будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Октябрь 27, 2023
Медленное чтение
Костырко Сергей

Новый номер журнала «Зеркало»

Новый номер журнала «Зеркало»
ps_ATIFA-62-land

Задача, которую «Зеркало» № 62 ставит перед собой в разделе «СТИХИ», по традиции открывающем каждый номер, — это создание своего поэтического пространства в современной поэзии поверх уже сложившихся иерархий и поверх географических границ. В свежем номере стихи авторов из Германии, Израиля, России, Украины.

Со своими подборками стихов представлены:

Артём Верле

и птица о ста глазах
вечно смотрящих мимо
статуя дерева в роще

затерявшаяся среди деревьев
пока прощались самые близкие

Екатерина Деришева

царапины на поверхности реки

потоки воды считывают файлы камней

мерцающие курсоры деревьев воспроизводят движение природы

интерфейс ручья существует в момент обращения к данным

{в файлах камней — отпечатки появления света}

данные отображаются одни за одним

Марина Кантор

«Слева жёлтые огни, справа — красные.

Жёлтые летят на север, красные — на юг.

Так Аялон делит Тель-Авив на две неравные части.

Я, похоже, не принадлежу ни одной из них.

Я — между красным и жёлтым».

София-Елизавета Каткова

«черемша растет сквозь этюды

сочиненные снежной бурей

каждый год я ползу по их склону

под колючей проволокой лирид»

Инна Краснопер

«мутная вода ведёт через океан к новости

хвосты самолётов хранят секреты

никого не поранить

никого не уронить

не проронить

нить»

Петя Птах 

из концлагеря
кто-то звонит в полицию
приезжайте немедленно
тут концлагерь

пожалуйста подождите
на проводе
надо проверить
можно ли тут что-то сделать
и вправе ли мы
вам помочь

Наиля Ямакова

«По вторникам бомбы над нашим балконом.

Я жабры прикрою и детям глаза.

Всё было, всё было, как жаль Антигону.

Как жаль Антигону, но иначе нельзя».

 

Следующий раздел, «ПРОЗА ПЛЮС», в первых своих текстах продолжает, по сути, предыдущий: Александр Измайлов «Записки исподлобья», Адам Непил «Распылитель». Оба автора далеко уходят от сюжетного повествования, которое всегда было принято считать основой прозы. Они пишут, скорее, стихопрозу, предоставляя читателю двигаться по словесному строю текста, с парадоксальным сочленением, казалось, далеких друг от друга слов, понятий, микросюжетов.

Александр Измайлов «Записки исподлобья»: «Всё идет своим чередом. В нотной тетради ноты ползают как муравьи. На Луне сейчас плюс сто сорок и абсолютная, как глухота, тишина. Америку тянут на дно тонущие авианосцы, по которым змеятся зелёные искры Азии. Кахетинский нагар шашлыка пьёт азарт коньяка и вдыхает ароматные букли сигары. С купюрами вместо манжет в одно ухо входит, в другое выходит король крапленой дождями колоды».

Адам Непил «Распылитель»: «Когда стирается якобы память, некоторые заносят: тарарам-тарарам, помнят разве что крылья сороки, голодная кошка, тяжелое небо, дрожащая тень поплавка. Кое-как ткнули пальцем, где было, вот и спасли, и нам не мешает, и как бы приделано. Но память ликует иначе, тогда, когда ведет и заводит. Или доводит. Повернуться не успел, а уже смеркается. Брел не валко, но шатко, заметно зяб. …енной пеной».

Иными словами, это проза для изощренного читателя.

Сюжетная проза появляется в разделе «ГЛАВЫ ИЗ РОМАНА» в тексте Дмитрия Гденича «Странствие к Древу», написанном в стилистике фантастического эпоса, несколько представителей страны Вечны, особой цивилизации на земле, отличающихся от прочих и физиологически, но большей просвещенностью , чем их соседи, отправляются в странствие через страну векшусов, к Древу Жизни, про которое знают из древних легенд. Путешествие их изобилует разными сюжетными поворотами, в итоге возникает сложный, многомерных образ земных цивилизаций, пусть и фантастический, но как раз предложенная автором многоуровневая метафора провоцирует на размышления об устройстве уже нашего мира.

