будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Медленное чтение
Седов Леонид

Общественное мнение в сентябре 2002 года

Рейтинги политиков, партий, институтов.

В сентябре отмечен небывалый взлет (на 11 пунктов по сравнению с августом) электорального показателя В. Путина, получившего на гипотетических выборах 58% (от списка). Одновременно рейтинг доверия президенту вырос на 7 пп. и достиг 54%, что является наивысшим показателем за все время нахождения Путина на президентском посту. Соотношение одобрения/неодобрения деятельности Путина осталось на прежнем уровне (77/20). Численность непримиримой оппозиции, таким образом, стабильно держится на отметке 20%, однако резко сокращается число тех, кто одобряет деятельность президента, но голосовать за него не собирается: в августе их было 29%, в сентябре - 19%.

На фоне достижений Путина список остальных возможных претендентов на пост президента выглядит весьма жалко. Ближайший конкурент Зюганов набрал 7% (на 3 пп. меньше, чем в предыдущем месяце). Далее следуют В. Жириновский (2,2%), Г. Явлинский (1,6%), А. Тулеев (1,5%) и С. Шойгу (1,2%). Показателями остальных можно пренебречь.

Что касается рейтинга доверия (отнюдь не совпадающего с электоральным рейтингом и рейтингом одобрения), то можно констатировать некоторое общее повышение показателей почти у всех политиков за счет снижения на 4 пп. (с 20 до 16%) числа людей, отвечающих, что политиков, которым они доверяют, не существует. Сегодня список политиков, пользующихся наибольшим доверием, имеет следующий вид:

  • В. Путин - 54% (в августе - 47%),
  • С. Шойгу, достигший наивысшего для себя показателя 22% (17%), Г. Зюганов - 15% (14%),
  • М. Касьянов - 12% (8%),
  • Ю. Лужков - 10% (7%),
  • Матвиенко - 9% (7%),
  • А. Тулеев - 9% (7%),
  • В. Жириновский - 9% (10%),
  • Е. Примаков - 7% (4%),
  • И. Иванов - 7% (4%),
  • Б. Немцов - 6% (5%),
  • И. Хакамада - 6% (4%),
  • С. Иванов - 6% (3%),
  • А. Лукашенко - 6% (3%),
  • Г. Селезнев - 5% (3%),
  • Г. Явлинский - 5% (6%).

Обращает на себя внимание тот факт, что наибольший рост доверия коснулся не только Путина и его ближайших сподвижников - Касьянова, Шойгу, Сергея Иванова, но и таких "разноцентристов", как Лужков, Примаков и Селезнев, а также "поссорившегося" с Путиным Лукашенко (у которого, кстати, наберется и порядка полумиллиона собственного электората).

Укрепление положения Путина совершенноопределенным образом связано с теми в целомположительными оценками, которые большинство населениядает изменениям,произошедшим за годы его правления. Вот какэто выглядит применительно к различнымсферам жизни в табличном виде:

Вопрос: КАК ИЗМЕНИЛОСЬ ПОЛОЖЕНИЕ ВСТРАНЕ ПОСЛЕ ИЗБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИВ. ПУТИНА?

Улуч-
шилось
Не изме-
нилось
Ухуд-
шилось
Экономическое положение России 68 24 6
Положение на международной арене 62 22 8
Уровень жизни населения 52 35 11
Свобода слова, печати, перемещения за рубеж 48 37 8
Образование, культура, наука 38 40 12
Обороноспособность 39 31 19
Положение в Чечне 30 43 21
Воровство и коррупция в руководстве страны 20 59 15

Как видим, достиженияпутинского правления, по мнениюбольшинства, имеют достаточно внушительныйвид во всех сферах. Слабее всего они просматриваются вчеченской проблеме и в борьбе с коррупциейв высших эшелонах власти. Тем удивительнеевыглядят ответы на вопрос: LДела в странеидут в правильном направлении или событияведут нас "не туда", в тупик?¦. Всепризнаваемые выше достижения не создают у57% россиян уверенности, что страна движетсяв правильном направлении (42% считаютнаправление тупиковым и 15% затрудняются сответом), и только 42% считают, что странаидет по правильному пути. Впрочем, всентябре это соотношение оказалось заметнолучшим, чем в прошлом месяце (37/47).

