Во второй половине ХХ столетия в России, как и во всем мире, была зафиксирована тенденция к акселерации физического и полового развития детей и подростков, приводящая к более раннему по сравнению с предыдущими поколениями формированию вторичных половых признаков, снижению возраста наступления менструальной функции и т.д. Между тем, отношение общества к подросткам, представление о дозволенном и недозволенном, о том, что им нужно и чего не нужно знать, изменилось намного меньше. «В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением психологической и социальной зрелости. Социальный статус нынешних подростков 15–16 лет, соответствующих по физическому и половому развитию 18–19-летним в 20–30-х годах, остается, в лучшем случае, неизменным» [1].
Появление в разных странах программ полового просвещения отразило стремление общества как-то заполнить образовавшийся разрыв и помочь подросткам в поисках ответов на вопросы, которые еще совсем недавно в таком возрасте, как правило, не возникали. Половое воспитание как процесс гендерной социализации, помогающий ребенку стать мужчиной или женщиной, воспринять общепринятую систему норм и правил взаимоотношений между полами в трудовой, общественной и личной жизни, существовало всегда. Но теперь потребовались новые формы такой социализации, менее спонтанные, более организованные и упорядоченные. Одной из таких форм и становится половое просвещение, предоставление информации и знаний, необходимых для подготовки подростка к сексуальной жизни и осуществлению репродуктивной функции в изменившихся социальных условиях.
Если подростки не получают такой подготовки, не находят в нужное время помощи в ответах на возникающие у них вопросы, они оказываются предоставленными самим себе и беззащитными перед недобросовестным спекуляциям на их естественном интересе к половой сфере со стороны коммерциализированных СМИ, изготовителей порнопродукции и т.п. Оказавшись наедине со своими проблемами, подростки решают их, следуя первой попавшейся подсказке, методом проб и ошибок, зачастую непоправимых, подвергая опасности свое физическое и нравственное здоровье.
Нечто подобное, видимо, происходит в России, где, с исчезновением государственной цензуры информационных потоков, неконтролируемая пропаганда таких символов «нездорового» образа жизни, как табачные изделия, алкоголь и продукция сексуального характера в различных средствах массовой информации способствовала определенной деформации социального портрета современного подростка, для которого стала характерной большая распространенность курения, употребления алкоголя, наркотиков, ранняя сексуальная активность. Естественным ответом на новую ситуацию должно было стать создание эффективных школьных программ, которые предлагали бы свои ответы на встающие перед каждым подростком вопросы и предупреждали о грозящих ему опасностях. Но государственная система просвещения, так же, как и государственная система здравоохранения продемонстрировали свою неспособность дать такой ответ.
Можно смело сказать, что в настоящее время сколько-нибудь продуманная система полового воспитания детей и подростков в нашей стране отсутствует. Попытки внедрения полового просвещения в середине 90-х годов с помощью сырых, не обсужденных в среде специалистов, не одобренных соответствующими инстанциями программ закончились полным провалом с политической и клерикальной подоплекой. На выборах 1999 года КПРФ провозгласила остановку проекта сексуального просвещения российских школьников своим главным социально-политическим достижением. Церковь объявила, что единственное и лучшее средство от СПИДа, беременностей и венерических болезней — православная мораль.
Страна была отброшена в этом вопросе на 20 лет назад. Программа «Планирование семьи» была лишена бюджетного финансирования из-за ошибок на стадии ее внедрения. «Карательные» меры в связи с этим надолго отбили желание у министерских чиновников что-либо предпринимать в сфере полового просвещения. Правда, несмотря на официальный запрет и бездействие государственных структур, различные общественные, некоммерческие организации в регионах продолжают вести половое просвещение подростков, используя в качестве методик то, что удается найти, или то, что создают сами. Но размах этой работы, да и ее качество не отвечают тем требованиям, которые выдвигает жизнь. В реальности половым просвещением занимаются — кто как может — и родители, и школа, и медицинские учреждения, и средства массовой информации, и ровесники, — стихийно дополняя друг друга.
