![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65; факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru |
1. Отношение к партии
2. О съезде «Единой России»
Известно, что «Единая Россия» (ЕР) пользуется весьма высокой популярностью у россиян. Еще в апреле 2008 года, когда эту партию согласился возглавить В. Путин, число симпатизирующих ей перевалило за грань в 50% и составило уверенное большинство — 60%. Сегодня доля заявляющих о позитивном отношении к партии составляет 65%.
Еще выше доля тех, кто делает «экспертное заключение» о популярности этой партии среди населения, — 77% (что превысило аналогичный показатель майского опроса с.г. на 6 п.п.). Лишь примерно каждый десятый (9%) полагает, что «Едина Россия» не пользуется популярностью у россиян; 14% затруднились дать какое-либо заключение по этому вопросу.
Возвращаясь к оценкам партии респондентами, отметим, что людей, которые заявляют о своем отрицательном отношении к ней, в целом немного, – 16% (в течение последних двух лет их доля практически не менялась); пятая часть населения (18%) не имеет отчетливого отношения к «Единой России».
Если о своей личной расположенности к партии чаще других говорят люди, занятые бизнесом или планирующие стать предпринимателями (71% в данной группе опрошенных), то представление об «общероссийской популярности» этой партии сложилось прежде всего у молодых людей (в возрасте от 18 до 35 лет) — 84%. Оба смещения неслучайны, что подтверждается реакцией названных групп респондентов на другие сюжеты, затронутые в ходе опроса.
В частности, на вопрос, соответствуют ли цели «Единой России» интересам таких людей, как они, бизнес-ориентированные и молодые граждане, а также люди относительно хорошо обеспеченные (имеющие ежемесячный среднедушевой доход на члена семьи более 7 тыс. руб.), чаще других давали утвердительный ответ – 56–61% в названных группах при 51% по выборке в целом.
Отрицательный ответ на тот же вопрос прозвучал в 28% случаев (чаще всего его давали пожилые респонденты и жители мегаполисов — по 35%); 22% затруднились ответить.
Пятилетний мониторинг этого вопроса демонстрирует устойчивый рост числа людей, полагающих, что цели «единороссов» отвечают их личным интересам: в 2003–2005 годах таких людей было около 30%, в феврале 2007 года — 35%, в апреле этого года — 46%, сегодня, напомним, их на 5 п.п. больше. Доля тех, кто подобной близости с целями партии не ощущает, меняется менее быстрыми темпами: об уменьшении их числа здесь можно говорить только на фоне данных 2005 года, когда о несовпадении целей партии и своих личных интересов сказали 36%, что на 8 п.п. больше сегодняшнего показателя.
При том, что реальных членов «Единой России» в нашей выборке оказалось немного (2%), 17% допускают для себя возможность вступить в эту партию (71% исключают такую возможность, 11% затрудняются ответить). На протяжении последних четырех лет распределение ответов на этот вопрос менялось мало: по сравнению с опросом двухлетней давности доля потенциальных членов «Единой России» выросла на 4 п.п., с 2004 года — на 6 п.п. Оба случая формально можно объяснить статистической погрешностью, но, на наш взгляд, их, скорее, следует интерпретировать как слабовыраженную тенденцию. Повышенной готовностью усилить ряды «Единой России» отличаются опять-таки «бизнесмены» – реальные и потенциальные предприниматели (30%), интернет-пользователи (26%), молодые люди, относительно хорошо обеспеченные граждане и москвичи (22–24% среди них). Стоит отметить, что два года назад подобных смещений по группам не наблюдалось (правда, «бизнесмены» и интернет-пользователи в качестве таких групп тогда еще не выделялись).
