будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Медленное чтение
Седов Леонид

Политическая жизнь России в июле 2000 года глазами российских граждан

В июле политическая жизнь России отличалась кипучей активностью как внутри страны, так и на внешнеполитической сцене. В. Путин выступил с довольно ярким посланием Федеральному Собранию. "Схватка" между президентом, правительством и Думой, с одной стороны, и Советом Федерации, с другой, закончилась капитуляцией последнего и принятием закона о формировании СФ, который фактически означает постепенный самороспуск нынешнего его состава и отстранение региональных руководителей от принятия решений на федеральном уровне. Столь же благополучно для исполнительной власти завершилось проведение через обе палаты реформаторских поправок к налоговому кодексу. Наконец, в июле продолжились начатые ранее с ареста В. Гусинского "наезды" правоохранительных органов на олигархов, немало взбудоражившие общественность. Заметными на этом фоне событиями стали демарш Б. Березовского и резкие высказывания Ю. Лужкова "о дураках и дорогах" (имелась в виду отмена региональных сборов в дорожный фонд). Оба этих лидера явно пробуются на роль будущих вождей и идеологов объединенной оппозиции.

На международной арене В. Путин обозначил линию на самостоятельность и умение нравиться всем ? от Ким Чен Ира до Клинтона. Участие в саммите "большой восьмерки", а наряду с этим дружеские визиты в Китай, Северную Корею и приглашение в Москву посланца Саддама Тарика Азиза ? все это говорит о том, что Кремль стремится лавировать и играть роль "евразийского" посредника в отношениях между Западом и Востоком, невзирая на то, что потенциально это очень скользкий путь.

Как бы то ни было, все эти события были замечены и с одобрением приняты общественностью, а рейтинг В. Путина, качнувшийся вниз в июне, снова поднялся до уровня, который наблюдался в мае с.г. (Впрочем, не исключено, что отмеченное в июне снижение может быть отчасти (в рамках 3-4%) объяснено статистической погрешностью данных, полученных в наших исследованиях).


Немного о рейтинге Путина

Итак, в июле наблюдались следующие показатели популярности и поддержки президента. В вопросе анкеты, содержащем просьбу назвать пять ? шесть имен политиков, вызывающих наибольшее доверие, имя В. Путина было названо в 46% случаев (в мае ? 45%, в июне ? 33%). В то же самое время на прямо, "в лоб" поставленный вопрос "В какой мере вы доверяете В. Путину ?" были получены следующие ответы: "полностью доверяю" ? 14%, "скорее доверяю" ? 58%, "скорее не доверяю" ? 15% и "совершенно не доверяю" ? 3% (недоверие в наибольшей степени свойственно москвичам и лицам, плохо адаптированным к новым условиям). Таким образом суммарное доверие выходит на уровень 72%, а недоверие стоит на отметке 20%. Почти такой же результат дают и ответы на вопрос "Одобряете вы или не одобряете деятельность В. Путина на посту президента России?" ? положительные в 72% анкет и отрицательные в 17% (неодобрение замечено в группах с высоким потребительским статусом).

Как видим, рейтинг во многом зависит от способа его приготовления, и потому в высшей степени непрофессиональными выглядят подозрения в занижении рейтинга президента, высказанные на страницах одной из солидных газет директором одной из солидных опросных служб. Просто вопросы "или ? или" заведомо дают более высокие показатели, нежели вопросы, где респондентам дается возможность уйти от прямого ответа. Ориентироваться на наш "рейтинг доверия" важно хотя бы потому, что он ближе стоит к показателям реального поведения людей на выборах ? как известно, за В. Путина голосовало 36% от общего числа избирателей (сегодня о своем намерении голосовать за В. Путина в гипотетической ситуации выборов "в ближайшее воскресенье" декларируют 50%).


Рейтинг других государственных деятелей и институтов

Июльские показатели доверия к другим ветвям власти и их руководителям также, как и президентский, ближе к майским, что подкрепляет соображения о возможном сбое в измерениях в июне этого года. Вот как выглядят эти данные, сведенные в таблицу.

Одобрение / неодобрение деятельности институтов и лидеров

май июнь июль
Касьянов 44/22 45/30 48/25
Губернатор области - 47/39 53/37
Селезнев 39/37 31/46 38/38
Cтроев 35/33 29/44 35/39
Cовет Федерации - - 31/42
Дума 27/51 22/58 26/56

Из приведенных данных можно, в частности, заключить, что симпатии к Совету Федерации у населения были выше, чем симпатии к Думе (хотя в целом оба этих учреждения не пользуются очень высокой репутацией), а уж что касается "своего" губернатора, то здесь мы можем отметить весьма значительный уровень поддержки, уступающий только персональному рейтингу В. Путина и М. Касьянова (особенно высок этот уровень в Москве и в регионе Поволжья и Урала).


