Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Марины Голубевой «Настоящая история магии. От ритуалов каменного века и друидов до алхимии и Колеса года».
Историк и кандидат философских наук Марина Голубева рассказывает о мировой истории магии начиная с древнейших времен и до эпохи Возрождения. Именно тогда оформились основные эзотерические учения, популярные и по сей день. Магические символы и артефакты, имена магов и колдунов, фундаментальные законы, заклинания демонов и магические ритуалы... Автор приглашает вас в увлекательное путешествие по страницам истории чародейства и волшебства в Древнем мире и средневековой Европе.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Истоки средневековой магии
Считается, что темные времена Средневековья заканчиваются в XV веке, когда начинается эпоха Возрождения, отмечается развитие науки и искусства, появляется интерес к трудам античных философов и поэтов, подражание реалистическому искусству Древней Греции и Рима. Однако социальная и экономическая обстановка не стала намного лучше, а власть католической церкви только усилилась. И все-таки изменения в сфере культуры были заметны, хотя эпоха Возрождения, может, и была ярче, но не намного светлее, чем классическое Средневековье. По крайней мере, массовые сожжения ведьм начались именно в XV веке. Однако вернемся к магии.
Если искусство и культура начали возрождаться в XV–XVI веках, то древняя магия сделала это значительно раньше. Точнее, она даже и не умирала, так как традиции халдейских магов, учения античных философов-мистиков, магические практики египетских жрецов и библейских пророков бережно сохранялись посвященными и передавались из поколения в поколение. А с началом крестовых походов пилигримы привозили в Европу не только священные христианские реликвии, но и древние манускрипты и папирусы, а также легенды о деяниях магов и чародеев прошлого.
Европейская магия продолжает традиции древних культов и практик. Можно назвать четыре основных источника, под влиянием которых формировались оккультные знания Западной Европы — если можно так выразиться, элитарная магия.
Магия халдеев
Халдеи — это древняя семитская народность, в X–IV веках до н. э. жившая на юге Месопотамии, на северо-западном побережье Персидского залива. В 626 году до н. э. представители халдейской знати встали во главе Вавилонского царства и образовали касту жрецов. Служили они древним шумерским и вавилонским богам во главе с Мардуком, но больше известны колдовством. Эти жрецы настолько славились своими познаниями в магии и пророчествами, что в эпоху Античности слово «халдей» стало синонимом колдуна и звездочета.
Халдеи считаются основателями астрономии и астрологии и великолепными математиками. Древнеримский философ Плиний писал, что они первыми разработали «Парапегму» — подробную хронологическую таблицу движения Солнца. Халдейские мудрецы знали, что год состоит из 365 дней с четвертью, и могли прогнозировать солнечные затмения.
Такие удивительные для тех древних лет познания халдеи использовали ради собственной выгоды, устраивая из магических ритуалов целые театрализованные представления. Неудивительно, что в поздней Античности другими синонимами слова «халдей» были «жулик» и «шарлатан». Именно вавилонские жрецы первыми начали составлять гороскопы и давать на основании их предсказания, в том числе царям и полководцам. В случае удачного предсказания маг получал многие привилегии, был обласкан правителем, а вот неудача могла привести к изгнанию, а то и к смерти.
И тем не менее люди верили халдеям и относились к ним и их предсказаниям с почтительным страхом. Так, существует легенда, что халдейские жрецы предсказали Александру Македонскому, что звезды сулят ему гибель, если он вступит в Вавилон как завоеватель. Халдейские астрологи находились «в штате» почти всех древнеримских императоров, хотя в случае неудачи обманутый правитель расправлялся не только с ними, но и со всеми магами, проживавшими в Риме и окрестностях.
Халдеи считаются и основателями нумерологии — оккультной науки о магической силе чисел и знаков. Правда, до европейцев эта наука дошла в позднем варианте из иудейской каббалы и учения Пифагора, но источником нумерологии были именно практики халдейских колдунов. Преуспели они и в разных видах вредоносной магии, познакомив окружающие народы (а через них и средневековых европейцев) с искусством энвольтирования — наведения порчи — и техникой сглаза.
Халдеи заложили основы систематизации магии, превратив ее из стихийного первобытного шаманства в комплекс оккультных знаний, то есть в науку управления сверхъестественными силами. И эту науку развивали и обогащали преемники халдеев — иудейские маги и пророки, а также древнеегипетские жрецы.
Магия Древнего Египта («Книга мертвы» и «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста)
О магических способностях египетских жрецов с мистическим страхом и уважением говорили еще в эпоху Античности. Страна Та-Кемет, как называли Древний Египет его жители, в глазах греков и римлян была источником сакральных тайн, с которыми греки ближе познакомились в эллинистический период в истории Египта — в эпоху правления Птолемеев (305 г. до н. э. — 30 г. н. э.).
