будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Медленное чтение
Николлози Рикардо

От риторики к литературе: Петербургский панегирик XVIII века

Находясь по дороге в Рим, апостол Андрей остановился в месте, где впоследствии суждено было возникнуть Киеву: он установил там крест и предрек последующее основание города. Затем, как сообщает летопись Нестора, он продолжил свой путь, чтобы посетить будущий Новгород, где он узнал славян и их обычаи. До начала XVIIIв. оставался, однако, «скрытым» тот факт, что во время своих странствий по будущей Руси апостол Андрей сделал еще одну остановку, а именно в «Cанктпетербургской земле». Здесь он опустил свой посох, благословил эту землю и предсказал ее будущее величие. Об этом сообщает анонимная рукопись петровской эпохи «О зачатии и здании царствующаго града Санктпетербурга», в которой, среди прочего, рассказывается известный миф об основании города: будто бы в поисках места, пригодного для постройки нового города, Петр Великий выбрал остров Енисаари, т.к. в момент его пребывания на этом острове в небе показался орел. Два дня спустя,16 мая 1703 года, он велел закопать там ковчег с мощами святого Андрея Первозванного, на котором было написано: «По воплощении Иисус Христове 1703 маия 16 основан царствующий град Санктпетербург великим государем царем и великим князем Петром Алексиевичем, самодержцем Всероссийским» (Беспятых 1991, С. 258). Так была заложена основа новой царской резиденции. И тем самым (интер)текстуальной природы ее культурной семантики. Не столько несоответствие между мифической наррацией и историческими фактами, сколько насыщенная интертекстуальность нарратива и ее воздействие на формирование культурной идентичности города характеризуют легенду об основании города петровского времени. Если отсылка к древнерусскому преданию о странствованиях св. Андрея по будущей Руси ставит Петербург у истоков русской истории спасения, то факт появления орла содержит эксплицитный намек на легенду об основании Константинополя ( т.е. на возникновение децентрализованной столицы, в традиции которой воспринимается Петербург ), а присвоение его римской коннотации подкрепляется возведением храма в честь святых Петра и Павла. Тот факт, что мощи св. Андрея являются, в свою очередь, материальным и спиритуальным фундаментом города, свидетельствует, опять же, о тесном переплетении его текстуальной ткани. Хотя отсылка к существующим мифам и традициям призвана в первую очередь легитимировать основанный Петром город, т.е. ввести его в контекст русской культуры, она вместе с тем заметно определяет создание культурной городской семантики, v поскольку город, не имеющий истории, создавал свою идентичность прежде всего через свою текстуальную причастность к чужим традициям. Петербург, согласно одному из главных тезисов настоящего исследования, с самого начала возник как текстура, как дискурсивное единство культурных ссылок, породивших его семантику в форме мифов и легенд, идеологем и утопий, культурных цитат и символических действий.

В этой связи литературе v и в первую очередь панегирической, о которой впоследствии пойдет речь, v принадлежала ключевая роль: она с самого начала была источником культурных концепций, определявших семантику города. Она была не столько медиумом прочитываемости города v как постулировал К. Штирле(1993), говоря о литературном мифе Парижа, v сколько участвовала, так сказать, в создании текста города, она строила город. Подобно петербургской архитектуре, обязаннной своей уникальной гибридностью цитатам и смешению всевозможных стилей, петербургский панегирик вписал «свободный от риторики» город в ткань гетерогенных текстов, сформировавшуюся под влиянием петровских идеологем и мифем , образцов повествования из древнерусской традиции и риторической топики прославления города. Настоящее исследование ставит своей целью проанализировать эту ткань и тем самым осветить ее до сих пор не раскрытую многослойность. Понятие «Петербургский панегирик» описывает литературную репрезентацию города на Неве в торжественных одах и прославляющих речах XVIII v нач. XIX вв.. И хотя мы имеем здесь дело с неологизмом, он не несет в себе функции нового обозначения уже знакомой материи, т.к. речь идет о реконструкции одной литературной традиции изображения Петербурга, до последнего времени обойденной вниманием исследователей.

В исследованиях, посвященных «Петербургской» литературе v от Н.П. Анциферова до В.Н. Топорова v изображение этой традиции исчерпывалось, как правило, указанием на фрагментарность и «незрелость» облика города, не выдерживавшего сравнения с более поздними «городскими» текстами Пушкина, Гоголя и Достоевского. С этой точки зрения «Петербургская» литература XVIII в. казалась неадекватным панданом «Петербургской» литературы XIX и XX вв., своего рода неструктурированным сырым материалом, из которого лишь в эпоху романтизма был «вылеплен» подлинный Петербургский миф.

