Издательство «Новое литературное обозрение» представляет книгу Ксении Родионовой «Харбин. Вера и отчуждение. Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-Восточного Китая».
В 1898 году на территории Северо-Восточного Китая был основан Харбин — станция Китайско-Восточной железной дороги. В будущем ей предстояло стать русскоязычным центром КВЖД, пристанищем для русских эмигрантов и огромным китайским мегаполисом, а еще городом, население которого в XX веке жило в условиях постоянной смены политических режимов. Исследование историка и религиоведа Ксении Родионовой объединило истории тех, кто стал в этом городе меньшинством среди русскоговорящего христианского населения, — католиков и протестантов. Конфессиональное разнообразие и управление им — центральная тема книги. На основе обширной базы архивных документов автор показывает трансформацию религиозной политики на территории Маньчжурии и историю христианских общин Харбина. Ксения Родионова — кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра исторических исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, дальневосточница, родившаяся и выросшая на границе с Китаем.
Предлагаем прочитать начало одного из разделов книги.
Русские баптисты в Маньчжурии
В конце XIX века в Российской империи начинает распространяться баптизм. Его представители имелись и среди прибывших на строительство КВЖД. Первая группа верующих в количестве двадцати человек приехала в Маньчжурию из Владикавказа в 1901 году для работы на железной дороге. В 1903 году они организовали общину, которая собиралась для молитв в арендованных помещениях1. Одним из основателей, предположительно, был благовестник Петр Лукич Фролов, вскоре выехавший из города2. Уже в 1907 году он служил в Ново-Николаевске Томской губернии3, из чего можно сделать вывод, что опытного миссионера прислали в Харбин специально для организации и открытия общины баптистов, которую П. Л. Фролов после этого покинул.
Увеличение количества баптистов в Маньчжурии в первые годы работы КВЖД было связано только с приездом верующих на эту территорию: миссия среди российских подданных не велась. Помимо Харбина, отдельные баптисты проживали на станциях железной дороги. Связи с единоверцами с Дальнего Востока России у общины были налажены слабо.
В начале 1910-х годов харбинской общиной руководил Иван Ефимович Воронаев — будущий основатель российского пятидесятничества. Летом 1912 года он покинул Харбин из-за гонений на протестантских проповедников4. В первой половине 1910-х годов Русская православная церковь выразила обеспокоенность ситуацией в Харбине и на станции Маньчжурия, где увеличилось количество последователей баптизма и адвентизма. По данным противосектантского миссионера Сергия Толпегина, в 1913 году в Харбине проживало 60 баптистов, на станции Маньчжурия — 20 верующих5.
17 ноября 1913 года в Благовещенске состоялся местный съезд баптистских общин, которым руководил известный российский миссионер, один из основателей Союза русских баптистов Василий Гурьевич Павлов. На съезде было принято решение о создании Дальневосточного отдела Всероссийского союза баптистов (далее — ДВО ВСБ), куда вошли общины Дальнего Востока России и полосы отчуждения КВЖД. Центром дальневосточного баптизма стала Амурская область. Обратный путь В. Г. Павлова в центральную Россию проходил через Маньчжурию, где миссионер объединил несколько маленьких разрозненных групп верующих в общину6.
В 1915 году в Харбин прибыл баптист Рудольф Гиртович Керре, ставший регентом общины. При нем был организован церковный хор, в котором в 1917–1918 годах пело 20–25 человек. В сентябре 1920 года после продолжительной болезни Р. Г. Керре скончался7, после его смерти общественная жизнь харбинских баптистов замерла.
К концу 1910-х годов баптизм на прилегающих российских территориях набирал активность. В 1919 году на Дальний Восток России прибывают деятельные миссионеры: Яков Яковлевич Винс, Эрик Вальдмар Олсон (в российских источниках — Владимир Иванович Олсон8 или Олсен), Роберт Андреевич Фетлер. Баптист Я. Я. Винс стал пресвитером благовещенской церкви. Голландец по происхождению, он родился в семье меннонитов. Вместе с ним в город прибыл Э. В. Олсон, также талантливый благовестник9. В июле 1919 года в Благовещенске состоялся съезд ДВО ВСБ, на нем Я. Я. Винс был избран руководителем дальневосточного баптизма. Владивостокскую общину в ноябре того же года возглавил латышский проповедник Р. А. Фетлер10. Незадолго до своего назначения он был приглашен Э. В. Олсоном для работы во Владивостоке11. Я. Я. Винс, Э. В. Олсон и Р. А. Фетлер начали активную миссионерскую деятельность на Дальнем Востоке, после чего баптистская паства стала стремительно расти.
Совсем иная ситуация наблюдалась в полосе отчуждения КВЖД. Там в баптистской общине осталось лишь восемь человек. Уменьшение количества баптистов было связано с отсутствием постоянного проповедника и миссии. Службы для верующих проводились в лютеранской кирхе12.
Для сравнения: в это же время в Дальневосточной республике существовало 107 баптистских общин с 2573 членами, из которых большинство (84 общины и 2132 человека) составляли амурские баптисты (78,5% от всех общин и 82,9% от общего числа верующих), далее шли приморские (13 и 12,79% соответственно: 14 общин и 329 человек), затем забайкальские (7,5 и 3,26%: 8 общин и 84 человека) и сахалинские (0,9 и 1,2%: 1 община и 31 человек) баптисты 13.
Рост числа приверженцев был вызван в первую очередь активной миссионерской деятельностью служителей церкви. Несмотря на тесную связь харбинской общины с владивостокскими и благовещенскими баптистами, на КВЖД роста количества верующих не наблюдалось из-за отсутствия на территории иностранных миссий для русских.
Этот период охватил 1900–1910-е годы, для него было характерно сохранение основной паствы без ее пополнения, поскольку постоянного пастора и активных миссионеров, которые могли бы обеспечить приток новых верующих, не было.
Новый этап в жизни баптистской общины стал более чем успешным. С 1921 года баптисты арендовали дом для служб на углу ул. Китайской и Сквозной, где собирались для молитв в воскресенье и четверг. Для проведения богослужений в Харбин из Владивостока приезжал пресвитер Ефим Викентьевич Забудский14. В том же году у общины появляется постоянный пресвитер Иван Захарович Осипов15.
С началом работы в Харбине И. З. Осипова наступает рассвет баптистской церкви. В конце мая 1921 года община открывает постоянные собрания в харбинском районе Нахаловка в доме по ул. Тверская, 264. Службы посещали около 50 верующих. С мая по июль того же года в церкви были крещены два человека16. Был открыт молодежный кружок, воскресная школа, создан хор17.
В первой половине 1920-х годов на советском Дальнем Востоке велась работа против иностранных миссионеров, вынудившая видных баптистских проповедников покинуть общины и уехать в Китай, где была крупная российская диаспора. В 1923 году в Харбин из Владивостока прибыли глава приморских баптистов Р. А. Фетлер и руководитель Шведско-Американского миссионерского общества на Дальнем Востоке Э. В. Олсон18. В столице КВЖД Р. А. Фетлер возглавил местную общину. В том же году в Харбин уезжает Я. Я. Винс — руководитель ДВО ВСБ (с 1925 г. — Дальневосточный союз баптистов, или ДВСБ) и благовещенской общины. Винс продолжал из Харбина руководить общинами баптистов Амурской области19.
После отъезда Я. Винса в Харбин дальневосточные баптисты стали иметь двойное подчинение. Общины входили во Всесоюзный федеративный союз баптистов, охватывавший советские баптистские церкви, при этом паствой продолжали руководить Винс и Линдстедт, уехавшие в Маньчжурию20.
Баптистская миссия стремительно развивалась. Несмотря на это, в харбинской общине начинается разлад. Лидеры дальневосточного баптизма Фетлер и Винс, оказавшиеся теперь в одном городе, вынуждены согласовывать свои действия друг с другом. Прежде, когда проповедники, с самого начала принадлежавшие к разным миссиям (Я. Я. Винс был пресвитером Русско-Германской миссии, а Р. А. Фетлер работал в Шведско-Американской миссии), находясь в разных городах, их интересы и сферы влияния не пересекались. В Харбине ситуация изменилась. Проживая во Владивостоке, Р. А. Фетлер часто принимал самостоятельные решения, которые не обговаривал с руководством других общин Дальнего Востока. Он удалил с места благовестника в Никольск-Уссурийске И. Н. Каныгина, а на его место поставил Н. И. Пейсти, без согласования с Дальневосточным отделом Союза баптистов совершил рукоположение на пресвитерское служение в харбинской общине пастора Осипова и пресвитера Забутского, которые уже были прежде возведены в священство. В это же время в харбинской общине произошел раскол верующих на две общины, который был в скором времени устранен. Помимо этого, Фетлер принял в харбинскую общину исключенного из владивостокской общины брата Дзогия21.
Активной была издательская деятельность баптистов. В декабре 1923 года в Харбине стал выходить «Баптистский еженедельник». Редактором журнала был Р. А. Фетлер, ответственным издателем Э. В. Олсон. Издание выходило до 12 октября 1924 г. Всего издано 42 номера22.
Помимо журналов, харбинская община баптистов совместно с Благовещенской церковью евангельских христиан-баптистов выпускала духовно-нравственную литературу. В 1923 году вышел сборник духовных песен «Пойте Господу песнь новую»23, второе издание было переименовано в «Голос Веры» и опубликовано через год. Составителями и издателями выступили Я. Я. Винс и П. В. Потлов, посвятив сборник Дальневосточному братству евангельских христиан-баптистов24. В 1924 году баптистская община стала издавать «Баптистский бюллетень». Всего было выпущено 22 номера25. В октябре того же года из Харбина в Соединенные Штаты Америки уезжает Э. В. Олсон, принявший без согласования решение о прекращении в городе Шведской миссии26.
Большую роль в жизни баптистских общин играли съезды Дальневосточного отдела Союза баптистов. С 15 по 19 июля 1925 года в Хабаровске прошел очередной съезд дальневосточных баптистов. Он был торжественно открыт назидательным советом хабаровской общины 14 июля в 18:00. Функции главы съезда выполнял председатель правления Дальневосточного союза баптистов Я. Я. Винс. Товарищами председателя правления были назначены Г. И. Шипков и И. И. Косицин, секретарем съезда — П. Ф. Лабзин, его помощниками стали П. В. Каныгин и П. В. Потлов27.
На съезде присутствовал 71 представитель дальневосточных общин с правом голоса в решении вопросов съезда. Харбинских баптистов представлял И. Г. Курышев. В первый день съезда приветствие союзу баптистов представило большинство региональных общин, в том числе харбинская община и Харбинское собрание молодежи28.
Одним из важных вопросов съезда стало обсуждение деятельности представителей Шведско-Американской миссии в Харбине. Неправильным было признано вторичное рукоположение Р. А. Фетлером двух служителей церкви. Осуждались действия, приведшие харбинскую общину к расколу, а также удаление пресвитера Никольск-Уссурийска. Съезд заключил, что брат Дзогий был правильно исключен из общины Владивостока и ввел в заблуждение харбинскую общину. Миссии было высказано неодобрение и пожелание исправить нежелательные действия29.
На съезде 1925 года было принято решение о вступлении дальневосточных баптистов в Союз баптистов СССР30. Харбинскую церковь Я. Я. Винс предложил возглавить Августу Линдстедту, который ранее проповедовал в Приморье и был представителем американской миссионерской организации «Баптистская генеральная конференция», в которую в начале 1920-х годов вошло Шведско-Американское баптистское миссионерское общество31.
Официальная политика Советского Союза в середине 1920-х годов строилась на принципах веротерпимости, была объявлена свобода вероисповедания. Однако политика СССР в рамках религиозного законодательства была двойственной. С одной стороны, поддерживались некоторые конфессиональные мероприятия, у протестантов этот период был «золотым десятилетием», баптистам для съездов бесплатно предоставлялось помещение32. Антирелигиозной политике в это время подвергается в основном Русская православная церковь. Поэтому поддержка протестантских церквей была направлена и на ослабление доминировавшей православной церкви. С другой стороны, проповедники остерегались возможных притеснений, это вынуждало их покидать страну. Иностранным миссионерам опасно было находиться в стране.
Увеличение количества верующих-баптистов в Харбине вызывало опасения Русской православной церкви. 25 апреля 1925 года в газете «Вечерняя заря» было дано объявление
о публичном религиозном диспуте между протоиереем Русской православной церкви Демидовым, известным в Харбине по критике протестантских общин, профессором Н. И. Миролюбовым, В. Ф. Ивановым, В. П. Блохиным и представителями баптизма пасторами Ч. Леонардом, Я. Я. Винсом, И. З. Осиповым и бывшим секретарем миссии И. А. Забулянсом, перешедшим в православие33. 28 апреля стало известно об отказе баптистов участвовать в диспуте, причины не были указаны. Представители православной церкви не отменили мероприятие, 29 апреля в Новом театре состоялось религиозно-духовное собрание с докладами о баптизме. С сообщениями выступили протоиерей Демидов, профессор Миролюбов, В. Ф. Иванов, В. П. Блохин и И. А. Забулянс, представлявшие Русскую православную церковь34.
Чуть менее чем через два месяца баптисты станции КВЖД Ханьдаохэцзы обратились с пожеланием к представителям Русской православной церкви провести повторный диспут по вопросам веры. Со стороны баптистов спор вел пастор М. К. Гончаренко, со стороны православных протоиерей В. Демидов. Публичные беседы прошли 22 июня 1925 года в зале Железнодорожного собрания Ханьдаохэцзы35.
Баптисты тесно сотрудничали с харбинскими методистами. В августе 1925 года пасторы Ч. Леонард и И. З. Осипов проводили в методистских церквях службы36. В баптистской общине служил и известный пастор Григорий Иванович Ясиницкий (род. 5 ноября 1899 года) из методистской миссии. К баптистам он обратился в 1921 году, а через год был избран благовестником общины37. Хорошие отношения сохраняли баптисты и с другими евангельскими конфессиями (лютеранами, евангельскими христианами и меннонитами). Но община была негативно настроена по отношению к Церкви адвентистов седьмого дня. Эта позиция официально отразилась в 56-страничной брошюре «Адвентисты 7-го дня или субботники и их лжеучение». Предположительно, она вышла в начале 1920-х годов. Автором труда был руководитель дальневосточных баптистов Я. Я. Винс. Брошюра несколько раз переиздавалась, всего вышло четыре издания38.
Межконфессиональные отношения протестантских течений были заданы их вероучением. Церкви, близкие по догматике, не только поддерживали друг друга, их верующие могли посещать проповеди разных деноминаций, а некоторые представители протестантских церквей вели службы в нескольких молитвенных домах разных течений, например Н. И. Пейсти и Г. И. Ясиницкий. Назвать при этом пасторов представителями внеконфессионального течения невозможно.
Активным было молодежное движение общины. В 1926 году юношеский кружок Харбинской союзной церкви баптистов стал издавать журнал «Светоч», его редактором выступил П. В. Потлов39.
К 1927 году в Харбине действовало четыре молитвенных дома баптистов в разных частях города: 1) Новый город, угол Хорватского и Бульварного проспекта; 2) Модягоу, ул. Гоголевская, 36; 3) Фудзядянь, ул. 18-я южная, между ул. Пин Кан Ли и Тай Гу-гай; 4) Фудзядянь, ул. 16-я южная (Христианская Американская миссия)40. Помещения в китайской части города — Фудзядяне — принадлежали баптистской миссии, которая вела проповедь среди местного азиатского населения. Ее проповедник Чарльз Александер Леонард (род. в 1883 году) оказывал финансовую и организационную помощь пасторам русской общины, эти группы баптистов были тесно связаны, их священнослужители постоянно взаимодействовали. Супруга главы церкви также вела миссионерскую деятельность. В августе 1925 года семья Ч. Леонарда на некоторое время уезжала в США41. Позже пастор вернулся и продолжал взаимодействовать с русскими баптистами.
Все здания русской общины арендовались и не являлись ее собственностью. Поэтому баптисты стали собирать пожертвования на постройку молитвенного дома.
Лидер амурских баптистов Я. Я. Винс в 1928 году покинул Харбин, уехав в США. Руководство ДВСБ он передал своему сыну Петру Яковлевичу Винсу, который проживал на советском Дальнем Востоке42.
Несмотря на отъезд некоторых проповедников, количество служителей Церкви пополнялось за счет русских эмигрантов. 15 июня 1929 года в общину баптистов вступил Виктор Андреевич Кувшинов (род. 9 января 1909 года), приехавший в Маньчжурию из Благовещенска и ставший в 1930 году пресвитером харбинских баптистов43.
В 1929 году под редакцией Г. И. Ясиницкого в Харбине начал выходить ежемесячник «Меч Гедеона» для русского христианского юношества44. Журнал освещал жизнь харбинских баптистов.
1. ГАХК. Ф. Р-831. Оп. 2. Д. 29. Л. 61.
2. Дементьев А. А. Этапы развития евангельского движения в русскоязычной диаспоре Китая в начале и середине XX века. С. 16.
3. Баптист. 1909. № 14. С. 22.
4. Франчук В. Просила Россия дождя у Господа. Киев, 2001. Т. 2. С. 414.
5. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 2. Д. 276. Л. 16.
6. Попов В. А. Стопы благовестника: Жизнь и труды В. Г. Павлова. М.: Благовестник, 1996. https://litresp.com/chitat/ru/%D0%9F/popov-vladimir-aleksandrovich/stopi-blagovestnika (дата обращения 14.04.2020).
7. Потапова Н. В. Баптистская община в Харбине в 1920–1922 гг. (по ма-
териалам конфессиональной прессы) // Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества: Материалы VII междунар. науч.-практич. конф. Благовещенск: Благовещенский гос. пед. ун-т, 2017. С. 245–246.
8. Потапова Н. В. Руководители дальневосточного баптизма в эмиграции: харбинская история // Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества: Материалы IX междунар. науч.-практич. конф. Благовещенск: Благовещенский гос. пед. ун-т, 2019. С. 146.
9. Винс Г. П. Тропою верности. СПб.: Библия для всех, 1997. http://www.rusbaptist.stunda.org/tropojvernosti.htm (дата обращения 20.05.2020).
10. Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917–1922 гг. (на материалах Дальнего Востока): Монография: В 2 т. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. Т. 1. С. 261.
11. Дементьев А. А. Авен-Езер: Евангельское движение в Приморье 1898–1990 годы. Владивосток: Русский Остров, 2011. С. 53.
12. Потапова Н. В. Баптистская община в Харбине в 1920–1922 гг. С. 245–246.
13. Евтушевский А. Г. Идеологическая интервенция США на Советском Дальнем Востоке и борьба с ней (1917–1922 гг.): Дис. … канд. ист. наук. Владивосток, 1980. С. 75.
14. Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917–1922 гг. Т. 1. С. 294–295.
15. ГАХК. Ф. Р-831. Оп. 2. Д. 29. Л. 61.
16. Потапова Н. В. Баптистская община в Харбине в 1920–1922 гг. С. 246.
17. История евангельских христиан-баптистов Дальнего Востока России в XIX–XX вв.: Монография С. М. Дударёнок, Е. А. Мурыгина, А. И. Поспелова и др. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2021. С. 212.
183. Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917–1922 гг. С. 299.
19. ГАХК. Ф. П-2. Оп. 2. Д. 168. Л. 5.
20. Балалаева Н. М. Упадок религиозного сектантства на Дальнем Востоке в условиях строительства и победы социализма // Вопросы истории Дальнего Востока. Хабаровск, 1972. С. 222.
21. Протокол Дальне-Восточного Областного Съезда Евангельских Христиан Баптистов, состоявшегося в городе Хабаровске с 15 по 19 июля 1925 года. Хабаровск, 1925. С. 10.
22. Shaohua D. Краткий обзор истории русской печати в Харбине // Revue des Etudes slaves. T. 73. Fascicule 2–3. Paris, 2001. P. 435.
23. Винс Я. Я., Потлов П. В. Голос веры: Сб. духовных песнопений. 2-е изд. Харбин: Типо-Авто-Фото-Цинкография Л. М. Абрамовича, 1924. С. 418.
24. Там же. С. 3.
25. Shaohua D. Краткий обзор истории русской печати в Харбине // Revue des Etudes slaves. T. 73. Fascicule 2–3. Paris, 2001. P. 435.
26. Потапова Н. В. Руководители дальневосточного баптизма в эмиграции: Харбинская история // Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества: Материалы VIII междунар. научно-практич. конф. (Благовещенск-Хэйхэ, Тяньцзинь, Пекин, 20–28 мая 2019 г.). Вып. 9. Ч. 2. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. С. 149.
27. Протокол Дальне-Восточного Областного Съезда Евангельских Христиан Баптистов, состоявшегося в городе Хабаровске с 15 по 19 июля 1925 года. Хабаровск, 1925. С. 1–2.
28. Там же. С. 2–3.
29. Протокол Дальне-Восточного Областного Съезда Евангельских Христиан Баптистов, состоявшегося в городе Хабаровске с 15 по 19 июля 1925 года. С. 10–12.
30. Там же. С. 12.
31. Потапова Н. В. Руководители дальневосточного баптизма в эмиграции: Харбинская история. С. 149.
32. Протокол Дальне-Восточного Областного Съезда Евангельских Христиан Баптистов, состоявшегося в городе Хабаровске с 15 по 19 июля 1925 года. Хабаровск, 1925. С. 1–2.
33. Религиозный диспут Вечерняя заря. 1925. № 592. С. 3.
34. Сектанты отказываются от диспута Вечерняя заря. 1925. № 594. С. 3.
35. Диспут с сектантами (баптистами) о крещении младенцев // Вера и жизнь. 1925. № 5. С. 50.
36. Наши друзья Бюллетень Сибирско-Маньчжурской миссии методистской епископальной церкви Юг. 1925. № 2. С. 9.
37. ГАХК. Ф. Р-830. Оп. 3. Д. 39369. Л. 8.
38. Винс Я. Я. Происхождение секты «адвентистов седьмого дня» или «субботников» и их лжеучения. С дополнениями Ю. К. Крючкова. Сакраменто, 2009.
39. Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий Русского зарубежья в библиотеках Москвы (1917–1996 гг.). М.: РОССПЭН, 1999. С. 180.
40. Весь Харбин на 1927 год: Адресная и справочная книга. Харбин, 1927. С. 230.
41. Наши молитвы с вами // Бюллетень Сибирско-Маньчжурской миссии методистской епископальной церкви Юг. 1925. № 1. С. 2.
42. Винс Г. П. Тропою верности. СПб.: Библия для всех, 1997. http://www.rusbaptist.stunda.org/tropojvernosti.htm (дата обращения 20.02.2021).
43. ГАХК. Ф. Р-830. Оп. 3. Д. 39369. Л. 9.
44. Shaohua D. Краткий обзор истории русской печати в Харбине // Revue des Etudes slaves. T. 73. Fascicule 2–3. Paris, 2001. P. 436.