будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Медленное чтение

Россияне о съезде «Единой России», забастовках и закупке продуктов впрок

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65; факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru
Впечатление о съезде партии «Единая Россия» : Продукты впрок : Забастовки: оценка ситуации : КПРФ: отношение к партии
 

Впечатление о съезде партии «Единая Россия»

1. Отношение к партии

2. О съезде «Единой России»

Известно, что «Единая Россия» (ЕР) пользуется весьма высокой популярностью у россиян. Еще в апреле 2008 года, когда эту партию согласился возглавить В. Путин, число симпатизирующих ей перевалило за грань в 50% и составило уверенное большинство — 60%. Сегодня доля заявляющих о позитивном отношении к партии составляет 65%.

Еще выше доля тех, кто делает «экспертное заключение» о популярности этой партии среди населения, — 77% (что превысило аналогичный показатель майского опроса с.г. на 6 п.п.). Лишь примерно каждый десятый (9%) полагает, что «Едина Россия» не пользуется популярностью у россиян; 14% затруднились дать какое-либо заключение по этому вопросу.

Возвращаясь к оценкам партии респондентами, отметим, что людей, которые заявляют о своем отрицательном отношении к ней, в целом немного, – 16% (в течение последних двух лет их доля практически не менялась); пятая часть населения (18%) не имеет отчетливого отношения к «Единой России».

Если о своей личной расположенности к партии чаще других говорят люди, занятые бизнесом или планирующие стать предпринимателями (71% в данной группе опрошенных), то представление об «общероссийской популярности» этой партии сложилось прежде всего у молодых людей (в возрасте от 18 до 35 лет) — 84%. Оба смещения неслучайны, что подтверждается реакцией названных групп респондентов на другие сюжеты, затронутые в ходе опроса.

В частности, на вопрос, соответствуют ли цели «Единой России» интересам таких людей, как они, бизнес-ориентированные и молодые граждане, а также люди относительно хорошо обеспеченные (имеющие ежемесячный среднедушевой доход на члена семьи более 7 тыс. руб.), чаще других давали утвердительный ответ – 56–61% в названных группах при 51% по выборке в целом.

Отрицательный ответ на тот же вопрос прозвучал в 28% случаев (чаще всего его давали пожилые респонденты и жители мегаполисов — по 35%); 22% затруднились ответить.

Пятилетний мониторинг этого вопроса демонстрирует устойчивый рост числа людей, полагающих, что цели «единороссов» отвечают их личным интересам: в 2003–2005 годах таких людей было около 30%, в феврале 2007 года — 35%, в апреле этого года — 46%, сегодня, напомним, их на 5 п.п. больше. Доля тех, кто подобной близости с целями партии не ощущает, меняется менее быстрыми темпами: об уменьшении их числа здесь можно говорить только на фоне данных 2005 года, когда о несовпадении целей партии и своих личных интересов сказали 36%, что на 8 п.п. больше сегодняшнего показателя.

При том, что реальных членов «Единой России» в нашей выборке оказалось немного (2%), 17% допускают для себя возможность вступить в эту партию (71% исключают такую возможность, 11% затрудняются ответить). На протяжении последних четырех лет распределение ответов на этот вопрос менялось мало: по сравнению с опросом двухлетней давности доля потенциальных членов «Единой России» выросла на 4 п.п., с 2004 года — на 6 п.п. Оба случая формально можно объяснить статистической погрешностью, но, на наш взгляд, их, скорее, следует интерпретировать как слабовыраженную тенденцию. Повышенной готовностью усилить ряды «Единой России» отличаются опять-таки «бизнесмены» – реальные и потенциальные предприниматели (30%), интернет-пользователи (26%), молодые люди, относительно хорошо обеспеченные граждане и москвичи (22–24% среди них). Стоит отметить, что два года назад подобных смещений по группам не наблюдалось (правда, «бизнесмены» и интернет-пользователи в качестве таких групп тогда еще не выделялись).

