будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Медленное чтение
Нанси Жан-Люк

Останься, приди

Синий Dиван

«Полит.ру» публикует эссе одного из известнейших философов современности, профессора Страсбургского университета Жана-Люка Нанси «Останься, приди», посвященное памяти крупнейшего мыслителя и представителя постструктурализма Жака Дерриды (1930-2004). Впервые текст был напечатан в “Le Monde” (12 octobre 2004). Русский перевод предоставлен журналом «Синий Диван» (2005. Вып. 6).

Как трудно писать, когда воцаряется тишина. И все-таки нужно, нужно писать -- не надеясь послать привет. Но, Жак, сегодня я не могу писать иначе, как обращаясь к тебе. Вернувшись из Парижа, после встречи с тобой, я задумал было каждый день писать по паре слов, чтобы уйти от ограниченности и томительности для тебя телефонного общения. И вот -- вот единственное возможное письмо. Но я не могу не делать вида, будто, несмотря ни на что, я на самом деле могу писать тебе. Я не способен повернуться к "публике". Нужно говорить о тебе -- но обращаться к тебе. Как будто...

Ты любил это "как будто", идущее от Канта, ты и сам его охотно подхватывал, но видел в нем не какой-нибудь иллюзионистский трюк, а безоговорочное утверждение присутствия невозможного и безусловного. Как будто он -- абсолют -- был налицо, и он действительно есть. Так и ты есть, ты безусловно и абсолютно есть тот, кто ты есть, -- вовеки. И это ничего общего не имеет с религиозным воскрешением (мы об этом говорили, ты еще шутил: "в конечном счете, я бы предпочел настоящее, классическое воскрешение!"). Но это напрямую связано, во-первых, с этим сегодняшним присутствием -- твоим, еще не выброшенным на берег памяти, -- и, во-вторых, -- с абсолютным, исключительным, неизгладимым характером каждого, каждой жизни.

Как ты писал, смерть каждого -- "всякий раз, единственный и неповторимый, -- это конец света". Иначе говоря, всякий раз весь мир без остатка присутствует в каждом, как каждый. Всегда всякий раз возникая ниоткуда и пропадая в никуда, оторванный от постоянства и тождества, отброшенный в затмение и инаковость. Ты больше не ты сам, ты даже больше не "ты" -- к этому "даже больше" я и обращаюсь, -- и вот так ты нам дан, нам оставлен -- и ты всеми оставлен.

Но все заняты другим тобой -- твоей знаменитой тенью. Всюду твердят, что ты философ "деконструкции". Но к чему сводится эта пресловутая и почти всегда превратно понимаемая "деконструкция"? Это работа с тем, что остается после демонтажа систем обозначения (метафизик, гуманизмов, мировоззрений). Не ты изобрел этот демонтаж, ты сам напоминал, что он рождается одновременно с философией: сама философия выстраивает и демонтирует конструкции смысла. А остаток -- это то, чему невозможно ни назначить, ни вменить никакого данного смысла. Это истина единственного, истина каждого как другого, что никогда не сводится к тому же самому, что не дает себя отождествить, что уклоняется и ускользает. Как ты сам только что сделал. Как ты предпочитал делать всю жизнь -- с упорством, с недоверчивостью.

Демонтировать конструкции смысла ты хотел не для того, чтобы разрушить, а чтобы разомкнуть, дизассемблировать и тем самым высвободить этот остаток: бесконечный избыток конечного существования, абсолют единичного (в котором нет ничего солипсистского).

Вот что остается от тебя, вот что остается тобой. Ты появился с этим сорок лет назад. И сразу дал обозначение этому остатку и этой избыточности. Заимствовав у Хайдеггера "вне-себя-бытие", у Гуссерля и Мерло-Понти -- силу знака за пределами смысла: "письмо". Еще в 1963-м ты утверждал: "Смысл ни прежде, ни после действия", и как раз силу, порыв, неистовство этого вечно возобновляемого действия ты хотел сделать своими. И вот что нас тогда захватило, столь многих, -- это нетерпеливое, гордое, раздраженное, эксцессивное желание, которое заставляло тебя не пугаться крайностей и прожигать мысль, как жизнь. Именно эта щедрость, одновременно бьющая через край и беспокойная, сказалась и в твоих чтениях, и в твоих дружбах, это она бросала тебя по всем фронтам и в то же время таинственно замыкала в себе, это она заставляла тебя о стольком говорить и о стольком умалчивать.

Ты понял, что нужда эпохи -- снова, как и для Гегеля, забота о том, что остается, когда "некая форма жизни становится старой": остается "жизнь", оторванная от своих форм, остается обкраденность, пустота, через которую переходят к какой-то другой форме. Не к "будущему", уже представленному, но к "грядущему", чья сущность -- в том, что оно грядет, приходит, а не в том, что оно представимо и исчислимо. И это неисчислимое, этот вызов расчету и покорению, этот вызов, по сути, тебе самому и твоей собственной силе -- вот что было твоей пружиной, твоим самым живым местом. Ты жаждал инаковости -- хотел восторгаться, восхищаться, отчуждаться от самого себя, -- но не на дистанции от своего подлинного бытия, а в нем самом, в самой его подлинности: апогей апроприации, неотделимой от рассеяния. Твоя сила -- как раз отсюда: от этой удивительной воли схватывать разом бессмыслицу и истину, остаток и грядущее, схватывать всегда уникальным и вечно обновляемым осмыслением. Безумие, конечно, Жак, так тоже можно сказать, и ты не возражаешь, чтобы так говорили. Прекрасное безумье -- разве не этим был со времен Платона "прекрасный риск" философии? Безумье разума, не больше и не меньше. Разума, который требует безусловного: пусть каждый будет, словно он мир и потому что он мир. Что же еще сказать? Останься, приди.

© А.В. Гаpаджа (pусский пеpевод с фр.)

Нанси Жан-Люк
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).