Весной 2009 года на саммите НАТО в Бухаресте Барак Обама заявил о своем намерении ввести на территорию Афганистана дополнительные войска для того, чтобы одержать окончательную победу над боевиками «Аль-Каиды» и движением «Талибан». Особую роль в этом проекте президент США отводит соседнему Пакистану, который в обмен на финансовую помощь в размере 7,5 млрд долларов должен поддержать борьбу против экстремистов и способствовать уничтожению террористических объектов на своей территории. «Полит.ру» публикует статью Евгения Пахомова, в которой автор подробно анализирует возможность подобного сотрудничества в борьбе с экстремизмом, а также описывает реальную политическую и общественную обстановку в Пакистане, сегодня находящемся во власти противоборствующих сил — сторонников социального и технического прогресса западного образца, с одной стороны, и приверженцев фундаменталистских идей и радикального ислама, с другой. Статья опубликована в журнале «Pro et Contra» (2009. № 2), издаваемом Московским Центром Карнеги.
См. также: Велика ли угроза джихада в Центральной Азии?
План президента Барака Обамы по Афганистанупривлек внимание к соседнему Пакистану: Вашингтон отводит этой стране особоеместо в борьбе против талибов и «Аль-Каиды». Вместе с тем роль Пакистананеоднозначна. Исламабад выступает в качестве ключевого союзника США, попакистанской территории проходят два основных маршрута тылового обеспечениявойск международной коалиции в Афганистане, а пакистанская армия проводитзачистку пограничных областей от вооруженных группировок. Но в то же времячасть Пакистана стала базой для движения «Талибан» и других боевиков,выступающих против афганского правительства Хамида Карзая.
«Пакистандолжен продемонстрировать готовность выкорчевать “Аль-Каиду” и непримиримыхэкстремистов на своей территории. И мы потребуем, чтобы это было сделано, темили иным способом, когда у нас появятся разведданные о значимыхтеррористических объектах», — заявил новый хозяин Белого дома, представляя афганскуюстратегию[1].
План Обамы по Афганистанупредусматривает в том числе очередной пакет финансовой помощи Исламабаду вразмере 7,5 млрд долларов. Очевидно, в ответ Вашингтон рассчитывает насотрудничество пакистанских властей, которые подвергаются критике и в западныхСМИ, и в соседнем Афганистане за недостаточные, по мнению многих, усилия поборьбе с исламистами[2].
Однако сами по себе деньги,пусть даже значительные, вряд ли смогут изменить ситуацию в пакистано-афганскомпограничье. Сегодня Пакистан стоит перед угрозой острейшего политическогокризиса: правящая коалиция, пришедшая к власти под демократическими лозунгами,фактически распалась. Положение дел усугубляется мировым экономическимкризисом, больно ударившим по Исламабаду. На этом фоне террористическиегруппировки предприняли серию мощных атак в городах страны[3].
Все эти проблемы не решитьтолько с помощью денег. К тому же с начала антитеррористической операции в 2001году по ноябрь 2007-го США уже выделили Пакистану в общей сложности — наоборонные, образовательные, экономические и другие программы — 9,6 млрддолларов. По оценкам ряда экспертов, при администрации Джорджа Буша-младшегоамериканская помощь составляла около 80 млн дол. в месяц[4].
В Соединенных Штатах всечаще раздаются голоса, что действия Вашингтона в отношении Пакистана не должнысводиться исключительно к финансовой помощи исламабадским властям. Так,представители армии утверждают, что США «потеряли» пакистанское офицерство:раньше военнослужащие Пакистана проходили обучение в Америке и были знакомы сколлегами из Пентагона, но молодое поколение пакистанских военных уже необучалось в США. Тесные контакты между армиями двух стран прекратились сокончанием советского военного присутствия в Афганистане. Для успешной борьбы стерроризмом необходимо срочно восстанавливать отношения между армейскимиведомствами Пакистана и Соединенных Штатов, полагают американские военные[5].
Эксперты также призываютСША принять участие в экономическом развитии проблемных территорий пакистано-афганскогопограничья, где нашли убежище многие боевики «Талибана»[6].В 2007 году прежняя американская администрация заявила о своем намерении втечение ближайших пяти лет выделить на подобные цели 750 млн долларов.Предполагалось, что эти средства помогут обитателям бедных районов, живущимвинтовкой и кинжалом, открывать производства и развивать торговлю[7].Если Обама действительно намерен изменить ситуацию в районах, давно ставшихпроблемой и для Исламабада, и для западных войск, расквартированных в Афганистане,новой администрации США имеет смысл продолжить намеченную политику.
Кроме того, СоединеннымШтатам придется потратить немало усилий, чтобы нормализовать отношения междусвоими ключевыми союзниками — Исламабадом и Кабулом. Афганские властитрадиционно обвиняют Пакистан в том, что тот не борется с боевиками «Талибана»на своей территории, в ответ официальный Исламабад заявляет, что афганскиевласти валят с больной головы на здоровую.
Напряжение между Кабулом иИсламабадом вызвал даже вопрос о пограничных ограждениях. Еще в 2005-мпакистанские власти заявили, что собираются построить защитные сооружения нанаиболее проблемных участках границы и разбить минные поля, дабы преградитьпуть на свою территорию наркоторговцам и боевикам «Талибана». Однако Кабул выступилрезко против. По мнению афганского лидера Хамида Карзая, «заборы и мины скорееразделят семьи и общины, чем станут препятствием для боевиков. Для того чтобыостановить терроризм, необходимо уничтожать тренировочные центры и источники,поддерживающие террористов»[8].Пакистан, впрочем, начал строительство пограничных ограждений на одном изучастков, несмотря на недовольство Кабула. Однако очевидно, что справиться стакой задачей без поддержки другой стороны будет непросто.
Вашингтон должен также содействоватьвозобновлению индо-пакистанского диалога о нормализации отношений, которыйзастопорился после терактов в Мумбаи в ноябре 2008 года. Этот вопрос требуетотдельного и очень пристального внимания: последствия тяжелой «родовой травмы»,полученной при распаде Британской Индии, до сих пор не изжиты, и взаимноенапряжение в отношениях двух стран не ослабевает. В частности, Пакистан сбольшим недоверием относится к связям Дели с Кабулом, усматривая в них некийзаговор против Исламабада[9].
Между тем при осуществлениивсех этих задач американцы могут столкнуться с немалыми трудностями, посколькув пакистанском обществе (причем даже в европеизированной среде) сформировалосьнедоверие к Западу и отдельно к США. Пакистанцы, с которыми доводилосьбеседовать автору этой статьи, в том числе представители либеральной прессы,предприниматели, студенты, часто говорили, что разочарованы политикойВашингтона, проявляющего интерес к Пакистану лишь тогда, когда он ведет«очередную афганскую войну».
