![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118; факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
Респондентам задали вопрос: «Как вы думаете, телевидение рассказывает о деятельности В. Путина объективно или необъективно?» Около половины респондентов (47%) считают телеинформацию о президенте объективной, называют ее необъективной четверть опрошенных (25%), чаще других — москвичи (44%), представители электората КПРФ (35%) и люди с высшим образованием (34%). В чем же, по мнению этих респондентов, проявляется необъективность телевидения, когда оно рассказывает о В. Путине?
12% полагают, что телевидение, будучи зависимым от власти, «нам говорит только то, что мы должны увидеть и услышать», «лакирует действительность» и положение дел в стране, «обожествляет» В. Путина, показывает его только с положительной стороны («телевидение зависимо от власти»; «их показ напоминает эпоху Брежнева»; «не показывают отрицательные стороны его деятельности»; «яркую сторону видим, а бледную — нет»; «одни плюсы»; «слишком ангелоподобным его представляют»; «лишнее не показывают, чтобы не знали»; «некоторые стороны по жизни умалчиваются, некоторые слишком ярко показаны»).
3% респондентов считают, что дозированная информация не может быть объективной, и критикуют телевидение скорее не за необъективность, а за неполноту сведений («мало информации»; «нет полного обзора его деятельности»; «телевидение высвечивает только поездки Путина»; «мало о нем говорят и показывают — как о личности»; «непонятны его внутренний мир, отношение»; «о Ельцине знали больше»).
2% считают необъективной информацию, которая противоречит их собственным наблюдениям или наблюдениям окружающих («в России мнения одни, а показывают — совсем другие»; «несхожесть с действительностью»).
Некоторые (1%) предъявляют претензии к СМИ вообще — в том, что они выступают несогласованно, что нет единой позиции в освещении и анализе деятельности В. Путина («у каждого канала свое мнение»; «расходятся мнения по радио и телевидению»; «телевидение говорит одно, а газеты пишут другое»).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.
Респондентам поочередно называли типы телесюжетов с участием В. Путина и просили сказать, какие из них им смотреть интересно, а какие — неинтересно. Как оказалось, чаще всего внимание россиян привлекают сюжеты, где В. Путин общается с народом, с простыми россиянами. А вот информация о личной жизни президента интересует наших сограждан гораздо меньше — лишь немногим больше, чем сюжеты о его рабочих встречах с высокопоставленными должностными лицами и политиками (данные в % от числа опрошенных):
Телесюжеты, в которых В. Путин | Смотреть… | Δ | |
…интересно | …не интересно | ||
Отвечает на вопросы россиян в прямом эфире («Прямая линия») | 80 | 13 | +67 |
Ездит по стране, встречается с простыми людьми | 72 | 20 | +52 |
Встречается с журналистами, участвует в пресс-конференциях | 68 | 24 | +44 |
Участвует в международных встречах | 64 | 28 | +36 |
Ездит по стране, встречается с местными руководителями | 59 | 34 | +25 |
Выступает на торжественных мероприятиях | 52 | 39 | +13 |
Проводит отдых, свободное время в кругу близких | 47 | 34 | +13 |
Проводит рабочие встречи с членами правительства, политиками, руководителями различных уровней | 49 | 43 | +6 |
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.
Респондентов спросили: "Как вам кажется, В.Путина показывают по телевизору слишком часто, слишком редко или столько, сколько нужно?" Большинство россиян (60%) убеждены, что В. Путина показывают по телевизору столько, сколько нужно. Некоторым (10%) не хватает информации о президенте. Впрочем, каждый пятый (20%) считает присутствие В. Путина на телеэкранах избыточным.
У большинства опрошенных (52%) телепередачи и сюжеты с участием президента вызывают интерес (неинтересны они 19% респондентов). Участников опроса, которые смотрят телевизор и видели в последнее время сюжеты с участием В. Путина, спросили, какие из них показались им интересными, а какие — неинтересными. Наиболее интересными респонденты называли телесюжеты о зарубежных визитах президента, о его встречах с лидерами других стран («визит в Нидерланды»; «выступление в Китае»; «визит в Бразилию и другие страны Южной Америки»; «встреча с Кучмой на Украине»; «сюжеты по международной политике») — 13%.
