Сегодня знаменитая коса Юлии Тимошенко является ничуть не меньшим поводом для разговоров, чем политические настроения ее обладательницы. Впрочем, факт наличия подобного яркого атрибута внешности не столько говорит о личных предпочтениях Тимошенко в прическах, сколько является тщательно продуманной деталью ее имиджа и политической программы. "Полит.ру" публикует статью московского корреспондента The New York Times Клиффорда Дж. Леви "Политический переплет, или Прическа как манифест", в которой речь пойдет о том, каким образом внешний вид Юлии Тимошенко помогает ей в завоевании популярности избирателей. Впервые материал опубликован в газете The New York Times (October 7, 2007). Русский перевод осуществлен и предоставлен журналом "Теория моды" (2008. Вып. 7).
Ее голову обвивает искусная и вычурная золотая корона — венец, особенно заметный среди скучных толстощеких мужчин, которым она бросила вызов. Отлученная от власти на два года, украинская смутьянка Юлия Тимошенко тщательно спланировала свое возвращение, кульминацией которого стали парламентские выборы в сентябре 2007 года[1].
И частью ее хитрой стратегии является прическа или, точнее, Коса. Волосы госпожи Тимошенко впервые завладели всеобщим вниманием во время оранжевой революции 2004 года, когда о красоте Юлии (здесь мы не будем вдаваться в дискуссии о ее привлекательности) говорили почти так же часто, как и о ее роли в свержении постсоветской власти, правившей в Киеве.
В Соединенных Штатах волосы всегда отвлекали политиков от важных дел, будь то новая стрижка Хилари Клинтон или же лысина Рудольфа Джулиани.
В лагере же Тимошенко таких забот нет. Коса стала ее визитной карточкой, главным достоянием — настолько важным, что на ее веб-сайте беззастенчиво публикуются статьи о «плетенке». Авторы доходят даже до утверждений, что Коса оказала влияние на таких дизайнеров, как Нарцисо Родригес, и на таких звезд, как Сиенна Миллер.
И все же Коса — не просто выражение стиля Тимошенко и ее представлений о моде. Это тщательно продуманный политический инструмент, который вызвал значительный культурный резонанс, помог Тимошенко превратиться в видного политика. По крайней мере для ее сторонников, которые считают ее чуть ли не «леди Свободой».
Коса — традиционная украинская прическа, и, выбрав ее, 46-летняя госпожа Тимошенко подчеркнула свою роль национального освободителя, обозначив отличие от главных соперников, которые больше связаны с Востоком, с бывшим «старшим братом» — Россией.
К национальным идеям госпожи Тимошенко добавлены и религиозные обертоны. Она не раз пыталась воспользоваться возрождением Церкви на Украине, вот и Коса напоминает нимб с православной иконы. Только представьте себе, как эффектно Тимошенко выглядит на политических митингах, на которых она часто призывает помолиться.
Насколько успешна ее внешность, можно увидеть, заехав на Центральную Украину, где позиции Тимошенко особенно сильны. В крошечной избе пожилая селянка Прасковья Теплюк повесила фотографию госпожи Тимошенко рядом с православной иконой. И кажется, поклоняется обеим с одинаковым пылом. А другие политики? «Все они бандиты», — отвечает Теплюк.
Свой ангельский образ Тимошенко закрепляет и с помощью другого фирменного знака, белых одежд, которые должны подчеркнуть ее чистоту на фоне повсеместной коррупции в политике и бизнесе. (Ее же соперники твердят о том, что она была когда-то олигархом и сделала состояние на украинском газе.)
К слову, раньше Тимошенко красила волосы в разные оттенки, была и брюнеткой, и блондинкой. Но в последнее время цвет не меняется и остается почти таким же светлым, как и ее наряды.
Советники госпожи Тимошенко признаются, что, теоретически, использование прически в качестве символа политической кампании может упростить имидж «леди Свободы», превратить ее в куклу с косой. Но тут же заявляют, что ни один украинец не сочтет такого энергичного и яркого политика и оратора пустышкой.
Тем не менее самый фривольный из вопросов, обращенных к ней, звучит по-прежнему часто: «Коса-то настоящая?»
«У меня все натуральное — коса, ногти, я практически никогда не пользуюсь косметикой, — как-то сказала она на пресс-конференции. — Меня часто спрашивают в регионах о моей косе. Теперь я раз и навсегда положу конец этим слухам».
И с этими словами, перед камерами, украинская Рапунцель распустила свои волосы на глазах у всего мира.
Перевод с английского А.К.
От редакции
Да не буду я за этого Немцова голосовать,
он же какой-то… кудрявенький.