Несколько поднялся (c 43/41 до 47/41) и рейтингодобрения деятельности главыправительства Касьянова, и рейтинг всегоправительства в целом (с 35/54 до 39/51). На 6 пп. (с23% до 39%) увеличилось число людей, уверенных,что нынешнее правительство сможет вближайшее время изменитьположение в стране к лучшему и,соответственно, на 6 пп. (до 28%) снизилоськоличество колеблющихся ("может бытьудастся - может быть нет"). Считают, чтоправительство не справится с этой задачей38% опрошенных, но только 23% хотели бы, чтобыоно было отправлено в отставку (преимущественносторонники Зюганова, а также лица,относящие себя к верхушке среднего класса),а 52% против этого. И это при том, что именнона правительство общественное сознаниевозлагает основную ответственность за ростцен и увеличение стоимости жизни. За это ответственным называют правительство 44%респондентов (особенно склонны к такомувзгляду сторонники Зюганова),предпринимателей и торговцев - 34%,президента - 18% и губернаторов, местныевласти - 16%. Зато заслуга за повышениезарплат, пенсий, пособий принадлежит, помнению большинства (59%), президенту Путину,и только 27% называют в этой связиправительство, 9% - губернаторов и 5% -промышленников и торговцев. Совершенноясно, что при таком распределении заслуг иответственности правительство служитнеплохим громоотводом для разрядов социального недовольства.

Сентябрьские данные ВЦИОМ позволяют также оценить ту роль в жизни страны, то влияние, которым обладают в глазах общественного мнения различные институты власти и общественные силы, а также посмотреть, какие перемены в этой иерархии влияния происходят с течением времени. В помещенной ниже таблице обобщены результаты опросов за последние два года. В ней приводятся индексы, выражающие вес каждого из институтов, исчисленные по пятибалльной шкале оценок, выставляемых респондентами.

Февраль 2001 Сентябрь 2001 Февраль 2002 Сентябрь 2002
Президент * 3,90 4,01 4,12 3,89
Банкиры, олигархи 3,79 3,78 3,78 3,67
СМИ 3,52 3,51 3,57 3,53
Вооруж. Силы 3,28 3,31 3,25 3,33
Правительство 3,53 3,48 3,25 3,27
Губернаторы 3,42 3,33 3,25 3,26
ФСБ 3,21 - 3,21 3,23
Крупные директора 3,28 3,25 3,35 3,21
Совет безопасности 3,13 - 3,08 3,13
МВД 3,14 - 2,98 3,10
Прокуратура 2,90 - 3,08 2,98
Президентская администрация 2,90 - 2,84 2,95
Конституционный суд 2,77 - 2,85 2,91
Судебные органы всех уровней 2,80 - 2,73 2,90
Совет Федерации 2,99 2,98 3,00 2,85
Дума 2,84 - 2,90 2,70
Интеллигенция 2,52 2,34 2,46 2,50
Партии 2,69 2,58 2,68 2,46
Профсоюзы 1,95 1,81 1,85 1,92

* Жирным шрифтом выделены более влиятельные группы и институты, условно те, чей балл превышает 3.

Эти данные позволяют заметить тенденцию кпонижению роли банкиров и олигархов,особенно за прошедшие месяцы нынешнегогода, а также ослабление влияния директоров.Общественное мнение чутко реагирует навозросшую в последнее время рольвоенных. Прокуратура и МВД как бысоревнуются, попеременноопережая одна другую. Прослеживается роствлияния Конституционного суда и вообщесудебной власти. Зато партии за истекшиемесяцы этого года испытали резкую "потерювеса".