Действия войск США в пограничныхс Афганистаном районах вызывают у пакистанцев острое недовольство: американскиебеспилотные самолеты с середины прошлого года более тридцати раз наносили ударыпо территории Пакистана, в результате чего, по оценкам местных СМИ, погиблидесятки людей. Исламабад также категорически не согласен, чтобы иностранныевойска, в том числе американские, входили на территорию страны для каких-либоопераций.
Недавно министр науки итехнологии Азам Хан Свати заявил, что Пакистану «не стоит продаваться и разрушатьсебя» ни за 10 млрд дол., ни даже за большую сумму. По его мнению, НАТО вошло вАфганистан, чтобы нейтрализовать Иран, сдержать Китай и «превратить Индию врегиональную сверхдержаву»[10].
Жители Пакистана считаютсебя пострадавшими от афганских войн, которые стали причиной бесконечнойнестабильности на границе. «Не мы разожгли афганский костер, а русские и Запад.Тушить этот костер надо в Афганистане, а не в Пакистане: пока афганскаяситуация не улучшится, положение в пакистанских пограничных регионах тоже ненормализуется. Но почему все обвиняют в этом нас?» — спрашивал автора известныйпакистанский журналист Мухаммад Тахир Хан. Пакистанцы сильно раздражены темфактом, что в западных СМИ их страну называют «самым опасным местом в мире»[11].
Таким образом,первоочередная задача, которая стоит сегодня перед командой Обамы в Пакистане,— это восстановить доверие. Этого ждут и в Исламабаде. «Мы сможем работатьвместе, только если мы уважаем друг друга и доверяем друг другу», — заявилглава пакистанского МИДа Шах Махмуд Куреши на совместной пресс-конференции спосетившими Исламабад спецпосланником американского президента РичардомХолбруком и председателем комитета начальников штабов Майклом Малленом[12].
Эта задача тем более важна,что без Пакистана афганскую проблему решить невозможно. Известный российскийэксперт по Пакистану Вячеслав Белокреницкий в свое время сравнил Пакистан иАфганистан с братьями, связанными друг с другом поясом пуштунских племен[13].
Статус пограничныхтерриторий, на которых проживают пуштуны, так до конца и не определен, что лишьдополнительно осложняет ситуацию. Пакистан и Афганистан разделяет даже неграница, а так называемая Линия Дюранда, получившая свое название по именивысокопоставленного чиновника британской колониальной администрации, который в1893 году договорился с афганским эмиром Абдуррахман-ханом о рубеже английскихколониальных владений от Ирана до Китая. Ни одноафганское правительство с уходом англичан из Индии так и не признало ееполноценной госграницей[14].
Хотя170-миллионный Пакистан и 30-миллионный Афганистан существенно различаются и поуровню политического развития, и по уровню жизни, их связывают не толькоспорные территории, но и экономические контакты и общие исторические события.Кроме того, они оказывают друг на друга идеологическое влияние. Особенно тесныеотношения сложились между исламистами двух государств.
Афганистан иПакистан оказались сегодня в центре противостояния между радикальным иумеренным исламом. Как однажды сказал Мухаммад Тахир Хан: «Та же борьба, чтоидет между радикалами и властями в Пакистане в основном в виде пропаганды,сопровождаемой терактами, идет и в Афганистане — только как настоящая война»[15].
Главнойпричиной, вызвавшей этот неутихающий конфликт между исламистами и властями,стал вопрос о том, каким должно быть исламское государство. Пакистан напротяжении всей своей истории пытается найти на него ответ. Пакистанский опытпостроения современного мусульманского государства особенно интересен сегодня,когда радикальный ислам решительно заявляет о себе.
ИсламскаяРеспублика Пакистан — уникальное образование, которое появилось на карте миракак «общий дом для мусульман Индостана». В 20-е годы прошлого века, когда вБританской Индии активно развивалось национально-освободительное движение, рядвлиятельных мусульманских и индусских политиков выдвинули лозунг, что, несмотряна множество национальностей, языков и культур, на Индостане существуют лишь две основные нации —индусы и мусульмане[16].В конечном счете этот лозунг привел к тому, что в 1947 году на месте БританскойИндии возникли два государства — Пакистан и Индия.
В Пакистане объединеннымиобщей границей оказались народы, принадлежащие к различным культурам, говорящиена разных языках и имеющие каждый свою историю. В 1947-м страна представляласобой две большие территории — Восточный и Западный Пакистан. Западная частьделилась на четыре провинции: Пенджаб, Синд, Белуджистан и Северо-Западнуюпограничную провинцию (СЗПП), населенные пенджабцами, синдхами, пуштунами,белуджами, брагуи и т. д. В восточной части жили преимущественно бенгальцы.
Слово «Пакистан» образованоот «пак», что на урду означает «чистый» (не в физическом, а в духовном смысле,т. е. не clean, а pure), «духовный», «правоверный».Перед молодой «страной правоверных» сразу же встал вопрос, каким, собственно,должно быть «государство мусульман» в современном мире и соответствует ли онопонятию «мусульманское государство»?
Представители религиозныхкругов настаивали, чтобы страна была организована по образцу халифата. Эпохатак называемых праведных халифов (632—661 годы н. э.) в исламе считаетсязолотым веком. Либералы же были уверены, что Пакистану необходимо перениматьзападные демократические институты, но исламизируя их. Единственное, в чем всеполитические силы были согласны, это в необходимости поддерживать и развиватькультурные традиции ислама (которые, однако, понимались ими по-разному)[17].
Основатель ПакистанаМухаммад Али Джинна, выходец из образованной части общества, полагал, чтодемократия и социальная справедливость присущи исламу изначально. «Я несомневаюсь, что подавляющее большинство не представляет себе Пакистан иначе какнародную форму правления», — говорил он[18].
В свою очередь,влиятельнейший религиозный лидер Абул Ала Маудуди, основатель одной из ведущихпакистанских религиозных партий «Джамаат-е ислами» (Исламское общество),считал, что в отличие от западных демократических государств, где источникомсуверенитета и закона выступает народ, в исламском государстве сувереном долженбыть Аллах — народ в этом случае объявлялся объектом божественногосуверенитета. Маудуди назвал такую концепцию государства «теодемократией»[19].Он полагал, что конституция должна основываться на Коране, Сунне, принципах«праведных халифов», а также на решениях «великих исламских правоведовпрошлого».
Согласно Маудуди, верховнаявласть в такой стране должна принадлежать одному человеку, Амиру (правителю),но это не монарх, как в Саудовской Аравии или в тогдашнем Иране, и непрезидент, как в европейской стране: Амир избирается всеми, но с учетом мненияулемов (исламских богословов). Им должен быть праведник, управляющийсправедливо, в соответствии с Кораном, и несущий ответственность и переднародом, и перед Всевышним. Именно так, по мнению исламистов, была организованаумма (мусульманская община) во времена Пророка Мухаммеда и праведных халифов.
По мнению Маудуди,«настоящий ислам» исключает наличие каст, классов, священнослужителей (вхристианском понимании). Здесь все равны и каждый может принять участие взаконодательном процессе, если обладает соответствующими знаниями илиспособностями. Это и есть настоящая демократия, которая ограничивается лишьБожественным законом, существующим ради блага людей[20].