Что касается деятельности «Единой России», то, судя по данным опроса, она наиболее заметна в Москве и больших городах — 43 и 36% соответственно, в то время как в среднем по выборке об активности партии на местах говорят 22%. Более половины опрошенных (56%) не замечают признаков деятельности «Единой России», 22% затруднились сказать по этому поводу что-либо определенное. За два последних года существенных изменений в этом отношении не произошло, но в сравнении с 2004 годом, судя по данным мониторинга, партия ощутимо активизировала свою деятельность в регионах.
В целом примерно каждый второй россиянин (48%) склонен видеть в «Единой России» независимую политическую силу, принимающую самостоятельные решения (наиболее твердо в этом убеждены люди, ориентированные на бизнес, и хорошо обеспеченные граждане — 57–58% в каждой из групп). 28% оценивают реальный политический статус партии прямо противоположным образом, полагая, что она не обладает ни независимостью, ни самостоятельностью в своих действиях (это мнение наиболее широко представлено в Москве, мегаполисах и больших городах, среди граждан с высшим образованием и интернет-пользователей — 35–40% в названных группах). Каждый четвертый (24%) затруднился оценить самостоятельность «Единой России».
О прошедшем в ноябре съезде «Единой России» половина респондентов (49%) имеют более или менее отчетливое представление (из них 21% сказали, что «знают» об этом событии, а 28% «что-то слышали» о нем). Практически столько же (48%) признались, что услышали об очередном съезде партии от интервьюера. Точно такую же степень осведомленности проявили россияне и о предыдущем съезде, состоявшемся осенью прошлого года.
На вопрос о впечатлениях от прошедшего съезда (он задавался, разумеется, только тем, кто к моменту опроса в той или иной степени знал о нем или, по крайней мере, заявил об этом) чаще всего звучал ответ «не осталось никакого впечатления» (43% осведомленных респондентов, или 21% от общего числа опрошенных).
Положительное впечатление от съезда отметили 35% осведомленных (или 17% по выборке). Судя по ответам на соответствующий открытый вопрос, оно связано прежде всего с прозвучавшими на съезде социальными обещаниями («съезд решил обратить внимание на социальные вопросы, несмотря на кризис»; «говорили, что и пенсионерам будут помогать пережить трудное время»; «все для людей будет лучше»; «обещают хорошую жизнь» — 4%), антикризисной тематикой съезда («были конкретные задачи о выходе из кризиса»; «об антикризисных мерах»; «обсуждали серьезные проблемы, связанные с экономикой»), выступлением В. Путина («В. В. умные вещи говорил»; «получил удовольствие от выступления Путина»; «Путин выступил дельно»; «Путин говорил хорошо, как бальзам на душу») и в целом позитивным настроем партийцев («курс на улучшение и развитие»; «много хорошего обещают»; «хорошие намерения») — по 3% ответов каждого типа.
Плохое впечатление от съезда осталось у 8% осведомленных о нем (4% по выборке). Объясняя его, респонденты квалифицировали работу съезда как «пустые разговоры», «показуху» и «…дежавю КПСС» (по 1%).
Информационное освещение съезда осведомленные респонденты чаще всего оценивали как адекватное: 57% из их числа (28% от выборочной совокупности в целом) сказали, что российские газеты, радио, телевидение уделили съезду партии «Единая Россия» внимания столько, сколько следовало. У 8% этих людей сложилось впечатление, что внимания было недостаточно, у 18% — что оно, напротив, было избыточным (по выборке в целом это составляет 4 и 9% соответственно).
Говоря об итогах прошедшего съезда, 40% опрошенных выразили мнение, что он окажет положительное влияние на ситуацию в стране (особую убежденность в этом выказали жители Москвы — 55%). Мнение об отрицательных последствиях съезда высказывалось нечасто (4%). Каждый четвертый (24%) думает, что заметного влияния съезда на реальную жизнь ожидать не приходится, а каждый третий (32%) затруднился ответить на этот вопрос.
