будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Медленное чтение

Реформа РАО "ЕЭС России", гастарбайтеры и водные процедуры в жизни россиян

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65;
факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru
Межличностное и институциональное доверие : Реформа РАО "ЕЭС России" : Проблема гастарбайтеров : О мытье и водных процедурах
 

Межличностное и институциональное доверие

1. Уровень доверия властным институтам

2. Уровень межличностного доверия

Почти половина наших сограждан (47%) уверены: большинству людей нельзя доверять. У противоположного мнения – большинству людей доверять можно – сторонников меньше: 42%. Впрочем, когда речь заходит о земляках, соотношение суждений заметно меняется: 50% опрошенных говорят, что доверяют жителям своего города (села), и 29% – что не доверяют. Еще чаще респонденты говорят о доверии ближним и «дальним» соседям: доверяют большинству жителей своего дома, двора (в поселках и селах респондентов спрашивали об отношении к жителям их улицы) 62% опрошенных, не доверяют – 24%. Стоит отметить, что больше других склонны доверять землякам и соседям люди с низкими доходами (57 и 71% соответственно).

По мнению 62% опрошенных, в их ближайшем окружении согласие и сплоченность преобладают над несогласием и разобщенностью; обратного мнения придерживаются 28%. Первая точка зрения более характерна для молодежи (67%) и респондентов с высокими доходами (72%).

Участников опроса спрашивали также о том, доверяют ли они различным властным структурам регионального уровня. Реже всего респонденты выражают доверие ГИБДД (доверяют 23%, не доверяют 51%), милиции и правоохранительным органам в целом (27 и 55% соответственно); несколько выше показатель доверия к судам (доверяют 29%, не доверяют – 40%).

Около трети опрошенных сказали о своем доверии региональным и муниципальным властям: администрации региона доверяют 36%, не доверяют – 51%, руководству своего населенного пункта – 32 и 45% соответственно.

Половина опрошенных (49%) выражают доверие местным средствам массовой информации (доля не доверяющих – 39%). Чаще же всего респонденты выказывают доверие местным служителям церкви своего вероисповедания – 59%, тогда как не доверяют им 16% участников опроса.

Марина Иванова

наверх

Реформа РАО "ЕЭС России"

О том, что с 1 июля с.г. прекратила свое существование компания РАО «ЕЭС России», накануне этого события (опрос проходил 28–29 июня) «знали», по их словам, 30% респондентов, 24% «что-то слышали» об этом, а 43% впервые услышали от интервьюера (3% затруднились ответить).

Решение передать электростанции негосударственным компаниям российские граждане в целом не поддерживают. Лишь 8% сказали, что относятся к этой идее положительно (наибольшее число сторонников она имеет среди людей с высшим образованием – 14%), а 59% – отрицательно (особенно много противников реформы в мегаполисах – 65%). Каждый пятый (19%) воспринимает решение «разгосударствления» РАО ЕЭС «безразлично», а 14% затруднились сформулировать свою позицию на этот счет.

Сравнение нынешних данных с опросом годичной давности позволяет говорить о некотором снижении уровня общественного неприятия реформы РАО ЕЭС: в 2007 году о своем отрицательном отношении к идее передачи электростанций независимым производителям говорили 68%. Уменьшение доли негативных оценок сопровождается прежде всего увеличением числа тех, кто относится к преобразованиям в электроэнергетике «безразлично» (12% – в 2007 г., 19% – по данным последнего опроса).

По почти единодушному мнению россиян, после осуществления реформы РАО ЕЭС тарифы на электроэнергию вырастут (80% ответов); 5% думают, что они не изменятся, 3% рассчитывают на снижение, а 12% затруднились спрогнозировать ситуацию с тарифами.

Оценивая деятельность бывшего главного электроэнергетика страны, 45% респондентов сказали, что со своими обязанностями руководителя РАО ЕЭС А. Чубайс справлялся «плохо»; примерно каждый пятый (18%), напротив, полагает, что А. Чубайс это делал «хорошо», а значительная часть респондентов (38%) затруднились ответить на вопрос.

Полученное распределение существенно отличается от данных 2005 года[1], когда отрицательно деятельность А.Чубайса оценили 62%. Стоит, однако, учитывать, что опрос 2005 года проходил вскоре после «майского электрошока», когда в Москве и ряде российских областей произошли аварийные отключения электроэнергии.

Несколько смягчилось отношение россиян и к самому А. Чубайсу. Если в 2000 г. «плохо» к нему относилось более половины населения (55%), в марте 2004-го – 44%, то по последним данным — около трети (32%). Впрочем, речь идет не столько о потеплении общественной атмосферы вокруг А.Чубайса, сколько о более нейтральном восприятии его личности: оценки перераспределились главным образом в сторону «затрудняющихся ответить» (3% в 2005 г., 10% сегодня), в то время как доля симпатизирующих А.Чубайсу увеличилась всего на 3 п. п. (по 7% в 2000 и 2005 гг., 10% по данным последнего опроса).