Возможно, именно отсутствие нормального полового просвещения на фоне быстро меняющегося образа жизни россиян стало причиной резкого ухудшения репродуктивного здоровья подростков, то есть тех, кому предстоит дать жизнь следующему поколению россиян. За последнее десятилетие общая заболеваемость подростков в России выросла в 3,5 раза больше, чем у взрослых, заболеваемость болезнями репродуктивной сферы увеличилась у подростков в 5–7 раз, а венерическими, например сифилисом, — в 34 раза [2]. Рост числа ВИЧ-инфицированных и заболевших болезнями, передающимися половым путем, приобретает масштабы эпидемии.
На ухудшение репродуктивного здоровья молодежи указывают многие исследования. Так, опрос 1500 девушек, обучавшихся в ПТУ, обнаружил существование тенденции нарастания негативных показателей их здоровья. Исследование, проведенное на 1-м и 3-м годах обучения, показало, что за период обучения почти в 2 раза возросло число девушек с сильными менструальными болями (с 12 до 20%), стало больше принимающих в этот период лекарства (с 28 до 39%), обращавшихся к врачу с разными жалобами в связи с характером менструации. В целом число этих случаев возросло в 4 раза (с 3% до 12%). Выборочный осмотр подростковым гинекологом девушек в начале обучения выявил нарушения различного характера репродуктивной сферы у 19% осмотренных. Повторный осмотр через год обнаружил подобные нарушения уже у 32% респонденток. В этом исследовании было достоверно доказано отрицательное влияние курения, употребления алкоголя на общее самочувствие девушек, в том числе на симптомы, связанные с репродуктивной сферой [3].
К сожалению, особенностью исследований репродуктивного здоровья в настоящее время является то, что они ведутся преимущественно в связи с детьми и подростками женского пола при отсутствии аналогичных исследовании в отношении подрастающего поколения мужчин. Между тем, судя по выборочным данным, 40–60% бесплодных браков имеют своей причиной заболевания репродуктивного аппарата у мужчин. Корни этой проблемы находятся в детском и подростковом возрасте, 58% заболеваний этого возрастного периода могут привести в будущем к бесплодию. Тем не менее, система детской андрологии в государственных медицинских учреждениях сегодня почти отсутствует [4].
Учитывая, что обострение проблем репродуктивного здоровья во многом связано с особенностями поведения современной молодежи, очень важно понять взаимосвязь между объемом и достоверностью знаний подростков, уровнем их информированности по вопросам пола и поведенческими реакциями. Только при наличии соответствующих исследований возможна разработка эффективных профилактических программ, определяющих формы и методы наиболее приемлемого воздействия на подростков в целях сохранения их репродуктивного здоровья [5]. Стремление понять и оценить нынешнюю ситуацию с репродуктивным здоровьем и половым просвещением подростков обусловило проведение Институтом социологии РАН исследования «Репродуктивное здоровье подростков» [6].
Насколько сегодняшние подростки и их родители информированы по поводу физиологических изменений, происходящих в организме в подростковом возрасте, взаимоотношения полов, сексуального поведения, предохранения от заболеваний, передающихся половым путем, и т.п.?
Сами подростки считают себя достаточно информированными. Об этом свидетельствуют, в частности, их ответы на открытый вопрос: «Какой информации о сексуальном поведении и его последствиях тебе не хватает?» (табл. 1). Большинство опрошенных ответили, что информации подобного рода им хватает. Тех, кто смог сформулировать, какая конкретно информация ему нужна, меньшинство — от 1,3% до 4,4%.