Партии, по мнению населения России,обладают не только небольшим весом, но и незаслуживают достаточного доверия. Об этомговорит другая шкала оценок сответами на вопрос: "В какой степени выдоверяете (такому-то институту) в том, что онзаботится о ваших интересах?". Партииполучают здесь самую низкую оценку - 2,34, это дажениже, чем милиция (2,57). Примечательно,что Дума в этом смысле располагается пряморядом с милиционерами (2,58). Профсоюзамоказывается чуть большее доверие (2,64), ещебольшее - судебным органам (2,90). Однако,реально пользующимися доверием можноназвать только те институты, у которыхсредняя оценка превышает 3 балла. Конечноже, это в первую очередь и вне конкуренциипрезидент (4,70), затем идут церковь (4,00), армия(3,57), государственное телевидение (3,47),председатель правительства (3,38), газеты (3,21),коммерческое телевидение (3,10). Т.е., какимибы способами не измерялось состояниесознания социума, в зоне общественногодоверия неизменно оказываются президент,глава правительства, церковь, армия и СМИ (впервую очередь государственные).

Несмотря на низкую степень доверия партиям и Думе, о своем намерении принять участие в предстоящих выборах и своих партийных предпочтениях объявляют 58% опрошенных. Сентябрьские данные на этот счет выглядят следующим образом (приводятся данные только о тех партиях, которые преодолевают 5-процентный барьер или показывают тенденцию роста, приближающую их к этому барьеру):

Август 2002,
от числа намеренных голосовать
Сентябрь 2002,
от числа намеренных голосовать
Сентябрь 2002,
от списочного состава
КПРФ 34 31 19
"Единая Россия" 26 28 18
Женщины России 6 7 5
"Яблоко" 8 6 4
ЛДПР 9 5 3
СПС 6 5 3
РНЕ 1 3 2
Против всех 10
Затруднились ответить 17
Не стал бы участвовать 14

За прошедший месяц многоголосов потеряли КПРФ, ЛДПР идемократические партии - СПС и"Яблоко". Вместе с тем численно выросэлекторат РНЕ. Похоже, именно туда, атакже в группу голосующих против всехперетекает часть избирателей ЛДПР. Длядемократических партий, которые теперь рискуют не пройти в Думу, с особойостротой встает вопрос о выработке общейдля всей демократической части общества политической платформы,противопоставленной проводимому властьюкурсу на "управляемую демократию".Решающим фактором здесь может статьдоговоренность между "Яблоком" и СПС осогласованных действиях на парламентскихвыборах, а затем о выдвижении и поддержкеобщего кандидата демократических сил навыборах президента. Анализ данных опросовпоказывает, что электораты этих двух партийво многом близки и сильноотличаются от электората "Единой России".Прежде всего, это относится к их социально-демографическомусоставу, в котором преобладают жителибольших городов, специалисты с высшимобразованием, в отличие от гораздо более "рабоче-крестьянского"электората "единороссов". Объединяющейоба электората ценностью может статьценность свободы во всех еепроявлениях - в виде гражданских,политических, экономических прав и свобод,и общее понимание того, что в планереализации идеала свободы Западпредставляет собой, если не эталон, то вовсяком случае объект серьезного внимания ипристального изучения. На этой основе можетбыть выработана и общая экономическаяпрограмма, в которой такие пункты, какнеобходимость вступления в ВТО илиосвобождение экономики России отнерентабельных и неконкурентоспособныхпроизводств, могут найти сильную поддержкуобоих электоратов, в которые, в отличие от электората "ЕдинойРоссии", существует согласие по поводунежелательности усиления государственногорегулирования экономики. Сближаетэлектораты "Яблока" и СПС и то, что в нихдостаточно много людей, которые несвязывали и не связывают больших надежд сПутиным, что делает оппозиционностьимперативом программных разработок.