Отношение к законам о губернаторах и Совете Федерации

Вместе с тем, в том, что касается предложенных президентом законов, то, видимо, авторитет В. Путина возобладал над симпатиями к губернаторам и абсолютное большинство опрошенных (54%) одобрило преодоление Думой "вето" Совета Федерации на закон, позволяющий президенту отстранять от должности глав региональных администраций и распускать законодательные собрания (не одобрили 28%, в высокодоходных слоях ? 41%). С несколько меньшим энтузиазмом встречается идея сокращения полномочий губернаторов и расширения возможностей федеральных властей влиять на ситуацию в регионах (52% за и 34% против; отрицательная позиция чаще характерна для "жириновцев"). И вовсе спадает энтузиазм, когда речь заходит о "собственном" губернаторе. Тут в пользу сокращения полномочий высказываются 47% респондентов и против 40% (негативно воспринимают эту идею люди с высокими доходами и жители Сибири и Дальнего Востока). Все это касается конкретно обсуждаемых законов. Если же вопрос о желаемом респондентами соотношении центральной и региональных властей задается в общем виде, выясняется, что 36% опрошенных высказываются в пользу сосредоточения всей власти в "центре", столько же ? за распределение власти между "центром" и регионами и 15% ? за передачу основных властных функций в регионы (последняя позиция в основном характерна для избирателей ЛДПР и людей среднего достатка). Как видим, у идеи жестко централизованной "вертикали" меньше сторонников, чем у представлений о сбалансированности властей или даже большей региональной самостоятельности. Впрочем, это не помешало 57 процентам респондентов одобрить явно ущемляющее интересы глав регионов введение округов и надзирающих за губернаторами окружных начальников; возражают против такого устройства 27% в среднем по России и 34?37% в европейской ее части.

Подобное стремление к централизации особенно заметно, когда речь заходит о соотношении властей по горизонтали. За реальное обеспечение независимости друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властей выступают только те же 27% граждан России, 60 же процентов предпочитают сосредоточение власти в одних руках (к последнему, в частности, тяготеют дезадаптированные слои населения, голосующие за КПРФ).

В тесной связи с обсуждаемыми проблемами находится и вопрос о формировании Совета Федерации. Необходимо иметь в виду, что тот способ формирования, который прошел утверждение Думой и Советом Федерации, находит одобрение лишь у 14% жителей страны. Большая часть интервьюируемых (26%) считают, что СФ должен формироваться путем прямых выборов, а 19% предпочли бы сохранение прежнего порядка (точка зрения, характерная для зажиточных категорий населения). Шестнадцать процентов склоняются к тому, что верхняя палата вообще не нужна.

Впрочем, рассматривая вышеприведенные данные, следует помнить, что затрагиваемые в них проблемы не относятся россиянами к числу первоочередных. Сорок пять процентов опрошенных полагают, что все эти конфликты вокруг состава СФ и полномочий губернаторов только отвлекают от решения действительно важных для страны проблем (37% с этим не согласны). Это мнение вполне согласуется с теми представлениями, какие сложились у наших людей относительно влияния, которым пользуются в нашем обществе те или иные институты и социальные группы. Предложенный респондентам вопрос "Какую роль сейчас играют в жизни России... ?" с последующим перечислением ряда институтов и пятибалльной шкалой оценок позволил увидеть, что, по мнению большинства россиян, наибольшим весом в стране пользуются "большие деньги". Соотношение высоких и низких оценок их роли в случае олигархов, банкиров и финансистов выразилось цифрой 6,0. Второе место в этом ряду принадлежит СМИ (3,2), третье ? директорам крупных промышленных предприятий, объединений, четвертое ? вооруженным силам, и лишь на пятом месте находятся губернаторы (2,1).

Другой ряд образуют институты и организации, в отношении роли которых преобладают низкие оценки: церковь, религиозные организации (0,6), Дума (0,4), политические партии (0,3), интеллигенция (0,3), профсоюзы (0,1). Не удивительно, что судьба олигархов и финансистов волнует наших сограждан гораздо больше, чем проблема губернаторских полномочий.


Отношение к олигархам

Очень небольшое число людей (12%) затруднилось с ответом на вопрос, что было бы сейчас правильнее ? объявить финансовую амнистию и закрепить собственность за ее нынешними владельцами или постараться вскрыть все прошлые нарушения, связанные с приватизацией, и вернуть собственность государству, семь человек из десяти поддержали деприватизацию.

