будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Медленное чтение
Ерпылева Светлана Алюков Максим

«Оружие слабых в их борьбе против сильных», или Зачем нужны организации в политике: случай города Наукоград

«Оружие слабых в их борьбе против сильных», или Зачем нужны организации в политике: случай города Наукоград
ludi

14 сентября 2014 года пройдут выборы в ряд региональных парламентов, а также в советы депутатов множества муниципальных образований. В последние годы выборы становятся катализатором низовой общественной активности по всей стране. В марте 2012 года, после массовой общественной мобилизации, в муниципальные депутаты впервые подались множество людей без политического опыта, решивших стать активными и ответственными гражданами. Вокруг них стали формироваться группы неравнодушных жителей, занятых локальным активизмом (благоустройство, информирование жителей о проблемах района и т.п.). Однако большинство из них не смогло пережить период затишья между выборами: группы распадались, их участники разочаровывались в гражданской активности. Примеров успешной гражданской самоорганизации такого рода чрезвычайно мало, а информация о них не часто покидает пределы их же районов или городков. Отчасти исправляя эту ситуацию, мы хотим рассказать об истории успеха одной из таких групп в период между выборами в городе Наукоград (название города изменено).

Предыстория

Наукогорад — это небольшой город, расположенный недалеко от Москвы, с населением чуть более 100 тысяч человек. До марта 2012, месяца, который является точкой отсчета в нашей истории, в городе уже происходило несколько небольших общественных кампаний, однако ни одна из них не вылилась в по-настоящему массовое движение. Зимой 2012 года в Наукограде, как и в сотне других городов и районов по всей стране, сформировалась независимая коалиция наблюдателей «За честные выборы». По окончанию выборов участники коалиции, почувствовав вкус гражданской активности, искали новые применения своему энтузиазму. По иронии судьбы именно в этот момент местные власти наконец приступили к реализации планов трехлетней давности — они отдали команду начать вырубку части лесного массива для строительства новой автомагистрали. Коалиция «За честные выборы», вместе с активистами-экологами, а также неравнодушными жителями города, тут же включилась в борьбу за лес. Кампания длилась почти пол года, а затем, этой же осенью, ощущая приближение холодов и утрату былого энтузиазма, активисты приняли решение о создании собственной организации, которая позволила бы им оставаться активными и впредь, используя опыт, приобретенный во время борьбы за лес, в решении рутинных, повседневных городских проблем. Так был создан Народный совет Наукограда (НСН). Зимой 2013 года состоялись первые выборы в НСН, по итогам которых членами Совета стали 15 избранных народных представителей. В середине мая 2014 года прошли новые выбор в НСН, и сегодня второй состав Совета активно готовится к приближающимся муниципальным выборам 14 сентября.

 Что такое Народный Совет?

Официально НСН состоит из 15 выбранных жителями членов, однако реально в постоянной деятельности Совета принимают участие около 30 человек. Часть активистов бессменно координируют отдельные направления деятельности Совета (экспертиза, публичные слушания, суды, информационная поддержка и т.п.), другие становятся ответственными за временные (текущие) проекты. НСН также адаптировал и использует в своей деятельности множество уже существующих протестных технологий: так, например, в рамках него активно развиваются проекты «НаукоградЯма», «НаукоградДом» и «НаукоградДвор». Эти технологии участники НСН пытаются экспортировать в соседние районы, кроме того, периодически к Совету со своими проблемами обращаются рядовые жители города. В этом случае активисты НСН в первую очередь указывают жителям на пути самостоятельного решения этих проблем — только при наличии инициативы «снизу» Совет включается в кампанию. НСН имеет свою инфраструктуру: помещение, в котором проходят еженедельные встречи, сайт, рассылку, яндекс-кошелек, председателя и даже секретаря, труд которого оплачивается из кармана активистов. Деятельность Совета регулярно освещается местной независимой газетой.

Секрет успеха Народного совета

Анализируя интервью, которые мы брали у защитников леса, кандидатов в НСН и его членов, мы обнаружили множество факторов, способствовавших успеху гражданского активизма в Наукограде. Так, один из них — это сильная городская идентичность жителей, гордое «мы — Наукоградцы»: почти каждый активист, с которым мы общались, рассказывал нам об повышенном гражданском самосознании жителей. Эта местная мифология порождала ощущение общности, упростившее, в свою очередь, объединение жителей в коллективном действии. Кроме того, свою роль сыграли ресурсы, которыми обладали активисты: местная независимая газета, помещение редакции газеты, ставшее штабом активистов, дружеские связи с местным ТВ-каналом и т.п. Все это — уникальные особенности этого случая, которые не так просто воспроизвести в другом городе или районе. Однако есть нечто, что, будучи возможным во многом благодаря этим уникальным условиям, является при этом потенциально адаптируемым к другим регионам и контекстам. Это нечто и есть Народный Совет Наукограда сам по себе: формализованная организация со своими членами, уставом, обязательствами и календарем встреч, сочетающая элементы бюрократии и добровольного, свободного, участия. Во многом именно ей жители города обязаны своим успехом.

