Европе.

По уровню образования, полученному вРоссии, это представители молодежнойэлиты: каждый второй учебный мигрант имеетза спиной законченное высшее российскоеобразование, каждый десятый окончиласпирантуру без защиты диссертации, а рядлиц даже защитили кандидатскую диссертацию(рис. 3). Лишь один из четырех человек передвыездом из России не имел высшегообразования, то есть являлся собственностудентом. Около 70% учебных мигрантов,исходя из российского понимания, уже можнос полным правом назвать молодыми ученымиили специалистами.

Рисунок 3. Уровень образования, полученного в России

Где, на кого и на какие средства учатся зарубежом

Опросом были охвачены студенты,обучающиеся в университетах США (58%) иЕвропы (42%) - рис. 4. В сумме доля респондентовиз США, Великобритании, Германии и Франциисоставила 84%.

Спектр специальностей, по которымроссияне проходят обучение за рубежом,достаточно широк: физика, математика,компьютерные технологии, химия, биология,экология, экономика, история, социология,политология, право, филология, педагогика.Студенты естественно-технического профилясоставили 28%, студенты общественно-гуманитарногопрофиля - 72%. Таким образом, подтвердиласьуже ранее отмечаемая закономерность: вмеждународной учебной миграции россиянбольше задействованы представителиобщественно-гуманитарных специальностей,чем естественно-технических (4). Во многомэто объясняется традиционно высокимкачеством российского образования поестественным и техническим дисциплинам инесколько худшей ситуацией в областисоциально-политических и экономическихспециальностей. Представители естественно-техническихобластей знания чаще всего выезжают зарубеж не с учебными целями, а с цельютрудовой деятельности на Западе.

Рисунок 4. Распределение респондентов попрофилю и регионам обучения

Что касается целей учебы за рубежом (рис.5), то среди опрошенных 8% обучались попрограммам подготовки бакалавров, 34%проходили последипломное обучение вмагистратуре, 48% - в докторантуре, 3%находились на стажировке. Таким образом,преобладающей целью учебы россиян зарубежом является получение докторскойстепени Ph.D.

Рисунок 5. Цели учебы за рубежом

Цели учебы за рубежом в большой степенизависят от профиля и региона обучения.Наиболее амбициозны в отношении высшихступеней обучения, то есть получениястепеней магистра и доктора, студенты,обучающиеся в США, а также студенты,обучающиеся по естественно-техническимдисциплинам.

Причины принятия решения о продолженииобразования за границей перечислены суказанием средних значений на рис. 6. В целомпо всей совокупности опрошенных важностькаждого из доводов примерно одинакова, науровне 50-60%, за исключением одной причины -достижения большей конкурентоспособностина российском рынке труда, которую назваломинимальное число студентов (35%), тогда какбольшей конкурентоспособностью назападном рынке труда озабочены 53%опрошенных. Это свидетельствует, по крайнеймере косвенно, об ориентированности плановучащихся за рубежом скорее на западный,нежели на российский рынок труда.

Рисунок 6. Причины принятия решения обучебе за рубежом

  1. Возможность увидеть мир, заиметь новых друзей и т.п.
  2. Достижение большей конкурентоспособности на западном рынке труда
  3. Хорошие условия труда и высокий уровень жизни за рубежом
  4. Высокое качество обучения за рубежом
  5. Достижение большей конкурентоспособности на российском рынке труда

Молодые россияне, обучающиеся в США, поряду показателей выглядят более зрелыми ипрагматичными, чем те, кто учится в Европе:для них главнейшая причина учебы заграницей - достижение большейконкурентоспособности на западном рынкетруда. По-видимому, они чаще рассматриваютобучение за рубежом как ступень кдальнейшему трудоустройству на Западе. Дляних также очень важен фактор благополучия:хорошие условия труда и высокий уровеньжизни за рубежом.

Студенты же, обучающиеся в Европе, учебуза рубежом воспринимают несколько иначе, уних чаще преобладают чисто "студенческие"соображения: возможность увидеть мир,заиметь новых друзей, их также привлекаетвысокое качество обучения.

Источником финансированияобучения российских студентов за рубежомнаиболее часто является полнаяуниверситетская стипендия - 31% (рис. 7).Распространены также частичнаяуниверситетская стипендия, дополняемаяставкой ассистента на кафедре (20%), и грантна обучение от какого-либо фонда илиспонсорской организации (18%). Оплата учебысвоими собственными средствами в целомнаблюдалась лишь в каждом шестом случае (15%).Что касается доли учебных поездок в рамкахобмена между российскими и зарубежнымиуниверситетами, то, к сожалению, онаминимальна (менее 5%).