Отношение к текущим событиям

Бомбить ли Грузию?

Бесспорно, центральные темы,находившиеся в поле зрения российскогообщества в сентябре, были продиктованыобострившейся обстановкой в Чечне инарастающими там потерями (сбитый вертолетс 119 погибшими и т. п.), ростом напряженности вотношениях с Грузией и тесно связанной, вернееискусственно привязанной ко всему этомупроблемой Ирака. Надо сказать, что неудачироссийских военных в сентябре не остудиливоинственный пыл той части общества,которая стоит за войну до победного конца.За продолжение военных действий в Чечневысказались 34% опрошенных (на 3 пп. больше,чем в августе), и это несмотря на то, чтоблизким достижение победы считает толькопятая часть россиян; 35% отвечают "нельзясказать, что победа близка и что она далека";каждый третий из десяти ответившихполагает, что близкой победы ждать нестоит, а 8% согласны с тем, что в операциях такогорода вообще не приходитсяговорить о победе. Четверть жителей Россиисчитает, что вполне может повторитьсяситуация 1996 года и федеральным войскампридется покинуть Чечню.

Обращает на себя внимание тот факт, что 44%населения России согласны с раздающимисяна Западе обвинениями в нарушениях правчеловека в Чечне (42% с этим не согласны).Каждый третий из десяти россиянположительно относится к идее контроляситуации в Чечне международнымимиротворческими силами (13%, среди которыхмного сторонников Явлинского, - за то, чтобыэто были войска ООН, 8% - войска СНГ, 7% - войскастран НАТО), однако большинство (54%) такоевмешательство отвергает.

Наконец, следует отметить, что 40% россиянотносят войну в Чечне к числу угроз,представляющих сейчас наибольшуюопасность для жизни людей. Эта угроза стоит в одномряду с алкоголизмом (46%),загрязнением окружающей среды (42%) иразгулом преступности (41%), значительноуступая только наркомании (61%). Самойбольшой угрозой среди всех перечисленныхона является в глазах избирателей "Яблока".

Большая часть россиян (55%) готовы одобритьбомбардировку баз боевиков в Панкисскомущелье, а 35% высказываются против такогоразвития событий, полагая, что это толькообострит военные действия в Чечне (30% думают,что от этого понизится и авторитет Россиина Кавказе или что это поможет СШАзакрепиться в регионе). 48% считают,что силовая акция поможет завершить войну вЧечне, укрепит авторитет России на Кавказе,а 38% уверены, что она ослабит влияние США иНАТО на Кавказе. Соответственно, 43%поддержали бы даже ввод российских войск вГрузию для поиска чеченских боевиков на еетерритории. Правда, только 27% выступают засиловые акции того или иного видабезоговорочно. Против ввода войсквысказываются 44%, и среди приводимых воправдание такой позиции доводов чащевсего звучат опасения, что это повлечет засобой гибель тысяч людей (28%), что этоприведет к расширению конфликта наСеверном Кавказе (22%), что это осложнитмеждународное положение России (14%). Мысль онарушении в этом случае суверенитетаГрузии посещает лишь каждого десятогореспондента. Достаточно характерно, чтообратную меру - бомбардировки базтеррористов грузинской авиацией натерритории России - никак не оправдали быдве трети опрошенных, но в то же времянаходится один человек из пяти, кто этоприветствовал бы. Совместная российско-грузинскаяоперация в Панкисском ущелье нашла бы уроссиян наибольшее одобрение (три четвертиопрошенных), но 13% не считают еецелесообразной. Почти три четверти россиян(72%) одобрили бы применение против Грузииэкономических санкций (15% возражают). Взаключение этой темы можно отметить, что запоследний месяц ожесточение по отношению кГрузии несколько смягчилось - на 3 пп. сталоменьше сторонников бомбардировок и 12 пп.прибавилось к числу тех, кто их не одобряют.

Что позволено быку, то не позволено Юпитеру?