Сами респонденты, как правило, говорили, что за последние два-три года их отношение к А.Чубайсу не изменилось (70%); 16% сказали, что оно ухудшилось, 3% – что улучшилось, 11% затруднились ответить (респондентам, не знающим, кто такой А. Чубайс – таких набралось 4% – вопрос не задавался).

Характеризуя (в открытой форме) персональные качества А. Чубайса, люди отмечали прежде всего негативные черты его личности. Так, по мнению 8%, это «алчный», «жадный» человек, который «все думал, как обогатиться, прибрать к рукам государственное добро»; 6% воспринимают его как «изворотливого, хитрого», «очень скользкого человека»; 4% – как «лгуна, обманщика», «нечестного, непорядочного», «нехорошего, бессовестного человека». Столько же (4%) прибегли к еще более сильным формулировкам, назвав А. Чубайса «ворюгой», «коррупционером», «грабителем первой гильдии», а 2% видят в нем «мелкого дельца и жулика».

Некоторые (3%) припомнили А.Чубайсу приватизацию («много зла сделал для страны. Его руками проведена приватизация. Не всякий взялся бы за это грязное дело»; «обобрал простой народ»; «он ограбил страну своими ваучерами»); другие обвиняли его в развале электроэнергетики («никакое строительство не ведет, все старое, устарелое»; «под его руководством полностью разорена РАО ЕЭС» – 2%). Отдельные респонденты отмечали негативные стороны персонального имиджа А.Чубайса — высокомерие, хамство, жесткость и др.

Люди, симпатизирующие А. Чубайсу, говорили о нем как о деловом, предприимчивом человеке («предприимчивый, хороший бизнесмен»; «человек дела» – 5%), грамотном специалисте и хорошем менеджере («грамотный, больше ничего не могу сказать»; «знает, что делает»; «он способный руководитель, работал неплохо на своем посту»; «отличный менеджер и организатор»; «хороший менеджер: такую отрасль подмял под себя» – 4%), умном, образованном, неординарном человеке («светлая голова, с интуицией»; «неординарный ум» – 3%), волевом и целеустремленном («настойчивый, целеустремленный»; «стойкий оловянный солдатик»; «целеустремленность, желание полностью отдаться работе» – 3%). Отмечались также честность, принципиальность, ответственность бывшего главы РАО ЕЭС, сочувствие народу и прочие позитивные стороны его натуры.

Ирина Шмерлина

наверх

Проблема гастарбайтеров

Уже довольно длительное время в России наблюдается массовый приток иностранной рабочей силы (гастарбайтеров) – легальной и нелегальной. В ходе опроса выяснялось мнение российских граждан об этом явлении.

Отвечая на открытый вопрос, кто такой «гастарбайтер» (судя по тому, что ответили на него 68% респондентов, термин уже довольно привычен нашим согражданам), более трети опрошенных – 36% – определили его как иностранного работника, приехавшего на заработки. Говоря «иностранный», они часто добавляли, что это люди из бывших советских республик. Для 17% респондентов гастарбайтер ассоциируется просто с приезжим работником, не обязательно иностранцем (из другого города, региона, не местным). Были и другие, менее распространенные ассоциации со словом «гастарбайтер»: наемный, временный работник; нелегальный работник; иностранец, человек другой национальности, как правило, из какой-либо бывшей советской республики; человек, занятый неквалифицированным, низкооплачиваемым трудом (по 4%).

68% респондентов сказали, что в их городе (селе) работают гастарбайтеры, и только 19% заявили, что гастарбайтеров в их населенном пункте нет (13% затруднились с ответом). Причем более половины опрошенных (52%) считают, что гастарбайтеров у них в городе (селе) работает много, тогда как 10% сказали, что иностранные работники есть, но их мало. Как и ожидалось, оценки жителей крупных и мелких населенных пунктов сильно разошлись: о большой численности гастарбайтеров заявили 97% москвичей, 83% жителей иных мегаполисов, 66% жителей больших городов, 50% жителей малых городов и только 13% сельчан. Далее беседа велась с теми людьми, кто ответил, что в их городе (селе) работают гастарбайтеры.

