будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Медленное чтение

Пригородные поселки, проблема жилья и коррупция в современной России

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118;
факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
Престиж правительства М. Фрадкова : Коррупция в современной России : Современные пригородные поселки и проблема жилья : Многодетная семья
 

Престиж правительства М. Фрадкова

Мнение россиян о работе правительства М. Фрадкова далеко не однозначно: сегодня 13% наших сограждан оценивают эту работу как отличную или хорошую, и 16% – как плохую или очень плохую. Оценку "удовлетворительно" ставят кабинету 40% респондентов (32% – затрудняются вынести какой-либо вердикт по этому вопросу).

За последние два года престиж правительства немного вырос: в конце 2004 года на "хорошо" и "отлично" оценивали его работу 9% россиян, а негативные оценки давали 22%. О некотором улучшении репутации кабинета свидетельствует и то, что сегодня 9% опрошенных считают правительство Михаила Фрадкова наиболее успешным из восьми правительств, существовавших в современной России, тогда как в декабре 2004 года – только 4%. Сейчас по этому показателю действующее правительство почти сравнялось с кабинетом Е. Примакова (ему отдают приоритет 10%; два года назад – 17%). Лучшим правительством 34% опрошенных называют то, которое возглавлял В. Путин (два года назад – 32%), остальные же кабинеты упоминают по 1-2% респондентов (41% – не берутся назвать лучший из российских кабинетов).

В восприятии четвертой части россиян (23%), правительство М. Фрадкова является активным и инициативным. Противоположного мнения – что оно пассивно, безынициативно – придерживаются 30% российских граждан. Не смогли ответить на данный вопрос 47% респондентов (в декабре 2004 года распределение мнений было примерно таким же).

Четвертая часть россиян (27%) полагают, что президент В. Путин удовлетворен работой правительства М. Фрадкова (год назад так считали 34%, два года назад – 35% опрошенных). Примерно столько же – 30% – думают, что президенту работа кабинета не нравится (за последний год этот показатель не изменился; вместе с тем, два года назад доля считавших, что В. Путин недоволен правительством, составляла только 19%).

К председателю правительства М. Фрадкову 20% опрошенных относится хорошо, 50% – безразлично, 8% – плохо, и это распределение мнений за последний год практически не претерпело изменений.

Участников опроса попросили назвать тех членов правительства М. Фрадкова, которые лучше всего и хуже всего справляются со своей работой (была предъявлена карточка с перечнем министров и заместителей главы кабинета; респонденты могли назвать не более трех наиболее эффективных и наименее эффективных членов кабинета). К числу "лучших" опрошенные чаще всего относили главу МЧС С. Шойгу (46%); второе и третье места заняли соответственно вице-премьеры С. Иванов (25%) и Д. Медведев (20%). На четвертой позиции – с заметным отрывом – оказался министр иностранных дел С. Лавров (8%).

Критические оценки звучали чаще всего в адрес министра здравоохранения и социального развития М. Зурабова: к числу самых "неуспевающих" членов кабинета его отнесли 29% опрошенных. Относительно часто упоминались в этом ряду также министр экономического развития и торговли Г. Греф (13%) и министр сельского хозяйства А. Гордеев (11%).

Отметим, что более трети респондентов (37%) затруднились ответить на вопрос о наиболее эффективных членах кабинета, и большинство (53%) – на вопрос о наименее эффективных.

Ирина Шмерлина

наверх

Коррупция в современной России

Слово "коррупция" взялись истолковать 75% опрошенных россиян. Большая часть ответов на соответствующий открытый вопрос близки по смыслу к адекватному толкованию этого термина. 35% опрошенных определяют коррупцию как взяточничество должностных лиц ("денежная взаимосвязь между властью и народом"). Называют коррупционерами чиновников – расхитителей государственной (а иногда – вообще чужой) собственности 13% респондентов ("присвоение государственных финансов"; "прикарманивание чужих денег"). Считают, что коррупция – это злоупотребление властью в корыстных целях, 8% участников опроса ("чиновники используют власть в своих выгодных целях"). По 5% указывают на финансовые махинации чиновников ("отмывание денег"; "...махинации с деньгами в банках"); связь власти с криминалом ("связь властей и мафии"); говорят о "нечестных деньгах", независимо от источника их поступления в карман чиновника ("когда кто-то из чиновников нечестно наживается"). По 4% ответов пришлось на толкования: продажность должностных лиц; вымогательство; нарушение законов. Некоторые (2%) называют коррупцией не только злоупотребления чиновников, связанные с деньгами, но и блат, протекцию, круговую поруку.