Ирина Шмерлина
У некоторых людей, как известно, существует привычка покупать продукты и товары впрок, в том числе делать запасы "на черный день". Мы решили выяснить, насколько распространена такая практика. Большинство россиян (72%) не относят себя к запасливым людям, отмечая, что покупают продукты и товары повседневного спроса по мере необходимости, однако четверть наших сограждан (25%) говорят, что запасы делают.
В то же время, отвечая на вопрос «Если говорить не о сезонных продуктах, то Вы, Ваша семья в последнее время покупали впрок меньше или больше продуктов, или столько же, сколько 2-3 месяца назад? Или Вы вообще не покупаете продукты впрок?», уже менее половины наших сограждан уверенно заявили, что продуктов впрок они не покупают. Вполне естественно, что меньше всех склонны к таким закупкам москвичи (не запасают продукты 55% из них) и жители мегаполисов (не запасаются 56%). При этом большая часть из тех, кто делает продуктовые запасы (37% по выборке в целом), в последнее время покупали столько же, сколько всегда, и лишь немногие – меньше или больше обычного (соответственно 6% и 5% по выборке). У тех, кто стал покупать впрок больше или меньше, спросили, чем это вызвано. Отметим, что в обоих случаях многие связывают изменения своих покупательских стратегий с ростом цен и ухудшением материального положения: респонденты покупают больше из-за роста цен («стоит сегодня батон 10 рублей, а завтра – 20 рублей, потому и покупаешь впрок» – 2%) и из-за боязни кризиса (1%), а меньше – из-за нехватки денег (1%) и опять же роста цен («цены растут – не укупишь всего» – 2%).
Четверть респондентов (25%) считают, что сегодня людей, покупающих товары и продукты впрок, становится больше; вдвое реже встречается мнение, что таких людей становится меньше (13%). Треть участников опроса (31%) считают, что доля запасливых людей не меняется.
Когда речь заходит о заготовках на зиму, выясняется, что подавляющее большинство наших сограждан – 78% – не полагаются только на магазины и предпочитают обеспечивать себя домашними запасами; не делают заготовок 22% россиян. Жители мегаполисов и особенно столицы значительно чаще других заявляют, что не запасаются продуктами на зиму (31% и 44% соответственно). Выше средней доля тех, кто не делает запасов, среди людей с относительно высокими доходами (30%) и респондентов с высшим образованием (28%), а также среди молодежи (29%). В селах же не заготавливают продукты на зиму лишь 8% опрошенных.
Больше всего распространены такие виды зимних заготовок, как разнообразные соленья (квашеная капуста, соленые грибы и огурцы, и проч.), а также варенье, компоты – их делают соответственно 70% и 69% опрошенных. 57% респондентов запасаются свежими овощами (картошкой, свеклой, морковью и т. п.), 16% – свежими фруктами (яблоками, грушами и т. д.). Довольно широко распространены и такие припасы, как замороженные и сушеные грибы, ягоды и фрукты (соответственно 26% и 18%). Значительно реже упоминаются заготовки сала и муки (по 10%), круп и подсолнечного масла (по 7%), лишь немногие запасают на зиму вяленую и соленую рыбу и мясо (по 4%), а также мясо тушеное (5%). Две трети опрошенных (63%) обычно делают заготовки из продуктов, выращенных или произведенных в личном подсобном хозяйстве, на даче; четверть (25%) – из продуктов, купленных на рынке; чуть менее четверти (23%) – из собранных в лесу грибов, ягод и трав; десятая часть (9%) делают закупки в магазинах, и 2% делают запасы за счет добытой на охоте и рыбалке дичи и рыбы.
В апреле 2007 года мы уже спрашивали наших сограждан о заготовках. Тогда респонденты несколько чаще, чем сейчас, говорили, что они производят заготовки (82% против 78% в этом году), однако динамика незначительна и не позволяет делать каких бы то ни было содержательных выводов.