Таким образом, при поездке для обучения зарубеж ведущую роль играет не столькоматериальный достаток семьи, сколько наборличных качеств самого студента (высокийуровень подготовки, профессионализм,инициативность и т.п.), позволяющих емууспешно привлекать внешние источникифинансирования.

Рисунок 7. Источники финансирования учебыза рубежом

  1. Полная университетская стипендия
  2. Частичная университетская стипендия, дополняемая ставкой ассистента в университете
  3. Грант на обучение от какого-либо фонда
  4. Собственные средства
  5. Частичная университетская стипендия, дополняемая грантом на обучение
  6. Программы обмена между университетами
  7. Нет ответа

Учеба закончена: где работать?

Во время учебы в университете большинствообучающихся (62%) уже предпринимаютпрактические шаги по поиску будущего местаработы (рис. 8). Чаще всего работа ищетсяодновременно и за границей, и в России (каждымтретьим) или исключительно за границей (примернокаждым четвертым). Исключительно на работув России ориентируется минимальное числоопрошенных студентов (6%). Чащеориентированы на работу исключительно зарубежом молодые россияне, обучающиеся в США,а по специальностям выделяютсяпредставители естественно-техническихобластей знаний.

Рисунок 8. Поиск будущего места работы

Ориентация на западный рынок трудаподкрепляется более высокой оценкой своихшансов на успешное профессиональноетрудоустройство на Западе по сравнению сРоссией. По мнению почти половиныреспондентов (42%), спрос на ихпрофессиональные знания выше на западномрынке труда, чем на российском; 16%придерживаются противоположной точкизрения, и 29% считают, что спрос равный.Уверенность в своей конкурентоспособностина западном рынке труда сильнее выраженасреди студентов, обучающихся в США, иособенно сильно - среди студентов,специализирующихся в естественно-техническихобластях знаний. Женщины на западном рынкетруда ощущают себя вполнеконкурентоспособными: оценки мужчинами иженщинами спроса на их профессиональныезнания и квалификацию практическиодинаковы.

Большинство респондентов (68%)поддерживают профессиональные связи сколлегами на родине, но примерно у каждоговторого это слабые контакты, и лишь укаждого пятого - тесные. У третипрофессиональные контакты с Россиейотсутствуют. Несколько выше объемпрофессиональных контактов с родиной,особенно тесных, у студентов-гуманитариев иу студентов, обучающихся в Европе, - то естьтех, у которых наблюдается относительноповышенная ориентация на российский рыноктруда.

Кто вернется, а кто эмигрирует?

Четкой ориентации на жизнь и работу вРоссии во всей совокупности опрошенныхпридерживается лишь один человек из пяти.Твердо намереваются остаться жить иработать за рубежом вдвое меньше, примернолишь каждый десятый. В целом же преобладаютгибкие миграционно-возвратные ориентации:возвращение в Россию с целью будущейпрофессиональной деятельности возможнолишь при определенных условиях, касающихся прежде всего профессиональныхвозможностей в России, - об этом заявили 60%респондентов.

Более конкретные профессионально-миграционныенамерения - непосредственно послеокончания данной программы обучения зарубежом - выявляют гораздо более явнуюпредпочтительность заграничных перспектив:45% опрошенных студентов определеннозаявляют, что намерены остаться работать, иеще 19% - продолжить образование за рубежом.Таким образом, 64% намерены остаться и лишь18% - вернуться вРоссию в ближайшей будущем.

Судя по конкретным планам в отношениитрудовой деятельности после окончанияданной программы обучения, молодыеспециалисты, подготавливаемые в США, иособенно молодые специалисты,подготавливаемые за рубежом по естественно-техническимдисциплинам, видят больше перспектив дляначала своей профессиональной карьеры зарубежом, чем молодые специалисты,подготавливаемые в Европе илиподготавливаемые по общественно-гуманитарнымдисциплинам (рис. 9). Поэтому возвращение народину непосредственно после окончанияданной программы обучения будет чащенаблюдаться среди двух последних категорийстудентов.

Рисунок 9. Конкретные профессионально-миграционные намерения после окончания данной программы обучения по профилю и регионам обучения

Можно выделить несколько стратегиймиграционно-профессионального поведенияроссийских учебных мигрантов за рубежом (Рисунок10):

российская стратегия - постоянноепроживание и постоянная работа в России (7%).