Из разговора накануне парламентских выборов
в России в декабре 2007 года
Сегодня избиратели голосуют не за ту или иную политическую программу, но за конкретного лидера, который им по какой-то причине симпатичен, вот уж действительно «голосуют сердцем», точнее глазом. В современной культуре, насквозь пронизанной визуальными знаками, иначе просто невозможно. В эпоху «до телевизора» кандидаты могли вовсе не заботиться о своем внешнем виде, в наши дни политика — «больше об эстетике, чем об этике» (Ankersmith 1996: 54), поэтому, как заметил человек, отвечавший за «брендинг» Франсуа Миттерана в 1980-е годы: «Каким бы блестящим ни был кандидат, он не может позволить себе не думать о своем имидже» (Street 2006: 367). Избиратель, слишком ленивый для того, чтобы вникать в длинные речи и разбираться в тонкостях политических программ, гораздо более восприимчив к картинке, которая оказывается красноречивей любого даже самого вдохновенного спича. Ему гораздо интереснее знать, закрашивает ли Герхард Шредер седину, действительно ли Тони Блэр носит трусы от Calvin Klein, сколько одинаковых кепок у Лужкова, когда состоится (уже состоялась!) свадьба французского президента Саркoзи и настоящая ли коса у Юлии Тимошенко.
Отвечая на запрос избирателей, политики стараются изо всех сил и ведут себя как настоящие звезды, щедро заимствуя стратегии своего поведения из арсенала поп-культуры. Современная политика существует по законам шоу-бизнеса, где, как известно, все средства хороши, главное — оставаться на плаву. А чтобы избиратель (читай — публика), не дай бог, не заскучал, шоуменам от политики приходится заботиться о своем имидже, прибегая к помощи армии специально обученных для этого людей — имиджмейкеров, стилистов и спичрайтеров, которые до мелочей продумывают образ своего подопечного.
Правда, в политике все же не стоит перебарщивать с заботой о себе любимом. Как известно, «одно дело поплевать на ботинки, чтобы начистить их до блеска, другое — сделать маникюр. В мире политики слишком хорошо одетый и ухоженный кандидат вызывает подозрение» (из интервью аналитика Wall Street Journal Джона Фанда, данного на «Радио Свобода» в 2007 году (Фанд 2007)). В свое время излишнее внимание к собственной персоне навредило кандидату в президенты США в 2004 году Джону Керри, который подолгу просиживал во французском салоне у своего парикмахера Кристофа. Последний скандал с прической политика также связан с предвыборной кампанией в США: выяснилось, что кандидат от демократической партии Джон Эдвардс, которого в прессе тут же окрестили «Красавчик», тратит на стрижку четыреста долларов из денег, предназначенных для ведения кампании. Рядовым американцам это совсем не понравилось, и не исключено, что отчасти из-за этого он выбыл из предвыборной гонки, не набрав достаточно голосов в родной Флориде.
Кроме того, если звезды шоу-бизнеса вольны экспериментировать с собственной внешностью хоть каждый день, частая смена имиджа в политике едва ли приветствуется. Штрассер Кауфман, американская чиновница со стажем, заметила, что десятилетиями не меняла прически, просто потому, что «это не стоит потери голосов избирателей». Новая стрижка или смена цвета волос будет почти наверняка прочитана политически: «О, ты сменила прическу? И что еще ты собираешься сменить? Свои взгляды?» (Lyons 2003).
Пример Тимошенко, который рассматривается в заметке Клиффорда Леви, представляется особенно любопытным. С одной стороны, она являет собой наиболее яркий пример звездного политика, о внешности которого говорят никак не меньше, чем о ее политических настроениях (кажется, что о косе Тимошенко написано столько же, сколько об обритой голове Бритни Спирс), с другой, госпожа Тимошенко меняет свой образ, невзирая на предупреждения политических гуру о том, что такое непостоянство в прическе, скорее всего, будет прочитано политически. В прошлом году, когда она решила, правда ненадолго, сменить имидж и появилась под возгласы одобрения и аплодисменты на первом заседании Верховной Рады без привычной косы с распущенными волосами, парламентарий Тарас Чорновил сразу же предположил, что более мягкий имидж Тимошенко отразится на ее деятельности: «Я уже сталкивался с тем, что, как только она расплетает косу, мы нормально общаемся, а как только заплетает, так снова проблемы». Жаль, что проверить слова Чорновила тогда так и не удалось: уже на следующее заседание Рады «оранжевая принцесса» пришла в своем традиционном венце из волос.
Людмила Алябьева
Литература
Фанд 2007 — Фанд Дж. Интервью «Радио Свобода».
Ankersmith 1996 — Ankersmith F.R. Aesthetic Politics: Political Philosophy beyond Fact and Value. Stanford: Stanford University Press, 1996.
Lyons 2003 — Lyons J. The Politics of Hair. Alternet, 8 December 2003.
Street 2006 — Street J. The Celebrity Politician: Political Style and Popular Culture // The Celebrity Culture Reader / Ed. P. David Marshall. N.Y., London, 2006.
[1] Статья написана в октябре 2007 года, до назначения Юлии Тимошенко на пост премьер-министра Украины.