Маудудисчитается основоположником пакистанского фундаментализма. По сути, его учение —это очередная социальная утопия, попытка вернуться в «золотой век» (которого вреальности никогда не существовало). Ни одно современное мусульманскоегосударство, с точки зрения исламистов, не соответствует «низам-е мустафа» —«порядку Пророка».
Однако прирешении вопроса, каким быть Пакистану, победили сторонники светского пути,опиравшиеся на идеи мусульманского национализма. Конечно, все конституциистраны, начиная с первой, принятой в 1959-м (сейчас в Пакистане действуеттретья конституция — 1973 года), провозглашают ислам государственной религией(Статья 2). Государство также должно обеспечивать мусульманам страны такойобраз жизни, который соответствует принципам ислама (Статья 31)[21].Но вместе с тем шариат не стал законодательной основой, а пакистанскаяконституция предусматривает разделение властей по западному образцу. Здесьдействуют президент и парламент, избираемые голосованием[22].
Исламистывыступили против «немусульманской» государственной системы. Та же «Джамаат-еислами» последовательно остается в оппозиции всем режимам (исключением былрежим генерала Зия-уль-Хака). В Пакистане появилось немало других религиозныхсил, которые мечтают о «порядке пророка» — от подпольных радикальныхгруппировок, организующих теракты против «безбожного режима», до религиозныхпартий, представленных в парламенте.
Впрочем, впервые годы существования Пакистана лозунги фундаменталистов не пользовалисьбольшим успехом в пакистанском обществе. Среди молодежи, составлявшей большинство населениястраны, были популярны идеи технического и социального прогресса. Пакистанстремился к тому, чтобы найти свое место в современном мире. Так, в 1953 году встране действовало всего 53 религиозные школы — медресе, к 1959-му их числовозросло до 134[23]. Сегодняже, по некоторым оценкам, число медресе (от учебных классов при мечетях добольших мусульманских университетов) достигает 40 тысяч[24].
Популярностьфундаменталистских идей стала расти в 1960-е годы. Главной причиной этого быланерешенность многочисленных социальных и экономических проблем. К началу 1970-хПакистан успел пережить несколько гражданских режимов и две военные диктатуры,но изменений к лучшему общество не видело. К тому же в конце 1960-х годовпретензии на независимость заявил Восточный Пакистан (в 1971-м ставшийгосударством Бангладеш), что привело к серьезному кризису идеи мусульманскогонационализма.
В условиях всеобщегонедовольства в 1970 году победу на выборах одержал лидер Партии пакистанскогонарода (ППН) Зульфикар Али Бхутто, который выдвинул лозунг: «Ислам — наша вера,демократия — наша политика, социализм — наша экономическая система». При этомБхутто в своих выступлениях подчеркивал, что говорит об «исламском социализме»,то есть о «мусават-е мухаммади» (равенстве, которое проповедовал Пророк)[25].Тем не менее «своим» для исламистов Бхутто так и не стал. Он предпринял рядпротиворечивых реформ, но кардинального улучшения в экономике не произошло.Религиозные партии стали все активнее выводить людей на уличные протесты.
В 1977-м премьер-министрЗульфикар Али Бхутто был свергнут, и к власти пришел генерал Зия-уль-Хак.Именно тогда начался настоящий «роман» исламистов и властей. Третий военныйлидер страны, генерал Зия, стал первым пакистанским правителем, официальносделавшим ставку не на мусульманский национализм, а на исламизм.
Был ли сам Зия-уль-Хакискренне верующим человеком — вопрос спорный. Многие специалисты полагают, чтогенерал вынужден был пойти на улучшение отношений с исламистами — ведь он свергзаконно избранного премьера Бхутто (который в 1979 году был повешен) и теперьдолжен был обеспечить себе поддержку со стороны общества[26].
Новый лидер объявил овведении шариатских судов. При нем был также принят ряд законодательных норм,соответствующих шариату (например, побивание камнями за супружескую измену,что, впрочем, официально практически не применялось). В расписании государственныхучреждений появились перерывы на намаз[27].
Однако Зия не собиралсяпревращать страну в точное подобие Халифата. Он приостановил действиеконституции и много лет откладывал обещанные выборы. Очевидно, что делитьсявластью с религиозными лидерами (или с кем-то еще), а также полностьюпереводить страну на шариатский режим в его планы не входило. Тем не менееЗия-уль-Хак установил хорошие контакты с исламистами. Особенно тесными этиотношения стали после того, как СССР ввел армию в Афганистан.
Когда в декабре 1979 годасоветские войска вошли в Кабул, Исламабад немедленно предложил содействиевооруженной афганской оппозиции. В пакистанском Пешаваре были организованыштаб-квартиры семи ведущих группировок моджахедов (Альянс семи). ПравительствоПакистана оказывало им военно-техническую поддержку и предоставлялоинструкторов. Через Исламабад стала поступать военная и финансовая помощьафганской оппозиции из США и других западных стран, а также из мусульманскихгосударств и от международных исламских движений.
Тогда же в пакистанскихмедресе началась вербовка молодых людей в ряды моджахедов. Улемы выступали спламенными призывами присоединяться к священной войне с «безбожнымикоммунистическими захватчиками». Власти одобряли подобные действия исламистов[28].
В 1980-е Исламабад всерьезопасался советской угрозы. Тогдашний глава пакистанского МИДа Сахабзад Якуб-Хансказал в своем интервью: «Немало рейдов на нашу границу совершали как советскиевоенные, так и просоветские афганские части. На нас постоянно оказывали давлениес помощью авиации: военные самолеты вторгались в пакистанское воздушноепространство. Пакистанцы были уверены, что, если Советы добьются успеха вАфганистане, они пойдут дальше»[29].
Официальная поддержкаисламистов, призывавших к войне против неверных, и демонстративнаярелигиозность режима Зия-уль-Хака способствовали резкому ростуфундаменталистских настроений в обществе. Во время советско-афганской войнысформировались тесные связи между исламистами Пакистана и Афганистана. Особоезначение тогда приобрели северо-западные районы, населенные пуштунами: здесьразместились многочисленные лагеря афганских беженцев (вПакистан бежало более трех миллионов афганцев), на этих территориях проходилиподготовку моджахеды, там же были оборудованы их базы. Но главное — врезультате афганской войны изменилась сама среда сторонников «порядка Пророка»:с войны в Пакистан возвращались не просто фундаменталисты, а непримиримые«борцы за веру», прошедшие школу боев и обученные действовать силой.
Надо отдатьдолжное Зия-уль-Хаку — он сумел использовать непростую ситуацию, сложившуюся в1980-е, на благо страны. Ему удалось укрепить отношения с Западом, прежде всегос США, а также повысить значение Пакистана в глазах исламского мира. В 1980-егоды наметились и определенные успехи в экономике страны, не в последнююочередь благодаря резкому увеличению иностранной помощи.