  • 1 промежуточная (пророссийская) стратегия - постоянно проживать в России с возможностью контрактной занятости на Западе (19%);
  • 2 промежуточная (прозападная) стратегия - постоянно проживать за рубежом, но иметь при этом трудовой контракт на временную работу в России или иметь возможность совершать краткие профессиональные поездки в Россию (61% респондентов);
  • эмиграционная стратегия - постоянно проживать и работать за рубежом (8% респондентов).
  • Часть респондентов воздержалась от ответа (5%).

Рисунок 10. Стратегии миграционно-профессионального поведения международных учебных мигрантов

Таким образом, оптимальная, с точки зрениябольшинства респондентов (61%), модельпрофессионально-миграционного поведенияучебных мигрантов может быть обозначенакак выраженная ориентация на проживание зарубежом с возможностью профессиональнойдеятельности в России посредствомвременной работы по трудовому контрактуили же кратких профессиональных визитов.Особенно высока доля лиц, отдающихпредпочтение именно такой стратегии, средистудентов, обучающихся в США, и средистудентов, обучающихся по естественно-техническимспециальностям.

Эмиграционный потенциал и "потенциалвозвращения" - оценка

Полученные результаты позволяютпроизвести ориентировочные оценкимасштабов потенциала возвращения имасштабов эмиграционного потенциала (утечкиумов) вследствие международной учебноймиграции. Максимальный уровень потенциалавозвращения на родину после окончанияучебы за рубежом очень низок - примерно 25% (минимальный- 18%). Максимальный же уровеньэмиграционного потенциала очень высок -почти 70%. При этом строго эмиграционнуюпозицию, то есть полное географическое ипрофессиональное отчуждение от России,занимает лишь каждый десятый опрошенный -это минимальный, базовый уровеньэмиграционного потенциала.

Обнаруживается более высокий уровеньпотенциала возвращения студентов,обучающихся в Европе, и студентов,специализирующихся в общественно-гуманитарныхобластях знаний. И соответственно вышеэмиграционный потенциал студентов,обучающихся в США, и студентов,специализирующихся в естественно-техническихобластях знаний (рис. 11).

Рисунок 11. Эмиграционный потенциал ипотенциал возвращения по профилю и регионам обучения

Вместе с тем, если рассматриватьвозвращение и эмиграцию не как чистотерриториальное физическое перемещениелюдей, а как движение интеллектуальныхресурсов, то выявляется некотораяпозитивная тенденция. Существуетзначительный потенциал "интеллектуальноговозвращения" в Россию - в виде идей,профессиональных знаний техвысококвалифицированных мигрантов (ихбольшинство - около 60%), которые, не желаявозвращаться навсегда, тем не менее неисключают для себя в будущемпрофессиональное сотрудничество с родинойв какой-либо форме. А в свете современнойтеории глобализации интеллектуальныхресурсов возврат идей имеет не меньшеезначение для развития интеллектуального инаучно-технического потенциала страны-донораРоссии, чем физический возврат людей.

Выявляется важность и первичностьвозможности профессиональной реализации иудовлетворения профессиональных ожиданийи требований молодых интеллектуальныхмигрантов, с одной стороны, и вторичностьгеографического места приложения своихзнаний - с другой. Выбор миграционно-профессиональнойстратегии в первую очередь определяетсяпрофессиональными факторами. Наиболеесильно на профессиональную реализацию - внезависимости от географического местаприложения труда - настроены респонденты,специализирующиеся в естественно-техническихобластях знаний. Среди них не нашлось ниодного человека, который хотел бы выбратьпрофессионально не совсем удовлетворяющуюработу на Западе; в таком случае для нихпредпочтительнее возвращение в Россию дляработы по специальности.

В целом сформировалось отрицательноеотношение к России как к месту постоянногопроживания и более положительное отношениек России как к месту приложенияпрофессиональных знаний. Подтверждениемтому, что Россия не отвергается полностьюкак возможное место приложения труда,служит то, что подавляющее большинствореспондентов готовы рассмотреть и оценитьфакторы возвращения на родину. В то же времядля части опрашиваемого контингента (около10%) не существует ни одного значимогофактора с точки зрения возвращения в Россию.

Почему же их не тянет на Родину?

Создание определенных условий длявозвращения молодых специалистов в Россиюс целью будущей профессиональнойдеятельности опирается на анализпритягивающих факторов возвратноймиграции.