Содержание информации | Ответы подростков |
О противозачаточных средствах | 3,2 |
О венерических заболеваниях | 4,1 |
О беременности и абортах | 2,8 |
О половой жизни и последствиях сексуального поведения | 4,4 |
О психологии отношений между партнерами | 1,3 |
Информации хватает | 41,4 |
Затрудняюсь ответить | 14,2 |
Отказ отвечать | 0,9 |
Столь низкая потребность в подобной информации в подростковом возрасте, когда сфера сексуальной жизни представляет повышенный интерес, сама по себе может свидетельствовать о слабом половом просвещении подростков, несформированном репродуктивном поведении.
О реальной осведомленности молодежи относительно вопросов, с которыми неизбежно сталкивается каждый человек, начинающий половую жизнь, можно судить, например, по результатам исследований, проводившихся учеными Института социально-экономических исследований РАН несколько лет назад (г. Таганрог, 1998). Было опрошено 300 старшеклассниц и студенток 1 курса 15–19 лет. Почти половина (47%) опрошенных девушек не знали, в какую женскую консультацию они могут обратиться в случае необходимости, в то время как у каждой четвертой из них имелась в этом острая потребность. Только 11% опрошенных знали о существовании центра планирования семьи, 13% — о консультации «Брак и семья», 67% респонденток хотели бы расширить свои знания о том, какие услуги в связи с лечением гинекологического заболевания им могут быть предоставлены.
Низкая информированность молодежи об учреждениях, призванных оказывать услуги по охране репродуктивного здоровья, снижала доступность службы планирования семьи и свидетельствовала о недостаточной профилактической работе по подготовке к материнству. 42% девушек 15–19 лет были обеспокоены состоянием своего репродуктивного здоровья, а каждая пятая опасалась последствий этого нездоровья для будущего деторождения. Каждой десятой требовалось лечение в связи с гинекологическим заболеванием, еще 20% подозревали у себя заболевание репродуктивной сферы. Низкая культура самосохранения, присущая в целом россиянам, снижение обращаемости населения в медицинские учреждения в 90-е годы привели к ситуации, когда 40% опрошенных девушек избегали обращения к гинекологу, а 11% из них были весьма категоричны в нежелании идти к врачу, несмотря на острую необходимость [7].
Данные нашего исследования не позволяют говорить ни о каких положительных сдвигах. Термин «репродуктивное здоровье» для большинства опрошенных школьников и их родителей мало известен, 60% тех и других не представляют точно, что он включает. Но если знать данный термин и не обязательно, то представлять себе средства защиты своего здоровья, в частности, защиты от заболеваний, передающихся половым путем, жизненно важно. Подросткам и родителям известны названия и симптомы в основном всего 4 (из 30) заболеваний этой сферы.
При ответе на открытый вопрос о том, каким образом можно защититься от заболеваний, передающихся половым путем, только половина родителей высказали свои мнения: из них 16,8% ответов касаются соблюдения правил гигиены и рекомендаций вести здоровый образ жизни. Только 6,9% родителей полагают, что половое просвещение, сексуальная грамотность помогут избежать венерических заболеваний (табл. 2 и рис. 1).
Варианты ответов | Подростки | Родители |
Использовать средства предохранения, прежде всего — презерватив | 31,9 | 11,5 |
Избегать случайных половых связей | 11,7 | 11,5 |
Соблюдать гигиену, вести здоровый образ жизни | 7,3 | 16,8 |
Иметь одного партнера | 3,5 | 9,9 |
Быть сексуально грамотным | 1,9 | 6,9 |
Обращаться к врачам, делать прививки | 1,6 | 3,8 |
Отказаться от половой жизни | 2,5 | 0,8 |
Проверять у врача себя и партнера | 2,9 | – |
Защититься невозможно | 1,3 | – |
Неясные ответы | 5,7 | 3,0 |
Нет ответа | 40,8 | 49,8 |
Заметно, что у подростков несколько иные приоритеты в распределении ответов. Они в целом более активно, чем родители, отвечали на этот вопрос. Почти треть ответов связана с необходимостью использовать различные средства предохранения, и прежде всего — презервативы. Подростки в данном случае проявили больше информированности и грамотности в вопросах сексуальной жизни, чем взрослые.