За последние год-два 28% респондентов сталкивались с тем, что тот или иной государственный служащий просил или ожидал от них неофициальную плату или услугу за свою работу. Когда-либо давали взятки примерно столько же – 27%. Это чаще, чем в среднем, респонденты с высшим образованием (34%); москвичи (45%), люди с относительно высоким доходом (более 4000 рублей на человека в месяц). Никогда не давали взяток, по их словам, 70% респондентов. Но при этом 34% опрошенных признают, что возможна ситуация, когда они дадут взятку должностному лицу. Не дадут – 29%. Отсутствие готовности давать взятку чаще демонстрируют пожилые (49%), а также малообразованные (50%) граждане.

Респондентов просили назвать службы, организации, учреждения, служащие которых, по их мнению, чаще всего берут взятки. Приведем эти данные в порядке убывания доли отметивших ту или иную службу.

Вопрос: "По Вашему мнению, среди должностных лиц каких служб, организаций, учреждений чаще встречается коррупция?"

% от числа опрошенных в группе

 ВсеТе, кто давал взятки
Милиция, таможня, правоохранительные органы5256
Гибдд (гаи)4556
Больницы, поликлиники3345
Суд, прокуратура2627
Военкоматы2120
Учреждения образования1820
Местные органы власти1820
Высшие, федеральные, органы власти129
Жилищно-коммунальные службы, учреждения бытового обслуживания87
Армия54
Профсоюзы11
Православная церковь12
Другое22
Нигде не встречается10
Затрудняюсь ответить113

 

Из таблицы видно, что "компетентные" (те, кто давал взятки) и "некомпетентные" респонденты в целом одинаково обозначают иерархию официальных организаций по степени их "взяткоемкости". "Компетентные" отличаются лишь тем, что отвечают более уверенно, реже затрудняются с ответом.

Те, кто когда-либо давал взятки, в ответах на соответствующий открытый вопрос рассказывали об обстоятельствах, при которых они это делали. Сказали, что давали взятки врачам или другим работникам медицинских учреждений, 8% опрошенных ("в больнице в целях выздоровления, жить-то охота"). Сотрудникам ГИБДД давали взятки 5% респондентов ("сотрудники ГАИ не хотели выписывать квитанцию, а хотели наличными"). Преподавателям платили 4% ("в вузе декан сказал, что если не сдадим по 500 рублей, то не сдадим и экзамены"). По 2% респондентов, не вдаваясь в подробности, сказали, что они давали взятку для быстрого решения вопроса; в безвыходной ситуации; столько же – указали, что платили сотрудникам правоохранительных органов (суд, милиция, прокуратура). Другие респонденты давали деньги или делали подарки служащим жилконтор, разного рода проверяющим, тем, от кого зависело их продвижение по службе.

57% опрошенных считают, что за последние год-два коррупция среди должностных лиц увеличилась (среди дававших взятки – 65%). Полагают, что ее масштабы не изменились, 24%. Оптимистов, полагающих, что коррупция уменьшилась, оказалось лишь 4%. Затруднились ответить на этот вопрос 14% опрошенных.

* * *

Россиянам задавались вопросы об их отношении к взяткам и перспективам борьбы с коррупцией в целом. Уверены, что большинство людей осуждают тех, кто берет взятки, 68% опрошенных, а полагают, что большинство относится к взяточникам без осуждения, – 21%. Примерно так же распределяются и ответы о собственном отношении респондентов к взяточникам: осуждают их 70%, воспринимают без осуждения – 21% (среди дававших взятки – 64% и 25% соответственно).

Тех же, кто взятки дает, участники опроса осуждают существенно реже: 34% (среди дававших взятки – 23%). Относятся к взяткодателям без осуждения – 54% (среди тех, кто сам имел такой опыт – 69%).

Осуждение взяточничества соседствует с мнением, что почти каждый человек будет брать взятки, если ему их будут давать. Его разделяют 54% опрошенных. Чаще других разделяют эту точку зрения люди с низким доходом (до 2000 рублей на человека в месяц – 59%). Не согласны с ней 39% респондентов, чаще прочих – люди с высшим образованием (46%); с доходом более 4000 рублей (47%); москвичи (46%) и жители других мегаполисов (47%).