В предлагаемой работе Петербургский панегирик рассматривается под иным углом зрения, позволяющим понять его как когерентную, закрепленную в определенном литературном и культурном контексте традицию «городского» текста. Речь идет, в частности, об анализе трех аспектов этой традиции: мифопоэтического, культурного ( в смысле культурной идентичности) и риторико-текстуального. Использование различных методических и теоретических подходов позволит представить материал во всей его многогранности.

Теоретической основой первой главы («Между хаосом и космосом») является исследование В.Н.Топорова о мифопоэтическом субстрате Петербургской литературы (1995). На основе тезиса о параллельном существовании двух противоположных мифов, мифа возникновения и мифа конца, здесь показывается, как панегирик, преподнося основание города в качестве демиургического творения Петра, таит в себе при этом до сих пор не распознанные намеки на миф конца, т.е. как постепенно все более и более фокусируется дихотомическая структура городского мифа. Наряду с этими мифопоэтическими мотивами анализируются античные, библейские и древнерусские пласты панегирика на примере некоторых изобразительных приемов (например, синтаксической формулы « где прежде.... там теперь»).

Во второй главе («Эксцентрический центр») анализируется культурно-символический пласт Петербургского панегирика, в частности его роль в формировании русской культурной идентичности в XVIII в. или, точнее, в перемене ее полярности, в которой он участвует, создавая картины «своего» и «чужого». При этом пространственно v семиотические концепции центра и периферии Ю.М.Лотмана, которые он, в частности, поясняет на примере Петербурга, дополняются типологизацией культурной идентичности Б. Гизена (1999). Центральное место в главе отводится проблематике построения культурных границ, касающейся внешнего и внутреннего пространства русской культуры: ибо панегирик концептуализирует Петербург, отмежевывая его как от Запада, так и от «древней» русской (московской)культуры. В этом контексте трактуется и роль Петербурга как утопического конструкта и идеального города.

Риторико-текстуальная фактура Петербургского панегирика является центральной темой третьей главы («Рetropolis sub specie topica»): она анализируется с точки зрения топики. Под топикой здесь понимается кристаллизация не только устойчивых, повторяющихся литературно-письменных форм, но прежде всего определенных категорий концептуализации и постижения города, рассматриваемых в связи с их адаптацией из первоначально незнакомой риторической традиции. Здесь учитываются обширные исcледования последних лет в области топики, в частности, тезис «силы общественного воображения» Л. Борншойера (1976). Вместе с работой по восточнославянской риторике Р. Лахманн (1994) он образует теоретико-методическую основу главы. В ней рассматривается межкультурное, западноевропейское измерение панегирического городского текста, возникновение которого понятно лишь в контексте эпидейктической laus urbis. Там же описывается диахроническое развитие петербургской топики прославления и показаны отчасти значительные дифференции между различными фазами петербургского панегирика.

Наконец, в заключительной части («Перспектива») намечается линия развития, связывающая Петербургский панегирик с канонической Петербургской литературой XIX в.. На смену эпидейктической городской литературе приходит в эпоху романтизма Петербургская поэзия, использующая элементы этой традиции и потому обозначаемая как «постпанегирическая». Эти панегирические топосы, мифологемы, идеологемы деконтекстуализируются и встраиваются в другие философские, историософские и и литературные контексты, чтобы ответить на новые, актуальные вопросы о культурном значении Петербурга. Ярчайшим примером такой интертекстуальной отсылки к Петербургскому панегирику является поэма Пушкина «Медный всадник».

Несмотря на то, что предметом настоящей работы является тема, до последнего времени обойденная вниманием исследователей, она вполне укладывается в рамки исследований «Петербургской» литературы: поэтому в введении речь пойдет сначала об этой научной традиции на примере двух крупных ее представителей- Анциферова и Топорова, оказавших заметное влияние на исследования городского текста, тематизировав и увековечив этот особый «городской жанр». В заключение будет определено место настоящей работы в указанном научном контексте. Вслед за систематическим и историческим введением в панегирик в европейском (античность и Новое время) и русском контексте будет дан обзор Петербургского панегирика.

Николлози Рикардо
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).