Говоря о причинах использования труда гастарбайтеров, большинство респондентов назвали финансовую выгоду для работодателей («выгодней, дешевле», «им можно платить меньше», «за них налогов не надо платить» – 45%). Упоминалось о бесправии гастарбайтеров, о том, что работодателю легко их обмануть («можно обманывать их и не платить», «им выгодно, рабочие не могут отстаивать свои права, у них нет профсоюзов», «можно выгнать в любой момент» – 5%). Назывались также такие качества гастарбайтеров, как нетребовательность, согласие на любую, даже на самую тяжелую и грязную работу (4%), дисциплина, старательность, меньшая подверженность пьянству (3%). Люди говорили о том, что гастарбайтеры восполняют нехватку рабочих рук среди местных жителей, которая отчасти объясняется ленью и пьянством последних (4%), а также заполняют те рабочие места, от которых местные отказываются ввиду крайней непривлекательности такой работы (2%).

На каких работах, по мнению наших граждан, в основном заняты гастарбайтеры в их городе (селе)? Строительство, ремонтные и отделочные работы указали 42%, 11% – сферу торговли и питания, 8% – коммунальное хозяйство (уборка мусора, озеленение, благоустройство города); 6% ответили, что гастарбайтеров используют на любой работе, не требующей особой квалификации. Упоминались также дорожные и сельскохозяйственные работы (по 4%), транспортная сфера, в том числе работа водителей (2%), работа грузчиков и землекопов (по 1%).

На вопрос о том, представителей какой национальности больше всего среди приезжих работников в их населенном пункте, 22% назвали таджиков, 15% – узбеков, 8% – армян, 7% – азербайджанцев. Другие национальности упоминаются значительно реже.

Респондентам, которые ответили, что в их городе (селе) работают иностранные работники, было задано несколько вопросов об их личном отношении к гастарбайтерам. 31% отрицательно относятся к тому, что там, где они живут, работают гастарбайтеры, 18% – положительно, 44% – безразлично (от всех опрошенных – 21%, 12% и 30% соответственно). Большинство заявивших о присутствии гастарбайтеров в их населенных пунктах (57% этой группы, или 39% от всех опрошенных) полагают, что гастарбайтеры выполняют работу, которую местные жители делать не хотят; альтернативное же мнение – гастарбайтеры отнимают рабочие места у местных жителей – разделяется вдвое реже (28%, или 19% от всех опрошенных).

Следующие вопросы задавались уже всем участникам опроса. Респондентов спросили, кто, по их мнению, получает больше денег за одну и ту же работу – гастарбайтеры или местные жители? 55% уверены, что за одинаковый труд гастарбайтеры получают меньше, (в мегаполисах такой точки зрения придерживаются 74%, в Москве – 80%, в больших городах – 61%), а 10% считают, что гастарбайтерам платят больше, чем местным жителям (на селе так полагают 38%).

Вопрос о том, больше пользы или вреда приносят гастарбайтеры нашей стране, поставил половину респондентов в тупик – 46% затруднились дать на него ответ. Мнения остальных разделились поровну: 27% считают, что от гастарбайтеров больше пользы, столько же уверены, что больше вреда. Москвичи и жители других мегаполисов чаще разделяют первое мнение (45% и 42% – тогда как точку зрения о преимущественно негативных следствиях присутствия гастарбайтеров здесь принимают соответственно 33% и 24% опрошенных), сельские жители – второе (19% и 28% соответственно).

Сказавшим, что присутствие гастарбайтеров приносит больше пользы, был задан открытый вопрос о том, в чем именно эта польза состоит. Чаще всего люди говорили, что приезжие делают нужную работу в различных сферах хозяйства (11%), выполняют самую грязную и тяжелую работу, на которую не идет местное население (7%); они дисциплинированные, хорошие работники, не пьют (3%), их труд дешев, они заполняют пустующие рабочие места (по 2%).

Полагающие, что присутствие гастарбайтеров приносит больше вреда, отвечая на «симметричный» открытый вопрос, подчеркивали, что приезжие вытесняют с рынка труда местное население, усиливая безработицу (об этом сказали 9% опрошенных), недобросовестно, некачественно работают (3%), распространяют инфекции, не считаются с местными обычаями, вызывающе себя ведут, совершают много преступлений, уводят деньги за рубеж, из-за низкой оплаты их труда снижается зарплата местных жителей (по 2%) и др.

По мнению 45% опрошенных, сегодня в России можно полностью отказаться от использования иностранной рабочей силы; 37% полагают, что сейчас это невозможно. Для москвичей и жителей мегаполисов характерно обратное распределение ответов: 59% москвичей и 54% жителей мегаполисов считают, что на данный момент отказаться от гастарбайтеров нельзя.

Александр Куракин

наверх

О мытье и водных процедурах

1. Водные процедуры: регулярность и условия

2. Душ или ванна?