Поездки В. Путина по России, его рабочие встречи, а также другие сюжеты на внутриполитические темы назвали в этой связи 6% респондентов. Эти телерепортажи привлекают зрителей тем, что, как правило, во время встреч с народом или руководящими работниками В. Путин поднимает социальные проблемы, говорит о том, что волнует людей («Путин говорит о студентах»; «выступление о повышении пенсий»; «встречи, поездки, выступления, общение с детьми»; «совещание с министрами»).
4% с особым интересом смотрели пресс-конференции В. Путина, его встречи с журналистами (в частности — «встреча с ведущими ОРТ, РТР, НТВ»). Им нравится, когда президент дает «любые интервью».
3% респондентов выделили телемосты, в ходе которых В. Путин отвечает на вопросы россиян в прямом эфире («“Прямая линия” особенно мне нравится»).
1% любят смотреть, когда президента показывают в неформальной обстановке (сюжеты, «где Путин проводит время с семьей»; «рассказ о своей собаке»; «ездит на лыжах, спортсмен, каратист»).
Говорят, что им все интересно «про Путина», 7% опрошенных («все смотрю о нем»).
На вопрос о том, какие сюжеты и телепередачи с участием В. Путина показались им неинтересными, ответили 10% респондентов. Прозвучавшие претензии в основном относились не к конкретным сюжетам, а к политике президента, его поступкам. Этим респондентам не нравятся зарубежные поездки В. Путина («лучше бы он занялся внутренней политикой», — полагают они), его критикуют за вмешательство во внутренние дела Украины («поздравление невыбранного президента Украины»), за то, что он «простил Украине долг за газ», за его позицию «по вопросу о разбазаривании наших земель на Дальнем Востоке». Некоторым респондентам сюжеты с участием В. Путина не нравятся потому, что, по их мнению, он «много говорит о планах, а не о делах».
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.
Респондентов, которые сказали, что они смотрят телевизор и видели в последнее время сюжеты с участием В. Путина, спросили, какое впечатление произвел на них президент в этих сюжетах. Для ответа участникам опроса предлагались пять пар альтернативных характеристик. Как выяснилось, подавляющему большинству россиян глава государства представляется человеком вежливым (77%), сильным (61%), решительным (59%), понимающим проблемы россиян (58%) и искренним (56%). Значительно реже В. Путина воспринимают как человека грубого (1%), слабого (10%), нерешительного (15%), не понимающего проблемы россиян (14%) и неискреннего (15%).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.
По мнению 17% опрошенных, ЛДПР оказывает сильное влияние на политическую жизнь страны, 34% считают ее влияние слабым (полагают, что оно вообще отсутствует, 27% респондентов). Оценивают влияние ЛДПР как положительное 27% россиян, как отрицательное — 15%.
По мнению 44% респондентов, ЛДПР поддерживает В. Путина, а 29% считают, что либерал-демократы находятся в оппозиции к нему. Что до самого президента, то 38% россиян представляется, что в своих решениях и действиях он не прислушивается к мнениям лидеров ЛДПР, тогда как 29% полагают, что прислушивается.
Данные, приведенные выше, показывают, что ни по одному вопросу о роли ЛДПР в принятии властных решений у респондентов нет однозначного мнения. Такая же неопределенность наблюдается, когда речь заходит об отношениях партии В. Жириновского с народом.
Так, например, 21% опрошенных полагают, что авторитет ЛДПР среди населения в последнее время снижается, а 15% — что растет; 44% считают, что перемен в этом отношении не происходит. Убеждены, что цели ЛДПР соответствуют интересам таких людей, как они сами, 28% опрошенных, не находят такого соответствия 42% респондентов.