Ценность свободы

Ценности личной, индивидуальной свободы и независимости стали одной из движущих сил последней протестной мобилизации: вдохновляемые чувством «кто если не я», участники митингов выходили на площади, а затем создавали движение наблюдателей и локальные гражданские инициативы. Однако по иронии судьбы в какой-то момент стремление сохранить личную свободу обернулось против гражданского участия: любые попытки вовлечь товарищей в свои проекты рассматривались активистами как посягательство на чужую независимость. Каждый начинал «вести свою маленькую войну», люди разочаровывались и покидали активизм. В конце концов, это стало одним из механизмов стагнации большинства активистских групп, созданных участниками «Движения за честные выборы» на волне протестов1.

Ценность свободы является основополагающей и для активистов Наукограда. Участие в Совете рассматривается всеми, в т.ч. его формальными членами вплоть до председателя, как исключительно добровольное и свободное:

«У нас нет никакой субординации. Есть только председатель НСН, но он никого заставлять не может. У нас нет никаких договорных отношений, как в партии, например. ... Никто никого не заставляет. Это абсолютно частная инициатива, если ты не хочешь заниматься — не занимайся. Тут на энтузиазме все держится» (м., 1987 г.р., высшее образование, активист НСН).

Почему ценность личной свободы не превратилась на этот раз в страх коллектива как такового и не привела, в конце концов, к разочарованию жителей в гражданской активности? Именно здесь мы сталкиваемся с влиянием созданной активистами организации.

Организация в политике

В социологии есть ряд теорий, которые объясняют роль формализованных бюрократических организаций в социальной жизни вообще и в политике в частности. Одними из первых эту проблему поставили два немецких социолога - Макс Вебер и Роберт Михельс. Для Вебера рационально-бюрократический тип организации общества приходит на смену патримониальному, вытесняя его в силу неэффективности последнего. Для Михельса организация также является единственным эффективным инструментом в достижении общих интересов группы («организация — это оружие слабых в их борьбе против сильных»). Однако, в то же время Михельс показывает цену, которую группе приходится заплатить за такой инструмент - ему принадлежит авторство так называемого «железного закона олигархии». Этот закон предполагает, что бюрократические организации необходимы для политики, однако с течением времени любая организация неизбежно: а) олигархиизируются: устанавливается разрыв между ее лидерами и рядовыми членами; б) консерватизируется: этим лидерам становится выгоден компромисс с властью и не выгодно достижение изначально поставленных целей. Именно поэтому многие социальные ученые выступают в качестве радикальных критиков формализованных организаций в политике. Впрочем, другие пытаются подвергнуть сомнению «железный» характер закона Михельса, показывая, что иногда формализованная организация может радикализироваться, а также быть по-настоящему демократичной.

Народный совет Наукограда - это организация, которая, несомненно, обладает бюрократическими элементами. Однако, миновав опасность олигархизации и консерватизации, она сыграла прогрессивную роль в становлении гражданского движения в Наукограде. Эта роль заключалась, во-первых, в ее особом характере (не просто группа активистов-энтузиастов, но те, кому оказали доверие, кого выбрали жители города) — она связала активистов чувством ответственности перед жителями. Однако второй и главный ее эффект заключается в том, что эта ответственность стала закрепленной и воспроизводимой во времени за счет самой организационной структуры.

«Добровольно-обязательно»: парадокс организационной структуры НСН

Что мы имеем в виду под организационной структурой Народного Совета? Это то, что можно назвать «бюрократической» составляющей НСН: наличие оплачиваемого секретаря, календарь встреч, установленный регламент и правила работы.

Возьмем в качестве примера «расписание» встреч: члены Совета собираются еженедельно, эти встречи анонсируются на сайте, к ним готовится повестка и после них публикуются отчеты Участие в этих встречах мыслится активистами как исключительно добровольное. Однако анализ интервью указывает, скорее, на добровольно принятый «обязательный» характер участия во встречах — по крайней мере, для «официальных» членов Совета. Обратим внимание на то, как один из них рассказывает про людей, не вошедших в состав НСН: «Поскольку им не обязательно появляться там, то я скажу, что они не на каждое прям собрание ходят...» (м., 1990 г.р, высшее образование, активист НСН). Сама конструкция этого высказывания указывает на то, что свое собственное участие в регулярных встречах Совета, как и участие своих избранных жителями коллег, наш собеседник невольно для себя мыслит «обязательным».

