![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65; факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru |
День России (до 2002 г. – День принятия декларации о государственном суверенитете России) постепенно укореняется в сознании россиян как государственный праздник. Об этом свидетельствует, прежде всего, рост числа граждан, которые знают, как называется праздник: если в 2003 г. их было немногим больше трети (38%), то сегодня, судя по данным последнего опроса, они составляют большинство (55%; остальные или дали неправильный ответ – 25%, или затруднились с ответом – 21%).
О том, что День России все больше обретает торжественный статус, свидетельствуют и другие индикаторы. Так, за последние 4 года в два раза (с 12 до 25%) выросла доля людей, которые, по их словам, воспринимают 12 июня именно как праздник, а не просто дополнительный выходной. Стоит отметить, что отношение к Дню России практически не зависит от пола, возраста и других социально-демографических характеристик респондентов. Лишь жители больших городов и москвичи отличаются некоторым своеобразием в этом плане: первые – чаще, а вторые – реже, чем россияне в среднем, признают 12 июня праздником (31% и 18% соответственно).
Доля людей, которые относятся к Дню России прагматически – как к дополнительному и всегда желанному (особенно в дачный сезон) выходному, – постепенно снижается, хотя таких по-прежнему большинство – 58% (в 2004 г. – 72%).
Почти половина респондентов (48%) характеризует отношение своих соотечественников к Дню России как уважительное. Примечательно, что чаще всего такой ответ дают самые молодые участники опроса (принадлежащие к возрастной группе от 18 до 35 лет) – 54%. Почти каждый четвертый (23%) полагает, что «простые россияне» уважения к этому празднику не испытывают (два года назад, в 2006 г., это мнение разделял каждый третий – 33%); 19% не взялись охарактеризовать отношение своих соотечественников к Дню России.
Ирина Шмерлина
Вода совершенно необходима для жизни каждого человека и незаменима в быту. Мы поинтересовались у россиян, как обстоят дела с водоснабжением в их домах. Выяснилось, что дома большинства респондентов (83%) оборудованы водопроводом (у остальных 17% водопровода, соответственно, нет), то есть дела, казалось бы, обстоят неплохо[1]. Но, судя по ответам на наш следующий вопрос, качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Так, только 39% участников опроса сказали, что качество воды их устраивает, в то время как 10% их водопроводная вода устраивает лишь отчасти, а 32% и вовсе ею недовольны. 1% респондентов затруднились оценить качество водопроводной воды в своём доме.
Что именно не устраивает россиян в качестве водопроводной воды? Отвечая на открытый вопрос об этом, респонденты чаще всего (25%) говорили, что вода грязная, с примесями, ржавая: «откроешь кран – мусор сыплется»; «бывает как глина, прокипячу – на дне песок»; «и перья, и мусор в воду попадают»; «грязи море. Порой черная идет вода»; «масляная пленка плавает постоянно на поверхности воды». Часть опрошенных (8%) пожаловались на излишнее хлорирование воды: «большое хлорирование – невозможно пить, одна хлорка»; «невозможно воняет хлоркой, горькая». Такое же число респондентов сказали, что вода в их домах имеет неприятный, затхлый запах: «тиной пахнет»; «немного с запахом гнили, плесени»; «запах сероводорода»; «запах болота», «вонючая вода». Некоторые (3%) сетовали на то, что вода очень жесткая, с известью: «жесткая вода – постоянно ломается стиральная машина»; «осадок белый огромный в чайнике остается»; «много известняка в воде». 2% подчеркнули непригодность водопроводной воды для питья: «пить невозможно сырую»; «пить невозможно, можно отравиться»; «воду надо обязательно отстаивать и кипятить».
5% участников опроса давали общую неодобрительную характеристику качеству водопроводной воды: «качество плохое»; «она невкусная»; «вода очень плохая, не перекипятишь – какашка»; «не должного качества».