В том, что искоренить коррупцию в России невозможно, уверены большинство наших сограждан – 67% (среди тех, кто давал взятки – 71%). Думают, что с коррупцией можно справиться, 24%. В качестве одного из средств борьбы с этим злом иногда предлагается повышение зарплаты должностным лицам потенциально "взяткоемких" учреждений. Большинство россиян относится к таким мерам скептически. Уверены, что они не приведут к уменьшению коррупции, 79% респондентов (среди дававших взятки – 81%). Думают, что повышение зарплат принесет результат, – 13%.

Респондентам было предложено выбрать одно из четырех суждений относительно желания и способности руководства страны справиться с коррупцией. Согласились с тем, что оно хочет, но не может успешно бороться с коррупцией, 32% участников опроса. Примерно столько же – 31% – выбрали вариант "руководство страны может, но не хочет успешно бороться с коррупцией". Самую критическую точку зрения – "руководство страны не хочет и не может успешно бороться с коррупцией" – разделяют 19%. И лишь 5% полагают, что "руководство страны хочет и может успешно бороться с коррупцией".

Светлана Климова

наверх

Современные пригородные поселки и проблема жилья

Одной из инноваций, связанных с проектом "Доступное жилье" и получивших определенный резонанс в обществе, стал проект создания многочисленных пригородных поселков, где жилье, как обещают, будет дешевле, чем в городах.

Мы решили выяснить, какой образ "современного пригородного поселка" существует сегодня в массовом сознании и попросили респондентов (вопросы на эту тему задавались только горожанам) очертить преимущества и недостатки жизни в таком поселке.

Среди преимуществ чаще всего упоминаются хорошая экологическая ситуация, свежий воздух (28%). Каждый десятый опрошенный (10%) считает, что жизнь в пригородном поселке – это "возможность отдохнуть от городской суеты". В представлении примерно такой же доли респондентов (11%) жизнь в "современном пригородном поселке" обладает тем преимуществом, что дает возможность работать на земле, заниматься сельским хозяйством: "знаешь, что все свое можно завести: скот, огород"; "можно курочек держать".

Главным недостатком "пригородной жизни" считается удаленность от места работы или учебы (17%), еще 7% опрошенных говорят о транспортных проблемах в целом – таким образом, в представлении горожан, дорожно-коммуникационные проблемы безусловно доминируют среди негативных сторон жизни в пригороде.

Далее мы попросили респондентов (повторим, только живущих в городах) сравнить жизнь в пригородных поселках и в многоквартирных городских домах по трем критериям: бытовые условия, отношения между соседями и условия для воспитания детей.

Как выяснилось, наиболее заметны различия между пригородными поселками и городами с точки зрения условий для воспитания детей: 40% опрошенных полагают, что такие условия лучше за городом, и только 17% – что в городах. Отношения между соседями в таких поселках лучше, чем в многоквартирных домах, по мнению 30% опрошенных, хуже – по мнению 10% респондентов.

Что касается представлений о бытовых условиях в пригородных поселках и в городах, то 23% респондентов отдают предпочтение отдельным пригородным домам, а 12% –многоквартирным домам в городах.

Таким образом, по всем параметрам пригородные поселки выигрывают у городов. Однако на прямой вопрос, согласились ли бы они обменять свою квартиру на дом в пригороде, лишь треть (34%) горожан, живущих в многоквартирных домах, ответили утвердительно, тогда как 58% – отрицательно. Возможно, вопрос транспортного сообщения для многих оказывается ключевым, перевешивающим все достоинства пригородных поселков.

Вместе с тем, данные опроса дают основания полагать, что большинство россиян воспринимают современные пригородные поселки как среду обитания людей состоятельных, и это мешает им «примерять на себя» перспективу переезда в пригород – хотя жизнь за городом и выглядит достаточно привлекательной по сравнению с жизнью в городских многоквартирных домах.

Образ жителя пригородного поселка сегодня практически однозначно ассоциируется с богатым человеком: по мнению значительной доли опрошенных, в таких поселках в основном живут "богатые, люди с достатком"; "баре, зажиточные люди"; "богатеи"; "олигархи" (две трети значимых ответов на открытый вопрос "Какие люди живут в основном сегодня в пригородных поселках?", 40% от выборки в целом).