В ходе очередного опроса была затронута столь деликатная тема, как гигиенические привычки россиян. Как выяснилось, половина наших сограждан моются ежедневно (респондентам пояснили – речь идет о «мытье тела полностью, то есть о принятии душа, ванны, посещении бани и т. д.»): 35% опрошенных – раз в день, 11% – два раза, 2% – еще чаще. Треть респондентов (32%) сказали, что принимают водные процедуры несколько раз в неделю, пятая часть (19%) – раз в неделю или реже. Жители села моются реже, чем горожане, а люди с более низким уровнем образования – реже, чем более образованные.

У 18% наших сограждан нет водопровода, поэтому моются они – согласно их ответам на открытый вопрос – в основном в бане (15%); некоторые греют воду и моются в тазу дома (2%), пользуются «летним душем» (2%) либо ходят мыться к родственникам (1%).

Горячее водоснабжение есть у 50% россиян, но только 4% россиян могут пользоваться этим благом цивилизации непрерывно: у 16% горячее водоснабжение прерывается из-за плановых отключений, у 2% – из-за перебоев, а 27% респондентов говорят, что у них бывают и перебои с горячей водой, и ее плановые отключения.

В периоды плановых отключений или перебоев опрошенные чаще всего выходят из положения, нагревая воду на плите или при помощи кипятильника (36%); некоторые ходят в баню (17%), используют колонку (13%) или водонагреватель (10%), моются у родственников или знакомых (8%). Некоторые просто моются холодной водой (4%) или не моются вовсе (1%).

Ванна либо душ (чаще всего – и то, и другое) есть у 70% россиян. Опрошенные чаще говорили, что им больше нравится принимать душ, чем ванну (35%), предпочтение ванне отдали 23%, прочие – определиться не могут. Те, кто больше любит душ, чаще всего объясняли это тем, что душ позволяет сэкономить время: «быстрее это, а времени вечно нет»; «ванна – это долго слишком»; «вечно тороплюсь» (13%). 4% сказали, что душ принять проще, удобнее («более удобно»; «ванна неудобная»).

Часть опрошенных (5%) не могут принимать ванну по состоянию здоровья: «больная спина»; «больное сердце»; «болят ноги»; «в ванной дышать тяжело, сердце слабое»; «ляжешь – не встанешь с ванны».

Некоторые респонденты (3%) говорили, что душ приятнее ванны («больше удовольствия»; «вода льется, и это приятно»). 2% считают, что душ больше бодрит, освежает («бодрее себя чувствуешь»; «лучше освежает»; «снимает усталость»; «тонизирует»). 1% подчеркнули, что любят массажный и контрастный душ («контрастный душ очень нравится»; «массаж люблю от струи воды»; «можно менять температуру воды»; «можно чередовать температуру воды»).

Наконец, респонденты говорили о большей гигиеничности душа: «в ванне, как в собственной грязи, сидим»; «ванна – не самое гигиеничное дело»; «гигиеничнее, чище»; «грязь быстрее смывается»; «не люблю лежать в грязной воде» (2%). Другие преимущества душа упоминались реже.

Любители принимать ванну в основном (16%) говорили о приятных ощущениях, связанных с этим: «есть возможность расслабиться отдохнуть»; «релаксация»; «тело отдыхает»; «успокаивает»; «я в ней отдыхаю»; «я там расслабляюсь»; «в воде лежишь и балдеешь»; «грею старые кости»; «люблю побрызгаться»; «люблю побыть в воде»; «люблю погреться полежать». 1% респондентов сказали, что ванна удобнее душа («более удобно для уставшего тела»; «комфортнее»). Еще столько же участников опроса любят добавлять в воду соль, травы, ароматические масла («ванны принимаю с травами»; «добавляю всякие аромадобавки»; «добавляю соль для ванны»).

Некоторые респонденты (1%) считают, что в ванне можно лучше, эффективнее помыться: «можно смыть всю грязь»; «основательно помыться люблю»; «полностью моешься – удобно»; «посидишь, попаришься»; «у меня работа грязная, душем не отделаться».

Часть опрошенных (1%) принимают ванну по состоянию здоровья, в лечебных целях: «болезни лечишь»; «душ не могу принимать по здоровью»; «из-за болезни»; «не могу стоять»; «я лечебные ванны принимаю».

Наконец, 1% респондентов сказали, что принимают ванну по привычке («привык к ней»; «с детства люблю ванну»).

Были названы и другие преимущества ванны перед душем.

Большая часть россиян (42%) тратят на принятие душа или ванны от 10 до 30 минут. 14% респондентов сказали, что моются от получаса до часа, 7% управляются за 10 минут и менее. Некоторые участники опроса (2%) тратят на мытьё больше часа. Остальные 6% затруднились ответить, сколько времени они уделяют водным процедурам.

Елена Васильева

наверх

[1] Тогда аналогичный вопрос задавался, разумеется, в настоящем времени.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).