4% респондентов говорили о перебоях в водоснабжении, слабом напоре воды: «слабый напор»; «частые отключения»; «постоянно отключают воду». Еще 1% жаловались на качество водопроводных труб: «трубы ржавые»; «состояние труб, по которым течет вода, поэтому вода загрязняется».
Высказывались и другие претензии к качеству водопроводной воды.
Почти половина тех, у кого в доме есть водопровод, или 40% от всей выборки, считают, что их водопроводная вода в сыром виде непригодна для питья. Пригодной для этой цели признали свою воду 37% респондентов, а 6% затруднились с ответом.
Какую же воду пьют россияне? Наибольшее число (42%) пьют кипяченую водопроводную воду, 26% – не брезгуют сырой водой из-под крана, 18% – очищают воду, 12% – покупают воду для питья, 7% – берут воду из родников и других природных источников, 3% – пользуются колодцем или колонкой.
Из тех, кто очищает водопроводную воду, большинство (17% от выборки) используют различные фильтры: «кувшин-фильтр»; «фильтр “Барьер”»; «биофильтры»; «фильтр поставлен на водопровод». По 1% в качестве способов очистки воды назвали кипячение и отстаивание. Другие способы («серебро кладем»; «замораживаю в морозильнике, потом размораживаю и пью») используются россиянами еще реже.
Елена Васильева
Какое место занимает сегодня автомобиль в жизни российских автовладельцев – и многоопытных, и лишь недавно вступивших в это сообщество? Насколько актуален для них знаменитый тезис Остапа Бендера: «автомобиль – не роскошь, а средство передвижения»?
Начнем с того, что автомобили, согласно данным опроса, есть в 39% российских семей. Причем 21% опрошенных лично водят машины, а 17% – за руль не садятся. Вопреки расхожему мнению, вождение автомобиля остается мужской прерогативой: доля представителей сильного пола среди водителей – 81%, прекрасного – 19%.
Народным автомобилем является, как нетрудно догадаться, ВАЗ: половина российских автовладельцев (49%) имеют машины этой марки. Стоит отметить, что среди людей, впервые обзаведшихся автомобилем год-два назад, таковых еще больше (54%).
Более половины опрошенных водителей (61%) садятся за руль ежедневно или почти каждый день, 15% – несколько раз в неделю, 8% – еще реже, а 15% водят автомобиль только в теплое время года.
Почти три четверти водителей – 73% – считают, что автомобиль является для них предметом первой необходимости, и лишь 25% – говорят, что могли бы без него обойтись (среди тех, кто машину, имеющуюся в семье, не водит, соотношение несколько иное – 56 и 40% соответственно). И здесь фактор опыта (или привыкания) также сказывается вполне ощутимо: водители с коротким стажем значительно реже «ветеранов» видят в автомобиле предмет первой необходимости (среди владеющих автомобилем менее года – 54%, год-два – 67%, три-пять лет – 76%, более 5 лет – 77%).
Мы спросили у респондентов, какие критерии, помимо цены, были бы для них наиболее значимыми, если бы они сегодня покупали автомобиль (опрошенные имели возможность выбрать не более трех вариантов ответа из предложенного списка). Важнейшими критериями оказались «надежность» (38%), «экономичность, расход топлива» (34%), «безопасность» (31%) – далее, со значительным отрывом, следуют «стоимость обслуживания и ремонта» (18%), «комфортность» (17%), страна сборки (14%) и т. д. Интересно, что те, кто такой выбор реально сделали совсем недавно – водители, приобретшие свой первый автомобиль не более года назад, – значительно чаще прочих отмечали надежность (58%, среди всех водителей – 45%), мощность (20%, среди всех водителей – 14%), престижность марки (14%, среди всех водителей – 9%).
Динамичное развитие автомобильного рынка сопровождается расширением возможностей приобретения машин в кредит. Если среди «старых» автовладельцев (со стажем более 5 лет) 66% при покупке их нынешнего автомобиля расплачивались сразу, единовременно, то среди купивших первый автомобиль три-пять лет назад – 52, год-два назад – 50%, а в течение последнего года – только 44%. Причем среди купивших машину год-два назад каждый пятый (21%) продолжает сейчас расплачиваться по соответствующим обязательствам (платит в рассрочку или возвращает кредит), а среди купивших менее года назад – более четверти (27%).