83% россиян исключают для себя возможность вступить в ЛДПР; 9% наших сограждан допускают, что могут стать членами этой партии.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.
Судя по данным опроса, Владимира Жириновского знает практически всё совершеннолетнее население России: только 1% наших сограждан сказали, что не знают, кто это. На вопрос, кто возглавляет ЛДПР, также ответили правильно почти все респонденты (91%).
Восприятие этого политика в обществе — полярное: 42% опрошенных относятся к нему положительно, столько же — отрицательно.
По мнению большинства респондентов (57%), деятельность В. Жириновского влияет на популярность ЛДПР положительно, противоположного мнения придерживается вчетверо меньшая доля респондентов (14%); каждый десятый (10%) полагает, что лидер ЛДПР никак не влияет на популярность партии. Две трети наших сограждан (67%) полагают, что ЛДПР может оставаться известной, заметной партией только под руководством В. Жириновского (думают, что ЛДПР осталась бы на виду и под руководством другого лидера, 12% опрошенных).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 ноября 2004 года. 1500 респондентов.
Респондентов попросили ответить на вопрос: «Если говорить в целом, вы довольны или недовольны положением дел в вашей области (крае, республике)?» Результаты опросов показывают, что довольных ситуацией в своем регионе — меньшинство, и их доля сокращается (данные в % от числа опрошенных):
Положением дел в области (крае, республике)… | Октябрь 2003 | Май 2004 | Ноябрь 2004 |
…довольны | 34 | 30 | 29 |
…не довольны | 57 | 63 | 62 |
Какие же проблемы беспокоят людей, мешают им жить? Участникам опроса был предложен список, включавший 22 позиции, из которых предлагалось выбрать не более пяти проблем, самых актуальных для респондентов и их земляков (данные в % от числа опрошенных):
Наиболее актуальные проблемы жителей регионов России | Июнь 2004 | Ноябрь 2004 |
Высокие цены на жилищно-коммунальные услуги | 46 | 45 |
Рост цен, инфляция | 39 | 40 |
Нехватка денег на продукты и товары первой необходимости | 35 | 35 |
Алкоголизм | 28 | 33 |
Высокие цены на медицинские услуги и лекарства | 33 | 32 |
Нехватка рабочих мест, безработица | 15 | 24 |
Бюрократия, произвол чиновников | 22 | 24 |
Плохая социальная защита населения | 16 | 21 |
Наркомания | 21 | 21 |
Как видим, со времени летнего опроса наиболее заметно (на 9 п.п.) выросла доля тех, кто сетует на безработицу. Возможно, это связано с тем, что летом проблема нехватки рабочих мест частично теряет остроту благодаря сезонным работам.
Реже всего назывались следующие проблемы (данные в % от числа опрошенных):
Наименее актуальные проблемы жителей регионов России | Июнь 2004 | Ноябрь 2004 |
Задержка выплат зарплат, пенсий, пособий | 6 | 12 |
Экономический спад, застой в экономике региона | 5 | 8 |
Экологические проблемы | 11 | 6 |
Проблемы, связанные с приезжими, мигрантами | 4 | 6 |
Плохая работа общественного транспорта | 3 | 4 |
Хотя о задержках выплаты зарплат, пенсий, пособий говорится не так уж часто, надо отметить, что за полгода доля указывающих на эту проблему выросла вдвое.
Как и в ходе летнего опроса, в этот раз молодые респонденты (в возрасте от 18 до 35 лет) чаще, чем представители старших поколений, отмечали такие проблемы, как наркомания (28%), невозможность найти хорошую работу (28%), недоступность, высокая стоимость образования (24%), нехватка, дороговизна жилья (23%).
Люди в возрасте от 55 лет чаще других жалуются на инфляцию (49%), высокие цены на медицинские услуги (47%) и на нехватку денег на продукты и товары первой необходимости (47%).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийские опросы городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11 октября 2003 года, 22 мая, 19 июня и 27 ноября 2004 года. По 1500 респондентов.