Второй важный аспект проблемы информированности подростков — это вопрос об источниках информации. Главным источником информации в подростковой среде, как правило, называют сверстников и друзей, которые играют решающую роль в формировании нормативных установок в сфере сексуального поведения. Поскольку секс в подростковом возрасте — рискованное и запретное действо, сексуальный опыт получает обычно завышенную оценку окружающих и толкает подростка к сексуальным экспериментам. При этом установки и взгляды многих подростков, по мнению И.С. Кона, значительно радикальней их собственного поведения. Зачастую лишь запреты общества заставляют подростков акцентировать собственную сексуальность. Что же касается такого важного канала информации, как родители подростков, то здесь мнения подростков и самих родителей резко расходятся.
По данным нашего исследования, при ответе на вопрос «Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении?» подростки на 1 место поставили ответ «сами школьники» (60,8%), далее — «родители» (45,6%), врачи-специалисты (43,0%). Только четвертая часть подростков связывают свои надежды с соответствующей школьной программой и в самую последнюю очередь ожидают подобного просвещения от педагогов (10,4%) (табл. 3 и рис. 2).
Источник информации | Подростки | Родители |
Сами школьники | 60,8 | 4,5 |
Родители | 45,6 | 80,3 |
Врачи-специалисты | 43,0 | 62,9 |
Центры планирования семьи для подростков | 31,6 | 40,2 |
Соответствующая школьная программа | 24,7 | 41,7 |
Средства массовой информации | 21,5 | 18,2 |
Педагоги | 10,4 | 17,4 |
Мнения родителей кардинально отличаются от мнений подростков. Родители считают, что заниматься половым просвещением подростков должны прежде всего именно они (80,3% ответов), затем врачи-специалисты (62,9%) и школа (41,7%). На самостоятельность школьника в этом вопросе родители надеются меньше всего — 4,5% ответов (в сравнении с 60,8% соответствующего ответа подростков о себе). Таким образом, родители отводят себе главную роль в сексуальном воспитании, а подростки — себе.
В то же время сами родители не чувствуют себя уверенно в качестве источника подобной информации. В аналогичном исследовании в Новосибирске 98% отвечавших родителей выразили желание получить помощь специалиста для бесед со своим ребенком, 44% ответили, что нуждаются в специальной литературе, 19% — в консультации психолога. Такая неподготовленность родителей к беседам о половом воспитании объясняет реальную ситуацию: только 10% опрошенных подростков ответили, что первую информацию по вопросам пола они получили от родителей [8].
По результатам проведенного нами исследования, более двух третей родителей (70,5%) говорят с подростками о сексуальном поведении. Подростков, вспомнивших такие беседы, меньше — всего 57,3%.
Из них только 39% подростков смогли вспомнить периодичность таких бесед. Соответствующая доля родителей почти в два раза больше (71,2%). Это свидетельствует о завышенных представлениях родителей об их роли в половом просвещении своих детей или о непонимании подростками сути подобных разговоров (табл. 4 и рис. 3).
С мальчиками говорит | Темы разговоров | С девочками говорит | ||
Мама | Папа | Мама | Папа | |
36 | 30 | Об опасности заражения венерическими болезнями | 43 | 12 |
26 | 21 | О противозачаточных средствах | 38 | 9 |
15 | 4 | О возможности аборта | 37 | 6 |
15 | 12 | О вреде ранней половой жизни для здоровья | 31 | 7 |
15 | 10 | О вреде ранней половой жизни для учебы | 17 | 8 |
Как видно из табл. 4, мамы обсуждают темы, связанные с сексуальным поведением, с девочками в 1,5–2 раза чаще, чем с мальчиками. В целом существуют значительные гендерные различия в сексуальном воспитании на семейном уровне — внимание акцентируется преимущественно на девочках, что в определенной степени предопределяет впоследствии меньшую информированность и ответственность мужчин во взрослой сексуальной жизни.