Что касается деятельности «Единой России», то, судя по данным опроса, она наиболее заметна в Москве и больших городах — 43 и 36% соответственно, в то время как в среднем по выборке об активности партии на местах говорят 22%. Более половины опрошенных (56%) не замечают признаков деятельности «Единой России», 22% затруднились сказать по этому поводу что-либо определенное. За два последних года существенных изменений в этом отношении не произошло, но в сравнении с 2004 годом, судя по данным мониторинга, партия ощутимо активизировала свою деятельность в регионах.

В целом примерно каждый второй россиянин (48%) склонен видеть в «Единой России» независимую политическую силу, принимающую самостоятельные решения (наиболее твердо в этом убеждены люди, ориентированные на бизнес, и хорошо обеспеченные граждане — 57–58% в каждой из групп). 28% оценивают реальный политический статус партии прямо противоположным образом, полагая, что она не обладает ни независимостью, ни самостоятельностью в своих действиях (это мнение наиболее широко представлено в Москве, мегаполисах и больших городах, среди граждан с высшим образованием и интернет-пользователей — 35–40% в названных группах). Каждый четвертый (24%) затруднился оценить самостоятельность «Единой России».

О прошедшем в ноябре съезде «Единой России» половина респондентов (49%) имеют более или менее отчетливое представление (из них 21% сказали, что «знают» об этом событии, а 28% «что-то слышали» о нем). Практически столько же (48%) признались, что услышали об очередном съезде партии от интервьюера. Точно такую же степень осведомленности проявили россияне и о предыдущем съезде, состоявшемся осенью прошлого года.

На вопрос о впечатлениях от прошедшего съезда (он задавался, разумеется, только тем, кто к моменту опроса в той или иной степени знал о нем или, по крайней мере, заявил об этом) чаще всего звучал ответ «не осталось никакого впечатления» (43% осведомленных респондентов, или 21% от общего числа опрошенных).

Положительное впечатление от съезда отметили 35% осведомленных (или 17% по выборке). Судя по ответам на соответствующий открытый вопрос, оно связано прежде всего с прозвучавшими на съезде социальными обещаниями («съезд решил обратить внимание на социальные вопросы, несмотря на кризис»; «говорили, что и пенсионерам будут помогать пережить трудное время»; «все для людей будет лучше»; «обещают хорошую жизнь» — 4%), антикризисной тематикой съезда («были конкретные задачи о выходе из кризиса»; «об антикризисных мерах»; «обсуждали серьезные проблемы, связанные с экономикой»), выступлением В. Путина («В. В. умные вещи говорил»; «получил удовольствие от выступления Путина»; «Путин выступил дельно»; «Путин говорил хорошо, как бальзам на душу») и в целом позитивным настроем партийцев («курс на улучшение и развитие»; «много хорошего обещают»; «хорошие намерения») — по 3% ответов каждого типа.

Плохое впечатление от съезда осталось у 8% осведомленных о нем (4% по выборке). Объясняя его, респонденты квалифицировали работу съезда как «пустые разговоры», «показуху» и «…дежавю КПСС» (по 1%).

Информационное освещение съезда осведомленные респонденты чаще всего оценивали как адекватное: 57% из их числа (28% от выборочной совокупности в целом) сказали, что российские газеты, радио, телевидение уделили съезду партии «Единая Россия» внимания столько, сколько следовало. У 8% этих людей сложилось впечатление, что внимания было недостаточно, у 18% — что оно, напротив, было избыточным (по выборке в целом это составляет 4 и 9% соответственно).

Говоря об итогах прошедшего съезда, 40% опрошенных выразили мнение, что он окажет положительное влияние на ситуацию в стране (особую убежденность в этом выказали жители Москвы — 55%). Мнение об отрицательных последствиях съезда высказывалось нечасто (4%). Каждый четвертый (24%) думает, что заметного влияния съезда на реальную жизнь ожидать не приходится, а каждый третий (32%) затруднился ответить на этот вопрос.