В табл. 2 представлен средний ранг каждогоиз факторов профессионального плана,оцениваемых по 12-балльной шкале (от 1-самоеважное до 12-наименее важно). Наиболеезначимым фактором в глазах молодыхспециалистов является материальный -высокая заработная плата (средний ранг -2,7). Вторым по значимости выступает наличиевысококлассной профессиональной среды (среднийранг - 3,6). В пятерку ведущих факторов такжевходит возможность быстройпрофессиональной карьеры (3,7), возможностьмеждународных профессиональных контактов,зарубежных поездок и т.п. (3,8), а также доступк современному оборудованию,информационные и коммуникационныевозможности (Internet, e-mail и т.п.) (средний ранг -4,4).

Таблица 2. Оценка значимостипрофессиональных факторов, содействующихвозвращению молодых специалистов в Россиюпосле обучения за рубежом

Факторы Средний
ранг
Высокая заработная плата 2,7
Наличие высококлассной профессиональной среды 3,6
Возможность быстрой профессиональной карьеры 3,7
Возможность международных профессиональных контактов, зарубежных поездок и т.п. 3,8
Доступ к современному оборудованию, информационные и коммуникационные возможности (Internet, e-mail и т.п.) 4,4
Работа в престижной фирме 4,8
Независимость, свободный рабочий график 5,0
Долгосрочная и стабильная занятость 5,8
Возможность участвовать в выработке политики 5,9
Возможность получить работу в определенном городе России 6,3

Рейтинг перечисленных факторовпрактически не зависит ни от региона, ни отпрофиля обучения. Есть только однохарактерное исключение: молодыеспециалисты в естественно-техническихобластях знаний на второе место позначимости ставят наличия доступа ксовременному оборудованию, информационными коммуникационным возможностям (среднийранг - 3,2).

Главные и наиболее перспективныенаправления потенциальной деятельности пооказанию помощи молодым специалистам вначале профессиональной деятельности вРоссии - это в первую очередь мерыконсультационного и организационно-финансовогохарактера, которые можно предложить врамках специальной инициативы,направленной на возвращениеинтеллектуальных ресурсов в Россию.Наиболее перспективными и значимыми, сточки зрения почти половины респондентов,признаны возможность проведениякраткосрочного (1-2 года) исследовательскогопроекта в России и помощь в заключениидолгосрочного трудового контракта в России.Меньший, но все же существенный интерес длятрети респондентов вызвала помощь вполучении краткосрочного индивидуальногогранта (на 1 год) для началапрофессиональной деятельности на родине.

Примерно 2/3 опрошенных студентовотметили, что нуждаются вквалифицированных консультациях по рынкупрофессионального труда в России, что, по-видимому,говорит о плохом знании молодымиспециалистами, заканчивающими обучение зарубежом, российского рынка труда.

Интерес к специальным программам,ориентированным на возвращение учебныхмигрантов для работы в России, выразили дветрети обследуемой совокупности. Причетверти колеблющихся отказался от участиялишь один человек из десяти. Контингент,потенциально открытый для работы в рамкахтаких инициатив, в несколько большейстепени представлен студентами,обучающимися в Европе, а также студентами,обучающимися по общественно-гуманитарнымспециальностям.

Заинтересованность большей частиобследованного контингента в получениипомощи в реализации их профессиональныхстратегий, связанных с Россией,подтверждает необходимость выработкицеленаправленных программ индивидуальнойработы с российскими студентами,заканчивающими обучение за границей поразличным специальностям. Безусловно,эффективность таких программ в немалойстепени будет зависеть от возможностиманеврировать наиболее весомыми, с точкизрения адресата, профессиональными иорганизационно-финансовыми стимулами вусловиях социально-экономическойнестабильности в России.


Примечания:
1. Эти данные главным образом охватывают студентов, проходящих последипломное обучение в магистратуре и докторантуре.
2. Выполнен при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.
3. При помощи поисковых систем в Интернете был подготовлен список электронных адресов отделов международного образования (Offices of International Education), а также администраторов (University's officers) Ph.D.- и M.A.-программ большого числа зарубежных университетов, по которым в дальнейшем осуществлялась рассылка запросов о наличии студентов из России, анкет и сопроводительных писем, информирующих о цели опроса.
4. Анкетный опрос российских ученых и специалистов, проведенный в 1999 г. в рамках совместного проекта Лаборатории миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Центра международных исследований (C.E.R.I., F.N.S.P., Франция) при финансовой поддержке Национальным центром научных исследований (C.N.R.S., Франция), (Де Тинги А., Леденева Л. Российские ученые и специалисты: сотрудничество с Западом. / Миграция студентов и специалистов. Научные доклады. Вып. 5. Под ред. Ж. Зайончковской. Независимый исследовательский совет по миграции стран СНГ и Балтии. М., 2000, С.5-33).


читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).