Неудивительно, что только 8% опрошенных горожан (6% от всех опрошенных) заявили, что смогут переехать в пригород, если такое желание у них возникнет, и еще 19% (13% от всех опрошенных) допускают, что такая возможность появится у них в будущем. Большинство же городских жителей сейчас не надеются на то, что у них когда-либо будет возможность жить в современном пригородном поселке.

Петр Бавин

наверх

Многодетная семья

По мнению большинства опрошенных (56%), многодетными можно считать семьи с тремя детьми. Некоторые респонденты "повышают планку": 18% полагают, что назвать многодетной можно семью, где четверо детей, 13% – где пятеро, 3% – не менее шести. Некоторые – понижают, наделяя статусом многодетной уже семью, где есть хотя бы двое детей (6%).

Участников опроса спросили, какие достоинства и какие недостатки есть, по их мнению, у многодетных семей в сравнении с семьями обычными, где детей немного (вопросы задавались в открытой форме).

На вопрос о преимуществах многодетных семей ответили 60% опрошенных. В большинстве случаев речь шла о микроклимате, атмосфере в семье. По мнению респондентов, многодетные семьи – дружные, сплоченные, в них развита взаимопомощь (21% ответов), в таких семьях дети не одиноки (6%) и поддерживают друг друга (7% ответов), в них больше любви, взаимопонимания, уважения друг к другу (6% ответов) и вообще в них весело и радостно (5%). Говорилось также, что в многодетной семье у детей вырабатываются такие положительные качества, как трудолюбие и ответственность, альтруизм, честность, доброта, заботливость, самостоятельность, общительность и т. д. (11% ответов). Некоторые отмечали, что в многодетных семьях дети – опора для родителей и поддержка для них в старости (4% ответов).

На вопрос о недостатках многодетных семей ответили 71% опрошенных. Как правило, респонденты говорили о материальной и бытовой неустроенности таких семей, о бедности, в результате которой дети многого недополучают, о том, что сложно поставить всех на ноги, дать достойное образование и т. д., о трудностях в целом. Некоторые говорили, что в многодетных семьях родители не уделяют детям должного внимания, те предоставлены сами себе и растут неухоженными (4%). Кто-то считает, что многодетные родители часто страдают алкоголизмом, проявляют безответственность (2%) и что в таких семьях дети нередко чувствуют себя ущербными, вырастают асоциальными людьми (1%).

Как видим, представления россиян о многодетных семьях многомерны и неоднозначны. Столь же неоднозначная картина складывается и из ответов респондентов на закрытые вопросы. Что касается отношений между родителями и детьми, то треть опрошенных (34%) склонны думать, что количество детей в семье тут никакой роли не играет, но среди тех, кто считает иначе, большинство – 37% – считают, что в многодетной семье отношения лучше, чем в той, где детей немного (о том, что они хуже, говорят 10% опрошенных). По вопросу воспитания детей согласия еще меньше: по мнению 49% участников опроса, в многодетной семье их воспитывать труднее, по мнению 32% – легче. Социальные ресурсы детей из многодетных семей респонденты оценивают более определенно: большинство (57%) полагают, что таким детям добиться успеха в жизни труднее (7% – что, напротив, легче, а 23% – что жизненная траектория ребенка не зависит от того, в большой или маленькой семье он рос).

Но ближе всего к единодушию респонденты, что характерно, оказались в вопросе о "благополучности" многодетных семей: большинство опрошенных (65%) склонны думать, что сегодня в России много детей чаще бывает в неблагополучных семьях (14% считают, что многодетными чаще бывают благополучные семьи). По-видимому, эти ответы следует трактовать так: реалии нашего времени таковы, что помногу детей чаще заводят неблагополучные семьи с безответственными родителями. Но нельзя сказать, что саму по себе многодетность респонденты считают чем-то дурным, источником неблагополучия. Это следует хотя бы из того, что однозначного мнения о том, лучше или хуже многодетные родители справляются со своими родительскими обязанностями, нет: 22% считают, что лучше, 24% – что хуже, а 54% просто затруднились ответить на этот вопрос. Кроме того, показательно, что при наличии идеальных условий более трети опрошенных россиян и сами хотели бы стать многодетными родителями: 25% заявляют, что хотели бы иметь треть детей, 11% – четырех и более.

Елена Вовк

наверх
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).