Реальное значение родителей как информационного канала по вопросам секса невелико. Исследования в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что более 2/3 родителей (а по данным ВЦИОМ — 87%) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами — 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса [9]. В целом социальный институт семьи, родительства слабо выполняет функцию по подготовке детей к сексуальной жизни и реализации ими своих репродуктивных прав и возможностей. Семья не делает этого прежде всего в силу собственной неготовности к данной деятельности.
Если семья не справляется с задачами полового просвещения детей и подростков, то эти задачи должен решать кто-то другой. Большинство родителей, опрошенных в 4 регионах России в 1995–1996 годах в связи с разработкой и внедрением программы сексуального образования в школе Российской ассоциацией «Планирование семьи», сказали, что не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам секса и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа.
По данным массового опроса общественного мнения ВЦИОМ в 1990 году, наиболее приемлемым и эффективным каналом получения информации по вопросам сексуальной жизни был назван специальный курс в школах, учебных заведениях (45,6%), получивший наибольшую долю ответов опрошенного взрослого населения России [10]. По более поздним данным ВЦИОМ (1994 год), 81% взрослых высказались за введение сексуального просвещения в школах для 14–16-летних подростков и только 10% были против, из них «категорически против» — 3% мужчин и 4% женщин [11]. Вопросы личной гигиены, сексуальности и контрацепции должны быть включены в программу преподавания в школе с 10 лет и даже раньше — таким было мнение большинства подростков, участвовавших в крупном медико-социологическом исследовании Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН [12].
Однако готова ли к решению задач сексуального просвещения школа? Сегодня этот канал информации, практически отсутствует, как отсутствовал и в начале 90-х годов.
Опрошенные педагоги, настоятельно поддерживая важность сексуального просвещения, так же, как и родители, не готовы взять на себя эту функцию и считают, что этим должны заниматься медики. В то же время педагоги подчеркивают необходимость преобладания в программе сексуального просвещения проблем духовности, нравственности, а не контрацепции, и обязательность подготовки квалифицированных преподавателей нового предмета.
Если судить по данным нашего опроса, то и сами подростки, и их родители даже большую роль, чем школе, отводят врачам специалистам и центрам планирования семьи (табл. 3). В самом деле, сегодня, пока в школе не существует предмета, связанного с сексуальным просвещением, эту функцию в какой-то мере выполняют центры и кабинеты планирования семьи, которых создано достаточное количество для взрослых и крайне мало (около 20) — для подростков.
Многие исследователи проблем репродуктивного здоровья подростков также полагают, что ведущую роль в сексуальном воспитании подростков призваны сыграть медицинские работники, в первую очередь участковые педиатры, наиболее часто контактирующие с детьми. Однако опрос 674 участковых педиатров Санкт-Петербурга показал, что лишь половина из них считают половое воспитание одной из своих важных задач, причем среди врачей со стажем до 11 лет этот показатель значительно ниже: 25% респондентов ответили, что сексуальное просвещение — не их обязанность, а 23% в этом не уверены. Реально же участвуют в половом воспитании детей в форме индивидуальных бесед с ними и их родителями, судя по результатам анкетирования, менее половины опрошенных врачей. Впрочем, сами исследователи считают эти показатели весьма завышенными и отмечают, что ни с детьми, ни с учителями в школах участковые педиатры практически не работают [13].
В любом случае, сегодняшняя реальность очень сильно отличается от желаемой. В исследовании «Российской ассоциации общественного здоровья» в 10 городах изучался вопрос о фактических и желаемых источниках информации о вреде курения, алкоголя, наркотиков и опасности заболеваний, передаваемых половым путем. По мнению школьников, их родителей и учителей, сейчас основными источниками информации такого рода являются средства массовой информации. Для подростков следующий по важности источник информации — друзья (42%). Роль родителей и учителей невелика — 28 и 25% соответственно. Таким образом, сейчас информационные потребности подростков в основном удовлетворяют средства массовой информации и сверстники.
