![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118; факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
Как показал опрос, симптомы ухудшения отношения россиян к реформе системы социальных льгот, обнаружившиеся было неделей ранее, не подтвердились. Показатели отношения к реформе вернулись на уровень двухнедельной давности: с 44% до 38% уменьшилась доля тех, кто оценивает это нововведение отрицательно; одновременно увеличилась, хотя и ненамного (с 32% до 35%), доля оценивающих его положительно.
Та же тенденция — в суждениях льготников: среди них стало на 7 п.п. меньше плохо относящихся к реформе и на 4 п.п. больше тех, кто относится к ней хорошо. Положительное отношение к реформе по-прежнему шире распространено среди представителей низкоресурсных групп: пожилых, малообеспеченных, жителей села, людей с низким уровнем образования. Тех, кто относится к реформе положительно, значимо больше в Северо-Западном, Южном и Приволжском федеральных округах. Можно предположить, что ситуация выправилась отчасти за счет Северо-Западного округа: именно там неделю назад было больше, чем в среднем, отрицательных оценок реформы.
Еще один индикатор ослабления недовольства — уменьшение доли тех, кто одобряет акции протеста в связи с заменой социальных льгот денежными выплатами. Среди населения в целом это уменьшение незначительно (всего на 3 п.п.), но в группе льготников доля таких суждений за последнюю неделю уменьшилась на 5 п.п. (с 54% до 49%).
Вместе с тем прогноз относительно уровня протестной активности в связи с проводящейся реформой за неделю практически не изменился как среди россиян в целом, так и в группе льготников. Доля тех, кто утверждает, что акции протеста будут ослабевать, сейчас, как и неделю назад, составляет 34% (среди льготников неизменным остался показатель 32%). Полагающих, что акции протеста будут усиливаться, сейчас среди населения в целом 28% (было — 30%), а среди льготников — 33% (было — 35%). Декларируемая готовность льготников участвовать в подобных акциях также осталась на прежнем уровне (неделю назад ее выражали 27%, сегодня — 26%); не собираются в них участвовать 65% льготников (было — 62%).
По сравнению с предыдущими замерами уменьшилась задолженность федерального и регионального бюджетов по компенсационным выплатам. В ходе последнего опроса примерно две трети льготников сказали, что за все месяцы им выплачено все, что положено. По-прежнему совсем не получили выплат либо получили их не полностью за январь 11% федеральных льготников и 7% региональных; за февраль — соответственно 11% и 5%, за март — 13% и 7%, а за апрель — соответственно 15% и 13%.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 16 апреля 2005 года. 1500 респондентов.
Казалось бы, такое простое и однозначное понятие как «целостность страны» не может иметь много толкований и смыслов — однако россияне трактуют его весьма широко. В понимании наших сограждан это не только территориальная целостность, единство регионов и неизменность государственных границ, но и единство всех людей, всех населяющих страну народов, их сплоченность, «дружба», «когда все вместе и в беде, и в радости», отсутствие «межнациональной розни». Страна воспринимается целостной, когда нет «удельных князей», все властные структуры централизованы, когда все подчиняются «единому управлению и политике», когда есть «жесткая вертикаль власти». Несколько реже участники опроса в качестве признаков целостности страны называют также мир в государстве, отсутствие локальных вооруженных конфликтов и тем более — региональных войн на ее территории, наличие единой законодательной базы для всей страны, соблюдение законов всеми гражданами, стабильность и порядок, развитую устойчивую экономику, высокий уровень жизни людей. Таким образом, понятие «целостность страны» оказывается почти эквивалентным «всеобщему благоденствию».
Довольно многие — примерно каждый шестой из числа ответивших на открытый вопрос о смысле понятия «целостность страны» — заявляют, что сочли бы нашу страну целостной только в случае, если бы произошло «присоединение к России бывших союзных республик»: эти люди по-прежнему считают своей страной все бывшее пространство СССР («раньше была страна, а сейчас — осколок»).