Ирина Шмерлина

наверх

Продукты впрок

У некоторых людей, как известно, существует привычка покупать продукты и товары впрок, в том числе делать запасы "на черный день". Мы решили выяснить, насколько распространена такая практика. Большинство россиян (72%) не относят себя к запасливым людям, отмечая, что покупают продукты и товары повседневного спроса по мере необходимости, однако четверть наших сограждан (25%) говорят, что запасы делают.

В то же время, отвечая на вопрос «Если говорить не о сезонных продуктах, то Вы, Ваша семья в последнее время покупали впрок меньше или больше продуктов, или столько же, сколько 2-3 месяца назад? Или Вы вообще не покупаете продукты впрок?», уже менее половины наших сограждан уверенно заявили, что продуктов впрок они не покупают. Вполне естественно, что меньше всех склонны к таким закупкам москвичи (не запасают продукты 55% из них) и жители мегаполисов (не запасаются 56%). При этом большая часть из тех, кто делает продуктовые запасы (37% по выборке в целом), в последнее время покупали столько же, сколько всегда, и лишь немногие – меньше или больше обычного (соответственно 6% и 5% по выборке). У тех, кто стал покупать впрок больше или меньше, спросили, чем это вызвано. Отметим, что в обоих случаях многие связывают изменения своих покупательских стратегий с ростом цен и ухудшением материального положения: респонденты покупают больше из-за роста цен («стоит сегодня батон 10 рублей, а завтра – 20 рублей, потому и покупаешь впрок» – 2%) и из-за боязни кризиса (1%), а меньше – из-за нехватки денег (1%) и опять же роста цен («цены растут – не укупишь всего» – 2%).

Четверть респондентов (25%) считают, что сегодня людей, покупающих товары и продукты впрок, становится больше; вдвое реже встречается мнение, что таких людей становится меньше (13%). Треть участников опроса (31%) считают, что доля запасливых людей не меняется.

Когда речь заходит о заготовках на зиму, выясняется, что подавляющее большинство наших сограждан – 78% – не полагаются только на магазины и предпочитают обеспечивать себя домашними запасами; не делают заготовок 22% россиян. Жители мегаполисов и особенно столицы значительно чаще других заявляют, что не запасаются продуктами на зиму (31% и 44% соответственно). Выше средней доля тех, кто не делает запасов, среди людей с относительно высокими доходами (30%) и респондентов с высшим образованием (28%), а также среди молодежи (29%). В селах же не заготавливают продукты на зиму лишь 8% опрошенных.

Больше всего распространены такие виды зимних заготовок, как разнообразные соленья (квашеная капуста, соленые грибы и огурцы, и проч.), а также варенье, компоты – их делают соответственно 70% и 69% опрошенных. 57% респондентов запасаются свежими овощами (картошкой, свеклой, морковью и т. п.), 16% – свежими фруктами (яблоками, грушами и т. д.). Довольно широко распространены и такие припасы, как замороженные и сушеные грибы, ягоды и фрукты (соответственно 26% и 18%). Значительно реже упоминаются заготовки сала и муки (по 10%), круп и подсолнечного масла (по 7%), лишь немногие запасают на зиму вяленую и соленую рыбу и мясо (по 4%), а также мясо тушеное (5%). Две трети опрошенных (63%) обычно делают заготовки из продуктов, выращенных или произведенных в личном подсобном хозяйстве, на даче; четверть (25%) – из продуктов, купленных на рынке; чуть менее четверти (23%) – из собранных в лесу грибов, ягод и трав; десятая часть (9%) делают закупки в магазинах, и 2% делают запасы за счет добытой на охоте и рыбалке дичи и рыбы.

В апреле 2007 года мы уже спрашивали наших сограждан о заготовках. Тогда респонденты несколько чаще, чем сейчас, говорили, что они производят заготовки (82% против 78% в этом году), однако динамика незначительна и не позволяет делать каких бы то ни было содержательных выводов.

