будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Медленное чтение
Петрова Анна

Пиво, льготы, криминал

Льготы — предпочтительнее : Монетаризация льгот: как люди понимают доводы власти : Криминал во власти — обычное явление? : К выборам на Украине : Пиво — народный напиток : Пиво и телереклама
 

Льготы — предпочтительнее

Льготы

В течение двух последних месяцев Фонд «Общественное мнение» задает россиянам вопросы, связанные с планируемой правительством заменой социальных льгот денежными выплатами. Опрашивается все население, однако наибольший интерес представляет мнение самих «льготников» — людей, имеющих право на льготы. Опросы показывают, что среди них постепенно увеличивается доля тех, кто относится к монетаризации льгот положительно, хотя негативное отношение к этой реформе по-прежнему преобладает (данные в % от числа опрошенных льготников):

Отношение к планам заменить социальные льготы денежными выплатами5 июня10 июля31 июля
Положительное262637
Отрицательное565747

Тем не менее, выбирая между натуральными льготами и денежными выплатами, льготники пока упорно голосуют за льготы (данные в % от числа опрошенных льготников):

При праве выбора между социальными льготами и получением денежных выплат предпочли бы...5 июня10 июля31 июля
...льготы545255
...денежные выплаты323234

Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 5 июня, 10 и 31 июля 2004 года. По 1500 респондентов.

наверх

Монетаризация льгот: как люди понимают доводы власти

Льготы

По телевидению периодически выступают журналисты, экономисты, политики, разъясняющие населению принципы и суть реформы, призванной заменить социальные льготы денежными выплатами. Новостные и публицистические програм­мы включают различные сюжеты на эту тему. Как показывает опрос, не все наши сограждане их видят или обращают на них внимание: 41% опрошенных сказали, что им не встречались такие сюжеты, а 44% — что встречались.

При этом 25% заявили, что среди увиденных сюжетов было больше вызывающих несогласие, недоверие, а 19% — что среди них преобладали вызывающие согласие, доверие.

Какие же доводы в пользу и против замены социальных льгот денежными выплатами слышали респонденты?

Опрошенные привели следующие аргументы в пользу монетаризации льгот (данные в % от числа опрошенных):

  • это хорошо для тех, кто по каким-либо причинам не пользуется положенными льготами (например, для сельских жителей) — 23
  • если будут выплачиваться «живые деньги», улучшится материальное положение людей — 8
  • у льготников появится возможность распорядиться компенсацией по своему усмотрению (например, компенсацию за транспортные расходы можно будет потратить на еду и лекарства) — 5
  • будет больше законности и порядка при распределении льгот (снизится коррупция, прекратится финансирование «льготников ненастоящих») — 2

Основные аргументы против монетаризации льгот — следующие (данные в % от числа опрошенных):

  • это невыгодно: деньги не компенсируют потерю натуральных льгот или же обесценятся инфляцией — 19
  • нет гарантий, что после отмены льгот не последует отмена компенсаций — 11
  • нет гарантий, что деньги будут выплачиваться вовремя и в полном объеме, что они «дойдут до адресата» и что у региональных бюджетов хватит средств для выплаты компенсаций — 5
  • монетаризация льгот приведет не к уравниванию «городских» и «сельских» льготников, а к дискриминации горожан («кто живет в больших городах — сразу обеднеют») — 4

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 24 июля 2004 года. 1500 респондентов.

наверх

Криминал во власти — обычное явление?

Власть

По наблюдениям 76% опрошенных, в органах исполнительной и законодательной власти региона, в котором они проживают, оказываются люди, связанные с криминальным миром, с организованной преступностью. Причем 63% респондентов заявляют, что это бывает часто, 13% — что редко.

Многим (45%) кажется, что сегодня в региональных органах власти стало больше людей, связанных с криминальным миром, чем это было в 90-е годы (14% считают, что доля криминала во власти осталась прежней, 10% — что она уменьшилась).

По мнению подавляющего большинства опрошенных (84%), тех, кто связан с криминальным миром, с организованной преступностью, нельзя допускать к участию в выборах в качестве кандидатов. Однако 70% респондентов утверждают, что в их регионах такие люди баллотируются на различные выборные посты в органы власти, причем 56% полагают, что это происходит довольно часто.

Чуть менее пятой части респондентов (17%) допускают, что при определенных обстоятельствах голосовать за таких людей можно. А большинство (68%) твердо заявляют, что голосовать на выборах за криминал нельзя ни при каких обстоятельствах. Почему?