Если исходить из перечисленных критериев, современная Россия явно не выглядит вполне целостной страной или страной, целостности которой ничего не угрожает. И большинство россиян (52%) действительно считают, что в нашем обществе существуют острые проблемы, противоречия, которые могут через какое-то время вообще привести к распаду России (только 27% опрошенных полагают, что подобных проблем нет). А главные среди таких взрывоопасных проблем, по мнению опрошенных, — это социальное неравенство, региональные различия в уровне жизни населения и низкий уровень жизни в целом, безработица, межнациональная рознь. Несколько реже упоминаются в данном контексте властные амбиции региональных руководителей («каждый князек хочет стать царьком»), коррумпированность чиновников и политиков, слабость федеральной власти, война в Чечне, терроризм, преступность.
Кроме внутренних социально-экономических и политических проблем, которые могут стать предпосылкой для распада страны, существуют, по мнению 58% россиян, и определенные группы, силы, которые преднамеренно, целенаправленно добиваются распада России (лишь 13% отрицают наличие таких сил). Каждый четвертый из числа назвавших эти силы «поименно» указывает на «заграницу»: зловредные соседи, старые и новые соперники на геополитическом пространстве — США, Япония, Китай, Израиль, Украина, Грузия, «исламские страны».
Есть и внутренние враги, «пятая колонна». К ним чаще всего причисляются олигархи, «новые русские», представители властных структур различного уровня (депутаты Госдумы, члены правительства, федеральная власть в целом), партии и их лидеры, региональные руководители — «мелкие президенты», националисты и неофашисты, террористы, преступные группировки («мафия»).
Во многих случаях в репликах о внутренних врагах довольно отчетливо слышится мысль, что они являются порождением демократии, а центральную власть ослабляют многопартийность, идейные споры, парламентские дебаты, свободные выборы.
Что касается реальной опасности распада нашей страны — а не предпосылок такого развития событий, — то, по мнению каждого пятого россиянина (20%), сегодня ее не существует, однако большинство убеждены, что такая опасность есть (30% полагают, что угроза велика, а 32% оценивают ее как незначительную). При этом, по мнению каждого третьего респондента (32%), угроза распада России за последние годы усилилась, и только 14% полагают, что она ослабла (36% считают, что в этом отношении ничего не изменилось).
Треть участников опроса считают, что российские власти недооценивают эту угрозу (35%), четверть — что ее масштабы оцениваются правильно (25%), и лишь немногие (8%) считают, что она преувеличивается.
Суждения о позиции властей во многом определяются собственными представлениями респондентов о масштабах опасности.
Российские власти масштабы угрозы распада России... | Сегодня реальная опасность распада России... | ||
...не существует | ...невелика | ...велика | |
...преувеличивают | 21 | 9 | 3 |
...правильно оценивают | 30 | 31 | 21 |
...недооценивают | 17 | 32 | 62 |
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 16 апреля 2005 года. 1500 респондентов.
Лишь немногим более половины опрошенных пенсионеров (55%) заявили, что в апреле их пенсия увеличилась по сравнению с мартом — хотя прошедшее повышение выплат распространялось на все категории пенсионеров. При этом 28% пенсионеров определенно заявили, что прибавки не получили. Три четверти пенсионеров, сообщивших, что их пенсия выросла, сочли увеличение несущественным, и лишь каждый шестой оценил его как существенное.
Респондентов спросили, на что им хватает пенсии, что они могут себе позволить. Для ответа предлагалась карточка, включавшая 12 статей расходов, в которой можно было отметить любое число позиций. Позицию «покупка необходимых продуктов питания» отметили 80% респондентов, «оплата услуг ЖКХ» — 61%, менее половины респондентов (40%) говорят, что им хватает пенсии на приобретение необходимых лекарств. Следует отметить, что ситуация с доступностью лекарств, судя по данным опроса, ухудшается: если год назад 51% неработающих пенсионеров заявляли, что их пенсии хватает на покупку необходимых медикаментов, то сегодня в этой категории такой ответ дают 43%. По иным статьям расходов подобной динамики (равно как и динамики позитивной) не отмечается.
Всего 11% пенсионеров, судя по ответам участников опроса, пенсии хватает на покупку одежды и обуви, а еще 7% — на то, чтобы помогать детям и внукам. Прочие же траты (такие, как покупка бытовой техники, ремонт, поход в театр или кино, даже покупка книг или газет) на сегодняшнюю пенсию могут себе позволить лишь считанные респонденты-пенсионеры. Работающие пенсионеры заметно реже, чем неработающие, говорят, что их пенсии достаточно для покрытия вышеперечисленных расходов. При этом они чаще утверждают, что государственного пенсионного пособия не хватает на покрытие ни одной из статей расходов, перечисленных в предъявленном респондентам списке (15% против 6% среди неработающих).