И, пожалуй, самый главное: что дает водителям автомобиль? Автовладельцам был задан открытый вопрос о том, что изменилось в их жизни с появлением первого автомобиля, и чаще всего они говорили о возросшей мобильности, свободе передвижения («большой простор», «активно ездим повсюду» – 5% от всех опрошенных), а также о комфорте («жизнь стала удобней»; «комфортное перемещение» – 5%). Нередко говорилось об экономии времени (3%), большей доступности загородных поездок (3%), о путешествиях (2%), возможностях дополнительного заработка (2%) и т. д. Впрочем, некоторые упоминали о расходах, связанных с содержанием автомобиля, и шлейфе финансовых обязательств, оставшихся после его приобретения («очень дорого содержать автомобиль»; «денег стало меньше, эта зараза съедает все деньги» – 3%), о появившихся заботах и хлопотах (1%). А 5% опрошенных сказали, что в их жизни с появлением автомобиля ничего не изменилось.
Кроме того, автовладельцев спросили, питают ли они «сильную привязанность» к своим автомобилям или относятся к ним «без особых эмоций, просто как к средству передвижения» (дилемма Остапа Бендера здесь, заметим, несколько скорректирована). И хотя многие (37%) признались в привязанности к автомобилям, большинство (55%) продемонстрировало сдержанность и прагматизм. Причем интересно, что привязанность к автомашинам убывает с годами. Как утверждает один французский писатель, «любовь живет три года»… Когда речь идет о машинах, любовь менее долговечна: среди тех, кто за рулем менее года, относятся к ним прохладно, как к «средству передвижения», 38% опрошенных, а среди всех прочих категорий, выделенных по стажу владения машинами, – 46–48%.
Любопытно, что в каждой шестой семье, владеющей автомобилем, этот автомобиль имеет собственное имя – как правило, ласковое. Единственным часто упоминаемым автомобильным именем является Ласточка. Многие так или иначе ассоциируют свои автомобили с иными представителями животного царства (Лошадка, Лягушонок, Заинька, Пчелка, Орлик, Барбос…), а некоторые – и с людьми (Невеста, Партнер, Подруга, Пацан…). Но подавляющее большинство автовладельцев обходятся без подобных нежностей.
Екатерина Шумакова
О победе Д. Билана в музыкальном конкурсе «Евровидение» в той или иной степени осведомлены подавляющее большинство опрошенных россиян (62% о ней знают, 24% – что-то слышали); лишь 5% услышали об успехе российского участника конкурса только в ходе опроса, а 7% – вообще не знают о существовании такого конкурса.
Довольно заметная часть респондентов, осведомленных о победе Д. Билана (24% от всех опрошенных), оценивают освещение данного события в СМИ как чрезмерное (чаще прочих это лица с высшим образованием – 30%, высоким доходом – 32%, жители Москвы, мегаполисов и крупных городов – 40, 32 и 32% соответственно). Однако считающих, что газеты, радио и телевидение уделяют этой победе столько внимания, сколько следует, примерно в полтора раза больше (38%), а 4% полагают, что внимания ей уделяется слишком мало.
Трансляцию конкурса по телевизору смотрели около трети опрошенных (31%). Большинству респондентов, видевших трансляцию (25% по выборке в целом), конкурс понравился, и лишь шестой части (5%) – не понравился. Примерно так же распределились и суждения о выступлении Д. Билана: понравилось оно 24% опрошенных, не понравилось – 6%.