Одни респонденты — их, судя по результатам опроса, 14% — считают, что власть должна быть честной и думать о народе, криминал же никогда не будет «работать на общество» («криминальный мир очень жаден, будет думать только о себе, о своей наживе»; «экономика такого региона превратится в один индивидуальный карман»; «они не могут честно и полезно работать для общества, у них другие цели в этой жизни»).

Другие отмечают, что последствия прихода криминала во власть будут ужасными, разрушительными (21%): распространятся бандитизм, беззаконие, расцветет коррупция, все будет разворовано, народ ограблен, люди станут жить еще хуже, нравственность «совсем развалится» («мафия у власти — это диктатура, беззаконие»; «будет распространяться бандитизм во всем»; «будет произвол»; «все последнее разворуют»; «растащат Россию по кусочкам»; «криминаль­ные структуры будут стремиться к растлению молодежи»).

Кроме того, четверть опрошенных (26%) заявляют о своем крайне негативном и неприязненном отношении к людям, связанным с преступностью («А можно крыс пускать в дом?»).

Также встречаются мнения, что за криминал нельзя голосовать, т.к. «нельзя доверять создавать законы людям, поправшим законы»: «жуликов и бандитов гнать надо», а не давать им депутатскую неприкосновенность, с криминальным миром надо бороться, а не поддерживать его своими голосами и доверием. Встречается и такая точка зрения: «воры и мошенники» неисправимы, и наивно думать, что такой человек исправится, придя во власть («черного кобеля не отмоешь добела»; «это неизлечимо»).

Что касается аргументов заявивших, что при определенных обстоятельствах за представителей криминального мира проголосовать можно, то чаще всего (4%) они полагают, что иногда реально исправить ситуацию, навести порядок могут только подобные люди — жесткие и дисциплинированные («может, будет больше порядка — все-таки криминал привык к дисциплине», «порядка больше в их среде»).

Еще 2% наших сограждан в целом положительно относятся к людям, связанным с криминальным миром, считая их честными, справедливыми, умными, с большим жизненным опытом, умеющими держать данное слово («они жизнь лучше понимают»; «они зачастую более порядочные, чем политики», «они умеют делать деньги из воздуха — пускай делают это на благо государства»).

И еще четыре аргумента в пользу возможного голосования за криминал:

  • в России нет другой альтернативы, т.к. «у нас почти все связаны с криминальным миром» — 2
  • по Конституции у каждого гражданина России есть право избирать и быть избранным, и это право нельзя отнимать даже у криминала — 1
  • эти люди будут меньше воровать, т.к. «у них уже есть деньги» — 1
  • не каждый человек, осужденный и отсидевший, действительно является преступником («бывают разные обстоятельства — например, человек был осужден несправедливо») — 1

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 24 июня 2004 года. 1500 респондентов.

наверх

К выборам на Украине

СНГ: Украина

Никогда не бывали на Украине или уже не помнят, как давно это было, 56% россиян. Среди респондентов моложе 35 лет 67% ни разу не посещали Украину, а те, кто там бывал, делали это в основном давно, более 10 лет тому назад (32%). Хотя у многих наших сограждан (27%) на Украине живут родственники, за последние пять лет съездили в эту соседнюю страну лишь 7% опрошенных.

В целом большинство россиян хорошо относятся к Украине (57%) и в курсе основных политических событий, происходящих там. В частности, 69% участников опроса знают или слышали, что осенью этого года пройдут выборы президента Украины. Вместе с тем, ходом предвыборной кампании наши сограждане не интересуются (72%) и об основных претендентах на президентское кресло — В.Януковиче и В.Ющенко — ничего не знают (73% и 69% соответственно).

Что касается нынешнего президента Украины Леонида Кучмы, то ничего не знают о нем 20% россиян, 22% относятся к нему положительно, а 30% — отрицательно.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 31 июля 2004 года. 1500 респондентов.

наверх

Пиво — народный напиток

Алкоголь

Большинство россиян (52%) утверждают, что совсем не пьют пиво или пьют его очень редко. Среди женщин таких 66%, а среди мужчин — 36%. В основном не употребляют этот напиток люди старшего возраста (77%), но и среди молодежи немало тех, кто к нему равнодушен (32%). Впрочем, респонденты моложе 35 лет — наиболее активные потребители пива: 18% представителей данной группы выпили за последний месяц более пяти литров пива, 11% — не менее пяти литров, 22% — не менее трех литров. Люди среднего возраста (от 36 до 54 лет) потребляют этот напиток в значительно меньших объемах: 17% выпили за последний месяц не менее трех литров, 7% — не менее пяти, 10% — более пяти литров. Среди пожилых людей рубеж в пять литров преодолели лишь 2% опрошенных.