Дополнительные доходы, помимо пенсии, есть лишь у 12% неработающих пенсионеров, тогда как у 88% их нет, и по сравнению с прошлым годом это соотношение не претерпело изменений.
Более половины опрошенных пенсионеров (56%) убеждены, что в материальном отношении они живут примерно так же, как и большинство пенсионеров в их населенном пункте; 21% — полагают, что живут хуже других пенсионеров, а 14% — что лучше. Естественно, работающие пенсионеры придерживаются последней точки зрения значительно чаще, чем неработающие (36% и 11%).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 16 апреля 2005 года. 1500 респондентов.
Влияют ли воспоминания о Великой Отечественной войне, актуализированные приближением юбилея Победы, на представления россиян о сегодняшней Германии и их отношение к этой стране, и если влияют, то насколько существенно? Как показывает распределение ответов на открытый вопрос: «Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово “Германия”?» — соответствующие ассоциации возникают в сознании россиян часто: 34% опрошенных (или 41% от числа ответивших на данный вопрос) вспоминают именно о войне и фашизме. Но для многих участников опроса Германия — это в первую очередь цивилизованная, благополучная страна с высоким уровнем жизни (15% ответов), европейское государство (10%) со своими национальными особенностями (4%), неплохими людьми (3%), качественными товарами (2%) и красивыми городами (1%).
Отвечая на другой открытый вопрос: «Знаете ли Вы каких-либо знаменитых людей из Германии? Если знаете, назовите, пожалуйста, их имена», — 13% опрошенных упомянули Гитлера, но столько же — назвали и Гете. Часто звучали имена других писателей, композиторов, ученых — Ф. Шиллера (3%), И.-С. Баха (3%), К. Маркса (3%) и многих других, а также современных немецких политиков — Г. Шредера (12%), Г. Коля (7%).
Как видим, ассоциации с фашизмом играют существенную роль в формировании и воспроизводстве образа Германии, сложившегося на сегодня в сознании россиян, но все же нет оснований считать их доминантой этого образа.
Показательно в этом плане и то, что мнение, согласно которому немцы, родившиеся и выросшие в послевоенную эпоху, должны испытывать чувство вины за развязанную Германией войну, разделяют 33% опрошенных, но 50% убеждены, что послевоенное поколение не обязано отвечать за прошлое страны и действия отцов. При этом 26% респондентов полагают, что такое чувство у большинства немцев послевоенных поколений присутствует, а 54% — что его нет. Но только 21% опрошенных считают, что в сегодняшней Германии много людей, не осуждающих Германию фашистскую за развязывание войны. По мнению 40% респондентов, таких людей мало, а 3% даже полагают, что среди немцев их нет совсем.
Вообще же представления россиян о нынешней Германии сугубо позитивны: 70% называют ее дружественным по отношению к России государством, и только 13% — недружественным; 67% уверены, что сегодня Германия играет в мире положительную роль (причем три четверти считают эту роль значительной), и лишь 6% опрошенных определяют ее роль как отрицательную. Заметим, что за последние четыре года отношение россиян к Германии заметно улучшилось: весной 2001 года недружественной Германию называли 20% опрошенных, дружественной — 61%.
Симпатии россиян к этой стране проявляются и в распределении ответов на вопрос о личном отношении респондентов к ней: 49% опрошенных заявляют о хорошем отношении к Германии, и только 6% — о плохом (еще 41% — безразличны к ней). Причем треть участников опроса (33%) считают, что большинство наших сограждан относятся к Германии позитивно, и лишь 7% — что негативно. Заслуживает внимания тот факт, что возрастные различия в представлениях россиян о нынешней Германии практически отсутствуют: они выражены, да и то несильно, только в распределении ответов на вопрос о личном отношении к этой стране.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 16 апреля 2005 года. 1500 респондентов.
Примечания
[1] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0516/domt0516_1
[2] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0516/domt0516_2
[3] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0516/domt0516_3
[4] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0516/domt0516_4