![]() | ![]() | Аналитический Центр Юрия ЛевадыМосква, ул. Черняховского, 16; телефон: (495) 229-38-10; факс: (495) 229-38-25; e-mail: direct@levada.ru |
13-16 апреля 2007 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в возрасте от 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов страны.
Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
СКОЛЬКО ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НЕОБХОДИМО СЕЙЧАС РОССИИ?
2001 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
одна сильная правящая партия | 34 | 34 | 38 | 32 | 30 |
две или три большие партии | 41 | 44 | 39 | 42 | 46 |
много относительно небольших партий | 4 | 6 | 4 | 5 | 7 |
политические партии нам вообще не нужны | 8 | 6 | 7 | 7 | 6 |
затруднились ответить | 13 | 10 | 12 | 14 | 13 |
Мнения о поправках в закон о выборах, ограничивающих численность членов партии, необходимую для ее регистрации и формального признания. 29% опрошенных считают, что поправки, внесенные в 2004 году в закон о политических партиях, касающиеся увеличения членов политической партии, нарушают конституционные права граждан на объединения в политические партии, 31% — с ними не согласны и не рассматривают эти изменения в законе как нарушения гражданских прав. 41% опрошенных – затруднились с ответом в силу своей не информированности или незначимости для них этих вопросов. Такое распределения мнений по стране свидетельствует о том, что в общественном мнении эти вопросы слабо артикулированы, что в обществе нет устойчивых представлений о том, какова должна быть минимальная численность партии, необходимая для ее регистрации, что у людей слишком мало информации относительно этих вопросов организации политической жизни в стране, что подобные вопросы не получили достаточно полного освещения в общественных дискуссиях, в прессе, на телевидении и т.п. Фактически это означает, что-либо большую часть населения эти проблемы мало волнуют, либо что они малопонятны людям, то есть воспринимаются как слишком отвлеченные вопросы, не связанные с повседневными заботами.
Анализ ответов респондентов, принадлежащих к разным социальным и демографическим категориям населения, показывает, что эти проблемы волнуют прежде всего более образованные слои и группы, более заинтересованные ходом политических событий и процессов, происходящих в стране, соответственно, более информированными о них. Именно в этих группах российского общества отмечается преобладание мнений о том, что упомянутые поправки в закон о численности членов политических партий, необходимой для регистрации последних, представляют собой нарушение конституционных прав граждан. Так, среди руководителей организаций разного уровня мнение о том, что поправки являются нарушением конституционных прав, разделяют 46% (противоположных взглядов придерживаются 29%), среди предпринимателей – 37% (против 23%), среди студентов аналогичные ответы дали 40% и 26%, соответственно; среди служащих – 31 и 29%. Напротив, среди военнослужащих, работников милиции, рабочих, а также домохозяек мнения о том, что поправки 2004 года в закон о партиях представляют собой нарушение конституционных прав граждан, разделяют меньшинство, соответственно: 23% и 40%, 28 и 33%, 25 и 27%.
В Москве, где население более политизировано и ангажировано, где удельный вес людей с высшим образованием самый высокий в стране, распределение этих мнений выглядит следующим образом: 49% (против 19% и 32% затруднившихся с ответом) считают принятые поправки нарушением конституционных прав граждан. На другом полюсе этой социальной шкалы, в селе или малых городах, распределение противоположных мнений носит обратный характер: там большая часть опрошенных в принятии этих поправок не видит какого-либо ущемления гражданских прав.
Отношение к закону о численности членов партий, необходимых для регистрации партии, зависит от уровня образования, включенности человека в политические события, его информированности, широты социального кругозора. Чем выше социальные и культурные ресурсы опрашиваемого, тем выше вероятности получить его негативное мнение о принятых поправках в закон о партиях. И, наоборот, чем менее образован респондент, чем дальше от находится от центров политической жизни, тем с большим равнодушием он воспринимает эти изменения, тем менее значимы для него эти вопросы, но, одновременно, с тем большей готовностью он склонен одобрить и принять все, что делают представители законодательной власти и правительство страны.