Изучая динамику других новых локальных движений, мы замечали, что в какой-то момент их участники переставали вовлекать своих коллег в собственные индивидуальные проекты, боясь «навязать» последним чуждые интересы, не желая покушаться на чью-то свободу. В результате неосведомленность о проектах друг друга рождала у отдельных активистов ощущение, будто бы они одиноки в своих гражданских усилиях и становилась одним из поводов для разочарования. Участники НСН, избранные народом и ощущающие свою ответственность перед ним, лишены страха «навязать» кому-то внешнюю проблематику: сама организационная структура Совета, со сменными и постоянными координаторами, с практикой обращения жителей, с регулярными встречами и отчетами о текущей деятельности, способствует тому, что его члены информируют и вовлекают друг друга в текущие инициативы. «Я в какой-то момент планирую подключать других членов НСН для реализации этого проекта. Тогда каждому нужно будет взять по двору и с жителями готовить тему благоустройства», - делится с нами своими планами координатор проекта «Наукоград Двор» (м., 1987 г.р., высшее образование, активист НСН).

Наличие организационной структуры способствует развитию разделения труда среди активистов: таким образом, основные направления деятельности Совета приобретают своих ответственных, которые уже не могут «вдруг» разочароваться и бросить работу — ведь на них лично, а спустя время, и на их профессионализме в этой сфере, держится репутация НСН. Совет, таким образом, уже не сводится к совокупности его участников, он существует как бы вне активистов и — за счет своей организационной структуры — заставляет последних продолжать свою деятельность. Если в словаре активистов других новых локальных гражданских движений практически отсутствовало слово «надо», поскольку оно, казалось, противоречило принципам свободы и независимости, то наукоградцы сумели соединить в своем Совете ответственность и необходимость со свободой:

Вопрос: Т.е. набор [в рабочие группы в рамках НСН] происходит по желанию?

Ответ: Ну конечно. Человек говорит – вот этим я умею заниматься, хочу заниматься.

Вопрос: А если, опять же, случается так, что, например, не набирается людей или набирается очень мало людей?

Ответ: Ну, кому-то надо, тогда кто-то говорит: ну ладно, я могу этим заниматься. Может быть, не сильно хочу, может быть, где-то занят на работе, но если надо – могу (м., 1982 г.р., высшее образование, активист НСН).

Давление со стороны организации, которое заставляет ее членов оставаться активными, основано на добровольно принятой на себя ответственности — именно эта особенность НСН позволяет его участникам избежать противоречия между личной свободой и организационным давлением.

От индивидуальной к коллективной свободе

Итак, именно организационная структура Народного Совета — это то, что заставляет его участников оставаться активными и способствует тем самым успеху проекта наукоградцев. НСН — детище активистов, которые по собственной воле взяли на себя ответственность перед жителями города, поэтому любое «необходимое» участие в деятельности Совета является для них принципиально добровольным. Эта ситуация вскрывает любопытный руссоистский парадокс. У Руссо осуществление коллективной свободы — это не очевидная и данная от природы вещь. Политическое участие основывается у него на обучении, а иногда даже на давлении одних людей на других. Отсюда его знаменитое высказывание о том, что человек может быть принужден к свободе2. Гражданское участие является проявлением свободы, поскольку через него люди пытаются контролировать курс своей жизни. Но для того, чтобы они могли практиковать свободу, должны быть созданы условия, подталкивающие их к этому. В обществе же, в котором ценность индивидуальной свободы для гражданских активистов чрезвычайно высока, эти условия должны быть такими, чтобы участие продолжало мыслится принципиально добровольным. Одно из решений этой проблемы представляет Народный совет Наукограда - добровольно созданная активистами формализованная структура, комбинирующая элементы индивидуальной свободы и организационного давления, а также представляющая выбор в пользу подчинения этому давлению в качестве личного и свободного.

Работа написана в рамках проекта Лаборатория публичной социологии.

Примечания

1 Подробнее см.: Журавлев О., Савельева Н., Ерпылева С. Разобщенность и солидарность в новых российских гражданских движениях // Политика аполитичных : гражданские движения в России 2011-13 гг. М.: НЛО, 2014.

2 Жан-Жак Руссо, Об общественном договоре. Трактаты, Литературные Памятники (Наука, 1969). С. 164.

Ерпылева Светлана Алюков Максим
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).