Подавляющее большинство опрошенных (77%) делают заготовки только для себя и своей семьи, и лишь 2% – как для себя, так и на продажу. При этом заготовки играют значимую роль в рационе многих россиян: для 10% они являются основным питанием (в селе – для 22%), для 37% – существенной добавкой к магазинным продуктам, для 30% – небольшой добавкой к ним. Половина опрошенных (45%) уверены, что не смогли бы обойтись без заготовок (среди жителей сел – 70%), около трети (29%) – заявляют, что смогли бы без них прожить. Отвечая на вопрос, почему они делают заготовки, на первое место респонденты ставили такие мотивы, как возможность есть вкусные домашние продукты (45%) и сэкономить деньги (41%). Многих побуждает делать заготовки желание переработать выращенное (23%) и иметь запасы (21%). Об экологичности, полезности своих заготовок, а также удобстве (чтобы были под рукой) говорили реже – 17% и 16% опрошенных соответственно.

Большинство из тех, кто делает заготовки (48% по выборке), отметили, что этой осенью они запасли на зиму столько же, сколько прошлой; у четверти (18% по выборке) объем заготовок сократился, а примерно у каждого десятого – увеличился (8% в среднем по выборке, а среди жителей сел – 14%).

Марина Иванова

наверх

Забастовки: оценка ситуации

Подавляющее большинство россиян (72%), не заметили забастовок на предприятиях и организациях своей области (края, республики) за последние два-три месяца. Только 4% респондентов заявили, что забастовки в их регионе за это время проходили, и 2% за последние три месяца лично принимали в них участие.

Между тем каждый пятый опрошенный (20%) ожидает увеличения числа забастовок в своем регионе в ближайшее время; 22% полагают, что их количество останется на прежнем уровне, однако большинство (56%) не взялись дать прогноз на этот счет.

Тех, кто ожидает роста числа забастовок в своем регионе, попросили назвать причины такого прогноза (был задан открытый вопрос). Наиболее часто называемая причина – рост безработицы (11%). Реже назывались задержки или снижение зарплаты, некоторые говорили о кризисе и нестабильности в стране в целом (по 3%).

По словам пятой части опрошенных (21%, от числа работающих – 27%), они готовы принять участие в забастовке, если таковая случится. Большинство респондентов (65%) бастовать не намерены. В каком случае стали бы участвовать в стачке те, кто заявил о своей принципиальной готовности сделать это?

Отвечая на соответствующий открытый вопрос, по 5% респондентов говорили, что примут участие в забастовке, если будут решаться вопросы, касающиеся размера зарплаты (снижение, повышение) либо ее задержек. Еще 4% заявили, что примкнут к бастующим, если начнутся увольнения. Остальные причины назывались реже.

Более половины респондентов (55%) одобряют тех, кто решается на забастовку, тогда как 15% выражают неодобрение в их адрес (еще 21% опрошенных относятся к бастующим безразлично). По сравнению с февралем этого года, когда такой вопрос был задан впервые, доля одобряющих забастовщиков выросла на 7 п.п.

Вообще забастовку считают крайней мерой 57% опрошенных (в феврале – 64%). Нормальным способом отстаивания работниками своих интересов считают забастовку вдвое меньше респондентов – 28% (в феврале – 23%).

Александр Куракин

наверх

КПРФ: отношение к партии

В конце ноября состоялись съезды «Единой России» и КПРФ, что дало нам повод поговорить с респондентами о популярности этих партий, восприятии населением их программных целей, степени влияния на ситуацию в стране.

По сравнению с «Единой Россией», о положительном отношении к которой заявляют 65% участников опроса, а об отрицательном – вчетверо меньше (16%), восприятие Коммунистической партии гораздо более сбалансировано: 35% относятся к ней положительно, практически столько же (36%) — отрицательно, а 29% — по-видимому, никак, поскольку затруднились ответить на соответствующий вопрос.