На предстоящих в декабре выборах весьма велика вероятность различных злоупотреблений. Только 8% полагают, что не будет никаких процедурных нарушений и фальсификаций). Основная масса опрошенных полагает, что наиболее вероятными злоупотреблениями могут быть следующие (18% респондентов затруднились сказать, будут или нет подобные злоупотребления или назвать их):
СТОЛКНЕМСЯ ЛИ МЫ НА ПРЕДСТОЯЩИХ В ДЕКАБРЕ ЭТОГО ГОДА ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИИ СО СЛЕДУЮЩИМИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМИ?
подтасовка результатов выборов местными, региональными избирательными комиссиями | 39 |
подкуп избирателей со стороны власти | 33 |
подкуп избирателей со стороны оппозиции | 30 |
исключение из предвыборных списков партий кандидатов, неугодных властям | 26 |
предоставление "Единой России" и другим "партиям власти" тех или иных преимуществ при проведении избирательной кампании | 26 |
отстранение от выборов партий, неугодных властям | 26 |
подтасовка результатов выборов Центризбиркомом | 23 |
не будет никаких злоупотреблений | 8 |
затруднились ответить | 18 |
НАСКОЛЬКО СЕРЬЕЗНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ ОКАЖУТ ЭТИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ?
очень серьезное / довольно серьезное | 49 |
не очень серьезное / не окажут практически никакого влияния | 23 |
затруднились ответить | 3 |
СМОЖЕТ ЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОДГОТОВКОЙ И ХОДОМ ВЫБОРОВ СО СТОРОНЫ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАРТИЙ, ЖУРНАЛИСТОВ, ИНОСТРАННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО УМЕНЬШИТЬ ЭТИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ?
да | 32 |
нет | 33 |
затруднились ответить | 9 |
УЧИТЫВАЯ ВСЕ СКАЗАННОЕ ВЫШЕ, БУДУТ ЛИ ПРЕДСТОЯЩИЕ В ДЕКАБРЕ ЭТОГО ГОДА ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ВЫРАЖАТЬ ВОЛЮ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ?
Определенно да / скорее да | 40 |
Скорее нет / определенно нет | 45 |
затруднились ответить | 15 |
БУДЕТЕ ЛИ ВЫ СЧИТАТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ОБРАЗОВАННУЮ НА ЭТИХ ВЫБОРАХ, ЗАКОННЫМ И ПОЛНОПРАВНЫМ ОРГАНОМ ВЛАСТИ?
Определенно да / скорее да | 48 |
Скорее нет / определенно нет | 32 |
затруднились ответить | 20 |
Исходя из этого, почти половина опрошенных (49%) считает, что эти нарушения и фальсификации окажут серьезное влияние на окончательные итоги голосования (23% — что нарушения будут иметь незначительный эффект или не окажут практически какого-либо влияния на итоги выборов). Мнения опрошенных относительно того, может ли общественный контроль за подготовкой и ходом выборов со стороны политических партий, журналистов, общественных организаций, иностранных наблюдателей уменьшить риск и масштабы этих злоупотреблений, разделить практически на равные части: 44%) считает, что они не будут иметь существенного влияния, 43% полагают, что эффект от них будет весьма значительным (12% затруднились сказать что-то определенное). 40% полагают, что предстоящие выборы в Госдуму, проведенные таким образом, все равно будут выражать реальную волю населения РФ, 45% с ними не согласны и, по меньшей мере, сомневаются в легитимности этих выборов (в том числе – 13% думают, что подобные нарушения ведут к тому, что такого рода выборы никак не отражают волю населения России).
Тем не менее, парадоксальным образом, опрошенные готовы считать так избранный состав депутатов ГД законным и полноправным органом власти (48%, 32% – нет и 20% затрудняются ответить на этот вопрос).
ПОДДЕРЖАЛИ БЫ ВЫ ИЛИ НЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЛИКВИДИРОВАТЬ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЯХ ГРАФУ "ПРОТИВ ВСЕХ"? | СЛЕДУЕТ ЛИ ВЕРНУТЬ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ НА ВЫБОРАХ ВСЕХ УРОВНЕЙ ГРАФУ "ПРОТИВ ВСЕХ"? | |
2004 | 2007 | |
Определенно да / скорее да | 18 | 65 |
Скорее нет / определенно нет | 60 | 25 |
Затруднились ответить | 22 | 10 |