Подавляющее большинство опрошенных (77%) делают заготовки только для себя и своей семьи, и лишь 2% – как для себя, так и на продажу. При этом заготовки играют значимую роль в рационе многих россиян: для 10% они являются основным питанием (в селе – для 22%), для 37% – существенной добавкой к магазинным продуктам, для 30% – небольшой добавкой к ним. Половина опрошенных (45%) уверены, что не смогли бы обойтись без заготовок (среди жителей сел – 70%), около трети (29%) – заявляют, что смогли бы без них прожить. Отвечая на вопрос, почему они делают заготовки, на первое место респонденты ставили такие мотивы, как возможность есть вкусные домашние продукты (45%) и сэкономить деньги (41%). Многих побуждает делать заготовки желание переработать выращенное (23%) и иметь запасы (21%). Об экологичности, полезности своих заготовок, а также удобстве (чтобы были под рукой) говорили реже – 17% и 16% опрошенных соответственно.
Большинство из тех, кто делает заготовки (48% по выборке), отметили, что этой осенью они запасли на зиму столько же, сколько прошлой; у четверти (18% по выборке) объем заготовок сократился, а примерно у каждого десятого – увеличился (8% в среднем по выборке, а среди жителей сел – 14%).
Марина Иванова
Подавляющее большинство россиян (72%), не заметили забастовок на предприятиях и организациях своей области (края, республики) за последние два-три месяца. Только 4% респондентов заявили, что забастовки в их регионе за это время проходили, и 2% за последние три месяца лично принимали в них участие.
Между тем каждый пятый опрошенный (20%) ожидает увеличения числа забастовок в своем регионе в ближайшее время; 22% полагают, что их количество останется на прежнем уровне, однако большинство (56%) не взялись дать прогноз на этот счет.
Тех, кто ожидает роста числа забастовок в своем регионе, попросили назвать причины такого прогноза (был задан открытый вопрос). Наиболее часто называемая причина – рост безработицы (11%). Реже назывались задержки или снижение зарплаты, некоторые говорили о кризисе и нестабильности в стране в целом (по 3%).
По словам пятой части опрошенных (21%, от числа работающих – 27%), они готовы принять участие в забастовке, если таковая случится. Большинство респондентов (65%) бастовать не намерены. В каком случае стали бы участвовать в стачке те, кто заявил о своей принципиальной готовности сделать это?
Отвечая на соответствующий открытый вопрос, по 5% респондентов говорили, что примут участие в забастовке, если будут решаться вопросы, касающиеся размера зарплаты (снижение, повышение) либо ее задержек. Еще 4% заявили, что примкнут к бастующим, если начнутся увольнения. Остальные причины назывались реже.
Более половины респондентов (55%) одобряют тех, кто решается на забастовку, тогда как 15% выражают неодобрение в их адрес (еще 21% опрошенных относятся к бастующим безразлично). По сравнению с февралем этого года, когда такой вопрос был задан впервые, доля одобряющих забастовщиков выросла на 7 п.п.
Вообще забастовку считают крайней мерой 57% опрошенных (в феврале – 64%). Нормальным способом отстаивания работниками своих интересов считают забастовку вдвое меньше респондентов – 28% (в феврале – 23%).
Александр Куракин
В конце ноября состоялись съезды «Единой России» и КПРФ, что дало нам повод поговорить с респондентами о популярности этих партий, восприятии населением их программных целей, степени влияния на ситуацию в стране.
По сравнению с «Единой Россией», о положительном отношении к которой заявляют 65% участников опроса, а об отрицательном – вчетверо меньше (16%), восприятие Коммунистической партии гораздо более сбалансировано: 35% относятся к ней положительно, практически столько же (36%) — отрицательно, а 29% — по-видимому, никак, поскольку затруднились ответить на соответствующий вопрос.