Впрочем, отношение к компартии очень разнится в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов. Так, молодые респонденты (в возрасте до 35 лет) заметно чаще воспринимают КПРФ негативно (43%), чем позитивно (20%) или безразлично (37%), в то время как среди людей пенсионного и предпенсионного возраста положительное отношение явно доминирует над отрицательным и безразличным (54% против 26% и 19% соответственно). О своем неприятии КПРФ часто заявляют люди, занимающиеся бизнесом или планирующие им заняться (49%), а также пользователи сети Интернет (42%). Заметно и влияние места проживания респондентов. Здесь оценочные полюса задают столица и сельская местность: если для москвичей наиболее типичным ответом был «отношусь отрицательно» (51%), то для сельских жителей, наоборот, — «отношусь положительно» (42%).

Интересно, что, отвечая на вопрос: «Как Вы думаете, КПРФ – популярная или непопулярная среди россиян политическая партия?», респонденты чаще давали негативные оценки, чем когда они характеризовали свое личное восприятие этой партии. Так, о том, что Компартия популярна среди россиян, сказали 30%, а 47% высказали противоположное мнение (каждый четвертый затруднился ответить).

Любопытно, что вопрос о том, соответствуют ли цели КПРФ интересам тех людей, с которыми респондент себя идентифицирует, также показал более сдержанные оценки, нежели вопрос о собственном отношении к партии. Так, лишь 29% сказали о близости целей партии интересам людей своего круга, а 42% заявили, что эти интересы не совпадают. Динамика мнений по данному вопросу (наблюдение за которой ведется с 2001 года) довольно неустойчива, но в целом, если сравнить сегодняшнее распределение с данными 2001 года, можно констатировать некоторое уменьшение (на 6 п. п.) доли людей, считающих, что цели КПРФ отвечают их интересам.

Десятая часть респондентов считают, что авторитет КПРФ среди населения растет, однако тех, кто говорит о противоположной тенденции, в два с половиной раза больше (26%). 38% не видят никаких явных перемен в отношении людей к КПРФ, а 27% затруднились ответить на данный вопрос. Стоит заметить, что 4 года назад половина респондентов (51%, то есть вдвое больше, чем сегодня) отмечали снижение авторитета Компартии среди россиян.

Что касается прогнозов на будущее, то они отчасти повторяют оценки настоящего. Так, каждый десятый полагает, что в ближайшее время авторитет КПРФ будет расти, а 39% — что он останется на прежнем уровне. Снижение популярности КПРФ прогнозируют только 17%, вдвое больше (34%) затруднились дать определенный ответ на поставленный вопрос.

По мнению 3% респондентов, высказанному в ответах на открытый вопрос, кризис и его последствия (от «падения уровня жизни» до «падения нравов») будут способствовать росту авторитета КПРФ: «чем тяжелее жизнь, тем больше народ доверяет коммунистам». Столько же респондентов дали близкий по смыслу ответ, за исключением того, что их аргументы обращены не к будущему или настоящему, а к прошлому: «все будут вспоминать советское время и сравнивать с нашим»; «была работа, зарплата всегда»; «жили хорошо, не думали о завтрашнем дне»; «народ при них хорошо жил» и т. п.

Отдельные респонденты говорили о правильной программе и «хороших идеалах» КПРФ, о доверии населения к этой партии и разочаровании в других, в том числе в «Единой России» (по 1%).

Те, кто прогнозирует снижение авторитета КПРФ, говорили о сокращении ее электоральной базы, представленной в основном пожилыми людьми («их электорат – старики»; «молодое население не знает, что такое коммунизм»; «отомрет вместе со стариками, у детей другие взгляды» — 5%). Другие подчеркивали, что в прошлое уходит не только электорат, но и идеи коммунизма («идеология их уже не актуальна»; «ее лозунги уже в прошлом»; «жизнь меняется и приоритеты» — 3%).

В числе доводов приводились также бесплодность деятельности КПРФ («от них нет никакого толка, одна говорильня»), падение доверия к партии и ее лидеру, переориентация массовых политических симпатий в сторону «Единой России».

Ирина Шмерлина

наверх
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).