Отношения с СШАпоначалу складывались непросто. В апреле 1979-го Вашингтон прекратил всякуюпомощь Пакистану (кроме продовольственной) в соответствии с поправкойСаймингтона (Symington Amendment), запрещавшей поддерживать страны,которые производят ядерное оружие. (Исламабад развивал атомную программу с 1972года.) Однако в 1981-м действие этой поправки в отношении Пакистана былоприостановлено[30].
В июне 1981года администрация президента Рональда Рейгана объявила о предоставленииИсламабаду помощи в размере 3,2 млрд дол. на экономические и оборонные нужды. Вмарте 1986-го Вашингтон выделил Пакистану еще более 4 млрд долларов.
США сталиосновным экономическим донором Исламабада. Однако финансовую поддержкуПакистану оказывали не только Соединенные Штаты, но и Саудовская Аравия, другиемусульманские страны, а также Китай. Помощь шла и от исламских организаций.Всего с 1983-го по 1988 год Пакистану было предоставлено 13 млрд дол. (иобещано еще 19 млрд). На тот момент это была самая значительная иностраннаяпомощь в пакистанской истории[31].
Борьба против СССРопределила недолгий союз Вашингтона, пакистанского военного диктатора с егоисламистской риторикой и афганских оппозиционных группировок, среди которыхбыли и фундаменталисты, отнюдь не жаловавшие США.
Вашингтон действовал всоответствии с логикой холодной войны: он считал СССР главным противником ирассматривал моджахедов и Исламабад как союзников в противостоянии с восточнымблоком. Но при этом в Соединенных Штатах, очевидно, были обеспокоены ядернымиустремлениями Пакистана. Не случайно в 1990 году, вскоре после вывода советскихвойск из Афганистана, американская администрация в соответствии с поправкойтеперь уже Пресслера вновь заморозила контакты с Исламабадом в военной области,пакистанские военные перестали проходить подготовку в США, была такжеприостановлена программа обещанной помощи.
Эту двойственность вотношениях Вашингтона и Исламабада прекрасно иллюстрирует, например, скандал ссамолетами F-16Fighting Falcon,много лет не сходивший с первых полос пакистанской прессы. В 1980-е Исламабадприобрел большую партию F-16 — в то время одного из лучших многоцелевыхистребителей. Однако в начале 1990-х годов Вашингтон заблокировал очереднуюпоставку этих боевых машин и одновременно прекратил сотрудничество с Пакистаномв военной области. Сменявшие друг друга пакистанские администрации много летубеждали Вашингтон отдать самолеты. (Окончательная договоренность о поставкахистребителей была достигнута лишь в марте 2005-го входе визита госсекретаря США Кондолизы Райс в Исламабад, когда Америкепонадобилась пакистанская помощь в том же Афганистане уже против талибов[32].)
В 1988 годугенерал Зия погиб в авиакатастрофе, обстоятельства которой до сих пор вызываютмного споров. К власти пришла победившая на парламентских выборах БеназирБхутто — дочь Зульфикара Али Бхутто. Она была чрезвычайно обеспокоена активностьюисламистов. В конце 1980-х Беназир даже убеждала американскую администрациюпрекратить помощь радикальным группировкам в Афганистане. «Вы создаетеФранкенштейна», — говорила она президенту Бушу-старшему[33].
Вскоре Западсам потерял интерес к Афганистану и Пакистану: в СССР уже шла перестройка, а в1989 году советские войска покинули Афганистан. В 1992-м моджахеды занялиКабул, сбросив режим промосковского лидера Наджибуллы, и враждующие группировкинемедленно перегрызлись друг с другом за власть. Все они хотели установитьконтроль над территориями и грабили население.
Однаконекоторое время спустя в регионе появилась новая мощная сила — движение«Талибан», основу которого составили выходцы из пакистанских медресе.
Сам фактпоявления талибов напрямую связан все с тем же поиском ответа на вопрос, какимдолжно быть идеальное государство для мусульман. По сути, Исламский ЭмиратАфганистан, как назвали страну талибы, — это самая масштабная в современной историипопытка создать государство, основанное на принципах халифата (как их понималиталибские лидеры).
Высказывалосьмножество версий о том, кто же стоит за движением «Талибан». Поскольку подавляющая частьталибов — это пуштуны, которые составляли большинство и в пакистанских медресесеверо-западных районов Пакистана, возникла точка зрения, что их идеология —вариант пуштунского национализма. Однако «студенты» («Талибан» — множественноечисло от слова «талиб», которое в переводе с арабского означает «студент»)вознамерились строить не национальное, а религиозное государство.
В начале 1990-х костякдвижения «Талибан» составляли студенты из числа афганских беженцев, обучавшихсяв пакистанских медресе, где они впитывали идеи Маудуди и других исламистов об идеальномобществе (см. подверстку на этой странице). Молодые афганцы были уверены, чтокорень проблем их родины в том, что ни один из часто сменявших друг другарежимов не придерживался истинных норм ислама.
Концепция власти,выступающей от имени Всевышнего, а не представляющей какую-то очереднуюгруппировку, оказалась востребованной и в самом Афганистане. Афганцы,разочарованные многочисленными социальными экспериментами «по образцуневерных», были готовы принять мусульманский режим. К тому же талибы наводилижесткий порядок, что вызывало симпатии у населения в нестабильной и беднойстране. Боевики «Талибана», впервые громко заявившие о себе в 1994 году, уже в1996-м взяли Кабул — тогдашний президент страны, известный лидер моджахедовБурхануддин Раббани, бежал на север страны.
К «студентам» постепенноприсоединялись сторонники других афганских движений и группировок, в том числеи бывшие чиновники просоветского режима[34].В их рядах стали появляться и исламисты из других стран, привлеченные идеей«настоящего исламского государства». У талибов нашел убежище и лидер«Аль-Каиды» Усама бен Ладен.
Глава «Талибана» муллаМухаммад Омар был объявлен «амир уль-муминином» (главой правоверных) и считалсебя посланником Всевышнего. Однако скоро выяснилось, что для развитияэкономики одного шариата недостаточно: уровень жизни в стране оставалсячудовищно низким[35].
Деобандизм и талибы
Идеологически талибы сталинаследниками течения, зародившегося еще в Британской Индии и попавшего вАфганистан через Пакистан. В основном «студенты» обучались в пакистанскихмедресе, находившихся под влиянием деобандской мусульманской школы, которая получила своеназвание от мусульманского университета, основанного в 1867 году в индийскомгороде Деобанде богословами Мухаммадом Касимом Нанотави и Рашидом АхмадомГангохи (оба — участники антианглийского восстания сипаев 1857—1859 годов).Деобандская школа стала своего рода ответом на британское завоевание, онапроповедовала борьбу против западных колонизаторов, а также против любого ихвлияния, в том числе культурного (см.: Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения вобщественной мысли Индии и Пакистана. М., 1963. С. 106—108). После образованияПакистана деобандизм получил широкое распространение в славящихся своейтрадиционностью северо-западных регионах страны.