Пожалуй, именно египетские жрецы первыми взглянули на магию как на науку, хоть и связанную со сверхъестественными силами. Недаром же покровителем магии в Древнем Египте считался бог Тот, отвечающий также и за науку, и вообще за познание мира, и даже за письменность, которую жрецы полагали частью сакрального знания.
Иероглифы служили прежде всего для священных текстов, молитв и заклинаний. Они не только передавали информацию, но и обладали особой магической силой. Поэтому иероглифы изображались на священных предметах, стенах пирамид, саркофагах, папирусах и магических артефактах. Вообще древнеегипетские маги внесли большой вклад в артефакторику — науку создания амулетов, талисманов, шену, магических узлов и т. д.
С особой тщательностью составлялись и записывались заклинания, сопровождавшие умерших в загробный мир. Особое место среди них занимала Книга мертвых — свиток наставлений душе умершего, советов, рекомендаций, описаний ритуалов и магических заклинаний, которые должны помочь душе преодолеть опасности загробного царства Осириса. К настоящему времени археологами обнаружено несколько списков Книги мертвых; самый большой из них написан на свитке папируса длиной 40 метров.
Говоря о роли Древнего Египта в становлении европейской магии, стоит отметить два направления, где эта роль особенно заметна. Во-первых, культ мертвых и многочисленные ритуалы, связанные с ним, например ритуал «раскрытия уст», повлияли на античную, а потом и средневековую некромантию.
Второе, что следует особо отметить, — это связь древнеегипетских жрецов эллинистического периода с учением о трансмутации и зарождением алхимии. Центром ее в этот период стал храм Сераписа в Александрии. А основоположником и покровителем алхимии считался египетский бог Тот, воплотившийся в греческом боге Гермесе, который среди поклонников алхимии получил титул «Трисмегист» — «Трижды величайший».
Особо почиталась в эпоху Средневековья «Изумрудная скрижаль» — своеобразный кодекс алхимии, по легенде написанный самим Гермесом Трисмегистом и найденный в его гробнице кем-то из великих людей Античности: то ли философом Аполлонием Тианским, то ли царем Александром Македонским. Средневековые маги, правда, имели дело только с латинским вариантом перевода скрижали, а оригинал считался утерянным. И его ищут до сих пор.
Таким образом, европейскую магию можно считать преемницей и тайных знаний древнеегипетских жрецов. Правда, дошли эти знания до европейцев благодаря арабским философам и алхимикам, как, впрочем, и оккультные знания Вавилона.
Магические практики библейских пророков
Ветхий Завет, или Тора, является идеологической базой не только иудаизма, но и христианства и ислама. Еврейские мудрецы — главные составители Ветхого Завета — обладали разнообразными знаниями в области магии, что нашло отражение в рассказах о чудесах ветхозаветных пророков. Накоплению магических знаний способствовали многовековые тесные контакты евреев с древнеегипетской, халдейской, вавилонской культурами.
После того как персидский царь Кир, завоевав Месопотамию, разрешил евреям вернуться из вавилонского плена на родину, они взяли с собой и знание халдейской магии. Особенно широкое распространение эти знания получили благодаря книге Еноха — сборнику апокрифических сочинений, которые оказали влияние на развитие иудейской, а позднее и европейской астрологии.
В Библии много примеров использования магии, особенно такой ее области, как мантика: гадания, предсказания, пророчества. Кроме того, в Ветхом Завете описываются самые разные чудеса — от извлечения воды из скалы до воскрешения мертвых, в том числе с целью узнать у них будущее. Магические ритуалы библейских пророков стали основой для возникновения средневековой теургии — божественной магии, основанной на обращении за помощью к светлым силам: ангелам и самому Богу.
Однако в Святом Писании много примеров и обычной, бытовой, магии: имитационной или контагиозной (если следовать классификации Дж. Фрэзера). Например, магический ритуал, основанный на принципе «подобное порождает подобное», совершает ветхозаветный патриарх Иаков в Книге Бытия. Тесть Иакова Лаван предлагает весь приплод скота поделить следующим образом: Иаков будет забирать себе пестрых, с пятнами овец, а Лаван — без пятен. Тогда «…взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях; и положил прутья с нарезкою пред скотом в водо- пойных корытах, куда скот приходил пить» (Быт., 30: 37). И от этих животных потом рождался приплод с пестрой шкурой, то есть поступавший во владение Иакову. Типичный ритуал имитационной магии без всякой примеси «имени Господа». Этическую сторону мы здесь затрагивать не будем.
Ветхозаветная традиция магии оказала влияние на формирование учения каббалы, в котором сплелись ритуалы древних пророков, символизм древнеегипетских заклинаний и нумерология Пифагора.
К тому же оккультные практики ветхозаветных пророков и святых старцев делали магию в глазах средневекового человека не только возможной, но и вполне законной, ведь ее использовали древние святые. Главное — делать это именем Господа.