Самый важный вывод этого исследования по поводу основного источника информации и субъекта заботы о здоровье подростка состоит в том, что и школьники (87%), и родители (65%), и педагоги (58%) возлагают ответственность за здоровье на самого подростка, предлагая ему самому о себе заботиться. При этом никто не стремится обеспечить его необходимыми для этого знаниями [14].
В России все еще существуют противники любых программ полового просвещения, уверенные в том, что всякая информация, касающаяся половой сферы, развращает подростков, увеличивает количество добрачных связей, беременностей, инициирует раннее начало половой жизни.
В действительности все эти опасения опровергаются уже накопленным опытом стран, давно осуществляющих половое просвещение. Этот опыт свидетельствует о следующем:
Как показывают опросы и подростков, и их родителей в России, большинство из них высказываются в поддержку введения программ полового просвещения. Это мнение разделяют и опрошенные нами эксперты-управленцы высшего звена (депутаты Госдумы, работники Министерств образования, здравоохранения и т.п.), большинство экспертов считают, что половое просвещение в школе необходимо. В то же время существует большой разброс мнений по поводу того, каким оно должно быть. Эксперты расходятся в том, что именно каждый из них понимает под «половым просвещением», — одни трактуют его как набор медицинских знаний, другие — рассматривают в социокультурном аспекте. Большая часть экспертов признает, что должна быть школьная программа, предусматривающая образование и детей, и родителей.
На практике, в той ограниченной мере, в какой половое просвещение все же существует в России, используются различные подходы к построению соответствующих программ. Условно их можно разделить на три типа.
В первой группе программ, непосредственно посвященных половому просвещению, центральное место занимает программа «Основы планирования семьи и здорового образа жизни», созданная коллективом авторов Российской ассоциации «Планирование семьи» (РАПС) [16] на основе «Концепции полового воспитания подростков» [17]. В предисловии к программе подчеркивается, что «половое воспитание следует расценивать как часть процесса формирования личности, который включает в себя не только проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты». В качестве основной задачи выступает «формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, и принятие осознанного решения, умение сказать «нет» в ситуации, когда подросток не готов к таким отношениям».
При разработке программы было учтено мнение самих подростков 14–18 лет о наиболее важных и трудных для них вопросах, а также мнение родителей и педагогов. Эти мнения были изучены в ходе социологического исследования в шести регионах России.
Авторы программы заранее отвели как несостоятельный основной упрек, который будет многократно звучать в их адрес — «внедрение программы полового воспитания не стимулирует сексуальную активность подростков. Это подтвердил анализ более тысячи отчетов о таких программах, проведенный ВОЗ в 1993 году, который показал, что половое просвещение не ведет к более раннему началу половой жизни, а наоборот, способствует пониманию необходимости ответственного сексуального поведения и формированию положительного отношения к семейным ценностям». Подчеркивалась также важность привлечения к работе при введении программы родителей подростков.
К сожалению, в 1998 году финансирование программы было приостановлено. Но созданные на 48 территориях в 160 городах центры планирования семьи продолжают работу по программе, сами ищут средства, единомышленников и делают то, что отказалось делать государство. Анализа эффективности работы региональных центров планирования семьи по данной образовательной программе не проводилось. В Российской ассоциации «Планирование семьи» есть только письма с положительными отзывами и заявки-просьбы из регионов прислать комплекты программы с методиками. Но последнее осуществить невозможно, так как финансирование работы приостановлено.