В отношении права США провести военнуюоперацию в Ираке общественное мнение вРоссии занимает прямо противоположнуюпозицию, нежели относительно Грузии: только28% россиян считают действия американцевоправданными, а 44% так не думают (28% затрудняются дать свою оценку). Иэто при том, что 49% не сомневаются, чтоИрак поддерживает экстремистскиеисламские организации, в этом сомневаются лишь 17%. Но все же, рассматривая мотивыамериканского наступления на Ирак, лишьменьшая часть опрошенных допускают, что онипродиктованы стремлением разгромить базымеждународных террористов (21%) илипредотвратить создание Ираком оружиямассового уничтожения (19%). Большинствоуказывает на такие неблаговидные цели, какжелание показать "кто в мире хозяин" (43%,чаще так думают молодые люди 24v30 лет, избиратели Зюганова илипроголосовавшие против всех кандидатов впрезиденты), захватить контроль надиракской нефтью (34%), стимулироватьамериканскую экономику за счет военныхзаказов (19%), отвлечь внимание от кризисныхявлений в экономике США (12%). При этом на вопрос о том, какой должна бытьпозиция России, если США начнут военнуюоперацию для свержения режима СаддамаХусейна, россияне в большинстве (41%)склоняются к тому, что надодержаться в стороне, но оставатьсясоюзником США по антитеррористическойкоалиции. Лагеря же активных сторонниковСША ("поддержать действия США, не принимаяучастия в этой военной операции" - 19%; "принятьучастие в этой военной операции" - 2,4%) иактивных сторонников Ирака ("осудитьдействия США и оказать дипломатическуюпомощь Ираку" - 18%; "оказать помощь Иракувоенными средствами" - 2%) численно равны исимметрично располагаются вокруг этойдоминирующей нейтрально отстраненнойпозиции. Большинство опрошенных (52%) такжеготово признать, что, каковой бы ни былапозиция России, она мало способна повлиятьна решения, принимаемые США (не согласны сэтим 22%).

Как бы то ни было, большинство россиян (60%)декларируют свое хорошее отношение кСоединенным Штатам (плохо относятся 29%),однако с июля месяца, когда это соотношениехорошо/плохо составляло 68/19, происходитзаметное нарастание антиамериканскихнастроений. Одним из тревожащих россиянфакторов является присутствие американцевв Средней Азии и на Кавказе. На вопрос о том,идет ли присутствие США в Средней Азиивразрез с интересами России или оноявляется благом, поскольку защищает Россиюот "исламской угрозы" с юга, большинство(52%) выбирает первый вариант ответа, и лишь 19%признают "исламскую угрозу" более весомой,чем привычную для советского менталитетаугрозу, исходящую от Америки. Неудивительно, что антиамериканский синдромчаще присутствует у тех, кто голосуют закоммунистов, кто считает, что поддержкаРоссией США в борьбе с международнымтерроризмом не привела к тому, чтоамериканцы стали больше учитывать российские интересы ипроблемы (мнение 46% жителей страны), кто несчитают оправданной проведение Америкойвоенной операции в Ираке. Показательно, чтоприсутствие американцев в Средней Азиибольше тревожит жителей отдаленных отэтого региона северных областейевропейской России, мусульманская жеугроза сильнее ощущается в областях Урала иПредуралья, где 28% опрошенных готовыприветствовать американский "защитныйбарьер". Респондентам, придерживающимсятакой точки зрения, нередко присуще болееблагожелательное отношение кправительству и более высокая оценкаполитики Путина в Чечне и его усилий вобласти повышения обороноспособностистраны.