Научившись в деобандских медресеотрицать все «неисламское», талибы принялись восстанавливать «правильный» образжизни и в результате быстро скатились в средневековье. Под неисламскимпонималось все «чуждое»: неисламская одежда была запрещена, мужчины обязаныбыли носить бороду, женщины – одеваться в бурки (балахоны, скрывающие лицо ифигуру).
Поскольку движение«Талибан» вышло с пакистанской территории, то противники «студентов» нередконазывали их исламабадскими шпионами. Пакистан действительно использовал талибовв своих целях. В 1994 году правительство Бхутто решило проложить караванныймаршрут через Афганистан для экспорта товаров в молодые государства СреднейАзии. Но первую же колонну грузовиков, шедшую в Туркмению с грузом лекарств иширпотреба, разграбили моджахеды, как только она оказалась на афганскойтерритории. Тогда Исламабад обратился за помощью к «студентам», чьи отряды ктому времени уже появились в Афганистане. Те отбили грузовики и уничтожилиотряд моджахедов, в ответ находившаяся у власти Беназир Бхутто согласилась ихподдержать.
Пакистан стал одной из трехстран, признавших режим талибов (наряду с Саудовской Аравией и ОАЭ). Однако,как впоследствии выяснилось, к неудовольствию Исламабада, талибы оказалисьмалоуправляемы, в частности, они тоже отказались считать Линию Дюрандагосударственной границей[36].
Четвертый военный лидерПакистана, генерал Первез Мушарраф, пришедший к власти в 1999-м в ходебескровного военного переворота, поначалу также не препятствовал талибам. Нопосле событий 11 сентября 2001 года «роман» Исламабада и «студентов»закончился. Генерал откликнулся на просьбу Вашингтона поддержатьантитеррористическую операцию, отношения с «Талибаном» были разорваны. Болеетого, Пакистан выступил союзником Соединенных Штатов, что вызвало остроенедовольство религиозных партий и движений. Исламисты перешли в жесткуюоппозицию режиму Мушаррафа.
Исламистывыступали с массовыми демонстрациями протеста против решения властей поддержатьСША. В 2003 году на Мушаррафа были организованы два покушения, он не пострадал,но погибли десятки людей.
ГенералМушарраф объявил курс на «умеренный и современный ислам», а религиозныйрадикализм и экстремизм были названы главной угрозой стране[37].Особой проблемой для генерала стала Северо-Западная пограничная провинция(СЗПП), населенная пуштунами,в которой начиная с 1980-х существовали лагеря афганских беженцев и базыисламистов. Здесь нашли убежище фундаменталисты всего мира, прибывавшие на«войну с неверными». Именно здесь, как полагают многие, могут находиться Усамабен Ладен и мулла Омар, скрывшиеся от западных войск.
Отношения центральныхвластей с пуштунами всегда были непростыми. Еще задолго до раздела БританскойИндии националисты потребовали создать на пуштунских территориях независимоегосударство Пуштунистан. В июле 1947 года СЗПП по итогам референдумасогласилась присоединиться к Пакистану (официальный раздел Британской Индиипроизошел в августе 1947-го). Националисты не признали итогов этогореферендума. Так, знаменитый лидер боевиков-националистов из Вазиристана ХаджиМирза Али-хан Торихейль, более известный как Факир из Ипи, сначала воевалпротив британцев, а затем и против пакистанской армии. В 1950 году егосторонники даже провозгласили Факира президентом Пуштунистана, каковым онсчитал себя до своей смерти в 1960-м[38].
На территории СЗППрасположена Зона племен — пояс проживания горцев, который вытянулся вдольафганской границы по хребту Спингар. Территория племен федерального управления (Federal Administration Tribal Area — FATA) по праву считается одним изсамых странных политических образований в мире: в соответствии с соглашениеммежду пуштунскими племенными вождями и центральными властями[39],здесь не действуют законы центрального правительства, сюда не распространяютсяполномочия полиции, а власть принадлежит вождям и старейшинам.
История этой зоны болеедавняя, чем история самого Пакистана, и относится еще ко временам БританскойИндии. По отношению к своенравным горцам, совершавшим грабительские набеги,английские вице-короли проводили политику «закрытой границы» и кровавыхкарательных экспедиций (butcher and bolt policy). Но в 1900 году знаменитыйвице-король лорд Керзон (который затем станет главой МИДа Великобритании и в1923-м выдвинет известный ультиматум большевикам) предложил горским вождямсамоуправление и деньги — в обмен на их лояльность. Власти давали вождямсредства «на развитие территорий» и не вмешивались в их внутренние дела, а тепрекратили вылазки против британцев и признали вассальную зависимость отбританской короны. Система оказалась удачной, и независимый Пакистан не стал ееменять[40].
Сегодня в Зоне племенсуществуют семь политических агентств — племенных минигосударств: Баджаур,Куррам, Моманд, Оракзай, Хайбер, Северный и Южный Вазиристаны. Главный органвласти — джирга (собрание племенных и клановых лидеров). Правительствоназначает на эти территории так называемых политических агентов, в распоряжениикоторых по-прежнему имеются два основных рычага влияния: деньги и «административныйресурс». Сложная система взаимоотношений с вождями даже получила особоеназвание «пахари кшатрандж» — «горские шахматы».
Зона племен давно сталасвоеобразным рынком контрабанды и перевалочным пунктом для торговцевнаркотиками. Еще в XIX веке здесь появились семейные предприятия попроизводству оружия. Сегодня горцы наладили кустарный выпуск автоматовКалашникова, пистолетов и даже пулеметов. Они не платят налогов и не признаютзапретов, а лишь дают определенную мзду вождю, поэтому цены на этом «рынке»невысоки. Такую систему отношений стали называть «культурой Калашникова»[41].
После того как в 2001 годуИсламабад поддержал антитеррористическую операцию США, в Зону вошлапакистанская армия. Выстраиваемая годами система «сдержек и противовесов»рухнула. Сейчас в FATAрасквартированоболее 100 тыс. военнослужащих (по численности это столько же, сколько СССРдержал на всей территории Афганистана). Операция пакистанской армии обернуласькровавыми столкновениями с боевиками и местными племенными отрядами.
Наиболее проблемнымирегионами стали Южный и Северный Вазиристан, Баджаур, а также расположеннаянеподалеку от FATAСватскаядолина. На ведущие роли вышли группировки таких боевиков, как Баитулла Мехсуд иМаулана Фазлулла. Они заявили о своей верности афганским талибам и их лидерумулле Омару.
Нестабильность напограничных территориях привела к тому, что НАТО вынуждено пересматривать путидоставки тылового обеспечения для войск, расположенных в Афганистане, посколькупакистанские боевики атакуют грузовые конвои. Если сейчас основной маршрутпроходит через Пакистан, то в будущем предполагается доставлять невоенные грузыи горючее для западного контингента в Афганистане через Россию и государстваСредней Азии[42].