Респондентов, смотревших по телевизору трансляцию «Евровидения», спросили, какое мнение им ближе: что голосование на конкурсе было объективным и справедливым, или же что оно было необъективным, несправедливым. Отметим: если в прошлом году, когда первое место досталось участнице из Сербии, справедливым голосование назвали треть респондентов, видевших трансляцию (11% по выборке в целом), то сейчас, когда победил российский участник, – уже две трети (20% по выборке). При этом половина респондентов, смотревших телетрансляцию «Евровидения» (16% по выборке), считают, что победу Д. Билану обеспечило в первую очередь участие в его выступлении скрипача Э. Мартона и фигуриста Е. Плющенко, тогда как треть (10% по выборке) – уверены, что Д. Билан выиграл бы и без их участия.
Марина Иванова
Приближается старт Чемпионата Европы по футболу. Каков уровень интереса наших сограждан к предстоящему турниру, каковы ожидания от выступления сборной России? Почти половина опрошенных россиян (47%) собираются уделить внимание футбольным баталиям на полях Австрии и Швейцарии – почти две трети мужчин (63%) и ровно треть женщин. Уровень интереса к предстоящему чемпионату оказался несколько выше (на 6 п.п.), чем тот же показатель 2004 года, накануне Чемпионата Европы в Португалии, где также принимала участие сборная России, и заметно выше, чем уровень интереса к Чемпионату мира по футболу в Германии 2006 года, в котором сборная России не участвовала, – тот турнир собирались смотреть 33% россиян. Впрочем, от уровня интереса к Олимпиадам даже сегодняшний показатель отстает весьма и весьма значительно – за ходом Олимпиады в Турине собирались следить 75% россиян.
В какой мере реальный интерес к чемпионату совпадет с предполагаемым? Наш опыт показывает, что «возможны варианты»: Чемпионат Европы в Португалии смотрели столько же россиян, сколько и собирались (41%), а вот Чемпионат мира в Германии в итоге привлек значительно больше зрителей, чем планировалось: 44% против 33%.
Сборная России впервые примет участие в крупном футбольном турнире под руководством иностранного тренера и на фоне череды крупных побед в разных командных видах спорта, имевших место в апреле-мае этого года. Все эти обстоятельства не могли не сказаться на ожиданиях россиян от выступления наших футболистов. Только 7% опрошенных считают, что сборная скорее всего не выйдет из группы. А каждый десятый опрошенный (11%), напротив, полагает, что «наиболее вероятным результатом» (именно в такой формулировке задавался вопрос) является победа сборной России на турнире! Примерно равные доли участников опроса (12–14%) полагают, что футболисты остановятся на промежуточных стадиях – ¼, ½ или оступятся в финале. По сравнению с Чемпионатом Европы-2004 доля пессимистов (считающих, что сборная не выйдет из группы) сократилась вдвое, а доля оптимистов (полагающих, что сборной по силам дойти минимум до полуфинала) вдвое увеличилась – с 19 до 39%. Впрочем, мы уже четыре года назад показали, что, несмотря на всю однозначность формулировки «какой результат наиболее вероятен?», многие болельщики высказывают не столько прогноз, сколько тайные желания относительно выступления сборной[2], так что ждать всеобщего сильного разочарования, если сборной не удастся преодолеть групповой этап, все же не следует.
Однако в плане роста оптимизма еще более показательными являются прогнозы россиян относительно результата первого матча сборной – против команды Испании. Напомним, что четыре года назад россияне также встречались с испанцами, так что сравнение в данном случае вполне уместно (оснований полагать, что у россиян значительно изменилось мнение о сборной Испании, у нас нет). Сегодня 32% россиян верят в победу российской команды (3% считают, что победа будет одержана с разницей в три мяча и больше), 11% предсказывают ничью, и только 9% – победу сборной Испании. Четыре года назад оптимисты также преобладали над пессимистами, но не так заметно: 19% против 17% (на ничью «ставили» те же 11%). Тогда испанцы победили со счетом 1:0.
Так что подождем. Теперь дело за нашими футболистами…
Петр Бавин
[1] Дальнейшие вопросы задавались только тем респондентам, у кого в домах есть водопровод.
[2] http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2004/dom0426/dd042628