В основном россияне пьют пиво дома (29%) и гораздо реже — на улице (7%), в барах, кафе, ресторанах (4%), на природе — в лесу, на пляже (4%), в гостях (3%) или на работе (1%).

По наблюдению респондентов, за последние два-три года люди стали пить пива больше, чем раньше, — так считают 72% наших сограждан. Многие (47%) относятся к этому факту отрицательно (16% — с безразличием, 5% — положительно).

По мнению большинства опрошенных (77%), ежедневное потребление пива наносит вред здоровью. Чаще всего так думают женщины (84%) и люди с высшим образованием (83%).

В России, как известно, пьют и водку. Что же, по мнению наших сограждан, хуже, вреднее — повседневное потребление пива или же водки? 44% респондентов убеждены, что от водки вреда больше, чем от пива, но 20% придерживаются обратного мнения. Примечательно, что более трети опрошенных (37%) затруднились с ответом.

Характерно, что самые преданные поклонники янтарного напитка — респонденты в возрасте 18-35 лет — убеждены, что ежедневно употреблять пиво менее вредно, чем водку (55%), а те, кому 55 лет и старше, чаще затрудняются сделать «выбор» и считают одинаково вредными оба эти пристрастия (46%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 31 июля 2004 года. 1500 респондентов.

наверх

Пиво и телереклама

Алкоголь

Каждый третий взрослый россиянин утверждает, что вообще не пьет алкогольных напитков (32%). «Пьющие» — отдают предпочтение пиву (31%) или водке (29%). Вино предпочитают другим алкогольным напиткам 23% наших сограждан, шампанское и коньяк — по 4%.

Большинство россиян (66%) относятся отрицательно к рекламе пива на телевидении. У наших сограждан сложилось впечатление, что рекламы пива на телевидении много (85%), а за последний год ее стало еще больше, чем раньше (72%).

Почему же телереклама популярного напитка вызывает неприятие, протест?

Часть респондентов (14%) вообще относится к рекламе отрицательно, не любит ее — безотносительно к тому, какой товар или услуга рекламируются, т.к. она мешает просмотру передач, кажется «агрессивной», «безвкусной», «наглой и лживой». А реклама пива особенно раздражает своей надоедливостью («одно пиво в рекламе идет»; «за один раз по 5-6 раз реклама про пиво»).

У других — более веские аргументы. Так, 29% опрошенных — принципиальные противники пропаганды алкогольных напитков среди населения в целом, а особенно среди целевой аудитории пивных рекламодателей — молодежи («молодежь уже считает, что пить пиво — модно, круто»; «на подростков все это рассчитано, чтобы всех споить»; «приучают детей к алкоголю с пеленок»; «вредно влияет такая реклама на молодых людей»; «алкоголь рекламировать безнравственно»).

16% наших сограждан являются противниками рекламы пива, потому что, по их мнению, неумеренное потребление этого напитка приносит вред здоровью: развивается пивной алкоголизм, особенно у подростков, люди теряют здоровье, деградируют («больше стала пить молодежь, спиваются»; «развивает алкогольную зависимость»; «пивной алкоголизм развивается»; «генофонд нации нарушается»; «пиво наносит вред здоровью»; «деградация молодежи»).

6% «жалеют» деньги рекламодателей, полагая, что пиво — товар, не нуждающийся в рекламе («и без рекламы пьют»; «человек сам знает, какое пиво пить»; «хорошее пиво не требует рекламы»).

1% россиян не против телерекламы пива вообще, а против неуёмности самой рекламы («лучше показывать меньше и когда дети и молодежь спят»; «всего должно быть в меру»).

Впрочем, есть люди, относящиеся к телерекламе пива нейтрально (22%) или положительно (5%).

Сторонники «пивной» телерекламы считают ее «интересной» — они любят пиво и получают из рекламы информацию о новых марках и сортах.

«Безразличные» объясняют свою позицию в основном тем, что они к рекламе вообще индифферентны, не видят в ней ни пользы, ни вреда, полагая, что телеролики лишены той силы воздействия на умы и поведение, которую им приписывают («на меня не влияет реклама»; «кто пил, тот и будет пить, несмотря на рекламу»; «не эта реклама, так другая»; «хоть есть реклама, хоть нет — все равно люди пьют»). К тому же, уверены они, реклама пива имеет такое же право на жизнь, как и реклама других продуктов потребления: «реклама продвигает новые товары»; «пусть будет — прокладки же показывают».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 31 июля 2004 года. 1500 респондентов.

наверх
Петрова Анна
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).