Исламабад постоянноотвергает обвинения западных СМИ в том, что он предпринимает недостаточноусилий для зачистки Зоны племен от талибов. «Именно Пакистан больше другихсделал для борьбы с террористами и “Аль-Каидой”, и никто другой, — говорил всвоем интервью официальный представитель армии Пакистана генерал-майор ВахидАршад[43].
С точки зрения Исламабада,непрекращающаяся волна терактов в стране служит основным доказательством того,что пакистанская армия действовала решительно на пограничных территориях.Власти Пакистана сообщают о более 2000 уничтоженных боевиков[44].Между тем число жертв терактов, организованных исламистами на территориистраны, с июля 2007-го по июнь нынешнего года приблизилось к той же отметке[45].
События в Красной мечетиИсламабада в июле 2007 года стали одними из центральных в ходе «революциибоевиков». Тогда впервые исламисты выступили с оружием в руках в столице,традиционно считавшейся спокойным городом. Мушарраф был вынужден использоватьармию против засевших в мечети боевиков. Власти заявили, что в рядах защитниковКрасной мечети были «террористы из приграничных районов».
Но самое громкоепреступление террористов — убийство Беназир Бхутто в декабре 2007-го. Беназиротправилась в изгнание в 1999 году, опасаясь ареста — ее муж ранее был заключенв тюрьму по обвинению в коррупции. В октябре 2007-го она вернулась, чтобыпринять участие в предстоявших парламентских выборах. Одним из главных еепредвыборных обещаний была борьба с религиозными экстремистами. 27 декабря напредвыборном митинге в городе Равалпинди боевик-смертник приблизился к ееавтомобилю, открыл огонь по Бхутто, а затем подорвал себя. Беназир скончаласьна операционном столе. Власти обвинили в организации этой акции боевиковгруппировки «Техрик-е Талибан-е Пакистан» (Движение пакистанских талибов),которой руководит Баитулла Мехсуд[46].
Не добившись успеха силой,Исламабад пытался искать и другие пути решения проблемы пограничья, используяметоды, применявшиеся еще британцами, в том числе переговоры, чтобы привлечь насвою сторону влиятельные группы и противопоставить их непримиримым.
Первые подобные попыткибыли предприняты еще в 2005 и 2006 годах. Но тогда ситуацию улучшить неудалось. Однако нынешнее правительство Пакистана во главе с президентом АсифомЗардари, вдовцом Бхутто, вновь предложило боевикам договориться. ПрезидентЗардари даже вынужден был оправдываться, объясняя, что власти договорилисьвовсе не с талибами, а с более умеренными силами[47].Суть соглашений состояла в том, чтобы позволить исламистам ввести на местах рядшариатских норм в обмен на сотрудничество с центральным правительством и отказот помощи радикалам.
Если бы дело ограничилосьзапретом на рекламу с изображением женщин, на музыку в общественных местах илина торговлю эротическими видеофильмами, то центральные власти могли бы с этимсмириться. Подобные запреты уже вводились на некоторых территориях СЗПП. Однакоэксперты предсказывали, что, если будут насаждаться жесткие, средневековыенормы по образцу афганских талибов, это неизбежно приведет к новому обострению[48].
Опасения экспертов оправдались[49].Но главное, вскоре талибы стали распространять свои порядки на соседниеобласти, что противоречило договоренностям. Когда в апреле талибы вошли вгородок Бунер в 100 км от Исламабада, власти возобновили против них боевыедействия.
В мае бои уже шли в Свате,Малаканде и ряде других регионов СЗПП. Из зоны боев хлынули толпы беженцев, понекоторым данным, их число составило около миллиона человек[50].Правительство стало спешно создавать лагеря для перемещенных лиц, в том числе вИсламабаде. Соединенные Штаты заявили о предоставлении Исламабадудополнительных средств в помощь пострадавшим и беженцам. По словамспецпосланника США по Афганистану и Пакистану Ричарда Холбрука, сумма помощисоставит 200 млн долларов[51].Между тем пакистанские власти не намерены ограничиваться только Сватом. Всередине июня пакистанская армия заявила о начале масштабной операции в ЮжномВазиристане против наиболее влиятельной группировки Баитуллы Мехсуда[52].
Таким образом, политикапереговоров с лидерами пока опять не привела к ожидаемым результатам. Талибыоказались новой и сильной фигурой в традиционных «горских шахматах». Впрочем,можно не сомневаться, что правительство Пакистана и в дальнейшем будет пытатьсяприбегать к переговорной тактике, возможно совмещая ее с военным давлением илиуничтожением наиболее одиозных главарей. Однако ясно одно: Исламабаду придетсятеперь учитывать новые фигуры при определении расклада сил на пограничныхтерриториях.
Агрессивностьпакистанских исламистских движений, несомненно, растет. Но все же пока опасенияостального мира, что фундаменталисты вот-вот захватят власть, остаютсяпреувеличенными. Свидетельство тому — упоминавшиеся события в Красной мечети.Осажденные лидеры исламистов напрасно ждали поддержки: их выступление невызвало даже массовых протестов, не говоря уже об исламской революции. В товремя как убийство популярного светского лидера Беназир Бхутто, решительнонастроенной против религиозных радикалов, стало причиной массовых протестов ипогромов правительственных офисов, банков, вокзалов, в результате которыхпогибло около сорока человек[53].
Доказательствомтого, что большая часть населения пока не разделяет лозунгов фундаменталистов,стали результаты всеобщих парламентских выборов в феврале 2008 года: альянсведущих религиозных партий Муттахида Маджлис-е Амаль (ММА) потерпелсокрушительное поражение, получив всего семь из 342 мест в Национальнойассамблее. Тогда как ППН, которую возглавили вдовец и сын противницыфундаменталистов Беназир Бхутто, получила 125 мест[54].Не в последнюю очередь поражение исламистов объясняется тем, что участившиесятеракты напугали простого обывателя.
Религиозный«мятеж» локализован в северо-западных районах Пакистана. Между тем в наиболеенаселенных и экономически развитых провинциях — Пенджабе или Синде — мятежанет, здесь лишь происходят теракты, за которыми, по мнению властей, также стоятбоевики из пограничья. Местная пресса с иронией отнеслась к опасениям западныхСМИ, принявшихся после убийства Бхутто всерьез обсуждать возможность захватаядерного оружия террористическими группировками или религиозными радикалами. Ниодин из лидеров исламистов до сих пор не заявлял о своем намерении идти маршем на столицу,чтобы захватить ключи от ядерных арсеналов. Да это и невозможно: в распоряжениитого же Баитуллы Мехсуда около 20 тыс. боевиков, тогда как только вокругИсламабада стоит 100-тысячная профессиональная армейская группировка савиацией, танками и артиллерией, а всего правительственная армия насчитывает650 тыс. человек. Пуштунские боевики прежде всего хотят установить режим«настоящего ислама» на своих территориях.