В разделе «ОГОНЬ ПРЯМОГО РАЗГОВОРА» интервью Саши Соколова «Смело можете называть меня романтическим авангардистом». Соколов рассказывает об истории своего вхождения в литературу и размышляет о поэтике русской поэзии с попыткой совместить с нею свое творчество. «Одни ученые люди полагают меня модернистом, другие — пост-. Сам я, значит, воспринимаю себя простым, нормальным, средней руки авангардистом».

В разделе «РЕКОНСТРУКЦИЯ» две статьи, жанр первой — Евгений Сошкин «Голубчик-Гостов, поэт промежутка» — следовало бы назвать микромонографией. Она о поэте, после долгого забвения входящем в наш культурный обиход, — Голубчике- Гостове (Лев Гольдёнов, 1892–1941), интерес к которому десятилетиями не выходил за пределы узкого круга филологов. Автор пытается разобраться, почему так сложилось: стихи Гостева поначалу «произвели на меня впечатление чего-то принципиально незнакомого, почти никогда не позволяющего по ходу чтения предугадать последующее развитие поэтической мысли. Несмотря на то что характерное полиграфическое оформление обеих книг и, большей частью, сами стихи безошибочно идентифицировались с авангардным искусством тех лет, в неподражаемых интонациях Гостова я мог различить лишь смутную перекличку с тогдашней поэтической разноголосицей, да и всей русской лирикой. Сегодня я определил бы его поэзию как переходную форму от авангарда к поставангарду».

Следующую статью в этом разделе — Михаил Сухотин. «Молоко» и «Синий сок» (аналогии в поэзии М. Гробмана и Вс. Некрасова на раннем этапе) — также можно отнести уже к литературоведению, хотя один из двух персонажей статьи, Михаил Гробман, как поэт и художник, не прерывает работы до сегодняшнего дня. Автор начинает с анализа стихотворения Гробмана 1963 года «Молоко» с параллельным анализом стихотворения «Синий сок» Вс. Некрасова, в которых авангардные поэты той эпохи устанавливают для себя телесные отношения с окружающим миром. Вот цитата из письма Некрасова Гробману: «Экий ты мудрый какой стал, братец, нутряной-земляной этакий (песчаный, небось) кондовый, ядрит твою опять же в молоко, про которое ты пишешь. К земле близкий, как ну прям Н. Заболоцкий или Лев Толстой». Собственно вот это «нутряное», телесное и стало одним из лейтмотивов творчества Гробмана и в стихах, и в живописи — «… Бестелесное бремя волнует лоб идиота, Позвоночного мальчика с выпуклой маминой бровью — …. постоянный образ «с носом» в его будущих работах. Это своего рода травестия, поскольку «идиот» на самом деле – простой человек, родившийся в мир, простак. А кто из нас не простак? И уж так ли во всем не простак? Это онтологический, очень серьезный знак даже скорей, чем образ. И, думаю, именно за эту универсальную глубину, бывшую с Гробманом с самого начала, Некрасов в своём письме о «Молоке» и зовет его «мудрым».

Завершают номер в разделе «ВРЕМЯ И МЕСТО» «Дневники. 1987» Михаила Гробмана — плотно, короткими информативными фразами написанное повествование о поездке с участниками группы «Левиафан» на всемирную художественную выставку Documenta в Касселе, Германия, для участия в одном из самых значительных событий в мире современного искусства, которое происходит раз в пять лет. Внешне это как бы сухая хроника очередного путешествия, но неожиданно эмоциональная с двумя выступающими изнутри мотивами: самоощущение автора, попавшего в среду художников из России и Израиля с их творческим бессилием в обращении с современным искусством, на которое они в поисках популярности претендуют, и самоощущение еврея-художника, оказавшегося на земле, жители которой устроили Холокост.


Сергей Костырко

«ЗЕРКАЛО» — ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ — Современная культура от Второго русского авангарда до последних достижений в прозе, поэзии, эссеистике и изобразительных искусствах (zerkalo-litart.com)

Зеркало 2023/62 — Журнальный зал (gorky.media)

Костырко Сергей
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).