Однако действия прокуратуры, направленные против "олигархов", были одобрены отнюдь не с таким единодушием. Только 44% испытали по этому поводу удовлетворение и даже радость; 25% опрошенных описывают свою реакцию как недоумение, тревогу, возмущение и страх. Чуть большее число ответивших (46%) сошлись во мнении, что действия прокуратуры продиктованы намерением навести порядок в экономике, очистить ее от криминала, ровно столько же приписывают правоохранительным органам другие мотивы ? демонстрацию силы, стремление укрепить "властную вертикаль" (16%), выжимание из олигархов денег в казну (15%), начало передела собственности (8%; больше ? среди "жириновцев" и абстинентов) и стремление подавить непокорных (7%). Любопытно при этом, что от 59% до 70% опрошенных убеждены, что в деятельности всех крупных компаний имеются значительные финансовые нарушения. Чемпионом в этом ряду является РАО "ЕЭС" (А. Чубайс), а наименьшее число подозрений падает на "Норникель" (В. Потанин). Между ними выстраиваются "Сибнефть" (60%; Абрамович), "ЛУКойл" (61%; В. Алекперов), "ОРТ" (61%; Б. Березовский), "Сибалюминий" (61%; Дерипаска), "Медиа-МОСТ" (65%; В. Гусинский) и "Газпром" (66%;Р. Вяхирев).

Между тем, лишь меньшинство опрошенных (30%) верит в то, что кампания против олигархов развернута всерьез и что она приведет к ограничению их экономического и политического влияния; 54% убеждены, что их влияние сохранится. Столько же людей считают, что эта кампания не противоречит курсу на продолжение рыночных реформ (опасения по поводу того, что начинается сворачивание реформ в большей степени присуще тем, кто на президентских выборах голосовал против всех).


Снова о рейтингах

Казалось бы, и столь скептический взгляд на успешность борьбы с олигархами, и отмеченное выше прохладное отношение к мерам по укреплению "вертикали", взгляд на них как на второстепенные, должны были бы поколебать уверенность в способность В. Путина навести в стране желанный порядок. Однако этого не происходит: 73% опрошенных не сомневаются, что В. Путину удастся добиться усиления авторитета федеральных властей и укрепления "вертикали власти" (сомнения испытывают 14%; скептики относительно чаще встречаются среди сибиряков и голосующих против всех). В. Путину приписываются почти демиургические свойства, и это выходит за рамки рационального, ибо не опирается на сколько-нибудь внимательное знакомство с его программой. Характерно, например, что больше половины жителей (53%) России ничего не слышали о выступлении В. Путина с посланием Федеральному Собранию. Но самое удивительное ? это то, что на величине его рейтинга как будто бы не сказывается все более пессимистическая, почти безнадежная оценка гражданами ситуации в Чечне.


Чеченский узел

На вопрос, сформулированный следующим образом: "Если взвесить все достижения и потери в ходе операции в Чечне в 1999-2000 годах, следует ли ее признать успешной или безуспешной?", только 17% опрошенных выбрали положительный вариант ответа, а 79% откликнулись отрицательно. В ответах на другие "чеченские" вопросы в июле отмечен резкий спад уверенности в скором победном завершении войны в Чечне и рост стремления к тому, чтобы начались переговоры. Вот, как это выглядит:

Завершились ли уже боевыедействия в Чечне, и если нет, когда онизавершатся ?
(в процентах)

Янв.
2000
Фев.
2000
Июль
2000
Уже завершились - - 1
До осени 36 34 10
Позже 15 17 27
Будет продолжаться долгие годы 24 22 53
Затруднились ответить 23 23 10

Сейчас следует продолжатьвоенные операции в Чечне или начать мирныепереговоры ?

Х1
1999
Х11
1999
11
2000
111
2000
1V
2000
VI
2000
VII
2000
Продолжать 61 70 73 67 56 55 49
Начать мирные переговоры 27 22 19 23 35 33 41

Если же принять во внимание возможные крупные потери российских войск в Чечне, то сторонников продолжения боевых действий остается 36%, а доля сторонников переговоров достигает 52%. Стоило ли год назад вводить войска в Чечню? 44% отвечают, что это следовало сделать, столько же (44%) ? что было достаточно закрыть границу с Чечней.

На вопрос о том, насколько успешно на протяжение последнего года В. Путин справлялся с проблемами разгрома боевиков в Чечне, только 26% ответили "успешно", а 67% дали в той или иной степени отрицательную оценку. В том, что касается политического урегулирования в Чечне, положительную оценку успешности деятельности В. Путина дали 21% респондентов, отрицательную ? 70%. Если вспомнить о том, что электоральный успех В. Путина определялся во многом решительностью, с которой он взялся "отмстить неразумным хазарам", сохранение им его высокого рейтинга на фоне явной неудачи этого предприятия представляется делом довольно-таки загадочным.


В Путина можно только верить

Ряд других вопросов позволяет увидеть, что пока деятельность В. Путина и на других направлениях не выглядит в глазах россиян как весьма успешная. В области подъема экономики и роста благосостояния граждан ее признают успешной 29% и безуспешной 65%. В сфере защиты демократии и политических свобод ? соответственно 30% и 53%. В наведении порядка в стране ? 45% и 48%. Единственно, в чем, по мнению большинства опрошенных, В. Путин преуспел ? это в укреплении международных позиций России: здесь соотношение положительных и отрицательных оценок составляет 63% и 28%. Только на этом, на удовлетворенности национального самолюбия россиян, на сегодняшний день и может реально основываться их доверие Президенту.


Седов Леонид
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).