Впрочем, отношение к компартии очень разнится в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов. Так, молодые респонденты (в возрасте до 35 лет) заметно чаще воспринимают КПРФ негативно (43%), чем позитивно (20%) или безразлично (37%), в то время как среди людей пенсионного и предпенсионного возраста положительное отношение явно доминирует над отрицательным и безразличным (54% против 26% и 19% соответственно). О своем неприятии КПРФ часто заявляют люди, занимающиеся бизнесом или планирующие им заняться (49%), а также пользователи сети Интернет (42%). Заметно и влияние места проживания респондентов. Здесь оценочные полюса задают столица и сельская местность: если для москвичей наиболее типичным ответом был «отношусь отрицательно» (51%), то для сельских жителей, наоборот, — «отношусь положительно» (42%).
Интересно, что, отвечая на вопрос: «Как Вы думаете, КПРФ – популярная или непопулярная среди россиян политическая партия?», респонденты чаще давали негативные оценки, чем когда они характеризовали свое личное восприятие этой партии. Так, о том, что Компартия популярна среди россиян, сказали 30%, а 47% высказали противоположное мнение (каждый четвертый затруднился ответить).
Любопытно, что вопрос о том, соответствуют ли цели КПРФ интересам тех людей, с которыми респондент себя идентифицирует, также показал более сдержанные оценки, нежели вопрос о собственном отношении к партии. Так, лишь 29% сказали о близости целей партии интересам людей своего круга, а 42% заявили, что эти интересы не совпадают. Динамика мнений по данному вопросу (наблюдение за которой ведется с 2001 года) довольно неустойчива, но в целом, если сравнить сегодняшнее распределение с данными 2001 года, можно констатировать некоторое уменьшение (на 6 п. п.) доли людей, считающих, что цели КПРФ отвечают их интересам.
Десятая часть респондентов считают, что авторитет КПРФ среди населения растет, однако тех, кто говорит о противоположной тенденции, в два с половиной раза больше (26%). 38% не видят никаких явных перемен в отношении людей к КПРФ, а 27% затруднились ответить на данный вопрос. Стоит заметить, что 4 года назад половина респондентов (51%, то есть вдвое больше, чем сегодня) отмечали снижение авторитета Компартии среди россиян.
Что касается прогнозов на будущее, то они отчасти повторяют оценки настоящего. Так, каждый десятый полагает, что в ближайшее время авторитет КПРФ будет расти, а 39% — что он останется на прежнем уровне. Снижение популярности КПРФ прогнозируют только 17%, вдвое больше (34%) затруднились дать определенный ответ на поставленный вопрос.
По мнению 3% респондентов, высказанному в ответах на открытый вопрос, кризис и его последствия (от «падения уровня жизни» до «падения нравов») будут способствовать росту авторитета КПРФ: «чем тяжелее жизнь, тем больше народ доверяет коммунистам». Столько же респондентов дали близкий по смыслу ответ, за исключением того, что их аргументы обращены не к будущему или настоящему, а к прошлому: «все будут вспоминать советское время и сравнивать с нашим»; «была работа, зарплата всегда»; «жили хорошо, не думали о завтрашнем дне»; «народ при них хорошо жил» и т. п.
Отдельные респонденты говорили о правильной программе и «хороших идеалах» КПРФ, о доверии населения к этой партии и разочаровании в других, в том числе в «Единой России» (по 1%).
Те, кто прогнозирует снижение авторитета КПРФ, говорили о сокращении ее электоральной базы, представленной в основном пожилыми людьми («их электорат – старики»; «молодое население не знает, что такое коммунизм»; «отомрет вместе со стариками, у детей другие взгляды» — 5%). Другие подчеркивали, что в прошлое уходит не только электорат, но и идеи коммунизма («идеология их уже не актуальна»; «ее лозунги уже в прошлом»; «жизнь меняется и приоритеты» — 3%).
В числе доводов приводились также бесплодность деятельности КПРФ («от них нет никакого толка, одна говорильня»), падение доверия к партии и ее лидеру, переориентация массовых политических симпатий в сторону «Единой России».
Ирина Шмерлина