Тем не менее угрозаисламизма действительно существует, и дело не только в бородатых боевиках спограничья. Гораздо опаснее для страны может оказаться не фундаментализм соружием в руках, а сама по себе альтернативная система ценностей ипредставлений. Хотя большинство пакистанцев не испытывают симпатий ктеррористам, в городах и кишлаках все внимательнее прислушиваются к лозунгамборцов за «справедливый порядок», который можно установить лишь с помощью«настоящего» ислама. Растет число религиозных учебных заведений, причем нетолько в северо-западных регионах страны[55].Идеи исламизма проникают даже в армию, которая всегда была традиционным оплотомсветской власти. Как выяснилось, к покушениям на президента Мушаррафа в 2003году, организованным исламистами, были причастны молодые офицеры, причем изэлитных частей[56].
В Исламабаде еще нескольколет назад не так просто было встретить женщину в бурке или в хиджабе (головной платоки чехол поверх одежды, оставляющие открытыми лишь лицо и кисти рук). Большаячасть пакистанок носит национальный шальвар-камис — брюки и блузу яркихрасцветок с шарфом-дупатой. Однако с каждым годом в городе становится заметнобольше хиджабов и бурок. Все чаще встречаются молодые люди в белых шапочках и схарактерными бородками.
Вместе с тем большестановится и другой молодежи — одетой по европейской моде. В популярном баре Hot Spot (правда, безалкогольном),излюбленном месте «продвинутого» студенчества, можно встретить и поклонниковрэпа — с характерными прическами, в широченных штанах. В стране все ещедействует старый запрет на дискотеки и ночные клубы, но молодежь собирается почастным домам, где проходят вечеринки клубного типа. Концерты популярныхрок-групп (например, местной супергруппы Junoon — «Одержимые») собирают огромные толпы. Вместных видеомагазинах стремительно раскупаются голливудские и индийскиекиноновинки.
Возможно, потому, чтосейчас, как и прежде, большинство населения Пакистана составляют молодые людине старше 30 лет[57],противостояние фундаменталистов и сторонников светского пути особенно заметноименно в молодежной среде.
Пакистан никогда не былзакрытой страной, выходцы из состоятельных семей и верхушки среднего классанередко получают образование в Европе или США. В частности, большаяпакистанская община есть в Великобритании. На Западе часто высказываютсяопасения, что через такие общины распространяются идеи исламизма. Между темважно помнить, что влияние обоюдное: получив образование в Европе, в Пакистанвозвращаются молодые люди, познакомившиеся с западной культурой и, главное, сдемократическими традициями.
Кто одержит победу вПакистане — во многом зависит от успеха политического процесса, но, увы, ондалек от ожиданий либеральной части общества. Политические партии по большейчасти носят клановый или региональный характер, например, ППН связывают сэлитой южной провинции Синд, а Мусульманскую лигу Пакистана (МЛП) — свлиятельными кланами провинции Пенджаб. За 11 лет после гибели третьеговоенного диктатора Зия-уль-Хака лидеры этих двух партий — Беназир Бхутто иНаваз Шариф — трижды сменяли друг друга: все кабинеты уходили в отставкудосрочно из-за политических и коррупционных скандалов. И когда в 1999 годувласть в очередной раз оказалась в руках у военного — генерала Мушаррафа, никтов Пакистане не был особенно удивлен.
Армия — еще один важнейшийучастник местной политики. Четыре раза в Пакистане к власти приходили генералы.Последний из них — Первез Мушарраф — передал бразды правления гражданскомукабинету после февральских выборов 2008-го. Однако новый президент Асиф Зардари(вдовец Бхутто и руководитель ППН) и его «союзник по борьбе за демократию»,лидер МЛП Наваз Шариф немедленно вспомнили старые обиды и принялись выяснятьотношения, в результате чего страна оказалась на грани очередного политическогокризиса. На этом фоне пакистанцы испытывают все большее разочарование вдемократическом пути развития.
Многие в стране полагают,что США могли бы активнее поддерживать прогрессивные силы, причем не только«продемократических» лидеров. Речь идет о поддержке гражданских институтов иобразования, о развитии студенческих контактов и т. п. Вашингтону следуетпоказать, что он всерьез заинтересован в пакистанской демократии, а не просторешает собственные сиюминутные задачи. В Пакистане все хорошо помнят, как в1990-е Америка быстро утратила интерес к Исламабаду, как только измениласьобщая политическая ситуация[58].
Не зная подробностей планаОбамы, трудно прогнозировать, будет ли он успешным. Но уже сегодня ясно одно:Вашингтону, если он действительно хочет добиться долгосрочного успеха, стоитрассчитывать на длительные продуманные усилия, которые, скорее всего, неограничатся временными рамками одной армейскойоперации. И даже одной администрации.
[1] De Young K. Obama Outlines Afghan Strategy // The Washington Post. 2009. Mar.28.
[2] См., напр.: KhanR. Pakistan Nabs Taliban Omar’s Spokesman // The Washington Times. 2009.Jan. 3;Milne S. If This Becomes Obama’s War, It Will Poison His Presidency //The Guardian. 2009. Mar. 5.
[3] Одним из самых громкихтерактов последнего времени стало нападение на членов сборной Шри-Ланки,приехавших на матч по крикету в пакистанский Лахор в марте этого года. Боевикиобстреляли автобус со спортсменами, в результате чего шесть крикетистов и одиниз тренеров команды получили ранения. Были убиты пятеро пакистанскихполицейских, отбивавших атаку. В апреле боевик-смертник на заминированномавтомобиле подорвался у полицейского блокпоста в округе Хангу, погибло более 20человек.
[4] US Spends Billions on Pakistan forSchools, Economic Growth, Counter-terror Reimbursements // Associated Press.2007. Nov. 5.
[5] Military Rift with Pakistan Hurts War //Washington Times. 2008. Nov. 24.
[6]http://www.heritage.org/Research/HomelandSecurity/tst061708a.cfm#_ftnref3
[7] Пахомов Е. СШАвыделят Пакистану 750 млн долларов для экономического развития Зоны племен //РИА Новости. 15.03.2007.
[8] Пахомов Е. Исламабаднастаивает на минировании пакистано-афганской границы // РИА Новости.04.01.2007.
[9] Fair C. Christine. Time for SoberRealism: Renegotiating U.S. Relations with Pakistan // The WashingtonQuarterly. 2009. Apr. Vol. 32. No. 2. P. 149—172.
[10] См.: GrahamS. Official: Pakistan — US Trust Key to Counter Terror // AssociatedPress. 2009. Apr. 07.
[11] Про «самое опасное место в мире» см., напр.: RodgersW. America: A Superpower No More // Christian Science Monitor. 2009. Apr. 8.
[12] Цит. по: Graham S. Op. cit.
[13] В этой связи см.: БелокреницкийВ. Геополитическая вертикаль в сердце Азии // Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 2. С. 99—108.
[14] Энциклопедия Пакистана/ Под ред. Ю.В. Ганковского. М., 1998. С. 301.