Позиционирование в других международных вопросах

В сентябре наибольшего накала достиглаполемика вокруг свободного доступа жителейКалининграда в другие области натерритории России без введения визовогорежима для проезда через вступающую вЕвросоюз Литву. Надо отметить, чтотреть россиян об этих разногласиях междуРоссией и ЕС ничего не слышала (в северныхрегионах европейской России слышали 75%, а заУралом только 55%). Половина опрошенных верятв то, что ЕС пойдет навстречу России иоблегчит режим поездок через территориюЛитвы; 23% в добрую волю европейцев не верят.В случае отсутствия такой доброй волиРоссия должна пойти на осложнениеотношений с Евросоюзом и ужесточить свойвизовый режим для его стран-членов - такогомнения придерживаются 45% опрошенных, а 28% ктакой конфронтации не расположены (чащевсего это представители высокостатусныхгрупп, избиратели Явлинского).

Конфронтационные подходы демонстрируетбольшинство россиян и в других вопросах,касающихся взаимоотношений с соседями илис представителями неправославныхконфессий и религий. Так, в неожиданновозникшем в сентябре по инициативенекоторых политиков вопросе о пересмотреподписанного в 1990 году соглашения междуРоссией и США о морских границах вБеринговом и Чукотском морях 52% россиянвысказались за такой пересмотр (11% против).Больше половины опрошенных (52%) поддержалироссийские власти в вопросе о запретевизита в Россию далай-ламы (26% эту меру неодобрили). Равно такое же соотношениеответов было получено и в вопросе о мерахвластей по ограничению деятельности вРоссии польских католических священников.В этом можно усмотреть опасные проявленияксенофобии и неприязни к инаковерию, в томчисле и к "братским" христианскимвероисповеданиям.

Особенности исторического сознания россиян

Инициатива Ю. Лужкова по восстановлению памятника Дзержинскому на Лубянской площади в Москве дала возможность на этом символическом уровне выяснить отношение постсоветских россиян к своему советскому прошлому. Обнаружилось, что 56% жителей страны относятся к этой инициативе положительно. При этом главным мотивом такого отношения (36% ответов) звучит соображение, что "каким бы ни был Дзержинский, это - памятник одной из эпох России, от которой не следует отказываться". Четверть же опрошенных считают Дзержинского "видным деятелем Советской власти, сделавшим много хорошего", а по отношению к нему допущена историческая несправедливость. Выдвигаются и эстетические доводы (чаще не москвичами, а жителями малых городов, сторонниками Жириновского) - художественная ценность памятника (8%), его "вписанность" в ансамбль площади (3% ). Отрицательно к восстановлению памятника относятся 23%, указывающих на то, что Дзержинский принес много зла России (11%), на оскорбительный характер этого мероприятия в отношении памяти жертв коммунистического режима (5%), на отступление от принципов свободы и демократии, которые отстаивали жители Москвы в дни путча 1991 года (4%). В этих выявленных соотношениях налицо если не прямая апология коммунистического периода, то достаточно явное равнодушие к злодеяниям и страдальцам этой эпохи.

Зато эпоха Горбачева-Ельцина предстает всознании россиян преимущественно в темномсвете. В частности, об этом свидетельствуютретроспективные оценки событий 3-4 октября1993 года, приведших к кровавым столкновениямв Москве и разгону Верховного Совета.Только 22% считают оправданным применениетогда военной силы, а главными виновникамисобытий Руцкого и Хасбулатова (11% из этогочисла видят в тогдашних событиях попыткукоммунистических и экстремистских силсовершить государственный переворот).Основная же масса россиян (59%) полагает, чтовоенную силу применять не следовало, иназначает на роль виновников конфликтаГорбачева, "начавшего общий развал страны"(36%) и Ельцина "с безответственнойполитикой, проводимой им самим и егоокружением" (32%).

Из такого контрастного восприятиянародом советского прошлого страны и егоновейшей истории и вырастает то, что мыимеем сегодня, - установление "управляемойдемократии" (демократии все-таки, от этогоникуда не деться), при которой решающую рольиграют силовые структуры,использующие для обуздания настоящегосимволические ресурсы позавчерашнего дня.


Седов Леонид
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).