Вторая группа программ включает многочисленные программы по формированию здорового образа жизни, в которых половое просвещение является лишь одним из разделов. Наиболее ярким образцом подобной программы можно считать «Региональную программу пропаганды здорового образа жизни», осуществляемую Фондом Сороса «Культурная инициатива». Программа представляет собой 5 книг объемом до 100 страниц каждая, посвященных пропаганде здорового питания, профилактике курения, алкоголизма и наркомании, СПИДа и основам сексуальности человека. Вся программа объединена общей концепцией, рассматривающей здоровье как единое целое, состоящее из физического, эмоционального, интеллектуального, социального, личностного и духовного компонентов. Подробно описывается методика обучения, принципы взаимодействия между учителем и учениками при изучении каждого указанного компонента.
К третьей группе относятся программы, где вопросы полового просвещения рассматриваются в контексте профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании. В условиях негативного отношения официального общественного мнения (фактическое общественное мнение, по-видимому, имеет все же противоположную точку зрения) к половому просвещению, сегодня оно фактически ведется в рамках профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании среди молодежи. Эта работа осуществляется, как правило, при финансовом и методическом участии зарубежных фондов. Примером такого подхода может служить «Учебное пособие для подростков и молодежи “Учимся жить в эпоху СПИДа”» [18].
Проведенный нами анализ различных программ, полностью или частично посвященных вопросам полового просвещения, а также опыта их реализации дает возможность сделать следующие выводы:
Только через несколько лет после внедрения образовательных программ по здоровью можно будет ожидать фактических изменений в состоянии здоровья молодых поколений россиян.
Примечания
[1] Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1970. С. 279.
[2] Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: ИС РАН, 2002. С. 31, 35–36, 39.
[3] Шубочкина Е.И. Социально-гигиенические факторы риска и репродуктивное здоровье девушек, обучающихся в ПТУ // Планирование семьи. 2000. № 2. С. 22.
[4] Материалы из информационного письма «Охрана репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков» // Планирование семьи. 2000. № 2. С. 10.
[5] Камалдинов Д.О. Программы предупреждения раннего начала половой жизни. Новосибирск, 1997. С. 37–38.
[6] Руководитель — И.В. Журавлева, Тверь, 2001 год. В рамках исследования состоялся опрос школьников (316 человек), их родителей (132 человека) и экспертов-управленцев (30 человек) высшего ранга, связанных по роду своей деятельности с проблемами подростков (депутатов Госдумы, работников министерств образования и здравоохранения РФ, медицинских работников и педагогов). Кроме того, было проанализировано 20 образовательных программ, которые в большей или меньшей степени посвящены половому просвещению подростков.
[7] Каткова И.А., Андрюшина Е.В., Куликова О.И. Репродуктивное здоровье и права молодежи // Народонаселение. 1999. № 1. С. 68–69.
[8] Лузан Н.В. и др. Медико-социальные исследования полового поведения подростков Новосибирской области за 5 лет (1994-1998) // ИППП. 1999. № 3. С. 43–46.
[9] Кон И.С. Подростки и секс // Планирование семьи. 1994. № 4. С. 16.
[10] Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001. С. 126, 130–131.
[11] Кон И.С. Подростки и сексуальная контрреволюция // Планирование семьи. 1998. № 2. С. 7.
[12] Гаврилова Л.В. Состояние и перспективы развития специализированной гинекологической помощи детям и подросткам в России // Планирование семьи. 1996. № 4. С. 21.
[13] Микиртичан Г.Л., Баласанян В.Г. Роль участковых педиатров в половом воспитании и образовании девочек // Планирование семьи. 1999. № 3. С. 11.
[14] Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России / Под ред. А.К. Демина, И.А. Деминой. М.: РАОЗ, 1999. С. 180.
[15] Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001. С. 126, 130–131.
[16] Программа «Основы планирования семьи и здорового образа жизни». М., 1997.
[17] Гребешева И.И., Камсюк Л.Г., Алесина И.Л. Концепция полового воспитания подростков, разработанная Российской ассоциацией «Планирование семьи» // Выбор. М.: РАПС, 1997. С. 10–12.
[18] Учимся жить в эпоху СПИДа. Учебное пособие для подростков и молодежи. Томск, 1997. Областной центр профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями.