Издательство «Новое литературное обозрение» представляет книгу Александра Степанова «Театр эллинского искусства».
Ни в мифах, ни в поэмах Гомера и Гесиода образы богов, героев и царей не представлены наглядно. Поэтому художники ничуть не меньше поэтов ответственны за то, какими видели древние греки и видим мы обитателей Олимпа и главных действующих лиц Троянской войны. Вазописцы и скульпторы стремились изображать их как людей, в которых чувствуется «мощный дух» и «сила естества». Создавая облик персонажей мифов и эпоса, они действовали наподобие современных театральных художников. Следить за тем, как на протяжении веков изменялся облик действующих лиц мифов и эпоса в зависимости от менявшегося отношения к ним — захватывающая задача. Ее решению посвящена книга Александра Степанова — кандидата искусствоведения, профессора Петербургской Академии художеств и научного сотрудника факультета свободных искусств и наук СПбГУ, автора книги «Очерки поэтики и риторики архитектуры», вышедшей в «НЛО».
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Сам отец богов называет Геракла богоподобным и не щадит богов, возмутившихся жестоким наказанием Геры. Ибо Геракл — любимый его сын.
Он и эллинами любим. Пиндар говорит о нем: «герой и бог»1, и это не фигура речи. Геродот сообщает об эллинских городах, в которых воздвигнуты по два храма Гераклу: «в одном храме ему приносят жертвы как бессмертному олимпийцу, а в другом — заупокойные жертвы как герою»2. Но и вне культа Геракл «воспринимался как безотказный помощник, к которому обращались по всякому поводу. На домах писали: «Сын Зевса, славный победами Геракл, живет здесь. Да не войдет сюда никакое зло».
В Геракле «божественное в образе человека было близким — не прекрасный «аполлоновский» образ, противостоящий человеку, а увлекающий за собой пример»3.
Но эллинские поэты, как ни удивительно, до второй половины VII века до н. э. не создали ни одного значительного произведения, в котором бы рассказывалось специально о Геракле4. Поэтому художники творили образ Геракла по своему усмотрению. Без авторитетного словесного описания воображение работало свободнее, чем при изображении богов.
Самое знаменитое из ранних изображений Геракла экспонируется в археологическом музее Афин. На шейке большой погребальной амфоры, расписанной в последней четверти VII века до н. э. Мастером Несса, Геракл убивает кентавра Несса, попытавшегося изнасиловать его невесту Деяниру.
Огромная голова на коротком туловище, длинные ноги с могучими бедрами и сухощавыми голенями — таково сложение Геракла, одетого в короткую подпоясанную тунику. Покатый лоб под шапкой откинутых назад волос; нахмуренная бровь, нарушающая прямизну профиля; взметнувшийся под бровь кружок глаза; закрученный вверх ус; мощный треугольник носа и приоткрытый рот. Вместо того чтобы надеть на Геракла шкуру льва, Мастер придал львиный облик самому герою. Убийство Несса отравленной стрелой не передало бы ни мощи героя, ни ужаса его жертвы. Догнав кентавра, Геракл вцепляется ему в волосы и, упершись стопой в поясницу, ломает несчастному позвоночник. Несс успевает коснуться подбородка героя, умоляя о пощаде, — но тщетно. Вряд ли Гераклу понадобится выхваченный из ножен меч: ноги Несса подкашиваются, сию минуту он рухнет наземь.
Этот облик Геракла был слишком индивидуален, чтобы стать основой общеприемлемой иконографии главного эллинского героя, формированием которой занялись вазописцы следующего поколения. Велика заслуга Софила. Около 590 года до н. э. он изобразил на своем кратере Геракла, оседлавшего морского старца Нерея. В письменных источниках такого эпизода нет: «Геракл застал его спящим и связал его, хотя Нерей во время схватки неоднократно менял свой облик. Он не выпустил Нерея прежде, чем тот указал ему, где он найдет яблоки Гесперид»5. Софил представил не столько то, что могло произойти, сколько самоуверенность Геракла.
Глубокие неровные царапины рисунка Софила напоминают технику сграффито. Уже одно это придает Гераклу решительность и силу. Но по сравнению с божеством, грандиозным, как бурное море, Геракл, обнявший его за шею и прильнувший к нему, выглядит бородатым мальчишкой, мчащимся на карусели. Как и Гермес, ждущий его на берегу, он принадлежит к выведенной Софилом породе отлично сложенных мужчин, которым для демонстрации силы не надо разворачивать к нам свои торсы. У него мощная шея и небольшая голова с прической, не искажающей форму черепа, энергично выступающий клин носа и столь же острая борода, глаз-монокль и толстые губы, растянутые в улыбке. Перспектива заслонена головой Нерея, поэтому Геракл смотрит назад — надо думать, наслаждаясь видом стремитель но удаляющихся фигур на берегу. Софил, как и Мастер Несса, облачил героя в столь короткую тунику, что, задравшись спереди, она плотно обтягивает ягодицу лихого наездника, за спиной которого виден полный стрел колчан, а на левом боку — меч в ножнах.
На популярных в Аттике в середине VI века до н. э. глубоких киликах, называемых сианскими чашами, Геракл приобретает импозантность, подобающую будущему обитателю Олимпа. На внешней стороне килика, расписанного в 560-х годах до н. э. Мастером С, он широкоплеч, строен и длинноног. Черты лица не столь остры, как на вазах Софила, но глаз — все тот же, похожий на монокль.
Атрибутом Геракла становится шкура Немейского льва. Голова зверя с широко разинутой пастью и с гривой, закрывающей шею Геракла, превращена в шлем, передние лапы завязаны на груди героя узлом, задние свисают меж ног до колен, за спиной вьется длинный хвост. Под шкурой — облегающая тело героя короткая, не скрывающая колен туника с полосой вышивки внизу. Такой облик Геракла надолго станет в вазописи каноническим.
В скульптуре того времени едва ли не первым гераклийским сюжетом оказывается отнюдь не подвиг, а преступление героя — попытка учредить собственное прорицалище. Работавшие в Сикионе критские «ученики Дедала» изваяли по рекомендации Дельфийского оракула группу «Борьба Геракла с Аполлоном за треножник». Этот сюжет напоминал о Первой Священной войне, в благополучном для Дельф исходе которой Сикион сыграл важную роль. Группа не сохранилась6.
Сокровищница храма Геры на реке Силарис в Посейдонии (римском Пестуме) была украшена около 550–540 годов до н. э. метопами дорийской, вероятно, работы. Подвиги Геракла — главная тема изображений. Благодаря отсутствию мелких деталей горельефы позволяли легко воспринимать суть каждого сюжета при взгляде снизу с расстояния в несколько метров.
Посмотрите на Геракла, несущего керкопов — дерзких проказников, обманщиков и врунов, которых он поймал, когда они попытались украсть у него оружие. Тело героя плотное, крепкое. Львиной шкуры нет. Голова велика, но благодаря приземистому сложению фигура не кажется неуклюжей. Профиль хмурого лица частично стерт, но вызывающей остроты в нем, по-видимому, не было. Атлетические бицепсы, вписанный в квадрат торс, мощные ноги с длинными стопами. Едва заметны линии очень короткой туники, не мешающей широкому шагу.
В мифе керкопы — карлики, но скульптор изобразил их большими, соразмерными мощи героя. Взятый на левое плечо шест, на котором они раскачиваются, как ведра на коромысле, немного наклонился вперед, хотя висящий спереди младший керкоп меньше старшего. Наклонив торс и выдвинув под нагруженным плечом руку и ногу, Геракл, не поникнув головой, преодолевает тяжесть ноши и, действуя шестом, как рычагом, не дает коснуться земли старшему керкопу. Ритм шага пронизывает всю его фигуру: правое предплечье, перевязь меча, левый бицепс параллельны левой ноге, а палица, контур левого бока и левое предплечье параллельны правой. Сетка косых осей придает фигуре Геракла освобождающую от груза энергию. Борода старшего керкопа щекочет лодыжку героя. Это иносказательная шутка скульптора: дело в том, что мать керкопов предупредила их, чтобы они остерегались Мелампига (Чернозадого); увидев сзади густо поросшее черными волосами тело героя, карлики вспомнили о Мелампиге, и Геракл, услышав их разговор и рассмеявшись, отпустил их7.
Несколько лет спустя этот сюжет появился на метопе храма С в Селинунте. Эта работа, скорее, в аттическом вкусе: ведь Селинунт был колонией мегарян. Горельеф прекрасно выделялся на красном фоне. Но все механически-конструктивное, столь ярко проявившееся в дорийском исполнении, здесь отсутствует. Нет ни шеста, ни напряженного наклона торса, ни косых осей, пронизывающих пестумскую фигуру. Неотличимые друг от друга керкопы, будто сами собой парящие по сторонам, не отягощают Геракла. Их согнутые в коленях тела висят высоко и кажутся легкими. Пропорции Геракловой фигуры изящнее, торс выше, шаг у́же, чем в Пестуме. Там все три персонажа представлены в профиль — здесь они глядят на нас, словно желая перехватить наш взгляд, чтобы мы помогли им оторваться от фона. Лицо Геракла, красиво обрамленное крутыми спиралями прически, с огромными глазами под высокими дугами бровей, невозмутимо, как у куроса. Скульптору доставляло удовольствие высекать в камне мелко вьющиеся свисающие изысканными гирляндами локоны керкопов и тщательно моделировать мышцы Геракловых ног. Проигрывая пестумскому горельефу в убедительности действия, селинунтский выигрывает в красоте.
В те годы в Афинах Геракл был поднят на щит пропагандой Писистрата, который позиционировал себя как нового Геракла — протеже Афины. Геракл стал важной фигурой скульптурного убранства зданий, причем не только сакральных, строившихся тогда на Акрополе8. В руинах доперсидских построек найдена сцена введения Геракла на Олимп, украшавшая небольшой фронтон. Героя легко узнать по львиному шлему, но от фигуры осталось немногое, так что обсуждать ее я не берусь.
Афинские вазописцы, которых сэр Бизли назвал «Group E» (среди них начинал свой путь к вершинам мастерства Эксекий), в целом следовали канону изображения Геракла, представленному на «сианских чашах».
Но линии рисунка у них тоньше и гибче. Они запечатлевают легкие колебания профиля, выглядывающего из львиной пасти: выпуклый лоб, плавную переносицу, вытянутый нос с легкой горбинкой, закругленный кончик которого, далеко выступающий вперед над верхней губой, кажется, с азартом вынюхивает все запахи мира. С шальным весельем глядит на нас гигантский птичий глаз, заполненный черной радужкой с расширенным зрачком. Геракл строен: длинный торс, сужающийся к изящной талии, мощные бедра, тонкие голени, переходящие в изящные щиколотки. Передние лапы льва, завязанные на груди узлом, франтовски торчат в стороны над пурпурной туникой. Сомкнутые полы шкуры перехвачены поясом. За спиной у Геракла колчан. Убивая ли Гериона, истребляя ли стимфалийских птиц, он стоит, энергично выдвинув левую ногу; меняется лишь положение рук. В первом случае он орудует мечом. Во втором в руках у Геракла праща, при этом его глаз оказывается между линиями натянутой петли, — удивительный прием, заставляющий отрешенное око героя целиться в птицу.
У младших современников «Group E» Геракл лицом бывает попроще, но, если не всматриваться слишком придирчиво, каноническому облику не изменяет. Таков он на амфоре в Музее Метрополитен, расписанной около 540–530 годов до н. э. аттическим Принстонским Мастером. Но в композиционном отношении эта роспись — новаторская. На аверсе Геракл целится из лука вправо — в невидимку, который… обнаруживается на реверсе! Это Герион. Мастер разрубил «гордиев узел», который вазописцам не удавалось развязать начиная с 560–550 годов до н. э., когда Лидос первым в Аттике изобразил этот сюжет на гидрии, ныне находящейся на вилле Джулиа в Риме. С одной стороны, боязнь пустоты побуждала предшественников Принстонского Мастера изображать на разных сторонах ваз разные сюжеты, тем самым увеличивая общее количество фигур и, заодно, играя сопоставлением сюжетов. С другой стороны, нельзя было не считаться с авторитетом Стесихора, одного из «эннеады» великих лириков Эллады. В его «Герионеиде» Геракл
Пестрой Гидры взял яд…
…кровью и желчью, которые та
Изрыгнула в миг смертных страданий,
Он стрелу напитал и нежданно врагу
Изловчился попасть в переносье.
Божеством предназначенный путь свой стрела совершила,
Подле самого темени вышла
И мышцы с кости совлекла.
Тут на грудь, на покрытые кровью
Запекшейся члены багряная хлынула кровь.
Голова Гериона склонилася долу,
Как мак, отцветая, когда он
Вдруг потеряет красу свою нежную,
Разом все лепестки осыпая…9
На вазах Геракл и Герион схватывались врукопашную, но вложить в руку героя меч или палицу запрещал авторитет Стесихора, поэтому, как это ни нелепо, Геракл натягивал лук со стрелой, для полета которой не оставалось места. Принстонский Мастер, преодолев боязнь пустоты и удалив Гериона на реверс амфоры, первым добился соответствия Стесихоровому описанию и предвосхитил композиционные новации корифеев ранней аттической краснофигурной вазописи — Евфрония, на эрмитажной амфоре которого Геракл целится из лука в Лернейскую гидру, извивающуюся на реверсе вазы, а также Берлинского Мастера и Мастера Клеофрада, которые принялись изображать, например, Геракла и Аполлона в конфликте из-за дельфийского треножника на разных сторонах вазы, то есть не как борцов, а как грабителя и преследователя.
Добывать для Еврисфея шкуру Немейского льва Гераклу пришлось буквально голыми руками, ибо, выстрелив из лука, он увидел, что лев неуязвим. Поэтому его изображали безоружным и обнаженным. Существовало два варианта композиции — вертикальный и горизонтальный.
Первый, более древний, представлен на ойнохойе из Лувра, расписанной около 560–550 годов до н. э. Мастером Амазиса. Нарисованные сбоку силуэты Геракла, ринувшегося вправо, и льва, навстречу ему вставшего на дыбы, наверху сливаются, образуя живой треугольник. Лев невелик. Его голова и грива поглощены силуэтом Гераклова торса: он задыхается. А острый, в манере Софила, профиль Геракла с гипнотизирующим нас птичьим глазом свободно высится над пирамидой сцепившихся тел. Не глядя на льва, он обращен вперед, к Афине, как если бы расправа над страшным зверем была выученным уроком: смотри, светлоокая, как я его! Грандиозная ляжка Геракла шире его развернутого к нам торса и не уступает массе львиного тела. Лев передними лапами обхватил плечо Геракла, задней царапает его голень, но герой рвет его пасть10. Минуты царя зверей сочтены.
Немного позднее (впервые, похоже, у Эксекия11) появился горизонтальный вариант, завоевавший бóльшую популярность. Типичен пример на аверсе датируемой 520–500 годами до н. э. аттической чернофигурной амфоры Псиакса. Геракл навалился на льва слева, подмяв под себя его голову, так что тот хоть и раскрыл страшную пасть, достать врага зубами не может. Левой рукой герой обхватил грудь зверя, правой старается отвести от темени его задранную вверх заднюю лапу. Противоестественно изогнутый силуэта льва — зримый эквивалент его мучительной гибели. Глаз Геракла сузился, появился взгляд не на нас и не на стоящую рядом Афину, а именно на льва.
1. Пиндар. Немейские песни. 3 <«Ахилл»>. 24. Перевод М. Л. Гаспарова.
2. Геродот. Указ. соч. Кн. II, 44.
3. Буркерт В. Указ. соч. С. 370, 371.
4. Там же. С. 367.
5. Аполлодор. Указ. соч. Кн. II, гл. V: 11.
6. Boardman J. Op. cit. P. 76.
7. Борухович В. Г. Примечания // Аполлодор. Указ. соч. С. 247.
8. Boardman J. Op. cit. Р. 154.
9. Стесихор. Герионеида. 9, 10. Перевод Н. Казанского и В. Ярхо.
10. Геракл и Самсон — современники. Придумали ли этот мотив эллины и евреи независимо друг от друга или он кем-то из них позаимствован?
11. Ridgway B. S. Sculptor and Painter in Archaic Athens // Papers on the Amasis Painter and his World. Malibu, 197. P. 83.