[15] Личная беседа с Мухаммадом Тахир Шахом.
[16] См., напр.:Qureshi I. H. The Muslim Сommunity of the Indo-Pakistan Subcontinent. S. Gravenhage, 1962. P.295.
[17] Подробнее см.: ПлешовО.В. Ислам и политическая культура в Пакистане. М., 2005. С. 14—38.
[18] Jinnah M. Speeches and Writings. Lahore,1950. Vol. 1. P. 506.
[19] См.: Abual-A’la al-Mawdudi. Political Theory of Islam // Islam: Its Meaning andMessage / A. Khurshid (ed.). L.: Islamic Council of Europe, 1976. P. 159—161; Плешов О.В. Указсоч.
[20] Плешов О.В. Указ соч. С. 14—38.
[21] Text of the Constitution of Pakistan.
[22] Согласно пакистанскойконституции нижняя палата парламента — Национальная ассамблея (Национальноесобрание) — избирается всеобщим голосованием, а лидер партии, получившейбольшинство голосов, становится премьер-министром. Основная часть членовверхней палаты — Сената — избирается депутатами местных законодательныхсобраний, остальные — членами Национальной ассамблеи. Президент избираетсяголосованием как депутатов обеих палат парламента, так и представителейзаконодательных собраний всех четырех провинций. См., напр.: Энциклопедия Пакистана.С. 333 — 334.
[23] Белокреницкий В.Я. Исламскийрадикализм Пакистана: Эволюция и роль в регионе // Центральная Азия и Кавказ.2000. № 6(12). С. 118.
[24] См., напр.: HyatK. No Room for Doubt and Division // The News International. 2008. Sept. 25. Специалистпо региону Сергей Кузнецов считает, что популярность медресе среди бедных слоевнаселения растет по той простой причине, что там учеников кормят (подобныеучебные заведения существуют на пожертвования верующих и исламскихорганизаций), поэтому бедные крестьянские семьи стремятся отдать туда своихдетей (личная беседа с автором).
[25] Белокреницкий В.Я.,Москаленко В.Н. История Пакистана. XX век. М., 2008. С. 246—247.
[26] Один из близких соратниковгенерала Зия, в то время глава пакистанского МИДа, известный военный и политикСахабзада Якуб-Хан рассказывал в интервью автору статьи: «Зия-уль-Хак, на мойвзгляд, не был фанатичным человеком. н вообще не был слишком религиозен. Ондействительно постоянно говорил о религии, об исламе. Я полагаю, это потому,что он добивался политической легитимизации. Для него это был непростой вопрос.Зия хотел, чтобы общество ассоциировало его прежде всего с религией. И это емуудалось». См.: Интервью Сахабзада Якуб-Хана корреспонденту РИА «Новости» Е.Пахомову // РИА Новости. 04.07.2005.
[27] Белокреницкий В.Я. Исламскийрадикализм Пакистана. С. 120.
[28] Syed Shoaib Hasan. Profile: Islamabad’sRed Mosque // BBC.News. 2007. July 27.
[29] Интервью Сахабзада Якуб-Хана.
[30] См., напр.: RajkumarM. Pakistan’s Sanction Waivers: A Summary.
[31] Pakistan Economic Survey 1993—94.Statistics. Islamabad, 1994. P. 174.
[32] Sadaqat Jan. Pakistan Hails Washingtonfor Agreeing to Sell It F-16 Fighter Jets // Associated Press. 25.03.2005.
[33] Цит. по: ThomasE. The Road to September 11 // Newsweek. 2001. Oct. 1.
[34] Matinuddin K. The Taliban Phenomenon:Afghanistan 1994—1997. Oxford Univ. Press, 1999. P. 28—30.
[35] Многие эксперты проводилипараллель между талибами и коммунистами: и те и другие намеревались создатьидеальное общество, железной рукой загнав население в счастье. Известныйспециалист по истории движения «Талибан» Ахмед Рашид отмечал: «И коммунисты, иисламисты хотели радикально изменить традиционную социальную структуру путемреволюции сверху. Они думали покончить с племенным и этническим разделениемприказными методами, что невозможно, и не желали видеть проблем, которыесуществуют в реальности». См.: Rashid A. Taliban:Militant Islam, Oil & Fundamentalism in Central Asia. Yale Univ. Press,2001. P. 86.
[36] Swapna Kona Nayudu. Roundtable on“Afghanistan: Thinking Beyond the NATO” // Centre for Land Warfare Studies. NewDelhi. 9.09.2008.
[37] См., напр.: Президент Пакистанапообещал решительно бороться против радикализма // РИА Новости.23.03.2005.
[38] Подробнее об этом см.: ПаничкинЮ.Н. Образование Пакистана и пуштунский вопрос. М., 2005. С. 127—188.
[39] Это соглашение былозафиксировано письменно еще в британские времена, его продлил и Пакистан.
[40] См., напр.: KhanI. FCR and Tribal Areas Require Transition from Past to Present //Associated Press of Pakistan.
[41] Пакистанская Зонаплемен — рынок, где можно купить и кинжал, и зенитку //РИА Новости.19.09.2007.
[42] См., напр.: Norton-TaylorR., Borger J., Goldenberg S. Convoy Attacks Trigger Race to Open New AfghanSupply Lines // Guardian. 2008. Dec. 9.
[43] ВахидАршад: Отказ Мушаррафа от поста главкома — позитивный шаг // РИА Новости.16.10.2007.
[44] Constable P. Pakistan To Pursue TalibanLeader: Militant Suspected In Bhutto Killing // The Washington Post. 2009. June15.
[45] At least 39 militants killed inPakistan’s Swat // AFP. 2009. June 12.
[46] «Аль-Каида» причастнак убийству Бхутто — британские эксперты // РИА Новости. 14.01.2008.
[47] Zardari Rules out Taliban Truce // BBC.2009. Mar.4.
[48] См., напр.: Казаков А. Танцыс волками // Россия. 2009. 5 Март.
[49] Так, возмущениепакистанской общественности вызвали кадры публичной порки 17-летней девушки вСвате за то, что ее вроде бы видели в обществе «мужчины—не родственника».
[50]http://www.bloomberg.com/apps/news?pid=20601091&sid=aqnZ11gPcTLw.
[51] США выделили впомощь пакистанцам дополнительные $200 млн // РИА Новости. 2009. 4 июня.
[52] Constable P. Pakistan To PursueTaliban Leader.
[53] В Пакистане вновьпроходит акция протеста против убийства Бхутто // РИА Новости. 29.12. 2007.
[54] См. сайт пакистанскогоЦентризбиркома.
[55] Hyat K. Op.cit.
[56] См.,напр.: Пахомов Е. 6 офицеров приговорены в Пакистане за попытку покушения напрезидента // РИА овости. 05.10.2005.
[57] U.S. Census Bureau. International Database (IDB). Country Summary:Pakistan.
[58] См., напр.: AbbasiA. Obama Plan Promises Pakistan the Moon // The News International.2009. Mar. 26.